Научная статья на тему 'Политическая актуализация диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в Северо-Кавказском регионе'

Политическая актуализация диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в Северо-Кавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ETHNO-CONFESSIONAL SELF-DETERMINATION / DIALOGUE MECHANISM / THE PUBLIC ADVISORY COUNCILS / SOCIAL AND POLITICAL PUBLIC SPHERE ACTUALIZATION / CIVIL AND POLITICAL UNITY / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аствацатурова Майя Арташесовна, Линец Иван Александрович

Рассматривается политическое содержание диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в СКФО. Обосновывается политическая актуализация диалога власти и гражданского общества в его этнокультурной модели, группируются апробированные механизмы данного диалога в динамике этноконфессионального самоопределения в СКФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аствацатурова Майя Арташесовна, Линец Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL UPDATING OF DIALOGUE MECHANISMS OF THE POWER AND ETHNOCONFESSIONAL INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN NORTH CAUCASUS REGION

The article examines the political content of dialogue mechanisms between public authorities and ethnic, religious civil society institutions in the North Caucasus Federal District. The author provide evidences for political actualization of dialogue between the authorities and civil society and ethnocultural model of communication. As a result, ethnic and cultural patterns and mechanisms of dialogue were systematized and grouped.

Текст научной работы на тему «Политическая актуализация диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в Северо-Кавказском регионе»

2. Официальный портал общероссийской общественной организация «Зеленый патруль» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.greenpatrol.ru/ecoreiting/ (дата обращения 15.12.2015г.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012г. №350 «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах// http://www.consultant.ru/.

Uvarova Galina Gennadyevna, Candidate of Economic Sciences, Docent of Cathedra of Economics, Finance and natural resource management; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: 2188799@mail.ru

POLITICAL MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT, BUSINESS AND SOCIETY IN THE MODERN STATE ENVIRONMENTAL POLICY REGIONS OF RUSSIA

Abstract

The article examines problems of implementation of modern environmental policy in Russia and its regions, evaluated policy instruments, as the instruments of state influence on the market subjects, engaged in environmental management, identifies the boundaries of the political interests of civil society in protecting the environment.

Keywords: policy instruments, environmental policy, public administration, business.

УДК 323.1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИАЛ ОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЛАСТИ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

доктор политических наук, директор Центра этнополитических исследований, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права, Пятигорский государственный университет (357500, Россия, Пятигорск, пр. Калинина, 9). E-mail: maya.astv@gmail.com

аспирант кафедры креативно-инновационного управления и права, Пятигорский государственный университет (357500, Россия, Пятигорск, пр. Калинина, 9). E-mail: silverlakyboy@gmail.com Аннотация

Рассматривается политическое содержание диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в СКФО. Обосновывается политическая актуализация диалога власти и гражданского общества в его этнокультурной модели, группируются апробированные механизмы данного диалога в динамике этноконфессионального самоопределения в СКФО.

Ключевые слова: этноконфессиональное самоопределение, диалоговый механизм, общественно-консультативные советы, актуализация общественно-политической сферы, гражданско-политическое единство, национальная политика.

Современное состояние диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в Северо-Кавказском регионе детерминировано стационарными объективными социокультурными и общественно-политическими обстоятельствами. Данные обстоятельства имеют, с одной стороны, долговременную природу, а, с другой стороны, характеризуются определенной динамикой, как содержания, так и формы [1].

Аствацатурова Майя

Арташесовна

Линец Иван

Александрович

Политическая актуализация диалоговых механизмов власти и этноконфес-сиональных институтов гражданского общества соответствует общей политической актуализации всех сфер жизни северокавказского сообщества. Эта динамика отражает зависимость диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества от многих факторов внутренней и внешней политики. Это, прежде всего, позитивные факторы патриотизма, гражданского единства и сплочения россиян вокруг национального лидера - Президента РФ. Политической актуализации диалоговых механизмов власти и гражданского общества способствовали такие позитивные и значимые события, как проведение зимней Олимпиады-2014, празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поддержка гражданами России русского населения Украины, вхождение Крыма в состав России.

Вместе с тем, политическая актуализация диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества обуславливается и такими факторами, как: экономические санкции и политическое давление на РФ со стороны США, стран ЕС, обострение отношений России с Украиной, Турцией. Также это: падение курса рубля и падение уровня жизни, снижение покупательной способности населения и др. Также это стремление некоторых сил активизировать в РФ несистемную оппозицию и спровоцировать майданные настроения на фоне экономических трудностей и политического давления.

Также таким фактором является угроза, исходящая от ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в РФ), новые попытки экстремистских религиозных организаций дестабилизировать ситуацию в России, в том числе, на Северном Кавказе [2].

В связи с указанными факторами под политической актуализацией диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества целесообразно понимать выявление, осмысление и использование политической составляющей такого диалога, в данном случае, на Северном Кавказе, где гражданское структурирование осуществляется, прежде всего, на путях национально-культурного и конфессионального самоопределения [3, с. 5-8].

Политическая актуализация диалоговых механизмов власти и гражданского общества на Северном Кавказе осуществляется, в целом, в позитивном ключе. В регионе, прежде всего, в Северо-Кавказском федеральном округе (далее -СКФО) многое делается для достижения общечеловеческой безопасности, профи-лактирования террористических угроз, ликвидации боевиков, предотвращения вербовки молодежи в ряды террористических организаций [4]. Реализуются инвестиционные экономические проекты и проекты импортозамещения, развиваются туристический и рекреационно-курортные комплексы, а также сфера услуг. Также воплощаются целевые проекты по реализации интересов отдельных социальных групп - детей, молодежи, инвалидов, ветеранов и др. В 2015-2016 гг. уточнены некоторые позиции «Стратегии социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года», вносятся коррективы в систему политико-административного управления в связи с формированием новой властной вертикали: заместитель председателя Правительства РФ (А. Хлопонин), министр РФ по делам Северного Кавказа (Л. Кузнецов), представитель Президента РФ в СКФО (С. Меликов).

Отдельную сферу, которая является важнейшей составляющей общественно-политической сферы в целом, составляет сфера общественных проектов. Именно в этой сфере проявляется политическая актуализация тех диалоговых механиз-

мов власти и гражданского общества, которые отвечают этноконфессиональным интересам граждан.

К первой группе таких механизмов относятся формирование и функционирование площадок публичной политики - общественных палат, общественно-консультативных советов при главах субъектов, при органах власти и органах МСУ. Это, например, таких, как: Общественный совет СКФО, Совет старейшин СКФО, Общественный совет при ГУ МВД России по СКФО, региональные отделения Ассамблеи народов России, общественные палаты, советы при главах по вопросам межэтнических отношений, советы конфессиональных лидеров, конгрессы народов, советы дружбы и мира, казачьи круги, фамильные и родовые советы и др.

Ко второй группе таких механизмов относится учреждение органами власти и МСУ государственных казённых учреждений и муниципальных учреждений культуры, а также самоорганизация граждан в целевых социально-ориентированных НКО. Это, например, таких как: дома национальных (этнических) культур и центры дружбы (Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ, Моздок, Махачкала, Нальчик, Черкесск и др.), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), Культурный центр народов Северного Кавказа, Миротворческая миссия им. генерала Лебедя на Северном Кавказе, региональные филиалы Союза мусульманской молодежи России (СММР), Северо-Кавказская окружная комиссия Совета при Президенте РФ по делам казачества, сеть православных реабилитационных центров на Северном Кавказе, православное молодежное движение «Соборяне» и др.

К третьей группе таких механизмов относится проведение гражданских, молодежных, экспертных, информационных форумов, например, таких, как: Ставропольские Форумы Всемирного русского народного Собора (Ставропольский край), Международные форумы «Российский Кавказ» (Республика Дагестан), Конгресс «Роль исламских организаций в сохранении мира и стабильности» (Республика Дагестан), Форумы СМИ Северного Кавказа (Ставропольский край), Военно-патриотический форум казачьей и православной молодежи России «Казачье Единство - 2015» (Ставропольский край), Международный православный молодежный форум (Республика Северная Осетия-Алания). Также это: Северо-Кавказский гражданский форум «Архыз XXI» (Карачаево-Черкесская Республика), Всекавказский молодежный форум «Машук» (Ставропольский край) и др.

Все указанные группы механизмов отражают политическую актуализацию диалога власти и общества, структурированного, в том числе, на принципах этно-конфессионального самоопределения. Это подчеркивалось на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ), который прошел в Ставрополе 24-25 января 2016 г. и на котором рассматривались итоги исполнения указов Президента РФ 2012 г. в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, а также успехи и проблемы реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на Северном Кавказе. В своем выступлении на пленарном заседании Форума Президент РФ В. Путин в общем списке проблем, значимых для современного этапа развития российского общества, отметил и состояние межнациональных отношений.

Обсуждение их качества состоялось на специальной площадке ОНФ «Общество и власть» с участием депутатов Государственной Думы ФС РФ, министров, экспертов, работников СМИ и общественных активистов Юга России [5].

В рамках общей темы «Эффективное межнациональное взаимодействие как залог развития Юга России» конкретными вопросами для обсуждения стали: «Исполнение поручений Президента РФ в сфере межнациональных отношений»,

«Стратегия государственной национальной политики РФ и взаимодействие институтов гражданского общества», «Влияние экономики на стабильность регионов СКФО и ЮФО», «Деятельность Федерального агентства по делам национальностей и эффективность мониторинга межнациональных отношений». Свои комментарии по обозначенным проблемам дали руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) И. Баринов и министр РФ по делам Северного Кавказа Л. Кузнецов, эксперты, работники СМИ и др.

Реализация указанных механизмов диалога власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в оперативном и проективном планах «отвечает» на магистральные вопросы, которые проявляются сегодня в контексте СКФО, а именно:

- насколько устойчива позитивная реакция власти и общества на инициативы Президента РФ в борьбе против ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в РФ), на усилия главы Российского государства по ликвидации международной террористической угрозы, в том числе, и с использованием военно-политического давления;

- как дезавуировать во мнении общественности, в информационном и коммуникативном дискурсе деятельность экстремистских национально-религиозных элементов и ячеек, разоблачить саму идею терроризма и национально-религиозного экстремизма;

- как организовать конструктивные общественно-политическое сотрудничество власти со всеми возможными антитеррористическими силами для профилактики возможной дестабилизации ситуации в регионе, для предотвращения вербовки молодежи в ряды террористических группировок;

- насколько эффективен аудит политико-управленческих мероприятий в регионах СКФО в связи с деятельностью ФАДН для обновления тактик, техник и технологий реализации государственной национальной политики в ее правовых, политических национально-государственных и национально-культурных моделях;

- насколько успешен поиск механизмов дальнейшего укрепления российского патриотизма и гражданско-политического единства, упрочения российской гражданской идентичности в северокавказском сообществе;

- как обновить формы работы национально-культурных организаций и автономий, религиозных организаций, конгрессов и ассоциаций народов во взаимодействии с органами власти и МСУ в акцентировании патриотического и гражданского воспитания молодежи, в освоении проектной культуры социально-ориентированной деятельности;

- как нейтрализовать сохраняющиеся конфликтогенные факторы межэтнических и этноконфессиональных отношений и снизить их дестабилизирующее воздействие на региональное сообщество в условиях кризиса экономики, финансовой системы, снижения уровня жизни, повышения конкуренции на рынке труда;

- как преодолеть существенную дифференциацию северокавказского общества на разноконтентные этнокультурные субсообщества, снизить различия их социально-экономической и общественно-политической динамики, уменьшить различия их включенности в модернизацию современного российского общества;

- как преодолеть издержки этноконфессиональной архаизации, проявляющиеся в некоторых субъектах и территориях, в целях обеспечения конституционного светского характера Российского демократического государства при создании благоприятных условий для этнокультурного и этноконфессионального самоопределения граждан.

Ответы на эти вопросы лежат в контексте политической актуализации диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества, которая объективно детерминирована и соответствует российскому общественно-политическому процессу, в целом.

Литература

1. Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в субъектах РФ СКФО. Второе полугодие 2015 г. (экспертный доклад) / Под ред. В. Тишкова - Москва - Пятигорск - Ставрополь: Пятигорск: ПГЛУ, 2015. - 141 с.

2. Угроза ИГИЛ: пути противодействия национально-религиозному экстремизму. Сборник информационно-аналитических материалов / Сост. А. Брод. - М.: Московское бюро по правам человека, 2016. - 160 с.

3. Аствацатурова М.А., Зинченко М.С., Иванова С.Ю. Общие процессы и тенденции межэтнических отношений и религиозная ситуация в СКФО // Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на второе полугодие 2014 г.). Экспертный доклад / Под ред. В. Тишкова. - Москва — Пятигорск - Ставрополь: РНЦ - ПГЛУ - СКФУ, 2014.

4. Безопасность в Северо-Кавказском федеральном округе в современных условиях / Отв. ред. Н.П. Медведев: Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 167 с.

5. Материалы Межрегионального форума Общероссийского народного фронта 24-25 января 2016 г. Площадка «Общество и власть» Эффективное межнациональное взаимодействие как залог развития Юга России» // Архив автора.

Astvatsaturova Maya Artashesovna, doctor of political sciences, director of the Center of ethnopolitical researches, professor of department of creative and innovative management and right; Pyatigorsk state university (9, ave. of Kalinin, Pyatigorsk, 357500, Russian Federation).

E-mail: maya.astv@gmail.com

Linets Ivan Alexsandrovitch, graduate student of department of creative and innovative management and right; Pyatigorsk state university (9, ave. of Kalinin, Pyatigorsk, 357500, Russian Federation). E-mail: silverlakyboy@gmail.com

POLITICAL UPDATING OF DIALOGUE MECHANISMS OF THE POWER AND ETHNOCONFESSIONAL INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN NORTH CAUCASUS REGION Abstract

The article examines the political content of dialogue mechanisms between public authorities and ethnic, religious civil society institutions in the North Caucasus Federal District. The author provide evidences for political actualization of dialogue between the authorities and civil society and ethnocultural model of communication. As a result, ethnic and cultural patterns and mechanisms of dialogue were systematized and grouped.

Keywords: ethno-confessional self-determination, dialogue mechanism, the public advisory councils, social and political public sphere actualization, civil and political unity, national policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.