Научная статья на тему 'Политические особенности информационного обеспечения в муниципальном управлении'

Политические особенности информационного обеспечения в муниципальном управлении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
273
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная деятельность органов местного самоуправления / муниципальные информационные ресурсы / информационные услуги / Информационные технологии / управленческая информация / information activities of local government / municipal information resources / Information services / information technology / Management information

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хабибуллин Р. И.

В период проведения административной реформы и внедрения информационных технологий в Российской Федерации уровень развития информационной сферы органов власти выступает основным фактором повышения эффективности принимаемых административно-политических решений, важнейшим условием гармонизации социально-политических отношений государства и общества. По мнению автора, существует острая необходимость в комплексном научном анализе и взвешенной оценке современного состояния политики информационного обеспечения в контексте муниципального управления и определения путей совершенствования механизмов и форм ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During the period of administrative reforms and the introduction of information technologies in the Russian Federation, the development level of authorities in information sphere is the main factor of increasing the effectiveness of administrative and political decisions and is the major condition of harmonizing social and political relations between the state and society. The author believes that there is an urgent need for a complex scientific analysis and balanced assessment of the current state policy of information provision in the context of municipal management, and it is important to identify ways of perfecting the mechanisms and forms of their realization.

Текст научной работы на тему «Политические особенности информационного обеспечения в муниципальном управлении»

УДК 352/354:004

ПРЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИHФОРМAЦИОHHОГО ОEECПEЧEHИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

© Р. И. Хабибуллин

Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, 450001 г. Уфа, ул. 50-лет. Октября, 34.

Тел./факс: +7 (347) 252 55 69.

E-mail: stalin55e@yandex. ru

В период проведения административной реформы и внедрения информационных технологий в Российской Федерации уровень развития информационной сферы органов власти выступает основным фактором повышения эффективности принимаемых административнополитических решений, важснейшим условием гармонизации социально-политических отношений государства и общества. По мнению автора, существует острая необходимость в комплексном научном анализе и взвешенной оценке современного состояния политики информационного обеспечения в контексте муниципального управления и определения путей совершенствования механизмов и форм ее реализации.

Ключевые слова информационная деятельность органов местного самоуправления, муниципальные информационные ресурсы, информационные услуги, информационные технологии, управленческая информация.

В настоящее время в период происходящих инновационных процессов в системе государственного и муниципального управления существенным образом меняется характер информационного взаимодействия государства и общества. Это требует рационального использования информационных ресурсов, организации оптимальной информационной инфраструктуры, полноценного функционирования информационных систем на всех уровнях государственного управления в целях повышения качества управленческой деятельности, принимаемых административно-политических решений, усиления информационной открытости власти. Такой подход связан с необходимостью эффективной реализации политики информационного обеспечения в муниципальном управлении, повышением уровня информационной культуры муниципальных служащих, совершенствованием механизмов информационного взаимодействия власти и общества на пути развития электронной демократии как новой формы общественных отношений в период формирования информационного общества в России. Он позволяет обеспечивать доступность государственных услуг за счет использования информатизации, активно использовать инновационные подходы, связанные с совершенствованием государственного менеджмента. С учетом сказанного задачи информационного обеспечения органов власти должны рассматриваться как составная часть политической стратегии и решаться в числе первоочередных в ходе реформы государственного и муниципального управления и развития системы муниципальной службы Российской Федерации [1].

Значимость процесса информатизации административной сферы в современной России подчеркивается в официальных выступлениях первых лиц страны. В послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Президент Д. А. Медведев заявил, что одной из приоритетных задач технологической модернизации является развитие стратегических и информационных технологий, развитие

доступности государственных услуг через электронные каналы связи, особо было подчеркнуто значение электронного правительства для решения проблем коррупции и предоставления более удобных и качественных услуг обществу [2].

К сожалению, информационное обеспечение в муниципальном управлении связано с рядом нерешенных проблем:

а) политико-правовых (нормативное закрепление порядка формирования информационных ресурсов, конкретизация процедур информационного обмена с различными субъектами информационных отношений и др.). Нынешнее состояние информационных отношений в муниципальном управлении свидетельствует о деформациях прозрачности информации, ее противоречивости, неполноте, неоперативности, что снижает уровень легитимности власти, ограничивает возможности получения гражданами своевременной и достоверной информации о текущей политико-управленческой деятельности;

б) экономических (создание современных организационно-технических условий обеспечения нормального функционирования органов муниципальной власти);

в) социально-политических (в частности, определением информационного статуса органов муниципального управления по всей вертикали властных отношений).

Отмеченные обстоятельства актуализируют необходимость комплексного научного анализа и взвешенных оценок современного состояния политики информационного обеспечения в муниципальном управлении и определения путей совершенствования механизмов и форм ее реализации. Целью информатизации муниципального управления является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой. Без эффективного применения информационных технологий никогда не решить поставленной Президентом РФ в своем Послании Федерально-

206

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

му Собранию задачи по экономической модернизации нашей страны.

Сегодня информационно -коммуникационные технологии (ИКТ) создают иные условия работы, меняют политические процессы и технологии, что способствует развитию информационного общества. Вектор изменений затрагивает интересы и настроения людей, формируется общество разнообразия, которое создает огромное количество информации [3]. В современных условиях чрезмерно централизованные структуры государственного и муниципального управления оказываются не в состоянии эффективно реагировать на стремительные изменения окружающего мира, отсюда возрастают потребности в большей гибкости и мобильности системы политико-административного управления.

Из анализа зарубежной практики в контексте исследуемой проблемы было выявлено, что в последние годы в политической практике таких стран, как Германия, Франция, США, преобладает понятие «электронное управление», которое становится основополагающим, вытесняя привычное «электронное правительство». Оно отражает изменения, которыми характеризуются и отношения гражданского общества, и органов публичной власти в новых условиях сетевого общества, и отношения внутри организационной структуры государства. В общем и целом движение идет в направлении более широкого понимания возможностей ИКТ. Если в центре концепции «электронного правительства» лежат понятия открытость информации и предоставление публичных электронных услуг, то новое понимание включает в себя такие принципы, как сотрудничество, участие и координация, что выражается в переходе от концепции электронного правительства к концепции электронного управления [4].

Проблематика, связанная с особенностями реформирования государственных институтов в условиях информационного общества, не является новой для политической науки. Изучение проблем влияния информационно-коммуникационных технологий на политическую и управленческую сферы имеет богатые традиции в рамках концепций информационного общества. Среди авторов, занимающихся этими вопросами, следует назвать Д. Белла [5], М. Кастельса [6], Э. Тоффлера [7] и др. Анализ работ позволил отметить, что значительно переоценивается роль ИКТ как инструмента преобразования традиционных общественных институтов и процессов. Авторы теорий информационного общества безоговорочно принимают позицию успешности ИКТ проектов как в коммерческом секторе, так и в государственном, не принимая во внимание ряд особенностей последнего.

Истоком построения информационного общества в Российской Федерации послужило мероприятие 2000 года, когда лидеры Большой восьмерки подписали Окинавскую хартию, согласно которой, в каждой стране должна быть разработана

собственная стратегия построения информационного общества. После этого возник проект «Электронная Россия (2002-2010)», который должен был способствовать более эффективной работе правительства, создать принципиально иную систему отношений граждан с государством, расширить доступный объем информации о деятельности государства, внедрить систему электронного документооборота. Но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что данный проект по большей части так и не претворен в жизнь [8]. Можно констатировать увеличивающийся за последнее время разрыв между тем значением, которое придает высшее руководство страны задачам формирования в Российской Федерации электронного правительства, и достигнутыми практическими результатами. Проблемой, препятствующей росту производительности федеральных органов исполнительной власти, является ошибочное предположение инициаторов административной реформы о служебной роли новых ИКТ. В рамках ФЦП «Электронная Россия» и отдельных ведомственных направлений информатизации осуществлялся преимущественно инфраструктурный подход в реформировании, что выражается в элементарном наполнении ведомств современной техникой и программным обеспечением. Сложившаяся ситуация во многом является следствием невыполнения сроков, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. По некоторым поручениям и решениям задержка в принятии соответствующих нормативных актов превышает один год.

Генераторами информационных ресурсов, выполняющих функции хранения и распространения информации, являются органы государственного и муниципального управления, формирующие различного рода управленческие документы. Государственная политика в области формирования информационных ресурсов, на взгляд автора, должна предусматривать их рациональную интеграцию, что позволит существенно повысить эффективность функционирования властных структур за счет использования всей накопленной информации.

Политика информатизации административной сферы в современной России осуществляется в рамках ограниченного понимания возможностей ИКТ. Исследование показало, что данная политика еще не предполагает развитие сетевых способностей государства, которые могут расширить демократическую практику. Цели и практика внедрения электронного правительства показали, что на сегодняшний день в России пока создается сервисная модель публичных органов власти, направленная на предоставление государственных услуг в электронном виде [9].

Информация, общество и государство выступают субстанциями, образующими единый порядок -социально-политическую реальность. В этих усло-

виях информационное обеспечение в управлении призвано способствовать реализации принципов оперативности, доступности, полноты, достоверности получаемой гражданами социально-политической информации, систематичности «обратной связи» между населением и органами государственной власти. Основной задачей органов местного самоуправления в информационной политике города является создание благоприятных условий для развития этой информационной среды и в конечном итоге повышения качества жизни и эффективности работы горожан. Результатом реализации такой политики должны стать:

- эффект информационной открытости власти;

- повышение уровня ее легитимности;

- преодоление бюрократических барьеров;

- формирование адекватных демократическим ценностям общества форм взаимодействия граждан и власти.

Для развития и укрепления информационной инфраструктуры муниципального сектора необходимо в полной мере использовать возможности информационной среды для повышения прозрачности и эффективности своей деятельности, а разви -тие муниципального электронного управления должно осуществляться посредством внедрения специальных программ управления принятием решений по отдельным местным вопросам экономи -ки, политики, культуры или социального обслужи -вания населения.

Проведенный анализ различных концепций дает основание сделать вывод о том, что технологический детерминизм в процессе трансформации политических институтов под влиянием ИКТ не является определяющим для развития и совершенствования политической системы общества. В процессе развития теории информационного общества

взгляды на роль и место ИКТ в вопросе влияния на политическую практику значительно эволюционировали, пройдя путь от крайне идеалистических с доминированием позиций, что общественно-

политические модели коммуникации возможно модернизировать, используя современные ИКТ, до крайне пессимистичных, указывающих на абсолютную элементарность новых ИКТ в сравнении с предыдущими технологиями в вопросах политического реформирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ноздрина Т. В. Политико-правовые механизмы регулирования деятельности государственной службы в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. №1. С. 102-106.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская Федерация. 2009. 12 ноября.

3. Шабров О. Ф. Социальное разнообразие как фактор эффективной политики в современном мире // Тез. докл. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, факторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. М.: Российская ассоциация политической науки, 2009. С. 462-464.

4. Сморгунов Л. В. Политические сети, информационные

технологии и публичное управление: переход от

концепции «e-government» к «e-governance» // Тез. докл. «Интернет и современное общество»: Труды VIII

Всероссийской объединенной конференции. СПб., 2005. С. 161-165.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Гу ВШЭ, 2000. 302 с.

7. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 784 с.

8. Кулик А. «Электронное государство» как вызов для отечественной политической науки // Управление государством: Проблемы и тенденции развития. М.: РОССПЭН, 2008. C. 44.

9. Саак А., Пахомов Е., Тюшняков В. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная власть. 2008. №2. С. 64-77.

Поступила в редакцию 24.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.