Научная статья на тему 'Политические институты гражданского общества в практике международных отношений'

Политические институты гражданского общества в практике международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2454
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / политические партии / общественно-политические движения / государство / международные отношения / «народная дипломатия». / civil society / political parties / social-political movements / state / international relations / «public diplomacy».

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ю. В. Синчук, И. К. Харичкин

В статье рассматривается проблема политических институтов современной России. Особое внимание уделено становлению политических институтов гражданского общества, через деятельность которых реализуются политические интересы граждан страны. Наиболее полно политические интересы граждан отражают политические партии, при этом всё большее значение в политической жизни России приобретают общественно-политические движения. Автор обращает внимание на специфическую сторону деятельности политических институтов гражданского общества: их влияние на международные отношения. Часто деятельность политических институтов гражданского общества можно представить как «народную дипломатию». Именно эти институты могут эффективно влиять на государство, выражая и защищая интересы граждан в дружественных отношениях с народами других государств, беспрепятственном международном туризме, получении образования за рубежом, реализации международных бизнес-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN TERMS OF INTERNATIONAL RELATIONS

The article considers political institutes of contemporary Russia. Special emphasis is made on political institutes of civil society which deal with political interests of the country's citizens. To a great extent political interests are reflected by political parties, while social political movements are acquiring significant importance. The author discloses distinctive activity of political institutes of civil society: their impact on international relations. Quite often activity of political institutes can be regarded as «public diplomacy». It is these institutes that can influence the state by expressing and defending the interests of citizens in friendly relations with other countries including unimpeded international tourism, education abroad and international business projects.

Текст научной работы на тему «Политические институты гражданского общества в практике международных отношений»

УДК 327.8

Ю. В. Синчук, И. К. Харичкин

Синчук Ю. В., доктор политических наук, профессор; заведующий кафедрой теории и истории международных отношений Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: sinchukjv@maiL.ru

Харичкин И. К., доктор философских наук, профессор; заместитель директора Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: harichkin@starLink.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматривается проблема политических институтов современной России. Особое внимание уделено становлению политических институтов гражданского общества, через деятельность которых реализуются политические интересы граждан страны. Наиболее полно политические интересы граждан отражают политические партии, при этом всё большее значение в политической жизни России приобретают общественно-политические движения. Автор обращает внимание на специфическую сторону деятельности политических институтов гражданского общества: их влияние на международные отношения. Часто деятельность политических институтов гражданского общества можно представить как «народную дипломатию». Именно эти институты могут эффективно влиять на государство, выражая и защищая интересы граждан в дружественных отношениях с народами других государств, беспрепятственном международном туризме, получении образования за рубежом, реализации международных бизнес-проектов.

Ключевые слова: гражданское общество; политические партии; общественно-политические движения; государство; международные отношения; «народная дипломатия».

Yu. V. Sinchuk, I. K. Kharichkin

Sinchuk Yu. V., Doctor of Political Sciences (Dr.habiL.), Professor;

Head of the Department of theory and history of internationaL reLations

Moscow State Linguistic University; e-maiL: sinchukjv@maiL.ru

Kharichkin I. K., Doctor of PhiLosophy (Dr. habiL.),

Professor Deputy director of the Institute of internationaL reLations

and sociaL-poLiticaL sciences MSLU; e-maiL: harichkin@starLink.ru

POLITICAL INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN TERMS OF INTERNATIONAL RELATIONS

The articLe considers poLiticaL institutes of contemporary Russia. SpeciaL emphasis is made on poLiticaL institutes of civiL society which deaL with poLiticaL

interests of the country's citizens. To a great extent political interests are refLected by political parties, while social political movements are acquiring significant importance. The author discloses distinctive activity of political institutes of civil society: their impact on international relations. Quite often activity of political institutes can be regarded as «public diplomacy». It is these institutes that can influence the state by expressing and defending the interests of citizens in friendly relations with other countries including unimpeded international tourism, education abroad and international business projects.

Key words: civil society; political parties; social-political movements; state; international relations; «public diplomacy».

Более двадцати лет в нашей стране среди политиков, политологов и в средствах массовой информации в связи с изменением общественно-политического строя идут дискуссии о наличии развитости в России институтов гражданского общества. Это связано во многом и с тем, что до сих пор ученые выясняют степень демократизма нашего политического строя. Ведь «принято считать, что гражданское общество является фундаментом демократической общественной организации. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических форм государства. И наоборот - чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти» [Лагуткин, Грудцына, Пономарев 2013, с. 90]. При этом всеми признается, что сильное гражданское общество является неотъемлемым признаком устоявшейся демократии в стране. Однако создание сильного и развитого гражданского общества с разветвленной сетью институтов, включая и политические институты, в России часто воспринимается как процесс длительный, неспешный и не очень-то воспринимаемый населением, которое, мол, еще не готово само к жизни в развитом гражданском обществе.

Сегодня гражданское общество рассматривается как совокупность взаимоотношений граждан по удовлетворению их различных потребностей, возникающих и развивающихся без участия государства, но в рамках существующего в нем законодательства. Именно в таком ключе рассматривается данное понятие в современной политической науке. И можно согласиться с В. В. Лазаревым и С. В. Липенем в том, что гражданское общество «это система независимых от государства отношений и институтов, способных

обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей» [Лазарев, Липень 1997, с. 148].

В структуру гражданского общества входят многообразные общественные институты, в том числе и политические, организации граждан независимые от государства, посредством которых и происходит реализация их потребностей.

Первичные потребности в предметах, обеспечивающих жизнь и деятельность (еда, одежда, жилье), и в межличностных отношениях удовлетворяются через такие институты, как производственные товарищества, артели, общины, потребительские объединения, профессиональные союзы, которые также защищают их интересы в отношениях с государством, работодателями.

Потребности людей как социальных личностей в жизни общества, в совместном социальном развитии (вера, образование, здоровье, дети, творчество, соревновательность) реализуются в таких институтах как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы и кружки, спортивные секции и общества и т. д. Посредством участия в деятельности данных институтов происходит социализация человека, определение его места в обществе.

Потребности граждан страны в определении своего совместного будущего и настоящего в рамках данного конкретного государства реализуются в политическом участии личности в деятельности таких институтов, как политические партии, общественно-политические движения, группы интересов, независимые средства массовой информации политической направленности. Именно посредством данных институтов общество получает возможность предъявлять государству политические требования и в определенной мере его контролировать.

Общественные институты по удовлетворению первых двух групп потребностей граждан существуют во всех странах, демократических и недемократических и практически не связаны с существующим социально-экономическим укладом. Их наличие может отражать степень развитости гражданского общества - это количественный показатель. Именно в развитом гражданском обществе таких институтов может существовать бесконечное множество, различного охвата людей членством в них

от малочисленных дворовых объединений до общенациональных профсоюзных организаций, потребительских обществ. Действуют они строго в законодательном поле страны. В их существовании заинтересовано и само государство, так как с него снимается огромная ответственность за обеспечение жизни своих граждан. При этом государство, поощряя создание таких институтов, всегда старается не упускать их деятельность из поля зрения, вводя определенные процедуры регистрации, отчетности, контроля над их работой.

Такие общественные институты широко представлены в структуре гражданского общества России: добровольные ассоциации граждан, благотворительные фонды, клубы по интересам, творческие и кооперативные объединения, потребительские и спортивных общества, религиозные организации и т. д.

В настоящее время в Российской Федерации по данным Министерства юстиции России на 23 09.2018 г. зарегистрировано 219 799 некоммерческих организаций (unro.minjust.ru/NKOs. aspx23), 1 935 национально-культурных автономий (ипго.ткцш; ги/ККА8.а8рх), 158 некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx). Таким образом, в Российской Федерации действуют всевозможные добровольные объединения граждан, отражающие широкий спектр их интересов и потребностей в организации социальных и духовных основ их жизни, которые довольно успешно взаимодействуют с государственными органами власти. Можно согласиться с В. А. Ильиным, что «современное гражданское общество -это общество, достигшее партнерских отношений с государством и бизнесом, а также способное контролировать государство и богатство страны» [Ильин 2012, с. 9].

Возможности граждан участвовать в политической жизни государства, влиять на его политическую деятельность, навязывать ему свою волю посредством негосударственных политических институтов отражают силу гражданского общества. Иначе говоря, сильное гражданское общество это качественный показатель, служащий для определения степени участия граждан в делах государства, каналом обратной связи государства и его граждан. Чем больше государство прислушивается к мнению политических объединений граждан, чем больше реальные способности

этих объединений влияют на государство в своих интересах, тем сильнее гражданское общество страны. В развитых демократиях государство также заинтересовано в деятельности политических институтов гражданского общества, оставляя за собой определение процедур регистрации, отчетности данных организаций и контроля над ними.

Сильное, влиятельное гражданское общество отражает возможность граждан за свои средства создавать институты политического влияния и борьбы за власть в государстве. Экономической основой его является частная собственность. Появление сильного гражданского общества на прямую связано со способом производства и распределения материальных благ, наличием свободных капиталов, свободных, неподконтрольных государству финансовых средств. Чтобы гражданское общество могло оказывать влияние на государственные институты оно должно иметь хорошо отлаженные политические структуры, многочисленные, высокоорганизованные, способные к массовым действиям на долгосрочной основе, штат профессионалов, ими руководящих, свои средства массовой информации, через которые можно вести и информационные кампании независимо от государства.

В Министерстве юстиции РФ на 26.07.2018 г. зарегистрировано 64 политические партии, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах (minjust.ru/nko/vybory/partii), и 270 общероссийских общественных объединений, в учредительных документах которых предусмотрено участие в выборах (to54. minjust.ru/node/262954).

Особая роль в политической жизни страны отводится такому институту гражданского общества, как политическая партия. Политическая партия ставит своей основной задачей сохранение власти (правящая партия) или ее завоевание (оппозиционная партия). «Содержательное наполнение деятельности политических партий, - справедливо отмечает О. А. Гончарова, - должно, включать в себя инициирование политических событий и информационных поводов, разработку акций и мероприятий, ориентированных как на потенциальный электорат, так и на партийную организацию» [Гончарова 2011, с. 93].

Деятельность многих политических партий нашей страны несколько оторвана от насущных потребностей граждан. Это отражается в том факте, что только четыре из них представлены в Государственной Думе и проявляют наибольшую активность в политической жизни. При этом нельзя не согласиться с В. Ф. Кузнецовым, что «...партии России медленно и болезненно осваивают новые политические формы и методы работы. Это проявляется в постоянном запаздывании в оценках происходящих событий, что влечет за собой потерю контакта с людьми, просчеты в тактике и стратегии действий. В выдвигаемых целях и задачах партий России явно просматривается желание добиться всего сразу» [Кузнецов 2014, с. 19].

Видимо слабость политических партий, в первую очередь оппозиционных, их желание получить всё и сразу связано со слабостью их экономической базы, не рассчитанной на долгую и напряженную политическую деятельность. Изменение экономики в стране в начале 1990-х гг. не привело к ее эффективности по ряду причин: сомнительная приватизация, огромные государственные корпорации, владеющие большими средствами, массовое уклонение от уплаты налогов крупным бизнесом, его финансовая непрозрачность, коррупция. Всё это дает возможность государству сегодня ставить под сомнение честность и законность происхождения крупных капиталов, ставить под усиленный контроль финансовые потоки. Кто из предпринимателей в этих условиях отважится вкладывать большие средства в политическую партию, тем самым вступая в политическую борьбу с государством, не опасаясь быть обвиненным в каком-либо экономическом преступлении? А без свободы бизнеса не может быть и свободы политической деятельности, которая напрямую связана с наличием собственности, свободой частного предпринимательства. Именно крупная частная собственность является экономической основой сильного гражданского общества в современном его понимании.

В этих условиях политические партии и общественно-политические движения ищут новые форматы участия в политической жизни страны. Проявляется иное измерение влиятельности и деятельности политических институтов гражданского общества. Эти институты активно включаются в международные отношения

в различных формах «общественной дипломатии», стараются усилить свои возможности в диалоге с собственным государством, посредством влияния на общественное мнение других стран от дружественных до нейтральных и враждебных. И абсолютно правы Е. В. Мартыненко и В. В. Матвиенко, отмечая, что «Интересы гражданского общества лучше всего выражает общественная дипломатия, которая ... оперирует не только категориями дружбы, мира, добра и сотрудничества, но более - продвижения национальных интересов и их отстаивания. Общественная дипломатия обязательно должна соответствовать внешнеполитическому курсу страны и с использованием всех доступных ей средств массовой коммуникации максимально эффективно влиять на международное общественное мнение» [Мартыненко, Матвиенко 2012, с. 58]. Сегодня трудно представить серьезный политический институт гражданского общества без участия в различных формах «общественной дипломатии».

Так, представители Общероссийского народного фронта поддерживают активные контакты с Отечественного фронта Вьетнама (ОФВ), обсуждая, различные варианты партнерства и обмена опытом. В частности, речь идет о проектах Народного фронта, которые уже давно интересуют вьетнамских коллег: «Генеральная уборка», «Интерактивная карта свалок», «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог», «Народная оценка качества» (НОК) и др. Оба «фронта» действуют на основании меморандума о сотрудничестве между «фронтовыми» организациями обеих стран (onf. ru/2018/09/21/predstaviteli-onf-i-otechestvennogo-fronta-vetnama-dogovorШs-razvivat-sovmestnye/).

Молодежная организация «Молодежка ОНФ» в лице Павла Фомина в Кузбассе приняла участие в международном молодежном образовательном форуме «Евразия», в работе которого были участники из 70 стран мира. На площадке форума собрались лидеры молодежных организаций и политических партий, молодые журналисты, преподаватели, ученые, лидеры студенческого самоуправления и студенческих спортклубов, профессиональные спортсмены и другие представители активной молодежи (onf.ru/2018/09/14/ uchastnik-kuzbasskoy-komandy-molodezhki-onf-rasskazal-o-forume-evraziya/). Данные контакты способствуют укреплению связей

и доверия среди молодежи, что делает международные отношения более насыщенными, многоформатными.

В свою очередь, партия «Справедливая Россия» и Коммунистическая партия Китая договорились о развитии всестороннего сотрудничества между партиями (в том числе на межрегиональном уровне) для изучения взаимного опыта и обмена эффективными наработками в области организационно-партийной деятельности (spravedlivo.ru/6382910). «Справедливая Россия» взаимодействует и с другими партиями, подписав ряд документов о сотрудничестве с Партией социалистов Республики Молдова, Коммунистической партией Вьетнама (spravedlivo.ru/6132410; spravedlivo. ru/8867810).

Многоплановую международную и межпартийную деятельность ведет ЛДПР. Так, партия приняла участие в первом форуме политических партий стран - участниц ШОС, который состоялся 26 мая 2018 г. в городе Шеньжень (КНР). На него были приглашены около 200 представителей более чем 30 политических партий от 18 государств, среди которых: государства - члены ШОС, наблюдатели (ldpr. ru/ldpr_talks/international_activities/LDPR_took_part_ in_the_first_forum_of_political_parties_of_the_SCO_countries/). С ними партия вступает в диалог, укрепляя взаимопонимание между народами. ЛДПР выступила инициировала проведение Круглого стола на тему: «Мировая политика и ее влияние на формирование гражданской позиции российской молодежи» (ldpr.ru/ldpr_talks/ international_activities/Central_Office_of_the_Liberal_Democratic_ Party_discussed_the_impact_of_the_global_youth_policy/).

В международном коммунистическом движении традиционно принимает участие КПРФ. Практически она поддерживает контакты со всеми 115 коммунистическими и рабочими партиями в 90 странах, участвуя в ежегодных международных встречах. В этих встречах принимают участие свыше 70 братских партий. КПРФ активно работает в данном формате, являясь и членом Постоянной рабочей группы по подготовке таких встреч (kprf.ru/ international/).

Таким образом, политические партии и общественно-политические движения, принимая участие в «общественной дипломатии» стараются укрепить свой диалог с государством и в области

международных политики, создавая тем самым возможность усиления международного влияния страны, представляя ее политическую жизнь более привлекательной и демократичной.

В настоящее время в нашей стране назрела необходимость пересмотра самих отношений между государством и гражданским обществом, в сторону их цивилизованности, основанной на твердой законности. Только совместная деятельность государства и гражданского общества создает условия для удовлетворения всех человеческих потребностей. Государство обязано стать инициатором и гарантом процесса формирования сильного гражданского общества, которое и позволит гражданам более активно участвовать в политической жизни страны, развивать «общественную дипломатию», вывести на новый уровень демократические основы общественной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гончарова О. А. Взаимодействие политических партий с институтами гражданского общества// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2011. № 1. С. 89-97. Ильин В. А. На трудном пути к сильному гражданскому обществу // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 9-29. Кузнецов В. Ф. Партийные коммуникации как связующее звено между гражданским обществом и государством // Коммуникология. 2014. Т. 5. № 3. С. 15-24. Лагуткин А. В., Грудцына Л. Ю., Пономарев А. М. Диалог между гражданским обществом и государством в России: перспективы и возможности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Юридические науки. 2013. № 3. С. 85-94. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М. : Юрист, 1997. 490 с.

Мартыненко Е. В., Матвиенко В. В. Народная (общественная) дипломатия в контексте современного межгосударственного общения // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2012. № 1. С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.