Научная статья на тему 'Политические партии: развитие под низким потолком'

Политические партии: развитие под низким потолком Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валерия Костюгова

В 2016 году тон в развитии политических организаций задавали: избирательная кампания в парламент, общее смягчение внутренней политики государства, нарастание социально-экономических проблем в стране и, как результат-усилившаяся конкуренция политических партий между собой. Партии и движения начали более широко использовать социальную повестку в политической агитации, за счёт чего им удалось расширить число своих сторонников и даже впервые с 2000 года получить некоторое подобие представительства в парламенте. Анализируемый период можно считать относительно успешным для развития политических организаций, но достижение более значительных результатов проблематично без изменения политической системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические партии: развитие под низким потолком»

политические партии: развитие под низким потолком

Валерия Костюгова Резюме

В 2016 году тон в развитии политических организаций задавали: избирательная кампания в парламент, общее смягчение внутренней политики государства, нарастание социально-экономических проблем в стране и, как результат - усилившаяся конкуренция политических партий между собой. Партии и движения начали более широко использовать социальную повестку в политической агитации, за счёт чего им удалось расширить число своих сторонников и даже - впервые с 2000 года - получить некоторое подобие представительства в парламенте. Анализируемый период можно считать относительно успешным для развития политических организаций, но достижение более значительных результатов проблематично без изменения политической системы в целом.

Тенденции:

• интенсивное включение политическими организациями социальной проблематики в агитационную кампанию;

• предпочтение большинством политических организаций стратегий участия в выборах, переговоров с властями и «мирных перемен» стратегиям бойкотирования;

• выдвижение на политическую сцену новых фигур;

• достижение «пределов роста» - институционального потолка участия политорганизаций в политической жизни страны.

Создание новых коалиций

Первую половину 2016 года партии провели в попытках перегруппироваться и укрепить свои позиции в политическом поле. Как и в 2015 году, структуру этого поля задавала коллизия, связанная с самоопределением партий и политических движений вокруг формата участия/неучастия в контролируемых властями выборах — со всеми «вытекающими» различиями в предпочтении конечных целей, тактик и стратегий.1

См. Костюгова, Валерия. «Партийная оппозиция и выборы президента: самоустранение из легального политического процесса.» Белорусский ежегодник 2016. Vilnius: Логвшау, 2016: 142—153. Print.

Коалиционная перегруппировка началась ещё в ходе президентских выборов 2015, поскольку обе существовавшие на тот момент коалиции — «Народный референдум» и «Талака» — не смогли согласовать общие подходы к участию в выборах, а в итоге фактически прекратили своё существование. Подготовка к парламентским выборам началась практически сразу после президентской избирательной кампании. В ноябре 2015 года лидеры гражданской кампании «Говори правду» («ГП») Татьяна Короткевич и Андрей Дмитриев заявили о самостоятельном формировании списка претендентов в кандидаты.

В декабре 2015 года под патронажем Европейской народной партии (ЕНП) создана правоцентристская коалиция, куда вошли Объединённая гражданская партия (ОГП, председатель — Анатолий Лебедько), движение «За свободу» (лидеры — Александр Милинкевич, Юрий Губаревич), оргкомитет по созданию партии Белорусская Христианская демократия (БХД, сопредседатели Павел Северинец и Виталь Рымашевский). Правоцентристы заявили об участии в парламентской кампании.

Некоторые обозреватели сочли, что объединение создано как противовес «ГП» и экс-кандидату в президенты Татьяне Короткевич.2 Но принципы объединения исключали3 взаимодействие не только с популистской «ГП», но и Белорусской социал-демократической партией «Народная Грамада» (БСДП (НГ), председатель — Ирина Вештардт), и социал-демократами Николая Статкевича, и партией левых «Справедливый мир» (лидер — Сергей Калякин). В итоге рамки объединения оказались узки даже для правого Белорусского народного фронта (возглавляемого Алексеем Янукевичем), первоначально подписавшего декларацию правоцентристской коалиции.

См. «Оппозиция переформатируется против Короткевич?» TUT.by. 12 Dec. 2015. Web. 10 May 2017. <https://news.tut.by/politics/476736. html>.

«Белорусская оппозиция может создать после парламентских выборов Ассамблею народных представителей.» Naviny.by. 12 Dec. 2015. Web. 10 May 2017. <http://naviny.by/rubrics/politic/2015/12/10/ ic news 112 468017>.

Весной 2016 учреждён Белорусский национальный конгресс (БНК) вокруг экс-кандидатов в президенты на выборах 2010 года Николая Статкевича и Владимира Не-кляева, попытавшихся привлечь некоторых региональных активистов. Поначалу БНК стремился объединить все наличные демократические силы, исключая «кагэбистов и коммунистов» (т. е. «Говори правду» и «Справедливый мир»), но не сумел найти союзников и вынужден был самостоятельно определяться в отношении парламентских выборов.

В ходе коалиционных перегруппировок образовались три независимых центра, каждый из которых сформулировал свою собственную повестку и определился со своими специфическими тактиками и стратегиями. Это: (1) Белорусский национальный конгресс, (2) движение «Говори правду» и (3) правоцентристская коалиция. БНК остался на ультимативных позициях в отношении режима и сделал ставку на уличные протесты и «расширение зоны свободы». Движение «Говори правду» ориентировано на «мирные перемены», адвокатирование интересов социальных групп и прямой диалог с властями (встречи в парламенте и правительстве, активное присутствие в государственных СМИ, сбор подписей и пр.). Правоцентристы предпочли сочетание обеих стратегий.

Важным и во многом определяющим моментом явилось подключение политических организаций к уличным протестам. Так, в случае борьбы за отмену указа № 222 в феврале-марте 2016 года политорганизации присоединились к серии уличных акций в Минске и регионах. Наиболее многочисленная акция протеста прошла 15 февраля (около 1000 чел.), в которой наряду с предпринимателями приняли участие Н. Статкевич, А. Лебедько, В. Некляев, П. Северинец, Д. Кучук (лидер партии «Зелёных»), А. Тол-стыко (движение «За свободу»).

Несмотря на немногочисленность происходивших в 2016 году уличных акций, участие в них политорганизаций принесло положительные плоды. Во-первых, ряд партий и движений усмотрели определённый потенциал в политизации социальной и экономической проблематики — в том

числе потому, что протесты способствовали приостановке реализации репрессивных мер указа. Во-вторых, впервые с декабря 2010 года заметно снизился страх политических активистов перед «майданом». В-третьих, политические структуры отчасти восстановили несколько утраченные навыки проведения протестных мероприятий за пределами круга своих безоговорочных сторонников.

Серия мирных акций протеста февраля-марта 2016 года стала схемой-образцом для протестов весны-2017 — со всеми сильными (незаорганизованное и независимое подключение политорганизаций к акциям протеста; предоставление протестующим организационных и других сервисов в виде плакатов, флагов, звукоусиливающей аппаратуры и пр.; продвижение интересов социальных групп, включая сбор подписей и передачу их органам власти) и слабыми (эйфория от первых успехов, опережающая реальную решимость митингующих; преждевременное включение «ультимативной» политической повестки) сторонами.

Выдвижение кандидатов

Общим для всех участвовавших в парламентской кампании партий явилось стремление укрепить свои партийные структуры, привлечь новых сторонников, натренировать актив. Несмотря на то что некоторые политорганизации декларировали особые цели участия в парламентских выборах, в агитационных кампаниях, программах и выступлениях кандидатов отмечено больше сходств, чем различий: большинство из них продвигали идеи «мирных перемен» (то есть реформ без потрясений и революций), более эффективной и справедливой социальной политики, укрепления суверенитета и независимости страны. Более того, даже кандидаты-ставленники власти, взявшие на себя труд проводить более активные избирательные кампании, также акцентировали внимание публики на этих трёх направлениях.

Попытки оппозиции объединиться под давлением лидеров мнений, тяготеющих к идее «единства», были не-

долгими и неискренними. Поэтому партии, не растратив на это время и силы, получили возможность заранее выдвинуть своих кандидатов и подготовить их к избирательной кампании. В результате в 2016 году демократические партии и политические движения выдвинули рекордное количество кандидатов — 202, вместе с лояльными властям партиями — 357 чел. В целом кандидатов оказалось также рекордное количество: на 110 мест в парламенте к первому дню досрочного голосования претендовало 488 чел.; изначально же было зарегистрировано 521 чел.

Представительство демократических партий в избирательных комиссиях оставалось традиционно низким — вследствие как отсева партийных представителей Центральной избирательной комиссией (ЦИК), так и небольшого числа выдвинутых — всего 55 из 65 857 человек, включённых в состав 5 971 участковой комиссии (табл. 1). Расширение партийного представительства в комиссиях осуществлялось ЦИК за счёт лояльных партий.

Важной особенностью партийного участия в выборах 2016 явился рост «двойного» выдвижения кандидатов — через партийные списки и путём сбора подписей. Это должно было помочь партиям избежать «казуса-2015», когда два партийных лидера не смогли собрать достаточное количество подписей для своего выдвижения. Демократические партии и организации зарегистрировали в общей сложности 95 инициативных групп (наибольшее число — ОГП и «ГП»). Провластные кандидаты также воспользовались механизмом двойного, а зачастую — и тройного (через трудовые коллективы) выдвижения, причём прошли в парламент в основном те претенденты, которые использовали как минимум два способа выдвижения.

Всего зарегистрировано 304 инициативные группы по сбору подписей за выдвижение (на 110 мест в парламенте), подано 479 заявлений на регистрацию таких групп. Активный сбор подписей кандидатами увеличил фактическое время избирательной кампании, позволив претендентам уже на раннем этапе презентовать себя избирателям и наладить с ними коммуникацию.

Таблица 1. Включение в состав участковых комиссий представителей оппозиционных и лояльных политических организаций (по сведениям ЦИК4)

№ Название партии или общественного объединения Выдвинуто в состав комиссий Включено в состав комиссий

2012 1 2016 2012 1 2016

Лояльные властям политорганизации

1 Белорусская аграрная партия 571 655 485 637

2 Коммунистическая партия Беларуси 845 988 635 816

3 Республиканская партия 262 310 235 265

4 Республиканская партия труда и справедливости 832 1141 704 994

5 Белорусская социально-спортивная партия 609 660 551 639

6 Белая Русь 4799 4626 4189 4536

7 БРСМ 4345 4066 3674 3488

8 Белорусский союз женщин 4037 4344 3791 4241

9 Белорусское ОО ветеранов 3128 3160 2635 2876

10 ФПБ 10400 9350 9418 8939

Оппозиционные политорганизации

11 Белорусская партия «Зелёные» 20 0 0 0

12 Белорусская партия «Справедливый мир» 216 169 39 31

13 БСДП (Грамада) 30 42 5 3

14 Объединённая гражданская партия 240 223 5 14

Правоцентристская коалиция5 400 17

15 Партия БНФ 158 80 12 5

16 Социал-демократическая партия народного согласия (СДПНС) 4 2

Всего деморганизаций 664 518 61 55

На этом этапе деморганизации практиковали совместные пикеты, мини-акции, работу по защите интересов избирателей и пр. В рамках сбора подписей Алесь Лог-винец даже провёл концерт популярного исполнителя

«Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.» Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Web. 10 May. 2017 <http://rec.gov.by/ru/arhiv-vybory>. Для справки: «Правоцентристы: оппозицию на выборах и видно, и слышно». Официальный сайт оргкомитета партии БХД. 01 Aug. 2016. Web. 10 May 2017. <http://bchd.mfo/11416-pravocentristy-oppoziciyu-na-vyborah-i-vidno-i-slyshno.html>.

4

Лявона Вольского. Впрочем, глава ЦИК Лидия Ермошина выразила недовольство использованием усилительной аппаратуры, мегафонов и музыкантов на пикетах А. Лог-винца (которого в итоге не зарегистрировали в качестве кандидата) и А. Дмитриева.

В целом процесс сбора подписей в течение месяца способствовал мобилизации партийного актива и избирателей.

Избирательная кампания и наблюдение

Партийное наблюдение — как и выдвижение кандидатов — осуществлялось лишь отчасти согласованно. Опасаясь, что движение «Говори правду» договорилось с властями о прохождении своих лидеров — Андрея Дмитриева и Татьяны Короткевич, — коалиция партийного наблюдения «Право выбора» исключила «ГП» из кампании наблюдения, и «ГП» организовывало наблюдение в своих округах самостоятельно. За рамками кампании наблюдения остался также БНК. Коалицию в итоге составили восемь организаций: БСДП (НГ), БХД, ОГП, Движение «За свободу», Партия БНФ, Белорусская партия «Зелёные», Независимый профсоюз радиоэлектронной промышленности, оргкомитет Партии свободы и прогресса.

Особенности кампании 2016 свидетельствуют о корректировке подхода властей к избирательным кампаниям. Во-первых, власти заинтересованы в большем количестве участников выборов, в имитации состязательности, они побуждают своих кандидатов к большей публичной активности. Во-вторых, в сравнении с предыдущими выборами власти меньше заинтересованы в обеспечении реальной явки избирателей на участки. Как выразился зампредседателя правозащитного центра «Весна» В. Лаб-кович, «выборы в Беларуси уже можно проводить без избирателей»6.

«Выборы в Беларуси уже можно проводить без избирателей.» Хартия'97. 22 Sep. Web. 10 May 2017. <https://charter97.org/ru/ news/2016/9/22/223788/>.

Высказывания официальных лиц, включая представителей ЦИК, об организации избирательной кампании дают основания предполагать, что власти задумываются об удешевлении избирательных процедур, формировании «политического класса» и создании барьера между избирателями и этим классом. Вероятно, эти отдалённые цели и побудили власти в режиме тестирования увеличить вес участия политических партий в парламентских выборах и стимулировать провластных кандидатов вести сбор подписей и агитацию, участвовать в теледебатах, etc.

Оппозиция, в свою очередь, сумела воспользоваться изменившимися условиями и представила множество новых фигур. Некоторые кандидаты провели довольно интенсивные и яркие кампании. Как правило, это кандидаты, работавшие в мобилизационной парадигме «мирных перемен» или эволюционных изменений, предполагающих вовлечение избирателей в политический процесс не столько за счёт «площади», сколько за счёт выборов.7

Несмотря на довольно скромные финансовые возможности оппозиции в ходе текущей избирательной кампании, кандидаты именно этого типа стали наиболее узнаваемыми лицами оппозиции — Андрей Дмитриев, Татьяна Короткевич (ГП), Ольга Ковалькова, Марина Хомич (БХД), Илья Добротвор, Алесь Михалевич (БНФ), Николай Уласевич, Анна Канюс (ОГП), Юрий Губревич, Виктор Янчуревич (РЗС) и др. Но даже те кандидаты, которые работали в традиционной для оппозиции демобилизационной парадигме (выборов нет, посему нельзя участвовать в избирательном спектакле), не стали снимать свои кандидатуры — как это происходило в 2012 году8 — и довели избирательные кампании до конца.

По мере развития агитационной кампании власти начали опасаться политизации общества и высокой явки в

Стратегия «мирных перемен» изначально подразумевает близкий контакт с избирателями округа и акцентирование внимания на проблемах округа, чаще всего социальных.

Чавусау, Юрый. "Палиычныя партыи: памж байкотам i удзелам у парламенцюх выбарах." Белорусский ежегодник 2012. Минск: Логвшау, 2013: 152-163. Print.

день голосования. Во избежание этого они сняли с дистанции отдельных кандидатов — как демократических, так и провластных дублёров. Кроме того, в 2016 году государство отказалось от финансирования агитационных кампаний кандидатов. Наконец, и без того ничтожные возможности для агитации в государственных медиа (одно пятиминутное выступление по ТВ и дополнительно пять минут в случае организации дебатов на округе) были минимизированы за счёт частичного замалчивания темы выборов в выпусках новостей (не более 2% времени в конце программы) при полном игнорировании личностей кандидатов. К тому же в этот раз телеканалы не размещали выступления кандидатов в интернете (в отличие от 2012 и 2015 годов).

Тем не менее выборы 2016 оказались ярче и заметнее предыдущих избирательных кампаний. В конечном итоге активность демократических организаций на фоне роста протестных настроений в стране вынудила власть признать политический вес оппозиции и её право иметь своё, пусть и незначительное, представительство в парламенте: депутатом стала член ОГП Анна Канопацкая. И в целом представительство партий в парламенте существенно выросло.9

Заключение

В целом минувший год можно признать благополучным для развития партий и политических организаций. Заплатив высокую цену за многие годы попыток объединений, организаций бойкотов и «площадей» и оказавшись перед серьёзной угрозой полного вытеснения из легального политического поля, партии сменили стратегии в пользу самостоятельного развития и добились некоторых успехов. Во всяком случае, одно место в парламенте — это больше, чем ни одного. Кроме того, после парламентских выборов вслед за «Говори правду» и другие политорганизации начали также регулярно контактировать с представителями власти с целью продвижения интересов своих доверителей из тех или иных социальных групп.

См. статью Андрея Казакевича Беларуск парламент: змены без на-ступств? в наст. сб.

Вместе с тем неблагоприятная политическая среда, в которой прямое воздействие партий на политическую повестку власти не предусмотрено, а косвенное (через мобилизацию общественного мнения, обращение в органы власти и организацию/координацию различных форм протеста) ограничено, задаёт известные пределы развития политических организаций. Для более серьёзного политического участия партий в жизни страны необходимо формирование институтов такого участия, в чём заинтересованы не только демократические, но и лояльные властям партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.