Научная статья на тему 'Политические мифы в Нижегородской прессе (2005–2010 годы)'

Политические мифы в Нижегородской прессе (2005–2010 годы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
180
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пугачев Вадим Игоревич

Рассматривается политический миф как политтехнология, используемая для реализации политических целей. Непосредственное участие в создании подобных мифов принимают средства массовой информации. Такие мифы всегда связаны с созданием определенного образа политика, вызывающего доверие граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пугачев Вадим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL MYTHS IN THE PERIODIC PRESS OF NIZHNI NOVGOROD (2005–2010)

Political myth is considered as a political technology used for achieving political aims. The media are directly involved in the creation of such myths. These myths are always associated with the creation of a certain image of a credible politician. Keywords: political myth, political reality, image of a politician, political action.

Текст научной работы на тему «Политические мифы в Нижегородской прессе (2005–2010 годы)»

218

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (2), с. 218-221

УДК 070

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МИФЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ПРЕССЕ (2005-2010 годы)

© 2012 г. В.И. Пугачев

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ур^асЬеу@шаП. ги

Поступила в редакцию 09.12.2011

Рассматривается политический миф как политтехнология, используемая для реализации политических целей. Непосредственное участие в создании подобных мифов принимают средства массовой информации. Такие мифы всегда связаны с созданием определенного образа политика, вызывающего доверие граждан.

Ключевые слова: политический миф, политическая реальность, образ политика, политическая акция.

Современные исследователи рассматривают политический миф как средство манипулирования массовым сознанием. При этом возникает стремление к рационализации и демифологизации политики либо выстраивание технологии искусственного мифотворчества [1]. Так,

А. Цуладзе определяет миф как политтехно-логию, используемую для реализации политических целей, и предлагает практические советы по противодействию его воздействию [2]. Признание мифа нормой человеческого познания политической действительности позволяет представить его составным элементом любой формы политической деятельности и важным критерием политической культуры индивида и социума. Для политических мифов характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдать определенный ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность в правоте осуществляемых политических акций [3]. Политические мифы действуют продолжительное время, поскольку они создаются и поддерживаются массовым сознанием, но могут исчезать и появляться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

Реализация политического мифа невозможна без создания образов политических деятелей. Успешный образ политика в средствах массовой информации - это не только неотъемлемая часть предвыборной кампании, но и мощный инструмент постоянного воздействия на аудиторию. Губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев не является исключением. Его образ деятельного, мобильного, активного и целеустремленного главы региона начал создаваться в государственных нижегородских СМИ (в газетах «Нижегородская прав-

да» и «Нижегородские новости») после его вступления в должность губернатора в 2005 году. Анализ данных газет, учредителями которых являются правительство и Законодательное собрание Нижегородской области, позволяет определить основные приемы, с помощью которых создавался образ губернатора, и понять, какую реакцию аудитории должны вызвать такие публикации.

Таким образом, становится возможной реализация политических мифов в нижегородских СМИ. Эти мифы особенно востребованы в периоды социальной напряженности, в связи с последствиями финансово-экономического кризиса, природными катаклизмами и другими факторами. Публикации же негосударственных газет дают альтернативную точку зрения на деятельность В.П. Шанцева, независимую от влияния представителей государственной власти, отмечают не только его успехи, но и неудачи, тем самым стремясь к объективному анализу работы губернатора.

В 2007 году «Новая газета в Нижнем Новгороде» опубликовала статью «Валерий Шанцев: мифы и реальность». Ее автор, политолог Евгений Семенов, доказывал, что миф о губернаторе появился из-за тех ожиданий, которые нижегородцы связывали с новым главой региона: «Унылая предсказуемость провинциальной жизни потеряла свой привычный ритм, и в атмосфере города тяжело повисло сакральное ожидание чуда. Как это обычно бывает в подобных случаях, ожидание обрело свои контуры в мифах. Венцом мифопирамиды стал тезис: «Шанцев все может, Шанцев все сделает». Наивный нижегородский обыватель воспринял назначение Валерия Шанцева как лотерейный билет, как клубную карту, дающую право входа

в сытую и спокойную жизнь за МКАДом» [4]. В 2007 году в СМИ появилась информация о том, что нижегородский губернатор может стать вице-премьером, ответственным за подготовку Олимпиады в Сочи (чего в итоге не произошло). По мнению Евгения Семенова, это был хитроумный психологический прием, чтобы заставить нижегородцев забыть о критике в адрес главы региона, так как он и вовсе может покинуть свой пост, а в таком случае надежды жителей области на В.П. Шанцева останутся нереализованными (хотя стоит учесть, что на тот момент губернатор закончил один из главных нижегородских долгостроев - цирк). Если следовать этой логике, то в 2010 году этот прием был повторен, когда В.П. Шанцев вошел в список кандидатов на вакантный пост мэра Москвы. Это стало демонстрацией доверия партии «Единая Россия» и президента Д.А. Медведева нижегородскому губернатору, что должно было повысить авторитет В.П. Шанцева в глазах нижегородцев после катастрофических лесных пожаров в регионе.

Политические мифы, связанные с нижегородским губернатором, были обусловлены финансово-экономическим кризисом, пик которого пришелся на 2008-2009 годы, и лесными пожарами в регионе летом 2010 года. «Я работаю на Нижегородской земле с 2005 года, но если окинуть взглядом прошлое, то получается, что с первых дней своей жизни я крепко связан нитями судьбы с Нижегородской областью. Судите сами: я родился в деревне Сусанино, которая раньше входила в состав Нижегородской губернии, меня назвали в честь нашего земляка, великого летчика Валерия Чкалова... Сегодня как глава региона своей основной задачей я вижу повышение уровня жизни нижегородцев - а это строительство доступного жилья, модернизация социальных учреждений, повышение зарплат и пенсий, развитие детского и массового спорта, привлечение инвестиций» [6]. Это цитата с сайта В.П. Шанцева. Итак, цель данного «послания» нижегородцам - убедить их в том, что губернатор - это человек, для которого Нижегородская область является родной землей (это необходимо, поскольку Шанцев не избирался жителями региона). При этом ничего не говорится о том, что как профессионал чиновник Шанцев состоялся в Москве. Что касается тем, связанных с заботой о ветеранах и строительством ФОКов, то они не сходили с полос государственных газет. Так, «Нижегородские новости» опубликовали целый ряд материалов, посвященных этим темам. В.П. Шанцев лично участвовал в открытии спортивных объектов,

что способствовало поддержанию его имиджа мобильного губернатора.

Если говорить об уровне жизни населения, то Андрей Котунов в «Нижегородских новостях» писал: «25 процентов всех денег, которые зарабатываются, приходится на долю 10 процентов наиболее богатых наших сограждан. В то время как наиболее бедные вынуждены существовать на 2,8 процента. Как говорится, почувствуйте разницу» [7]. Такова была ситуация в 2006 году, а затем, в 2008 году, жители Нижегородской области, как и все россияне, испытали сложности в связи с финансово-экономическим кризисом.

Нижегородская пресса уделяет внимание и проблемам районов области. Так, Олег Сухонин в публикации «Нижегородских новостей» под названием «Большие стройки маленьких поселков» сообщал: «Правительство региона твердо намерено повышать качество жизни людей во всех уголках нашей области» [8]. В этой статье рассказывается о закладке фундаментов новых домов в Шаранге для молодых учителей в рамках стартовавшей в регионе областной целевой программы поддержки молодых специалистов педагогических и медицинских учебных заведений. В.П. Шанцев лично принял участие в этом мероприятии. Таким образом, у аудитории возникает ассоциативный ряд: личное участие главы региона гарантирует успех и благополучие. Это происходит в связи с тем, что губернатор становится ньюсмейкером в позитивных новостях. В то же время «Нижегородские новости» просто умалчивают о главе региона во многих материалах, имеющих негативную окраску. Ситуация в Нижегородской области совсем не однозначная, есть районы более благополучные, а есть менее. Однако В.П. Шанцев упоминается на страницах этой газеты, как правило, только в связи с какими-то позитивными событиями. Поэтому для объективного анализа работы губернатора необходимо получать информацию и из оппозиционной прессы, например, из «Новой газеты в Нижнем Новгороде».

Сотрудник этой газеты Вадим Деменев писал: «В чем основная проблема четвертого главы региона? К сожалению, судя по тенденции развития Нижегородской области за последние пять лет, существенных изменений к лучшему не наблюдается. Куда промышленность шла при Иване Склярове и Геннадии Ходыреве, туда же она движется и при Шанцеве. Яркий пример - Горьковский автозавод и другие предприятия автопрома в регионе. Что радикально изменилось на «Соколе», «Красном Сормове»?

220

В.И. Пугачев

Ничего. Только социальная сфера за счет увеличения областного бюджета получила позитивное развитие. Тут Валерий Шанцев действительно продвинулся заметно. По заработной плате мы продолжаем отставать от ведущих регионов. Скрытая безработица у нас очень велика» [9].

Проблема низких заработных плат жителей Нижегородской области за последние несколько лет практически не сдвинулась с места. Согласно данным областного правительства, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 году сократилась примерно на 1,5% по сравнению с 2009 годом (а по сравнению с 2008 - приблизительно на 2%) и составила около 14% жителей региона. Среднедушевые доходы населения Нижегородской области по состоянию на 2009 год составили около 13,5 тысяч рублей. Это всего лишь на тысячу больше (на 8%), чем в 2008 году, а в 2010 этот показатель подрос еще на 1,5 тысячи (еще на 11%), среднедушевой доход составил около 15 тысяч

[9].

При этом только продукты питания в регионе в 2009 году подорожали на 15%, не стали дешевле и непродовольственные товары. Фиксированный набор потребительских товаров и услуг в 2010 году, по сравнению с 2009, подорожал на 13% (с 7100 до 8100) [10]. Цена 1 кв. м жилья в 2010 году на первичном рынке составила 47 тысяч рублей [11]. Таким образом, этот показатель превышает уровень среднедушевого дохода в 3 раза. Говорить о доступности жилья не приходится.

Летом 2010 года одной из самых обсуждаемых тем в нижегородских СМИ стали лесные пожары в регионе. Наиболее сложная ситуация сложилась в Выксунском районе, где полностью сгорели три населенных пункта. «Нижегородские новости» сосредоточились на официальной хронике: комментариях премьера

В.В. Путина и губернатора В.П. Шанцева, приехавших в Выксунский район, чтобы оказать помощь погорельцам, информации о том, что премьер потребовал отставки главы местной администрации [12]. Впрочем, газета не привела никаких аргументированных причин, почему природное бедствие зашло так далеко и привело к трагическим последствиям (помимо халатности чиновников из Выксы). Ничего не было написано о том, насколько адекватны были действия областного руководства в сложившейся ситуации. В свою очередь, «Новая газета в Нижнем Новгороде» подошла к этой теме с большей объективностью. В статье «После того, как пришел огонь...» корреспондент Сергей

Анисимов, побывавший в Выксунском районе, рассказывает о том, что происходило там после пожаров: «Село Верхняя Верея, как известно, сгорело дотла. Три дня к селу подходил огонь. Местные власти молчали и ничего не предпринимали. Жители деревни тушили огонь своими силами, чем придется. Даже поливали огонь из полуторалитровых пластиковых бутылок. Сам собой напрашивается вопрос: «Почему Грецию в прошлом году тушили вертолеты МЧС, а Выксу - только местные жители из бутылок? [13]». Корреспондент узнал о том, что информация, поступавшая с места происшествия, подвергалась цензуре: истинное положение вещей скрывалось до последнего момента. По свидетельствам пострадавших, местные власти не предприняли необходимых мер, чтобы предотвратить несчастье.

«АиФ - Нижний Новгород» написал о трагедии: «27 июля на селекторном совещании с Владимиром ПУТИНЫМ, главой российского правительства, Нижегородской области предлагали в помощь федеральные ресурсы, но Валерий ШАНЦЕВ, губернатор, заявил, что справятся сами. Не справились» [14].

Пока положение не было критическим, власти через СМИ успокаивали людей, а не информировали. Главный редактор «биржевых» изданий Владимир Лапырин выступил с критикой по этому поводу: «Что, где горит, как тушат, требуется ли помощь? Накроет ли снова дымный смог город и когда? - узнать по пресс-релизам МЧС, правительства или районных администраций невозможно. Карта пожаров - по Гуглу и Яндексу. Комментарии по Интернету. Как меняется картина - опять же там, собираешь информацию по крупицам. Ну почему бы не создать единый информационный штаб, аккредитовать при нем журналистов, проводить регулярные ежедневные брифинги специалистов, ученых-медиков, строителей. Не успокаивать население, а информировать. Ветер сменился - будьте начеку!» [15].

На основе вышеизложенных материалов можно сделать следующий вывод. Газеты «Нижегородские новости» и «Нижегородская правда», учредителями которых являются органы государственной власти, не только не позволяют себе критику деятельности чиновников, но и необъективно освещают работу как региональных, так и городских властей. В материалах «Нижегородских новостей», посвященных наиболее злободневным вопросам и проблемам, откровенным неудачам региональной власти, имена чиновников, руководящих регионом, обычно не упоминаются. Созданные на страни-

цах вышеуказанных газет образы представителей политической элиты не подвергаются никаким сомнениям. Частные периодические издания Нижнего Новгорода (например, «Новая газета в Нижнем Новгороде», «Биржа») представляют реальную альтернативу государственным газетам. Таким образом, аудитория имеет возможность узнать информацию об одних и тех же событиях, поданную с разных точек зрения журналистами различных газет. Создание авторитетных образов политиков, положительного имиджа руководства региона - это задачи государственных СМИ. Публикации в частных газетах позволяют понять, насколько эти образы соответствуют реальности в том или ином случае.

Список литературы

1. Рюмкова О.Г. Политический миф: теоретические основания и современная политическая практика: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2007. 23 с.

2. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003. 316 с.

3. Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма-пресс, 2006.

4. Семенов Е. Валерий Шанцев: мифы и реальность // Новая газета в Нижнем Новгороде. 2007. № 19. С. 6.

5. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. М.: Прогресс-традиция, 2004, 40 с.

6. http://www.shantsev-vp.ru/

7. Котунов А. Купить сегодня можно все, если кошелек позволит // Нижегородские новости. 2006. № 29. С. 4.

8. Сухонин О. Большие стройки маленьких поселков // Нижегородские новости. 2006. № 38. С. 5.

9. Деменев В. О роли рейтингов в нижегородской политике // Новая газета в Нижнем Новгороде. 2010. № 142. С. 8.

10. http://government.nnov.ru/?id=60380

11. http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi

12. Митярина Е., Шишарин К. Испытание огнем // Нижегородские новости. 2010. № 54. С. 10.

13. Анисимов С. После того, как прошел огонь // Новая газета в Нижнем Новгороде. 2010. № 153. С. 12.

14. Аргументы и факты - Нижний Новгород. 2010. № 32. С. 3.

15. Лапырин В. Когда все в дыму // Биржа. 2010. № 31. С. 6.

POLITICAL MYTHS IN THE PERIODIC PRESS OF NIZHNI NOVGOROD (2005-2010)

V.I. Pugachev

Political myth is considered as a political technology used for achieving political aims. The media are directly involved in the creation of such myths. These myths are always associated with the creation of a certain image of a credible politician.

Keywords: political myth, political reality, image of a politician, political action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.