Научная статья на тему 'Политическая активность женщин в России второй половины XX - начала XXI вв. (на примере Воронежской области)'

Политическая активность женщин в России второй половины XX - начала XXI вв. (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ПОЛИТИКА / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / WOMEN / POLICY / VORONEZH REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теплякова А. Ю.

В данной статье прослеживается развитие политической активности женской части населения в советской и постсоветской России. На примере Воронежской области показаны основные тенденции, динамика участия женщин в политике, а также роль государства в вовлечении женщин в общественно-политическую жизнь в разные периоды развития страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ACTIVITY OF WOMEN IN RUSSIA, 2ND HALF OF THE 20TH CENTURY - BEGINNING OF THE 21ST CENTURY (EVIDENCE FROM THE VORONEZH REGION)

The article traced the development of political activity of the female population in the Soviet and post-Soviet Russia. On the example of the Voronezh region shows the main trends, dynamics, and the state's role in promoting women's socio-political life in different periods of development

Текст научной работы на тему «Политическая активность женщин в России второй половины XX - начала XXI вв. (на примере Воронежской области)»

УДК 908

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX -НАЧАЛА XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ) А.Ю. Теплякова

В данной статье прослеживается развитие политической активности женской части населения в советской и постсоветской России. На примере Воронежской области показаны основные тенденции, динамика участия женщин в политике, а также роль государства в вовлечении женщин в общественно-политическую жизнь в разные периоды развития страны

Ключевые слова: женщины, политика, Воронежская область

Политическое равноправие и активность женщин является непременным условием демократичного развития общества. В

современных развитых государствах продвижение женщин во власть рассматривается как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития. Россия - страна, активно стремящаяся к демократии, поэтому решение этой проблемы имеет большое значение для будущего нашего государства. Тем более, что пока в рейтинге равноправия полов, учитывающего положение женщин в сфере политики, трудоустройства и построении карьеры, образования и

здравоохранения, опубликованном в 2009 г. в ежегодном докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ), Российская Федерация занимает лишь 51-е место в мире, пропустив вперед не только многие государства Европы и США, но также и ряд развивающихся стран, а по критерию «участие женщин в политике» - 99-е место из 115 возможных [1]. Изменению ситуации могло бы способствовать не только следование примеру стран, уже добившихся успеха в решении этого вопроса (Германия, Финляндия, Швеция и др.), но и изучение собственного исторического опыта.

Достижение высокой общественнополитической активности женской части населения признавалось одной из основных задач политики советского государства, направленной на раскрепощение женщины и на обеспечение равенства, провозглашенного первыми

постановлениями советской власти [2]. Политическая активность женщин предполагала их членство в единственной партии в СССР -Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), а так же участие в управлении государством через Советы народных депутатов. Эти вопросы в числе других находились в центре внимания правительства.

В марте 1950 г. Центральным Комитетом ВКП (б) было подготовлено постановление «О Международном женском дне 8 марта», в котором выдвигалось требование к партийным, советским, профсоюзным организациям смелее и решительнее назначать передовых женщин на руководящую

Теплякова Анна Юрьевна - ВГТУ, аспирант, е-таП : tepliakowa@rambler.ru

работу, оказывать им повседневную помощь в их идейно-политическом росте. Для широкого

привлечения внимания к проблеме данное постановление было опубликовано в воронежской областной газете «Молодой коммунар».

Актуальность поставленной правительством задачи на то время подтверждают цифры, свидетельствующие о незначительном участии женщин в партийной деятельности. К 1951 г. численный состав воронежской партийной организации состоял из 87264 коммунистов, из них всего 12991 женщина или 14,88% (10865 членов ВКП (б) и 2126 кандидата). Состав секретарей так же демонстрирует малую долю участия женщин на руководящих должностях - из 242 - 27 женщины, членов бюро - 41 из 607, членов комитета - 328 из 2794 и кандидатов в члены комитета 100 из 612. Небольшой процент, но устойчивые позиции женщины имели в номенклатуре: в 1950 г. из 2459 руководящих работников Воронежской области сменилось 798 работников, из них женщин всего 82, что составило всего 3,3 %. При этом выдвинуто на руководящую работу 96 из 810, или 11,9% [3].

Подобная ситуация наблюдалась и в других областях, поэтому о необходимости выдвижения женщин на руководящие должности, усиления внимания к ним и привлечения в партийные ряды говорилось и на XX съезде КПСС (14-25 февраля 1956г.), где было обращено внимание на большую роль организационной работы, подбора и воспитания кадров. О действенности постановления съезда и соответствующей работы партийных органов на местах свидетельствует небольшой рост процента женщин в составе партии. К 1961 г. из 110024 членов КПСС, 17942 или 16,3% были женщинами, из 147 секретарей горкомов и райкомов партии женщин было 13 человек или 9%, в том числе первых секретарей райкомов - 3, вторых - 2 и секретарей райкомов - 8 женщин, секретарей первичных парторганизаций -497 женщины или 14,3%. Значительно большее количество женщин отмечено на второстепенных должностях, так заведующими отделами обкома, горкомов и райкомов партии работало 7 женщин, инструкторами и пропагандистами-99 или 21% [4].

К началу 1970 г. процент женщин в составе партии увеличился по сравнению с 1960 г. на 3,4 %. - 33649 человек (или 19,7 % от общего количества коммунистов). Доля женщин среди представителей

номенклатуры оставалась по-прежнему

значительно ниже мужчин. Они составляли всего 9,3% от общего количества работников [5].

В начале 80-х гг. были отмечены некоторые положительные изменения: в 1980 г. в составе Воронежской областной партийной организации было уже 49019 женщин (24,4%) из 200375 коммуниста. Но, несмотря на увеличение масштаба вовлечения женской части населения в политическую жизнь страны, удельный вес женщин оставался низким. Особенно это отмечалось в Терновской, Рамонской, Петропавловской и Нижнедевицкой

парторганизациях. В ходе отчетов и выборов был несколько улучшен качественный состав секретарей первичных парторганизаций. Число женщин среди секретарей увеличилось на 5,9%. К концу 1980 г. из 5051 секретарей первичных парторганизаций женщин насчитывалось 2019 или 39,9% [6].

На важность постоянной заботы о женщинах и пополнении за их счет партийных рядов обратила особое внимание и XIX Всесоюзная конференция КПСС (28 июня - 1 июля 1988 г.). Ответные меры местных властей на призыв сверху хорошо отражают цифры - в 1990 г. женщин в составе партийной организации находилось 54687 или 29,45%. В составе секретарей первичных партийных организаций в 1990 году было 33% или 1731 человек [7].

Таким образом, видно, что рост приема женщин в ряды партии происходил медленно, но непрерывно: если в 50-60-е гг. процент женщин, принятых кандидатами в члены КПСС от общего числа, колебался от 20 до 28, то в 70-80-е гг. он возрос от 30 до 38, а к 1990 г. составил около 39%. Если на 1 января 1982 г. в областной парторганизации женщин насчитывалось 50914 человек (25%), на 1 января 1985 г. - 56522 (27%), то на 1 января 1989 г. - 61802 (30,5%) от общего числа коммунистов) [8].

Наряду с участием женщин в партийных органах, важным показателем их политической активности была работа в местных советах. Подбор кандидатов осуществлялся под жестким контролем партийных комитетов. Для женщин была установлена определенная квота. Согласно инструкции ЦК в составе кандидатов в депутаты районных Советов должно было быть не менее 3035% женщин, в городские Советы и районные Советы в городах - 35-40% женщин. В сельские и поселковые советы необходимо было выдвигать не менее 30-40% женщин.

По результатам выборов в краевые,

областные, районные, городские, сельские и

поселковые советы депутатов трудящихся

Воронежской области 17 декабря 1950 г. в составе депутатов районных Советов женщин было 36,06% (1687 тыс. человек), 31,42% или (210 человек) в областном Совете. На последующих выборах отмечался постепенный рост процента участия

женщин. В составе депутатов областного Совета депутатов трудящихся 1957 г. было 158 человек из них 69 женщин, что составило 43,6% (в 1955 г. из 151 депутата женщин было 51 или 33,5%). Кандидатами в депутаты районных Советов 1957 г. из 1838 человек женщин - 803 или 43,7% (в 1955 г. из 1829 депутата 636 женщины или 34,8%). Кандидатами в депутаты Верховного Совета СССР по Воронежской области на выборах 1958 г. было 3 женщины из 9 человек [9]. Таким образом, видно, что численность женщин в депутатском составе за одно десятилетие значительно увеличилась, однако, если учитывать, что женская часть населения составляла половину всего населения области, то нужно отметить сохранявшуюся недостаточность их представительства.

В последующие выборы доля женщин среди депутатов постепенно повышалась: в 60-х гг. она достигла уровня в местных советах - 44,2%, в областном совете - 39%, в 70-х гг. - 51,6% и 50,4 % соответственно. По результатам выборов 1982 г. из 22822 депутатов сельских, районных, городских и областного Советов народных депутатов женщины составляли уже 11502 или более 50%[10].

Ситуацию изменила смена политической обстановки. Осенью 1989 г. был принят новый закон "О выборах народных депутатов СССР", предполагавший проведение выборов на состязательной и альтернативной основе. Произошел отказ от укоренившейся квоты выдвижения женщин в 30 %, что привело к падению показателей, отражающих их количество в государственных и местных органах власти. Если раньше в 1982, 1985 и 1987 гг. при выборах в краевые, областные, окружные, районные, поселковые и сельские Советы народных депутатов женщины в среднем по стране составляли 50%, то в 1997 г. только 9%[11]. Очень низкие показатели демонстрирует Воронежская область.

Численный состав женщин в составе Воронежской областной Думы [12].

всего ж %

1994-1997 42 2 4,8

1997-2001 47 3 6,4

2001-2005 45 2 4,4

2005-2010 52 3 5,8

2011-2016 56 3 5,4

Очевидно, что тот уровень представительства, которого достигли женщины к началу перестройки, являлся искусственным. Привыкшие к патерналистскому отношению, женщины не сумели представить достойную конкуренцию в новой политической ситуации. По данным

Межпарламентского союза по состоянию на 31 декабря 2010 г. Российская Федерация занимает 82 место среди 188 стран мира по представленности женщин в парламенте. Об этом свидетельствуют следующие данные -Женщины имели представительство в каждой из четырех

образованных в Государственной Думе фракций, но процент их невелик: во фракции «Единая Россия» 46 женщин (14% - средний процент по Думе); в «КПРФ» и «ЛДПР» - по 4 женщины (7 и 10% соответственно). Наибольшая доля женщин во фракции «Справедливая Россия» - 11 человек (почти 29%) [13].

Таким образом, советский и постсоветский опыт привлечения женской части населения к общественно-политической деятельности имеет принципиальные отличия. Партийное руководство неоднократно настойчиво требовало от всех партийных, советских, государственных организаций увеличивать представительство женщин. На протяжении всего рассматриваемого периода от всех низовых структур регулярно поступали отчеты о выполнении принятых решений, тем не менее, представительство женщин в партийных и советских органах, особенно на руководящей работе, оставалось незначительным. Причинами этому являлись сохранявшееся в обществе консервативно-патриархальное

отношение к женщине, их собственная пассивность, а так же сам рекомендательный характер распоряжений сверху, которые, ввиду отсутствия строгой системы контроля, зачастую просто игнорировались местными властями.

В результате смены политической обстановки и переходом страны к рыночной экономике, в постсоветской России ситуация еще больше осложнилась значительным упадком уровня участия основной массы женщин в политической жизни страны. Патриархальные стереотипы и жесткие условия рынка вынуждают современную российскую женщину отказываться либо от семейной жизни и материнства, либо от профессионального роста. В этой ситуации общественно-политическая деятельность отходит на третий план. С отменой системы квотирования значительно сократилось участие женщин в управлении государством. Как и в советский период, прослеживается тенденция: чем выше уровень управления, чем значительнее его роль в принятии решений, тем меньше представлены женщины в органах власти. К сожалению,

современная система унаследовала лишь ошибки и недочеты прошлого, полезный исторический опыт вовлечения женщин в активную общественнополитическую деятельность (массовая

агитационная работа, гарантированный

представительский минимум, в целом, обращение внимания государства на проблему) не был перенят. Положительные изменения в решении данного вопроса требуют вмешательства государства, распространения идей паритетной демократии и гендерного просвещения населения.

Литература

1. Не женское дело //

http://www.vabloko.ru/publications/2009/11/23 0

2. См.: Конституция РСФСР 1918г.; Конституция

СССР 1924 г.; Конституция СССР 1936 г. // Советские Конституции. Справочник. М., 1963. -265 с.; Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака от 16 (29) декабря 1917 г., Декрет ВЦИК и СНК о

гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния (18(31) декабря 1917 г.) http://www.hist.msu.ru/

3. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ ВО) Ф. Р -3. - Оп. 26. - Д. 357. - Лл. 2, 13.; Оп. 25. - Д. 348. - Л. 1-2.

4. ГАОПИ ВО. - Ф. Р - 3.- Оп. 43. - Д. 187, 124.

5. ГАОПИ ВО. - Ф. Р - 3.- Оп. 54. - Д. 680, 677.

6. ГАОПИ ВО. - См. : Ф. Р - 3. - Оп.65. - Д.307, 305

7. ГАОПИ ВО. - Ф. Р - 3. - Оп.93. - Д.89. - Л.4.

8. Воронежская организация КПСС в цифрах (1917-1989).-Воронеж; Центр.-Чернозем.кн.изд-во,1990.-233 с.

9. ГАОПИ ВО. - Ф. Р - 3. - Оп. 25. - Д. 179, 533

10. ГАОПИ ВО. - Ф. Р - 3. - Оп. 40. - Д. 140. - Л. 6,125.;

Оп. 63. - Д. 227. - Л. 2-3.; Ф. Р - 9099. - Оп. 3. - Д. 21.

- Л. 12.; Женщины страны Советов // Политическая работа. 1983. № 4. С. 3.

11. Кочкина Е.В. Представленность женщин в

российских органах власти // Общественные науки и современность". 1999. №1.

http://www.owl.ru/win/books/policv/kochkina.htm

12. Официальный сайт Воронежской областной Думы http://www.vrnoblduma.ru

13. Совет по консолидации женского движения России http://www.gensovet.com

Воронежский государственный технический университет

POLITICAL ACTIVITY OF WOMEN IN RUSSIA, 2ND HALF OF THE 20TH CENTURY -BEGINNING OF THE 21ST CENTURY (EVIDENCE FROM THE VORONEZH REGION) A.Y. Teplyakova

The article traced the development of political activity of the female population in the Soviet and post-Soviet Russia. On the example of the Voronezh region shows the main trends, dynamics, and the state's role in promoting women's socio-political life in different periods of development

Key words: women, policy, Voronezh Region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.