Научная статья на тему 'Политическая сатира М. Задорнова как инструмент патриотической мобилизации российского общества в 2000-2010-е годы'

Политическая сатира М. Задорнова как инструмент патриотической мобилизации российского общества в 2000-2010-е годы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
514
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА / STATE / NATIONAL POLICY / CULTURAL IDENTITY / PATRIOTISM / IDEOLOGY / POLITICAL SATIRE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калитько Ирина Игоревна

Статья посвящена изучению проблем национальной политики в России в 2000-х гг. Автор рассматривает такие понятия, как «культурная и наднациональная идентичность», «идеология», «стихийный патриотизм» и «патриотическая мобилизация». Периоды перестройки и «шоковой терапии» нанесли серьезный удар не только по социально-экономическому состоянию общества, но послужили толчком к распаду культурной идентичности, либерализации идеологических ориентаций, привели российское общество к тяжелым культурно-психологическим последствиям, выразившимся в потере самоуважения, патриотизма и появлении комплекса национальной неполноценности. В статье исследуются особенности возрождения культурной идентичности и патриотической мобилизации на примере действий российского правительства в 2000-2010-х гг., а также влияние неформальных инструментов на формирование и проведение национальной политики посредством мировоззренческого перепрограммирования общества через политическую сатиру М. Н. Задорнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SATIRE OF M. ZADORNOVAS A TOOL FOR PATRIOTIC MOBILIZATIONOF THE RUSSIAN SOCIETY IN 2000-2010 YEARS

The article is devoted to the study of the national policy problems in Russia in the 2000s. It examines such concepts as “cultural and supranational identity”, “ideology”, “spontaneous patriotism” and “patriotic mobilisation”. Periods of “perestroika” and “shock therapy” seriously influenced not only the socio-economic state of society but also served as an impetus for the collapse of cultural identity, liberalisation of ideological orientations. It also had severe cultural and psychological consequences for Russian society, expressed in the loss of self-esteem, patriotism and the emergence of a complex of national inferiority. The article examines the features of the revival of cultural identity and patriotic mobilisation on the example of the Russian government’s action in 2000-2010, as well as the influence of informal tools for the formation and implementation of national policy through the ideological reprogramming of society using political satire of M. N. Zadornov.

Текст научной работы на тему «Политическая сатира М. Задорнова как инструмент патриотической мобилизации российского общества в 2000-2010-е годы»

СТАРТАП МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI: 10. 26794/2226-7867-2019-9-3-98-102 УДК 32(045)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА М. ЗАДОРНОВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В 2000-2010-Е ГОДЫ

Калитько Ирина Игоревна,

студентка 3-го курса бакалавриата факультета социологии и политологии, Финансовый университет, Москва, Россия kalitko.ira@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению проблем национальной политики в России в 2000-х гг. Автор рассматривает такие понятия, как «культурная и наднациональная идентичность», «идеология», «стихийный патриотизм» и «патриотическая мобилизация». Периоды перестройки и «шоковой терапии» нанесли серьезный удар не только по социально-экономическому состоянию общества, но послужили толчком к распаду культурной идентичности, либерализации идеологических ориентаций, привели российское общество к тяжелым культурно-психологическим последствиям, выразившимся в потере самоуважения, патриотизма и появлении комплекса национальной неполноценности. В статье исследуются особенности возрождения культурной идентичности и патриотической мобилизации на примере действий российского правительства в 2000-2010-х гг., а также влияние неформальных инструментов на формирование и проведение национальной политики посредством мировоззренческого перепрограммирования общества через политическую сатиру М. Н. Задорнова.

Ключевые слова: государство; национальная политика; культурная идентичность; патриотизм; идеология; политическая сатира

POLITICAL SATIRE OF M. ZADORNOV

AS A TOOL FOR PATRIOTIC MOBILIZATION

OF THE RUSSIAN SOCIETY IN 2000-2010 YEARS

Kalitko I.I.,

3rd-year bachelor course student, Faculty of Sociology and Political Science, Financial University, Moscow. Russia kalitko.ira@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the national policy problems in Russia in the 2000s. It examines such concepts as "cultural and supranational identity", "ideology", "spontaneous patriotism" and "patriotic mobilisation". Periods of "perestroika" and "shock therapy"seriously influenced not only the socioeconomic state of society but also served as an impetus for the collapse of cultural identity, liberalisation

of ideological orientations. It also had severe cultural and psychological consequences for Russian society, expressed in the loss of self-esteem, patriotism and the emergence of a complex of national inferiority. The article examines the features of the revival of cultural identity and patriotic mobilisation on the example of the Russian government's action in 2000-2010, as well as the influence of informal tools for the formation and implementation of national policy through the ideological reprogramming of society using political satire of M. N. Zadornov.

Keywords: state; national policy; cultural identity; patriotism; ideology; political satire

Национальная и культурная политика является одним из наиболее важных вопросов повестки дня современной России. На сегодняшний день в российском обществе в числе прочих существуют такие проблемы, как низкий уровень этнокультурной идентичности и отсутствие национальной идеи. Однако это явление не ново и имело место в период с конца 1980-х гг. и вплоть до начала нового тысячелетия, чему способствовали процессы глобализации и либерализации, ослабление позиций действующей власти, социальная и экономическая нестабильность, а также проявление социального протеста и сепаратистских тенденций в стране. После избрания В. В. Путина на пост президента в 2000 г. власти начали поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Ставка была сделана на концепт суверенной демократии — сочетание либерально-рыночных приоритетов, с одной стороны, с идеями суверенности и патриотизма — с другой. Главными задачами правительства, помимо восстановления экономики и усиления вертикали власти, были: решение проблемы регионального сепаратизма, сохранение территориальной целостности страны, укрепление государственности и восстановление важнейшего связующего элемента — наднациональной идентичности. Для реализации плана на уровне идейной переориентации общества были задействованы различные инструменты, включая неформальные. Среди них можно выделить политическую сатиру Михаила Задорнова, которая, во-первых, развенчивала миф о западном мире как об универсальной и передовой цивилизационной модели, а во-вторых, формировала у граждан России ощущение гордости за свою страну и культуру, основанное на принятии ее самобытности и уникальности.

В течение долгого времени у российского населения формировался комплекс национальной

неполноценности [1]. Он заключался в отречении от своей культуры (вплоть до стеснения и чувства стыда), неприятии собственной уникальности и самобытности, попытках заменить свою систему ценностей западной. В острую фазу этот процесс вошел в период 1980-х гг., накануне перестройки: помимо внутреннего ослабления идеологии, усиливалось влияние западных ценностей. После распада СССР взоры россиян обратились к Западу, и 90-е гг. были отмечены тотальной либерализацией и попытками перехода к западным стандартам не только в политике, но и во всех сферах жизни. Западный стиль оказал значительное влияние на систему ценностей, взглядов, моделей поведения и культуру населения России. Все западное стало не просто модным, а единственно верным форматом, которого России теперь необходимо было придерживаться, чтобы преодолеть культурную, экономическую и политическую «отсталость», якобы возникшую за годы существования Советского Союза. Подобные взгляды доминировали у правящей элиты РФ, которая в 1990-е гг. придерживалась «западного курса» [1]. Так, на государственном уровне после распада СССР стала проводиться политика «департизации» и «деидеологизации» [2]. Идеология была официально отменена, что закреплялось основным законом: один из пунктов ст. 13 Конституции 1993 г. утверждал, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_28399/5b9338a7944b7701fЪe63f48c943e8175 be16462/). Полное отсутствие государственной идеологии и неформальная популяризация западной либерально-демократической идеи на фоне политической и социально-экономической нестабильности привели к преклонению большинства населения России перед Западом и западными ценностями в сочетании с «самобичеванием» и отторжением своей культурной идентичности.

В то же время в постсоветский период появилась потребность в выработке новой национальной политики РФ. Поскольку надэтниче-ская идентичность «советский народ» больше не существовала, для сохранения единства страны в условиях российской полиэтничности необходимо было разработать новые объединяющие механизмы и внедрить их в общество. В 1996 г. принимается Концепция государственной национальной политики РФ, которая была призвана урегулировать национальный вопрос на государственном уровне и обеспечить межнациональное единство [3].

Важным инструментом для реализации подобных программ являются СМИ. В 1997 г. популярный сатирик Михаил Задорнов выходит на сцену с монологами на основе книги того же года «Великая страна с непредсказуемым прошлым» [4]. Главный посыл монологов заключается в идее единства российского народа на основе общей истории, общности бытового сознания и противопоставления народам других стран, в особенности Запада. В частности, в них встречается противопоставление «они — мы» («они умными прикидываются», «они-то думают, что умнее нас»), появляется формулировка «наш человек». Если в начале 1990-х гг. в творчестве Задорнова высмеивались нецивилизованность и невежество российского человека, нелепость его поведения в западном мире, то к 1997 г. акцент сместился в сторону самобытности, изобретательности, «нестандартной» мудрости, духовной силы «нашего человека» и чуждости ему западных мировоззренческих и бытовых принципов [5].

В начале 2000-х гг. в связи с разработкой проекта суверенной демократии необходимо было запустить идейно-мировоззренческое перепрограммирование российского общества. В первую очередь это требовалось в целях преодоления «некритического преклонения» перед Западом, утвердившегося в умах части населения в 1990-е гг., а также для достижения новой программной цели — формирования атмосферы «стихийного патриотизма» [2]. На реализацию этих мер была направлена как прямая пропаганда государственных СМИ, так и работа неформальных механизмов влияния на общественное мнение и общественное сознание. Одним из эффективных каналов влияния стала политическая сатира М. Задорнова.

Михаил Задорнов к началу 2000-х гг. был одним из самых ярких неполитических медийных лиц, пользовавшихся популярностью и авторитетом у широкой аудитории [6]. Он обращался в своем творчестве к остросоциальным темам национальной гордости, самоуважения, в чем население России нуждалось после тяжелых лет перестройки и «шоковой терапии». Социально-политические и экономические трудности того времени, от которых пострадала большая часть граждан, нанесли сильнейший удар и по национальному сознанию. Доминировал комплекс национальной неполноценности, усиливающийся под влиянием идеализированных западных ценностей, главным агентом распространения которых выступали США. Население остро нуждалось в эмоциональной компенсации, снятии психологического напряжения и восстановлении самоуважения. «Десакрализация» американских моделей и ценностей в знаменитых монологах конца 1990-х — начала 2000-х гг., неизменно сопровождавшихся фразой — визитной карточкой «ну, тупы-ы-ы-е!», прекрасно отвечала общественному запросу.

Политическая сатира решает важные задачи снятия социального напряжения и формирования стереотипов массового сознания. Творчество М. Задорнова способствовало решению еще одной задачи: преодолению национального комплекса неполноценности. Это хорошо видно в его более поздних монологах, где звучат фразы «мы великий народ», «непобедимая страна», «мы развиты», «только сильные и умные люди могут смеяться над собой» [7]. Таким образом, сатира М. Н. Задорнова оказалась эффективным инструментом национальной политики, поскольку она удовлетворяла запросы и государства, и общества. С ее помощью зарождался так называемый стихийный патриотизм, основанный не на прямой пропаганде, а на пробуждении глубинных архетипов массового сознания.

К концу первого президентского срока В. В. Путина Россия все увереннее заявляет о себе на международной арене. Разногласия по внешнеполитическим позициям мирового гегемона США и Российской Федерации становятся все острее. Так, в 2003 г. Россия выступает против действий США в отношении Ирака, в 2004 г. охлаждение в отношениях связано с оранжевой революцией на Украине. Среди

других спорных вопросов можно выделить расширение НАТО, экспансию США на постсоветском пространстве, развитие американской системы ПРО, противоречия между РФ и Западом на энергетических рынках.

10 февраля 2007 г. В. В. Путин твердо обозначил позицию России в отношении действий США на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. «Мюнхенская речь» стала кульминационной точкой в демонстрации независимости России на международной арене. Тем самым выступление российского лидера спровоцировало агрессивные выпады со стороны представителей западных политических элит, а также очередное охлаждение в отношениях России и Запада.

Как только российская политика «сталкивается» с американской, появляются монологи Задорнова о США. Знаменитая фраза «ну тупые!» звучит чаще, монологи об американцах вырастают в полноценные тематические концерты («Ножки Буша», 2002 г.; «Американская трагедия», 2003 г.). В них стереотипизируются и высмеиваются образы представителей американских властей, военных, гражданского населения («Американцы во всем мире главные, а их президент — главнюк», «бургеры на ножках», «тупые», «большие дети», «рассадники демократии» и т.п.) [8]. Яркая сатира вызывает положительную реакцию зрителя, ее образы проникают в повседневную жизнь и способствуют подсознательному одобрению политических позиций России. Этот эффект поддерживается благодаря второму стереотипу: «великие славяне, мудрые русичи», призванные спасти человечество от западной бездуховности [9]. Эти стереотипы выстраиваются на мифологии, этимологии слов и исторических фактах, которые Задорнов начинает приводить в своих выступлениях. Такое подкрепление рождает в сознании общества понимание: «это

наша историческая миссия, мы добро — они зло, власти все делают правильно — нужно противостоять гнилому Западу, иначе мы тоже погибнем».

Мощная идея великой, праведной, смекалистой России и гнилого, разращенного, глупого Запада позитивно воспринимается массовым сознанием российского общества в силу нашего «автаркичного» менталитета, «конфликтного» исторического наследия, а также национальных обид. Это подтверждает гипотезу возникновения стихийного патриотизма, который строится на противопоставлении общности условному противнику, в данном случае — противопоставлении России Западу. Сила сатиры М. Задорнова заключалась в том, что, несмотря на воспевание «русского» и низведение с пьедестала «американского», остается пространство для самоиронии, смеха над самими собой.

Таким образом, одним из мощных неформальных инструментов перепрограммирования национального сознания в России 2000-х гг. стала политическая сатира, центральное место в которой занимало творчество М. Задорнова. Его сатира стала инструментом проведения необходимых преобразований национальной политики — выработки новой идентичности и патриотической мобилизации населения. Сатирик оказал значительное влияние на воспитание у нескольких поколений российского населения самоуважения, патриотизма, гордости за страну, вместе с тем сформировав критическое отношение к западным ценностям и моделям поведения. Негативные стереотипы о США и американском обществе плотно вошли в повседневную жизнь россиян — как на бытовом, так и на государственном уровне, что находит выражение и в риторике отечественных политических и общественных деятелей, и в общественных политических предпочтениях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мифологизация комплексов национальной неполноценности. Германо-российская конференция «Старые и новые мифы» (выступления Л. Гудкова, Б. Дубина, А. Левинсона, Н. Зоркой). Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008;(6):65-88.

2. Шатилов А. Б. Формирование концепта государственного патриотизма в России в период 20002017 гг.: основные этапы и базовые идеологемы. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017;3(27):18-23.

3. Кузиванова О. Ю. Проблема концептуальных основ современной национальной политики России (к истории вопроса). Власть. 2015;(7):143-149.

4. Задорнов М. Н. Великая страна с непредсказуемым прошлым. М.: Армада; 1997. 173 с.

5. Задорнов М. Умом Россию не понять. Телевизионный сборник. 1997. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=WXJdl5NqV-w.

6. Колебакина-Усманова Е., Голобурдова Н., Скрябин И., Головатая А. «Задорнов помог нам выжить в конце 80-х и в 90-е»: вехи жизни известного сатирика. URL: https://www.business-gazeta.ru/ article/363453).

7. Задорнов М. Мы. Телевизионный сборник. 2002. URL: https://www.youtube.com/watch?v= YntUlwyP8Cg.

8. Задорнов М. Ну тупые! Американская коллекция Михаила Задорнова. Сборник URL: https://www. youtube.com/watch?v=2mGgxrC 927s&t=28s.

9. Задорнов М. Уникальный народ. Телевизионный сборник. 2008. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=epF-BwNPp8U.

REFERENCES

1. Mythologization of national inferiority complexes. German-Russian conference "Old and new myths" (speeches of L. Gudkov, B. Dubin, A. Levinson, N. Zorkina). Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii. 2008;(6):65-88. (In Russ.).

2. Shatilov A. B. Formation of the concept of state patriotism in Russia in the period 2000-2017: The main stages and basic ideologemes. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2017;3(27):18-23. (In Russ.).

3. Kuzivanova O. Yu. The problem of the conceptual foundations of the modern national politics of Russia (the history of the issue). Vlast'. 2015;(7):143-149. (In Russ.).

4. Zadornov M. N. A great country with an unpredictable past. Moscow: Armada; 1997. 173 p. (In Russ.).

5. Zadornov M. The mind does not grasp Russia. TV Collection; 1997. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=WXJdl5NqV-w. (In Russ.).

6. Kolebakina-Usmanova E., Goloburdova N., Skryabin I., Golovataya A. Zadornov helped us to survive in the late 80s and the 90s: Milestones in the life of the famous satirist. URL: https://www.business-gazeta. ru/article/363453). (In Russ.).

7. Zadornov M. We. TV Collection; 2002. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YntUlwyP8Cg. (In Russ.).

8. Zadornov M. So, stupid! American collection of Mikhail Zadornov. TV Collection. URL: https://www. youtube.com/watch?v=2mGgxrC 927s&t=28s. (In Russ.).

9. Zadornov M. Unique nation. TV Collection; 2008. URL: https://www.youtube.com/watch?v=epF-BwNPp8U. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.