Научная статья на тему 'Политическая идентичность: полидисциплинарные аспекты исследования'

Политическая идентичность: полидисциплинарные аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
579
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая идентичность / модернизация / Социальные ценности / political identity / Modernization / social values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абашин Игорь Георгиевич

В статье предпринята попытка определения социально-психологических и иных особенностей политического феномена. Рассматриваются социальные условия существования субъектов политики в соответствующем пространстве страны, анализируется сопряженность идентичности с социальными ценностями индивидов, отождествляющих себя в том или ином виде с политическими группами российского общества. Ценностный аспект политической идентичности, наряду с общей соотнесенностью с институтом политического представительства в обществе, предполагает также выявление ее специфических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts defining socio-psychological and other peculiarities of a political phenomenon. It considers the social conditions of the existence of political subjects in the respective space of a country, analyzes the association of identity with the social values of an individual identifying themselves in different ways with political groups of the Russian society. The "Value" aspect of political identity, along with the general association with the institution of the political representation in the society presupposes defining its specific features.

Текст научной работы на тему «Политическая идентичность: полидисциплинарные аспекты исследования»

УДК 159.9

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И. Г. Абашин

В статье предпринята попытка определения социальнопсихологических и иных особенностей политического феномена. Рассматриваются социальные условия существования субъектов политики в соответствующем пространстве страны, анализируется сопряженность идентичности с социальными ценностями индивидов, отождествляющих себя в том или ином виде с политическими группами российского общества. Ценностный аспект политической идентичности, наряду с общей соотнесенностью с институтом политического представительства в обществе, предполагает также выявление ее специфических особенностей.

Ключевые слова: политическая идентичность, модернизация, социальные ценности

Большинство государств мира по формальным критериям подпадают под определение современных либо модернизирующихся. Однако в социальной эволюции выделяются две разные траектории развития. Первая отличает высокоразвитые (например, качество жизни) общества, представленные странами Запада. Вторая - незападные общества, осваивающие европейские институциональные, культурные и идентификационные образцы и пытающиеся адаптировать их к условиям традиционных для них ценностей и социальной практики, осуществляя собственную модернизацию. Иначе говоря, модернизация - это создание новых институтов и отношений, предполагающих в политическом пространстве общества расширение различных по сути социальных ценностей, составляющих содержание политической идентичности и предполагающих возможность их неконфликтного присутствия в структуре этого феномена. Наиболее распространенными ее типами считаются групповая и референтная политическая идентичность.

Самоопределение индивида как члена политической группы на основе ценностей, разделяемых им и группой, понимается как групповая политическая идентичность. Анализ этого феномена в рамках психологии социального познания, предполагающей ценностный подход при его изучении, приводит к мысли о том, что важнейшей детерминантой его развития являются социальные условия существования индивида в группе. В рамках теории Дж. Тэджфела социальным условием развития этой идентичности становится желание человека иметь основание для своей позитивной оценки, которое он находит, сравнивая свои ценности с ценностями других. Позитивный результат сравнения служит основой для позитивной личностной идентичности, позитивной самооценки. Иначе: постоянное противоречие между тем, кем человек является, кем его считают, и кем он должен стать в политической группе, становится побудительной силой развития феномена политической идентичности1. Следовательно, ценностная «нагруженность» групповой идентичности, ее динамический характер позволяют определить ее в качестве социально-психологического феномена.

Референтная политическая идентичность - это самоопределение личности в терминах соотнесения себя с политической группой. Это ведет к появлению у человека устойчивых образцов политического поведения: моральной и иной поддержки данной группы. При этом индивид не включен в нее, но среди других выделяет именно эту группу, рассматривает ее как значимую для себя, ориентируется на ее ценности. Эта идентичность возникает по мере того как он знакомится с группой и ее членами. Если это «знакомство» оказывается для него значимым, то оно будет дополняться позитивными чувствами и отождествлением с ней. Отличие референтной идентичности от групповой, иначе говоря, в том, что она представляет совокупность индивидов, не включенных в состав политической группы, но составляющих другую социальную группу, члены которой отождествляют себя с конкретной политической группой. Их готовность взаимодействовать по вопросам политики, адекватно воспринимаемые ими действия друг друга, как и в случае с групповой идентичностью, формируют общую социальную психологию этой группы и определяют значимость референтных политических групп для этих субъектов политики.

Исследователи-политологи2 выделяют свои особенности групповой и референтной идентичности. Предполагается, что политическая идентичность включает в себя ряд объектов, в отношении которых люди определяют свою близость: например, система власти (центральная/ региональная). К особенностям идентичности относятся и осознание индивидом собственных социальных возможностей, способность включаться в политический процесс, и формирование отношения к политическому участию в жизни общества: индивидуально или в составе политической группы. Поэтому специфическую особенность феномена составляет его сопряженность с собственно институтом политического представительства, власти посредством, например, самоопределения индивида в качестве члена политической группы на основе социальных, порой различных между собой, ценностей, разделяемых им и данным сообществом, что, в свою очередь, может способствовать процессу модернизации и консолидации членов российского общества.

Вышеназванное ставит вопрос, требующий эмпирической проверки: как ценностный аспект политической идентичности отражает процесс модернизации российского общества? Предполагалось, что идентичность определяется ценностно-смысловой организацией образа политической группы индивидами, соотносящими себя с ней. Ценности испытуемых выявлялись посредством методики С. Шварца-В. Билски «Структура ценностных ориентаций». Методологическим основанием для исследования послужили концепции: социального познания Г. М. Андреевой; социальной самокатего-ризации Дж. Тернера; социальных ценностей С. Швар-ца-В. Билски и др. Тенденцию стабильности или изменчивости ценностей в обществе наиболее ярко отражают представители высшей школы: студенты и преподаватели вузов. Поэтому настоящее исследование было направлено на изучение политической идентичности этой ка-

тегории респондентов г. Омска: крупного субъекта Федерации и одновременно крупного образовательного центра Сибири.

Общую выборку исследования составили 180 студентов и преподавателей Омского гуманитарного института. Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омского государственного педагогического университета им. М. Горького. Респонденты с референтной идентичностью составили 100 человек, с групповой идентичностью - 80 человек. Данные категории респондентов являются членами либо отождествляют себя с такими политическими группами, как ЛДПР, КПРФ, «Единая Россия».

Факторный анализ результатов опроса выявил два фактора. Высокие факторные нагрузки (больше 0,5) первого фактора увеличивают значимость ценностей «послушание», «религиозность», «смирение», «снисходительность», «социальная справедливость», «умеренность», «честность», «широта взглядов», «эстетическое наслаждение». Он был назван фактором «духовной самоактуализации», так как в него вошли традиционно русские ценности. Наличием такой ценности, как религиозность, можно объяснить и присутствие в нем ценностей «послушание», «смирение», «снисходительность». В соответствии с концепцией С. Шварца, все ценности первого фактора, за исключением «эстетического наслаждения», находятся на полюсе Консерватизма. Их смысл -в ограничении действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы поведения; в сохранении и повышении благополучия людей, с которыми индивид находится в постоянном взаимодействии и поддерживает личные отношения.

Проводя изучение названных личностных ценностей студентов и преподавателей в 2000 г., Н. М. Лебедева отмечала факт отвержения их респондентами, что было неожиданным и свидетельствовало об изменениях в ценностном блоке русских. Полученные результаты, напротив, предполагают их наличие, если и не в контексте общей культуры русских людей, то хотя бы в контексте политической жизни общества. Иначе говоря, «наличие» данных ценностей у респондентов отражает желание испытуемых «видеть» их и у представителей «своих» политических групп, особенно обладающих властью3.

Ценность «широта взглядов» мы отнесли к ценностям, находящимся на полюсе интеллектуальной автономии, основанной на независимости идей и праве индивида следовать своим собственным путем, а «эстетическое наслаждение» - к ценностям на полюсе аффективной автономии, которая отражает независимую устремленность индивида к переживанию позитивных эмоций.

Как можно интерпретировать содержание первого фактора в целом?

Очевидно, что в него вошли ценности, находящиеся на разных полюсах биполярных осей, противоположных друг другу, в теории С. Шварца.. Это свидетельствует, что на индивидуальном уровне у респондентов выражено стремление быть самостоятельными людьми, показывающими широту своих взглядов на выборах их представителей в органы власти, интеллект в политических спорах.

Они ведут насыщенную интересными событиями политическую жизнь в эстетическом русле, что свидетельствует о наличии у них чувства прекрасного. Выдвигая задачи духовного развития индивида, руководствуясь принципами самоактуализации, респонденты, однако, осознают ограничения для их реализации в политической сфере, признавая, что для этого нужны условия, которые создает российское общество в целом.

Следовательно, примат ценностей социальной группы, определяющих содержание этого фактора, является очевидным. В содержании здесь наиболее выраженными оказались темы снисходительности (0,70) и умеренности (0,60).

Второй фактор увеличивает значимость ценностей: «богатство», «власть», «влиятельность», «компетентность», «наслаждение», «социальная власть», «социальное признание», «уважение старших». Данный фактор мы назвали фактором материального самоутверждения.

На полюсе Иерархии здесь находятся ценности «власть», «влиятельность», «социальная власть», «социальное признание». Их смысл заключается в необходимости четкой уровневой системы ролевых предписаний, которые обеспечивают социально ответственное поведение людей. Они учатся подчиняться обязанностям и правилам, предписанным их ролями, и их наказывают, если они не делают этого. Этот тип ценностей опирается на легитимность неравного распределения власти, ролей и ресурсов.

Ценности «компетентность» и «социальное признание» находятся на полюсе Мастерства. Люди здесь активно стремятся подчинить себе и изменить природный и социальный мир, контролировать или использовать его в личных или групповых интересах. Этот тип ценностей основан на активном продвижении вперед посредством самоутверждения личности.

Ценность «уважение старших» находится на полюсе Консерватизма, охарактеризованном выше. Ценности Иерархии и Консерватизма данного фактора находятся в Гармонии с ценностями Мастерства: «компетентность», «социальное признание», что свидетельствует о стремлении к установлению группового единства и гармонии среди респондентов.

Как можно интерпретировать содержание второго фактора?

Очевидно, что эти ценности взаимосвязаны с интересом к экономике, модернизации общества: готовность к риску, значимость денег и собственности и т. д. В условиях модернизации ценности Иерархии и Мастерства предполагают, например, продуктивные экономические установки испытуемых, что составляет необходимый ценностный базис для развития рыночной экономики4.

Далее посредством рангового дисперсионного анализа зависимости типов политической идентичности от силы влияния фактора духовной самоактуализации было выявлено, что статистически значимо он гораздо выше у респондентов с референтой идентичностью (рис.), а анализ зависимости типа политической идентичности от силы влияния второго фактора значимых различий между испытуемыми по всей выборке не выявил.

Н-критерий Краскела-Уаллиса =14,9; р =0,01

К

т- го

>- ?! ‘р с

Ё і! “ га і і $ і? ^ <° ^ со

О о

X

1=1

за КПРФ за ЕдРо

за ЛДПР КПРФ

ЛДПР

ЕдРо

Рис. Ценностные особенности референтной политической идентичности

Следовательно, содержание референтной идентичности составляют ценности «духовной самоактуализации».

Среди респондентов с референтной идентичностью они статистически гораздо ниже у тех, кто отождествляет себя с ЛДПР, чем у остальных респондентов, между которыми по этому фактору нет различий. Взгляды ЛДПР и ее сторонников не предполагают крена в социалистическую или другую последовательную идеологию. Это автоматически не предполагает их приверженность ценностям «духовной самоактуализации», наличие которых, в отличие от идей социализма, не исключает хотя бы идеология рыночных отношений, существующая в современном, модернизирующемся российском обществе. Существенно, что сторонники и члены КПРФ, отличавшиеся материалистическим подходом к мироощущению в советский период развития страны, в настоящее время не демонстрируют приверженность этой идеологии, при одновременной приверженности их идеям социализма. Это отражает неконфликтный характер существования противоположных ценностей, разделяемых ими в целом, и, в частности, особенность процесса модернизации российского общества в направлении терпимости, как минимум, этой категории респондентов, по решению проблемы аль-

тернативного коммунистическому «взаимодействию» человека с миром, и, в не меньшей степени, с собой, в политическом пространстве общества5.

Проведенные исследования предполагают вопрос: какие ценности в политическом пространстве страны отражают студенты и преподаватели жестко структурированных систем, например, системы МВД? Ответ на данный вопрос предполагает возможность проведения соответствующего исследования в учебных заведениях этой системы.

1 Андреева Г М. Психология социального познания. М., 2000. 230 с.

2 Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Политические исследования. 2000. № 6. С. 54-60.

3 Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. № 3.С. 26-36.

4 Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. М., 2002. 450 с.

5 Щербакова И. В. Социологические, политические и социально-психологические механизмы формирования политической идентичности молодежи: теоретические аспекты // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политика. 2004. № 1. С. 129-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.