Научная статья на тему 'Политические аспекты трудовых отношений в России: позиции политических партий'

Политические аспекты трудовых отношений в России: позиции политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
370
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОЛИТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данилов Михаил Викторович, Куренкова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме политизации трудовых отношений в современной России. На материале программ политических партий анализируются позиции основных политических субъектов относительно законодательства о труде. В работе сделан вывод о нарастающей политизации социальных проблем в России, в частности вопросов труда и занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Данилов Михаил Викторович, Куренкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Aspects of Labor Relations in Russia: Political Parties Positions

The article deals with the problem of politicization of labor relations in modern Russia. On the material of the programs of political parties analyzed the position of the main political actors regarding labor legislation. The paper concluded that the increasing politicization of the social problems in Russia, in particular the issues of labor and employment.

Текст научной работы на тему «Политические аспекты трудовых отношений в России: позиции политических партий»

Там же.

Данный подход в рамках кандидатских диссертаций достаточно типичен. Такое убеждение сформировалось у меня на основе двухлетнего опыта в качестве члена диссертационного совета по юридическим наукам. Особенно значимым фактором является система образования. Попытки концептуально синтезировать конституционные нравственные принципы и образовательные были предприняты в период подготовки государственных стандартов общего образования второго поколения (См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тиш-ков О. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.) См.: Конституция Российской Федерации. М., 2009. С. 4. Там же.

Этому способствовала благоприятная мировая экономическая конъюнктура, связанная с резким повышением цен на энергоносители.

Иногда встречается самый радикальный и безнравственный вариант оправданий: стратегия постсоветских преобразований была верной, но народ либеральным реформаторам достался «неправильный» и не реформируемый, с извращенным архаичным менталитетом.

Конституция Российской Федерации. С. 8. Многие теоретики обоснования новых моделей глобального развития опираются на критику негативных последствий безудержного развития западного потребительского индивидуалистического общества (См., например: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000).

Вопрос о степени их утопичности или реалистичности - это тема отдельного всестороннего объективного исследования, лишенного крайностей либеральных разоблачений советской «тоталитарной системы» и ностальгической идеализации коммунистического прошлого.

удк 32.01

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ: ПОЗИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

М. В. Данилов, О. Н. Куренкова

Саратовский государственный университет E-mail: super9999@yandex.ru, olga-git64@mail.ru

Статья посвящена проблеме политизации трудовых отношений в современной россии. на материале программ политических партий анализируются позиции основных политических субъектов относительно законодательства о труде. в работе сделан вывод о нарастающей политизации социальных проблем в россии, в частности вопросов труда и занятости. Ключевые слова: законодательство о труде, трудовой кодекс, политические партии, партийные программы, политизация социальных проблем.

Political Aspects of Labor Relations in Russia: Political Parties Positions

M. V. Danilov, o. N. Kurenkova

The article deals with the problem of politicization of labor relations in modern Russia. On the material of the programs of political parties analyzed the position of the main political actors regarding labor legislation. The paper concluded that the increasing politicization of the social problems in Russia, in particular the issues of labor and employment.

Key words: labor legislation, labour code, political parties, party program, politicization of social issues.

Политическая жизнь состоит из массы явлений, которые приобретают политическую актуальность благодаря их повышенной общественной значимости. Как правило, данные явления по природе своей носят совсем неполитический характер, относясь к самым различным сферам социальных отношений: экономике, культуре,

религии, праву, быту и т. д. Неполитические проблемы становятся политическими в результате усилий разных акторов, таких как государство, партии, отдельные лидеры, средства массовой информации, влиятельные структуры гражданского общества. Именно они занимаются политизацией неполитического, наполняя партийные программы и выступления президентов, депутатов, министров тем содержанием, которое позволяет им оставаться адекватными общественным запросам.

Исследование процессов политизации общественных отношений предполагает понимание того, что некоторые традиционные политические институты и выполняемые ими функции могут анализироваться в новых ракурсах. К числу таковых, безусловно, относятся политические партии. Положение партий в политическом пространстве общества, их роль в представительстве интересов социальных групп, влияние на государственную власть, идеологическое наполнение политической жизни, политическая мобилизация и социализация людей, участие в избирательном процессе приобретают новый смысл в рамках тематики политизации. По сути, это означает новый взгляд на партийную функциональность. Традиционные, классические функции политических партий в сегодняшних условиях могут быть трансформированы в рамках концепта «политизация» в деятельность по включению в состав политического

17

13

14

20

процесса новых явлений (экономических, культурных, правовых, социальных, бытовых и т. д.).

Поэтому партийная программа является ключевым документом политического дискурса. И хотя современный избиратель в основном ориентируется на более простые и адаптированные источники информации (листовки, плакаты, телевизионную и прочую рекламу), именно программа политической партии - официальный документ, заявляющий намерения и идейные взгляды партии, ее дальнейшие действия в случае победы на выборах1. Программу можно рассматривать как базовую заявку партии на политизацию неполитических интересов заинтересованных групп и вовлечение в политику различных неполитических ресурсов общества. В программе содержится информация о реальной и гипотетической деятельности организации по самому широкому кругу тем. От точности «попадания в цель» партийной программы зависит успех партии на выборах. Это определяет содержательно-тематическое наполнение текста программы, соответствующие разделы, части, соотносимые с важнейшими политическими темами2.

Одной из ключевых проблем социального и политического развития современной России являются трудовые отношения. Право на труд, уровень его оплаты и охраны, производительность труда, трудовая миграция уже достаточно давно стали не просто чисто социальными, экономическими или юридическими категориями. Чрезвычайно высокая общественная значимость предопределила политический статус данных сюжетов, что подтверждается их присутствием в политическом дискурсе и власти, и оппозиции.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, поэтому особое место в системе трудовых правоотношений занимает институт оплаты труда. Действующий в современной России Трудовой кодекс вступил в законную силу с 1 февраля 2002 г. За более чем 10-летнюю историю Кодекс изменениям в части оплаты труда подвергался несколько раз - в 2004, 2006, 2007, 2008, 2011, 2012 гг. Наиболее серьезные изменения были внесены в 2006, 2007 гг. Вопросам оплаты труда работников посвящен отдельный раздел Кодекса, состоящий из трех глав и 35 статей, при этом в других главах ТК РФ также содержатся статьи либо положения, регулирующие вопросы оплаты труда работников.

Возможно, поэтому представители политической партии «Гражданская платформа», которая, как нам кажется, выражает по большей части интересы работодателей, для простоты и удобства пользования нормативным актам предлагают разработать и принять новый закон о заработной плате в России на базе некоторых глав действующего ТК РФ. Новый закон об оплате труда, по их мнению, «должен тесно взаимодействовать с налоговым законодательством. В этом законе

необходимо, наконец, определить на законодательном уровне минимальный часовой размер заработной платы. Это норматив, который действует в подавляющем большинстве стран мира и который позволяет весьма гибко регулировать трудовые отношения. И в этом законе, в частности, целесообразно определить конкретные размеры части заработной платы, с которой не взыскивается подоходный налог. Кроме того, в этом законе необходимо закрепить (возможно, через налоговое регулирование) приемлемое различие между минимальным и максимальным размером заработной платы в пределах одной организации»3. Указанное предложение является техническим (за исключением определения минимальной часовой заработной платы) и, возможно, целесообразным для простоты работы бухгалтеров.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения4. Но, к сожалению, несмотря на многочисленные попытки разных партий привлечь внимание к этой проблеме и повышение с 1 января 2013 г. ФЗ РФ от 03 декабря 2012 г. № 232-ФЗ минимальной заработной платы до 5205 руб. 00 коп., до сих пор не удается сравнять прожиточный минимум и минимальную заработную плату.

Представители Коммунистической партии Российской Федерации считают, что «сегодня государство отрицает права граждан на существование, хотя и декларирует его. Начать следует с того, чтобы государство гарантировало гражданину РФ прожиточный минимум вне зависимости от того, чем он занимается и в каком состоянии находится. Цена вопроса небольшая - по данным Росстата, всего 380 млрд рублей в год»5. Политическая партия «Справедливая Россия» в своей программе провозглашает наиболее важной экономической и социальной задачей повышение оплаты труда. «Сегодня труд российского гражданина является одним из самых дешевых в мире, а его эксплуатация служит источником огромных сверхприбылей. В России сохраняется такое явление, как работающие бедные. Минимальный размер оплаты труда - позор для страны <...> Каждый человек, зарабатывающий на жизнь своим трудом, имеет право на достойное вознаграждение и социальную защиту. Не должно быть заработных плат, на которые нельзя жить»6.

При этом партия «Справедливая Россия» в лице ее лидера Сергея Миронова считает необходимым, так же как и лидер политической партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров, установить часовую форму оплаты труда, тем самым исключив выплату окладов и оплату труда по сдельным расценкам. Кроме того, начисление заработной платы по часовым ставкам приведет к обоснованному снижению заработной платы

работникам в некоторые месяцы года. Например, отработав все рабочие дни в январе или мае, работники будут получать меньшую заработную плату, чем в другие месяцы, так как количество рабочих часов в месяц в среднем - 168-176, а в январе 2013 г. - 136, в 2012 г. норма была 120 часов.

В своей программе, утвержденной 25 июня 2009 г., политическая партия «Справедливая Россия» предлагает установить нижний предел заработной платы, исходя из величины социального стандарта потребления, как минимальную почасовую ставку с тремя видами повышающих коэффициентов: региональным, отраслевым, квалификационным7. Установление минимально часовой ставки в зависимости от социальных стандартов потребления, возможно, на практике будет невыполнимым, потому что невозможно посчитать, сколько в час с учетом социальных стандартов потребления должен тратить гражданин. Таким образом, гарантируя в своей программе нижний предел заработной платы исходя из величины социального стандарта потребления, политическая партия «Справедливая Россия» все-таки обрекает работников на меньшее необоснованное снижение заработной платы при выполнении установленных работодателем за месяц норм труда и выработке всего рабочего времени.

Повышающие коэффициенты - стимулирующие и компенсационные выплаты - это составная часть заработной платы, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством. Но никак от них не должны определяться ни минимальный оклад, ни минимальная ставка, ни минимальная заработная плата работника. Само понятие минимальной заработной платы, которое содержится в ст. 129, 133 ТК РФ, подразумевает, что это зарплата за неквалифицированный труд, выполняемый в нормальных условиях труда. Именно такая минимальная зарплата должна достигнуть уровня прожиточного минимума и в дальнейшем индексироваться, а уже с учетом ее размера соответственно повышается и размер оплаты труда квалифицированных работников или тех, кто трудится условиях, отклоняющихся от нормальных.

Представитель Всероссийской политической партии «Единая Россия» руководитель комитета по труду Госдумы Андрей Исаев в феврале 2013 г. на встрече депутатов Госдумы с министром труда и социального развития Максимом Топи-линым предложил до 1 июля 2013 г. разработать и принять «дорожную карту» по уравниванию минимального размера оплаты труда с уровнем прожиточного минимума8. Но в апреле 2013 г. министр сообщил, что минимальный размер оплаты труда достигнет величины прожиточного минимума к 2018 г.9 К сожалению, несмотря на единую позицию практически всех партий о необходимости повышения минимальной заработной платы хотя бы до уровня прожиточного

минимума, нас не ожидает принятие подобного закона в ближайшие годы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в ст. 133 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, гарантирующие, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Однако, несмотря на реальное уменьшение заработной платы большого количества низкооплачиваемых работников, с 1 сентября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ это положение, действовавшее менее 1 года, утратило силу10. Хотя все политические партии говорят о необходимости повышения заработной платы, о том, что в России по сравнению с Европой дешевая рабочая сила и работники получают меньше, чем на самом деле зарабатывают, этот закон был принят.

В 2006 г. в ТК РФ впервые появилась ст. 144, посвященная системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Конкретные условия оплаты труда с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений были установлены Правительством Российской Федерации, и с указанной даты все работники федеральных бюджетных учреждений перешли на новую систему оплаты труда. Работников учреждений, финансируемых из субъектового и муниципального бюджетов, изменения оплаты труда коснулись с 1 января 2009 г. В соответствии с новым законодательством резко увеличены полномочия руководителя бюджетного учреждения в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые необходимы в данный момент учреждению. В этой связи ЛДПР считала целесообразным закрепить норму об установлении зависимости зарплаты руководителя бюджетной организации от заработной платы основного персонала организации, в федеральном законодательстве (именно в Кодексе) и установить ограничение размера заработной платы руководителя организации, финансируемой из бюджета11. Пожалуй, сложно согласиться с целесообразностью данного предложения в том аспекте, что оно дублирует норму, уже существующую в постановлении правительства.

Оплата труда - один из самых актуальных вопросов для всех граждан страны, именно поэтому политическими партиями высказывается столько предложений, связанных с заработной платой работников. Кроме того, учитывая роль и значение трудовых отношений для развития экономики и положения страны в мире, все политические партии в программах считают необходимым уделить внимание взаимоотношениям работников и работодателей. Так, «Единая Россия» для построения справедливого общества, основанного

на сильной социальной политике государства, в котором обеспечена высокая степень социальной защиты, где созданы равные стартовые возможности для всех, считает необходимым обеспечить стимулирование эффективной занятости и развитие современного трудового законодательства, в том числе социального партнерства12. Целью социальной политики ЛДПР является обеспечение всем трудящимся, каждому гражданину России достаточного материального благосостояния и цивилизованного образа жизни13. КПРФ в своей «программе по выводу страны из кризиса» предлагает новое трудовое и социальное законодательство, которое предполагает: расширение сети социальных учреждений, надежную защиту материнства и детства, достойную старость, заботу об инвалидах, а для трудящихся - восстановление гарантий на достойную оплату и условия труда, на отдых и оздоровление, на повышение образовательного и культурного уровня и искоренение безработицы как признака капиталистической дикости14. Политическая партия «Гражданская платформа», выступая за развитие экономики и защищая интересы собственников предприятий, предлагает развитие социальной политики таким образом, чтобы «стимулировать» работников больше трудиться. В программе политической партии «Справедливая Россия» закреплены основополагающие идеи деятельности партии как борца за социальную справедливость, поэтому основные принципы направлены на увеличение гарантий прав работников и ужесточение контроля за работодателями.

Несмотря на активную социальную позицию партий, далеко не все они, к сожалению, уделяют внимание все более широко распространяемому явлению, как заемный труд. Запретить его вряд ли представляется возможным, но в Трудовом кодексе РФ нет норм о регулировании аутсорсинга персонала. Так, Михаил Прохоров в числе основных направлений совершенствования ТК РФ, в частности, называет введение новых эффективных форм занятости, связанных с развитием инновационной экономики, установление особенностей регулирования труда для работников малого и среднего бизнеса, снятие ограничений на заключение срочных трудовых договоров с возможностью их перезаключения, для чего предлагает создать специализированные трудовые суды для формирования эффективных механизмов оперативного разрешения индивидуальных и трудовых споров и легализации заемного труда15. А вот Всероссийская политическая партия «Союз труда» в своей программе прямо и категорично выступает за запрет заемного труда16.

Однако в современной России аутсорсинг персонала развит. На сегодняшний день многие компании используют заемный труд. Вызвано это разными причинами: снижение налогообложения, ответственности, минимимизация расходов на охрану труда и социальное страхование, сниже-

ние гарантий при увольнении работников, привлечение временного персонала в зависимости от потребностей компании для ее развития. В настоящее время для заемных работников возникают проблемы с учетом рабочего времени, оплатой сверхурочных и праздничных дней, аттестацией рабочих мест, предоставлением соответствующих гарантий и компенсаций, также фиксацией, расследованием несчастных случаев на производстве. Аутсорсинг является в том числе и способом работодателей облегчить расторжение трудовых договоров с работниками. Как правило, с заемными работниками заключаются срочные трудовые договора на период действия договора об оказаний услуг между двумя хозяйствующим субъектами.

Михаил Прохоров, например, еще в 2010 г. предлагал принять меры, направленные на повышение производительности труда и, как следствие, конкурентоспособности российской экономики. Для этого необходимо «прогнуть Трудовой кодекс под нужды работодателя. Особенно "мягкими" должны стать нормы, регулирующие сроки увольнения работников и работающих пенсионеров»17. Политическая партия «Гражданская платформа» предлагает введение новых эффективных форм занятости, связанных с развитием инновационной экономики, установление особенностей регулирования труда для работников малого и среднего бизнеса (гибкие формы занятости, например дистанционные рабочие места, и гибкие графики работы), снятие ограничений на заключение

срочных трудовых договоров с возможностью их 18

перезаключения18.

И если одним из принципов деятельности «Гражданской платформы» названо реформирование трудовых отношений так, чтобы сделать срочный трудовой договор основой взаимоотношений между работником, работодателем и профессиональными отраслевыми союзами, четко

19

оговорив возможные условия его разрыва , то политическая партия «Трудовая партия России» настаивает на изменении трудового законодательства с целью наделения работников, трудящихся по срочному трудовому договору, всеми правами работников, трудящихся по бессрочному трудовому договору20. А например, политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» предлагает просто ограничить срочные трудовые контракты21 .

Следующим камнем преткновения политических деятелей в трудовых отношениях является режим рабочего времени и времени отдыха. Михаил Прохоров, борясь за права работодателей, считает необходимым снять излишние ограничения, установленные трудовым законодательством для работодателя, в части рабочего времени, времени отдыха и процедур перевода на другую работу: пересмотреть нормы труда и снизить время отдыха работников вместе с сокращением предоставляемых сотрудникам льгот и компенсаций.

Еще в 2010 г. он предлагал внести изменения в Трудовой кодекс РФ, установив 60-часовую рабочую неделю для работников. И только после категоричного ответа Президента РФ и Всероссийской политической партии «Единая Россия» о том, что в стране не будет увеличена 40-часовая рабочая неделя, Михаил Прохоров пояснял, что 60 часов в неделю - для тех работников, кто желает по собственной инициативе дополнительно заработать, то есть для совместителей. Однако эти пояснения - попытки оправдаться, потому что в Трудовом кодексе разрешена работа по совместительству, в том числе у того же работодателя, то есть 40 часов по основному месту работы и 20 по совместительству. Вот и получается, сейчас работник может работать 60 часов в неделю. Более того, некоторые работники по собственной инициативе успевают работать и по трем трудовым договорам, то есть и по 80 часов в неделю.

Однако, Михаил Прохоров в декабре 2012 г. в интервью «Российской газете» опять высказал свое предложение «четко прописать в законе, что если человек хочет заработать дополнительные деньги на своем предприятии, работодатель вправе дать ему такую возможность <.> мы говорим о добровольном желании любого работника заработать дополнительно <.> проблема еще и в том, что наш Трудовой кодекс на самом деле защищает только промышленных рабочих, а сейчас огромное количество профессий, которые а) вообще не нормированы в части продолжительности рабочего дня, б) позволяют выполнять работу дома и сразу для нескольких организаций <...> Надо привести трудовые отношения в соответствие с задачей по модернизации и инновационному развитию страны»22.

«Единая Россия» последовательно продолжает работу по сохранению 40-часовой рабочей недели по основному месту работы и созданию рационального времени отдыха. Так, Владимир Путин в 2012 г. на встрече с предпринимателями предложил рождественские праздники сделать короче, зато увеличить майские каникулы, например, ограничить рождественские праздники 7 января, Рождеством, а все, что накапливается дальше, переносить на май23. И вот Федеральным законом РФ от 23 апреля 2012 г. № 35-ФЗ внесены изменения в ст. 112 Трудового кодекса РФ, в результате чего Правительству Российской Федерации предоставили полномочия переносить два выходных дня из числа выходных, совпадающих с нерабочими праздничными (рождественскими) днями, на другие дни в очередном календарном году.

А вот рациональное предложение «Гражданской платформы» о дистанционном труде было услышано, и 5 апреля 2013 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым Трудовой кодекс РФ был дополнен гл. 49.1, касающейся

регулирования труда дистанционных работников. Впервые в российском законодательстве закреплено, что дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места работодателя при условии использования работодателем и работником по вопросам, связанным с выполнением работы, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Впервые трудовые отношения переходят на электронный документооборот, разрешено использование усиленных квалифицированных электронных подписей.

Другим актуальным аспектом социальной политики государства являются трудовые права матерей. Политическая партия «Гражданская платформа» считает необходимым создать такие условия труда, чтобы женщина после рождения ребенка быстрее возвращалась к работе, чтобы не потерять квалификации, в том числе с использованием дистанционной работы. Пожалуй, не все женщины захотят посвятить себя работе сразу после рождения ребенка, но когда ребенок подрастет и будет устроен в дошкольное образовательное учреждение, скорее всего женщина захочет вернуться на рабочее место. Но, к сожалению, после возвращения из отпуска по уходу за ребенком большинство работников «ждет» предложение работодателей подыскивать другую работу.

Согласно программе политической партии «Справедливая Россия» женщина должна быть уверена, что рождение ребенка не станет для нее концом профессиональной карьеры, что государством будут созданы условия, при которых она сможет успешно совмещать работу и воспитание детей. Труд многодетных родителей должен оплачиваться, чтобы женщина могла рассматривать свои материнские обязанности как полноценную альтернативу работе вне дома. Для этого партия предлагает продлить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет и ввести «демографическую» надбавку к пенсии за ответственное родительство - воспитание троих и более детей законопослушными гражданами России. Ответственное родительство - это здоровые, благополучные и умные дети, а значит, качество всего нашего народа. Материнство и отцовство должны стать престижными24. В целях реализации положений программы в 2006 г. Сергей Миронов как лидер партии предложил оплачивать материнский труд, пояснив: «Если мать хочет посвятить себя воспитанию детей, то государство должно оценить это решение и платить ей зарплату. Период времени ухода за ребенком и его воспитания должен учитываться при начислении пенсий. Если мы действительно думаем о том, чтобы будущее поколение выросло здоровым и физически и духовно, мы должны на законодательном уровне ввести понятие и принцип родительской зарплаты»25.

В 2013 г. депутат фракции политической партии ЛДПР в Государственной думе Михаил

Дегтярев разработал и направил на заключение Правительства РФ законопроект о назначении досрочной пенсии женщинам, воспитавшим троих и более детей. По мнению Михаила Дегтярева, в случае принятия это будет эффективным способом стимулирования рождаемости и повышения благосостояния многодетных семей. «В начале XXI века стандартом многодетной семьи официально признана семья с тремя детьми и более. Семей с пятью детьми 2%. В современном мире родить и воспитать даже одного ребенка уже героизм, что же говорить о семьях с тремя детьми. Ну и о каком трудовом стаже можно вести речь, если мама воспитывает троих детей? Это и есть работа в прямом смысле слова, причем самая тяжелая <.. .> Досрочная пенсия - это возможность для многодетной матери получать регулярные денежные выплаты на 5-8 лет раньше, чем ее ровесницы, и одновременно продолжать работать и получать заработную плату»26.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что взгляд на развитие политики через призму проникновения в нее разнообразных неполитических явлений и отношений способен расширить имеющиеся исследовательские подходы, обогащая политологию междисциплинарными связями с правом, экономикой, статистикой, маркетингом, социологией и другими дисциплинами. Быстро меняющаяся политическая обстановка диктует необходимость комплексного анализа. Одной из базовых характеристик современной политической жизни является чрезвычайно быстрое производство и внедрение всякого рода нововведений социально-политического плана. Буквально каждый день практика обогащается новыми правовыми нормами, экономическими ситуациями, аспектами функционирования политических институтов. Политическая ситуация в стране влияет на состояние и развитие трудовых отношений, так как именно большинство в Государственной думе Федерального собрания РФ принимает законы и тем самым «двигает» изменение трудового законодательства. Реализация конституционных прав на труд в безопасных условиях и его оплату без дискриминации невозможна без федеральных законов. Труд без влияния политики невозможен, как и политика без работников и работодателей.

Примечания

1 См.: Солопова О. А. Образ будущего в программных документах политических партий // Политическая лингвистика. 2008. Вып. 1(24). С. 56.

2 См.: Чернявская В. Е., Логинова И. Ю. Программа политической партии как персуазивный текст // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 11. С. 67.

3 О новом трудовом законодательстве России // Кадровик. Трудовое право для кадровика. URL: http:// hr-portal.ru/article/o-novom-trudovom-zakonodatelstve-rossii (дата обращения: 19.09.2013).

4 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Глава 21. Заработная плата. URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_28.html (дата обращения: 19.09.2013).

5 Герои труда вместо права на труд. URL: http: //kprf-kchr. ru/?q=node/4678 (дата обращения: 19.09.2013).

6 Программа политической партии «Справедливая Россия». URL: http://minjust.ru/nko/gosreg/partii/SR (дата обращения: 19.09.2013).

7 Там же.

8 См.: Обсуждается увеличение МРОТ до уровня прожиточного минимума. URL: http://www.audit-it.ru/news/ personnel/552027.html (дата обращения: 19.09.2013).

9 См.: МРОТ в РФ достигнет прожиточного минимума к 2018 году - Минтруд. URL: http://ria.ru/ economy/20130412/932303523.html#ixzz2SvBy9W2b (дата обращения: 19.09.2013).

10 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Глава 21. Заработная плата. URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_28.html (дата обращения: 19.09.2013).

11 См.: О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации (о предельном уровне заработной платы руководящего звена в государственных учреждениях). URL: http://www.ldpr. ru/#power/Bills/Amendments_to_Article_145_of_the_ Labour_Code_Russian_Federation (дата обращения: 19.09.2013).

12 См.: Программа политической партии «Единая Россия». URL: http://minjust.ru/nko/gosreg/partii/ER (дата обращения: 19.09.2013).

13 См.: Программа политической партии ЛДПР. URL: http://minjust.ru/nko/gosreg/partii/Liber (дата обращения: 19.09.2013).

14 См.: Политический отчет Центрального комитета XV съезду КПРФ. URL: http://gazeta-pravda.ru/content/ view/13631/79/ (дата обращения: 19.09.2013).

15 См.: О новом трудовом законодательстве России // Кадровик. Трудовое право для кадровика. URL: http://hr-portal.ru/article/o-novom-trudovom-zakonodatelstve-rossii (дата обращения: 19.09.2013).

16 См.: Программа политической партии «Всероссийский союз труда». URL: http://minjust.ru/taxonomy/ term/222?theme=minjust (дата обращения: 19.09.2013).

17 См.: Карьерист.Ру. URL: http://www.careerist.ru/ article3298/2 (дата обращения: 19.09.2013).

18 См.: Прохоров предложил новый вариант реформы Трудового кодекса. URL: http://mihail-prokhorov.ru/ party/69-news.html (дата обращения: 19.09.2013).

19 См.: Программа и устав политиеской партии «Гражданская платформа». URL: http://minjust.ru/ru/node/2425 (дата обращения: 19.09.2013).

20 См.: Программа и устав политической партии «Трудовая партия России». URL: http://minjust.ru/ru/node/2604 (дата обращения: 19.09.2013).

21 См.: Программа и Устав политической партии «Российский объединенный трудовой фронт». URL: http:// minjust.ru/ru/node/2680 (дата обращения: 19.09.2013).

22 Дайте человеку заработать // Рос. газ. 2012. 21 дек.

23 См.: О труде, отдыхе и налогах шла речь на встрече Владимира Путина с участниками съезда РСПП. URL: http://www.1tv.ru/news/economic/198699 (дата обращения: 19.09.2013).

24 Программа политической партии «Справедливая Россия. URL: http://minjust.ru/ru/node/2270 (дата обращения: 19.09.2013).

удк 32.019.5

25 Сергей Миронов : Труд в России недооценен. URL: http://hrm.by/novosti/sergey-mironov-trud-v-rossii-nedootsenen.html (дата обращения: 19.09.2013).

26 Многодетным матерям - досрочную пенсию. URL: http://oldpr.ru/sobytiya/mnogodetnym-materyam-dosrochnuyu-pensiyu.html (дата обращения: 19.09.2013).

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

а. Ю. Цаплин

Саратовский государственный университет E-mail: anton.th2011@yandex.ru

в статье предпринимается попытка критического осмысления процессов, происходящих в информационной сфере современного общества. обращается внимание на негативные последствия ее коммерциализации и глобализации. рассматриваются изменения политической коммуникации в условиях превращения информации в товар массового потребления и монополизации глобального информационного пространства. Ключевые слова: политическая коммуникация, информационное общество, информационное пространство, Сми, инфотейн-мент, консьюмеризм.

Problems of Political Communication in the Information society

A. Y. Tsaplin

The article attempts to critical comprehension of the processes occurring in the information sphere of modern society. Draws attention to the negative consequences of its commercialization and globalization. Discusses the changes of political communication in the conditions of transformation of the information in mass products and monopolization of the global information space. Key words: political communication, information society, information space, media, infotainment, consumerism.

Одной из тенденций современного общества, которая во многом определяет его информационный характер, является беспрецедентный за последние два десятилетия рост количества средств массовой информации и стремительное развитие технологий обработки, хранения, передачи и получения информации. Происходит постоянное удешевление еще вчера новых технологий и, как следствие, стремительное их распространение в массах. Если еще совсем недавно основным источником получения информации было эфирное вещание (с весьма ограниченным количеством каналов), то сегодня ему на смену пришло кабельное и спутниковое телевидение. Доступными стали десятки или даже сотни каналов, что привело к небывалому увеличению плотности информационных потоков. В этой связи многие исследователи уже давно задаются вопросом: стал ли современ-

ный человек более информированным? Приводит ли количественное увеличение информации к ее качественному изменению?

Многие ожидали, что в информационном обществе за счет появления новых технологий, большого количества СМИ обычный человек сможет с легкостью удовлетворить все свои информационные потребности и станет более знающим и просвещенным по разным вопросам общественной жизни, наступит эпоха «общества знания». Что же произошло на самом деле? Несмотря на небывалую ранее интенсивность информационных потоков, наиболее полно удовлетворяется только одна «потребность» индивида - получение развлечений. Информационной продукции такой направленности производится и потребляется больше всего. Поэтому современное общество можно было бы назвать обществом информационных развлечений. Хотя это всего лишь одна из его сторон. Чтобы понять суть происходящих перемен, нужно обратить внимание на то, что же является основными движущими силами сегодняшнего информационного развития?

Большой вклад в решение этой проблемы внес известный американский политолог Герберт Шиллер. Изучая процессы в информационной сфере капиталистических стран, он пришел к очень важному выводу: современное развитие информационных технологий не является следствием каких-то спонтанных процессов, в основе их создания лежат военные и частные коммерческие интересы1. Соответственно, основное их назначение - это не служение обществу, а усиление военной мощи и извлечение прибыли. В США и во многих других странах, провозглашающих «рыночный тоталитаризм», означающий тотальное распространение коммерческих отношений на все сферы общественной жизни, информация уже давно стала товаром потребления, которая продается и покупается наряду с «зубной пастой, овсяными хлопьями или автомобилями». Во многом по аналогичному пути происходит раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.