Научная статья на тему 'Политическая конкуренция и экономическая политика'

Политическая конкуренция и экономическая политика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
204
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тихобаев В. М.

Рассматриваются различные подходы к анализу проблемы взаимовлияния политической конкуренции и экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL COMPETITION AND ECONOMIC POLICY

Different approaches to the problem of political competition and economic policy interaction are considered.

Текст научной работы на тему «Политическая конкуренция и экономическая политика»

46. 46.ГАРФ, ДП.ОО, оп.1904, д.5ч12, л.30-а

47. ГАТО, ф.1300, оп.1, д.1007а/68/, л.1, 1904.

48. Там же, д.65/32, л.150 об., 1903.

49. Малиновский Н. Народный учитель в революционном движении. М.,1923, С.42.

50. ГАТО, ф.1300, оп.1, д.65/32/, л.151, 1903.

51. Там же. С.148.

52. ГАТО, ф.90, оп.4, д.189, л.25, 1904.

53. ГАТО, ф.1300, оп.1, д.65/32/, л.151,162 об., 188, 1903.

54. Там же, С.127.

55. ГАТО, ф.90/8, оп.6/1, д.20, л.154, 1902.

56. Ленин В.И. Полн.собр.соч., Т.7. С.353.

57. ГАТО, ф.1300, оп.1,д.57/24/, т.1, л.165, 1903.

58. ГАТО, ф.90/8, оп.4, д.166, л.423 об., 1902-1903.

59. ГАТО, ф.1300, оп.1, д.57/24/, Т.1, л.162, 1903.

60. ЦИАМ, ф.459, оп.3, Т.2, д.3954, л.10 об., 1903.

61. ГАРФ, ДП.ОО, оп.1904, д.5ч12, л.109.

62. ГАТО, ф.1300, оп.1, д.27/3/, лл.91-97, 1897.

E.I. Samartseva

NONCONVENTIONAL

POLITICAL PARTICIPATION OF THE TULA

INTELLIGENTSIA IN THE LATE 19th AND IN THE EARLY 20th CENTURIES

The article considers different forms of the Tula intelligentsia protest movement in the late 19th and in the early 20th centuries.

Key words: political activity, nonconventional behavior, political participation, social activity, intelligentsia.

Получено 15.01.2012 г.

УДК 323.009.12:338.23

В.М. Тихобаев, д-р экон. наук, проф., (4872) 41-36-35, matrix.balance@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Рассматриваются различные подходы к анализу проблемы взаимовлияния политической конкуренции и экономической политики.

Ключевые слова: политическая конкуренция, экономическая политика, социальное государство, рыночная экономика.

Экономический раздел программы политической партии - это инструмент достижения её политических целей. В зрелом гражданском обществе научная проработанность экономической стратегии - залог успеха

в политической борьбе. Сегодня приходится признать, что ни одна стратегия не отвечает современным требованиям научной строгости. Тексты программ - лишь протоколы о намерениях с обычным набором ключевых слов: «план», «рынок», «коррупция», «инновации»,

«справедливость» и т.д. в разных падежах и сочетаниях. В лучшем случае приводятся какие-то сроки и цифры. Но нет ответа на важный вопрос, какова должна быть разница в доходах на различных ступенях социальной лестницы и в целом - каковы критерии социального государства.

О стратегии. Балансовый метод в СССР был провозглашен основным принципом управления. И в то же время нерешенность балансовой проблемы в итоге обусловила неэффективность советской модели, недопустимо низкую производительность труда в народном хозяйстве. Специалисты вполне отдавали себе отчёт, что причина - в укрупнённом характере централизованного планирования. Всего в народном хозяйстве выпускалось около 25 млн видов продукции (в специфицированном выражении). Балансы же удавалось сводить не более, чем по 3 тыс. наиболее важных продуктов. Остальное распределялось сугубо приблизительно [1]. Зияющие провалы в планировании и учёте способствовали зарождению коррупционных схем, первоначальному накоплению теневого капитала, который нуждался в легализации. В результате этой и ряда иных причин возникли новые экономические, а затем и политические реалии.

Не оправдали себя ни плановая экономика советского образца, ни либеральный рынок 90-х годов. Сегодня мы отходим от крайностей, и это приносит свои плоды. Но этого недостаточно. Согласно законам диалектики борьба противоположностей приводит не к «золотой середине», а к новому качеству.

Необходима новая парадигма, в основе которой заложены бесспорные истины, аксиомы, вытекающие из накопленного общественного опыта. Такая парадигма должна отсечь заведомо неприемлемые варианты экономической политики, а также предусматривать количественные методы оценок и принятия решений. Экономика - особая область знания, которая помимо изучения объективных закономерностей учитывает и наличие субъективных, часто противоречивых интересов различных групп. Здесь она смыкается с политологией, имеющей свои объекты и методы исследования. Именно неоднозначность интересов лежит в основе политической конкуренции. Придание ей (конкуренции) созидательного, неантагонистического характера должно стать предметом междисциплинарных исследований. И успех будет сопутствовать той партии, которая наилучшим образом сумеет учесть складывающийся в обществе баланс интересов.

На наш взгляд, основой экономической политики должно стать создание такого экономического механизма, который обеспечивал бы

детальную, постоянно возобновляемую и поддерживаемую товарноденежную сбалансированность общественного производства, ориентированного на решение всего комплекса задач социального государства. Повышение уровня сбалансированности означает ускорение оборота капитала и рост национального богатства, улучшает психологический климат общества. Монетаристские подходы разных видов, кредитно-финансовые механизмы сами по себе не могут обеспечить необходимую слаженность всех звеньев современного производства. Чисто стоимостные оценки и решения при переходе на новые средства производства приведут, с одной стороны, к неожиданным дефицитам, с другой - к неиспользуемым резервам. Цена инновационного прорыва окажется непомерно высокой. Но и отказываться от косвенных методов регулирования ни в коем случае нельзя. Разумное сочетание того и другого потребует неформальных, в том числе политических решений.

Сегодня идея сбалансированности рыночной экономики выглядит достаточно парадоксально. Тем не менее, созданы математические модели, которые позволяют достичь вполне убедительных результатов [см., напр., 2]. Не вдаваясь в детали, отметим, что плановый механизм следует дополнить регулированием по отклонению от планово-прогнозной траектории, которая также может меняться в соответствии с рыночным спросом. Реализуется кибернетический принцип, на котором построена теория автоматического управления.

Остановимся на перспективах реализации и социально-политическом обеспечении функционирования модели, без чего она останется математическим курьёзом. Отметим, прежде всего, что современный бизнес вполне осознаёт выгоды согласованного экономического поведения. Налицо тенденции к укрупнению организационных структур, поскольку появляется возможность разработки крупных инновационных проектов. Создаются бизнес-сети малых и средних фирм в виде конгломерата более или менее устойчивых образований. Существенно, что в их составе имеются так называемые системные интеграторы, координирующие их разностороннюю деятельность. Объём полномочий, делегируемых фирме-интегратору, может быть самым разнообразным [3]. Практика показала, что выгоды согласованного экономического поведения превышают возможные потери из-за запрета в принятии самовольных локальных решений. Необходимо поддерживать сложившиеся тенденции. Использование новых балансовых методов позволяет существенно расширить масштабы централизованно управляемого комплекса.

Следует ожидать, что на определённом этапе заметно возрастут трудности согласования интересов участников. Возникнут новые коллизии, требующие правовых и политических решений в вопросах функций и полномочий органов власти, собственности, цен, распределения доходов,

антимонопольной, структурной и кредитной политики, конкуренции и т.д. Всё это открывает широкие горизонты для политического творчества.

В качестве примера рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда «интегратор» (очевидно, государство) в обмен на субвенции требует от предпринимателя такой социально значимой меры, как соблюдение определённых пропорций в оплате труда различных категорий работников. В случае отказа предприниматель исключается из системы и работает в условиях свободного рынка. Принцип экономической свободы не нарушен. Такой шаг может быть успешным только при наличии высокосбалансированной системы. Управляемые структурные сдвиги позволят достаточно быстро откликаться на изменения спроса практически без «нащупывания» цен. Роль ценового регулирования снижается. Если всё рассчитано правильно, соблюдены интересы сторон и опыт удался, он означал бы, что в противостоянии трудовой теории стоимости и теории предельной полезности усиливаются аргументы в пользу первой. Так или иначе, в такой ситуации возможны различные экономические и политические подходы.

С чего начать? Очевидно, с создания автоматизированного регулирования (диспетчирования) производства на основе матричного баланса предприятия. Постоянные нарушения ритма приводят к неполной загрузке оборудования и рабочей силы. Загрузка даже в наиболее продвинутых компьютеризированных комплексах не более 50% (MRP-1) и 70% (MRP-2) [4, с.487]. Но это позволяет снизить потери только от внутренних рисков, которые ощутимо ниже внешних. Расширение системы регулирования до масштабов промышленного объединения (кластера) позволит получить прогрессивно растущий результат. Необходимое балансовое обоснование получит процесс технологического обновления.

Обязательным элементом предлагаемой технологии управления должен стать социологический анализ и мониторинг по специально разработанной программе, как залог дальнейшего развития.

Список литературы

1. Геронимус В., Степанян Л. Управление материальнотехническим снабжением: каким оно представляется в перспективе. // Материально-техническое снабжение. 1977. №1. с.22-30.

2. Тихобаев В.М., Абдикеев Н.М., Тихомиров Н.П. и др. Интеллектуальный анализ динамики бизнес-систем. М.: ИНФРА-М, 2010. 320 с. + CD-R. (Научная мысль).

3. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. 168 с.

4. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец, М.И. Бухалков, В.Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровца. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 506 с. (Высшее образование)

V.M. Tihobaev

POLITICAL COMPETITION AND ECONOMIC POLICY

Different approaches to the problem of political competition and economic policy interaction are considered.

Key words: political competition, economic policy, welfare state, market economy.

Получено 25.01.2012г.

УДК [316.422:94(47).05]:321.013

И.Н. Юркин, д-р истор. наук, проф., (4872) 33-23-52,

ig-yurkin @y andex .ru (Россия, Москва, Институт истории, естествознания и

техники им. С.И. Вавилова РАН)

О ЦИКЛИЧНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИИ «ПЕТРОВСКОЙ» МОДЕРНИЗАЦИИ)

Рассматривается явление модернизации, понимаемой в нескольких значениях этого термина. Вначале речь идет о модернизации в узком смысле слова - процессе перехода индустриального производства к состоянию, все более совершенному в технико-технологическом отношении. В заключительной части работы пытаемся показать, что сделанные при этом наблюдения представляют интерес и для других, весьма разнообразных, вплоть до политических, изменений модернизационного характера, составляющих и сопровождающих межстадиальные переходы. Исследование выполнено на материале экономической и политической истории России первой четверти XVIII века.

Ключевые слова: модернизация, политические изменения, политическая история.

1. Модернизация: развитие как ответ на ресурсный кризис

Необходимость решения важных задач в сфере международной политики, ориентация власти на все более активные формы влияния на состояние международных отношений требовали укрепления военной мощи страны. С началом Северной войны увеличилась потребность русской армии в оружии, в том числе - ручном огнестрельном [1]. Если в 1697/971698/98 гг. от кузнецов Тульской оружейной слободы (основного производственного центра его производства) требовалось выпускать по 2 тыс. фузей в год, то в начале 1712 г. предписано было обеспечить изготовление уже 15 тысяч [2].

Добиться этого без решительной модернизации казенной оружейной промышленности было невозможно. Поскольку внутренние резервы существовавших центров его производства были в значительной степени исчерпаны, основным направлением ее обновления представлялось создание новых центров - современных по уровню технического оснащения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.