Научная статья на тему 'Полимодальные средства презентации коммуникативного события в интернет-дискурсе'

Полимодальные средства презентации коммуникативного события в интернет-дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / INTERNET DISCOURSE / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ / PR-ДИСКУРС / PR-DISCOURSE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ / ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ / INFORMATION BULLETIN / MULTIMODALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хахалева А.Ю.

В статье рассматриваются особенности употребления полимодальных средств в интернет-дискурсе на материале информационного бюллетеня. Автор анализирует взаимодействие графического и вербального компонентов текстов ньюслеттер, распространяемых посредством Интернета, в процессе интерпретации коммуникативного события. Подчеркивается, что невербальная составляющая играет важную роль, делая восприятие информации более удобным, повторяет и дополняет текстовый компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimodal means of presenting a communicative event in internet discourse

The article considers the use of multimodal means in Internet discourse, taking information bulletin as an example. The author analyses the interaction of the graphic and verbal components of newsletters texts distributed via Internet in the process of interpretation of a communicative event. It is underlined that the non-verbal component plays an important role, making the perception of information more convenient; it replicates and complements the text component.

Текст научной работы на тему «Полимодальные средства презентации коммуникативного события в интернет-дискурсе»

УДК 81'33

А. Ю. Хахалева

преподаватель кафедры интегрированного языкового обучения в профессиональной деятельности факультета непрерывного образования, МГЛУ; e-mail: mglu04@mail.ru

ПОЛИМОДАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОММУНИКАТИВНОГО СОБЫТИЯ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

В статье рассматриваются особенности употребления полимодальных средств в интернет-дискурсе на материале информационного бюллетеня. Автор анализирует взаимодействие графического и вербального компонентов текстов ньюслеттер, распространяемых посредством Интернета, в процессе интерпретации коммуникативного события. Подчеркивается, что невербальная составляющая играет важную роль, делая восприятие информации более удобным, повторяет и дополняет текстовый компонент.

Ключевые слова: интернет-дискурс; интернет-коммуникация; коммуникативное событие; PR-дискурс; информационный бюллетень; полимодальность.

Khakhaleva A. Yu.

Lecturer, Department of Integrated Language Teaching in Professional Activities, Faculty of Continuing Education, MSLU; e-mail: mglu04@mail.ru

MULTIMODAL MEANS OF PRESENTING A COMMUNICATIVE EVENT IN INTERNET DISCOURSE

The article considers the use of multimodal means in Internet discourse, taking information bulletin as an example. The author analyses the interaction of the graphic and verbal components of newsletters texts distributed via Internet in the process of interpretation of a communicative event. It is underlined that the nonverbal component plays an important role, making the perception of information more convenient; it replicates and complements the text component.

Key words: Internet discourse; Internet communication; PR-discourse; information bulletin; multimodality.

Интернет-дискурс понимается как «совокупность сетевых продуктов, созданных и существующих в виртуально-реальных условиях, в рамках лингвистического и паралингвистического контекста и воспринимаемые адресатом с учетом реализующейся коммуникативной и когнитивной деятельности» [2, с. 65]. Тексты PR-дискурса часто распространяются посредством Интернета; это позволяет рассматривать PR как разновидность интернет-дискурса. PR-дискурс играет важную роль в организации успешной деятельности частных лиц и компаний.

Объектом нашего исследования стал PR в сфере экономики. Одним из жанров PR-дискурса, широко используемых компаниями, является информационный бюллетень (англ. newsletter). Он определяется как периодическое издание, которое рассказывает о текущих новостях и событиях предприятия, объясняет философию и политику фирмы [3]. Интернет является наиболее популярным средством распространения информационного бюллетеня: онлайн-версия регулярно рассылается подписчикам по электронной почте. В целевую аудиторию могут входить как сотрудники компаний (внутренняя общественность), так и потребители, акционеры, конкуренты (внешняя общественность). Основные коммуникативные функции информационного бюллетеня -информирующая и воздействующая.

Акт взаимодействия между компанией и целевой аудиторией посредством информационного бюллетеня - это коммуникативное событие, составляющей которого является процесс интерпретации. Успешность данного процесса зависит от многих факторов, включая личность интерпретатора (представителя целевой аудитории). Рассмотрим, какие средства используются создателями информационного бюллетеня для того, чтобы интерпретация события происходила в направлении, соответствующем целям компании.

Важную роль в презентации коммуникативного события в рамках интернет-дискурса играет невербальная составляющая. По мнению Г. Г. Слышкина и М. А. Ефремовой, благодаря развитию онлайн-коммуникации в XX - начале XXI вв., невербальный компонент дискурса приобретает все большее значение, в то время как полностью вербальные произведения, свободные от элементов других семиотических систем, отходят на второй план [5]. В процессе формирования смысла языковые знаки различных семиотических систем не используются отдельно друг от друга, а взаимодействуют для формирования единого смысла в сознании реципиента [1]. Проанализируем этот процесс на материале ньюслеттер компаний «Apple», «Coca-Cola» и «PepsiCo».

В качестве первого примера использован информационный бюллетень компании «Apple» (см. рис. 1), который имеет формат страницы А4 для удобства восприятия. Текст информационного бюллетеня ориентирован на пользователей современных технических средств, что подтверждается употреблением лексических единиц download the update, connect iPhone to computer, AirPrint (технология беспроводной печати) и др.

Рис. 1. Информационный бюллетень компании «Apple»

Изображения представляют собой важную часть данного информационного бюллетеня: более крупные и мелкие картинки, которые по форме напоминают иконки из меню смартфона Apple. Картинки повторяют содержание кратких текстовых отрывков, посвященных последним инновациям компании. Например, предложение this update is available for iPad, iPhone and iPod сопровождается визуальным изображением соответствующих устройств; предложение wirelessly print photos ... from your iPhone to an AirPrint-enabledprinter проиллюстрировано изображением принтера, на котором осуществляется печать с iPhone.

Благодаря тому, что полимодальная презентация данных подразумевает смену кодов, обеспечивающую переключение внимания реципиента [4], использование изображений в тексте ньюслеттер облегчает восприятие представленной информации.

Поскольку ньюслеттер рассылается по электронной почте, вероятность того, что он может остаться без внимания адресата, весьма велика. Получатель может просто удалить сообщение, не заинтересовавшее его или слишком перегруженное информацией. Чтобы не размещать большие текстовые отрывки в письме с информационным бюллетенем, создатели ньюслеттер активно используют гипертекст: каждый текстовый отрывок состоит максимум из двух предложений, сопровождающихся ссылкой. Перейдя по ней или нажав на «иконки», можно загрузить обновления для iPhone, музыку и новые полезные программы. Например, согласно информации бюллетеня, программа Find My iPhone позволяет определить расположение потерянного смартфона на карте, заблокировать его, сменив пароль или удалить из него персональные данные. В этом информационном бюллетене гипертекстовость служит для удобства адресата.

Данный ньюслеттер направлен на информирование читателя о нововведениях и привлечение внимания к продукции «Apple»; изображения позволяют сделать сообщение более наглядным, а использование технологий - удобным и доступным.

Компании стремятся приурочить рассылку информационного бюллетеня к различным общественно значимым событиям, например к праздникам. Данный подход активно использует «Coca-Cola» для повышения популярности своей продукции и закрепления в сознании покупателя идеи о том, что продукция является важным элементом праздника «Coca-Cola». Например, специальное издание

информационного бюллетеня от 23 декабря 2015 г. посвящено Рождеству (см. рис. 2). В соответствии с требованиями к оформлению ньюслеттер текст составлен из небольших отрывков, указывающих на основное содержание статьи, которые можно прочитать, перейдя на официальный сайт по ссылке Read More. Каждый из отрывков отнесен к определенной рубрике (History, Culture, Innovation, Community) в соответствии с тем, о каком событии он информирует читателя, и имеет свой яркий заголовок (Holiday Dream Comes True). Визуальные образы, ассоциирующиеся с празднованием Рождества, иллюстрируют данные текстовые отрывки. Так, картинка с изображением Санта-Клауса сопровождает текст, посвященный роли компании «Coca-Cola» в создании этого образа: Did you know Coca-Cola helped shape the image of Santa? Неотъемлемая часть рождественской кампании «Coca-Cola» - украшенные гирляндами красочные грузовики с символикой компании - также передает атмосферу праздника за счет устойчивых ассоциаций (Coke's Holiday Trucks Roll On).

Рис. 2. Фрагмент информационного бюллетеня компании «Coca-Cola» «Coca-Cola Christmas Newsletter»

Таким образом, воздействие на читателя достигается за счет превращения продукции в один из важных компонентов сценария празднования, а информация о ней представляется в контексте, связанном с положительными эмоциями (встреча с родственниками и друзьями, подарки, отдых, прогулки, приятное времяпрепровождение). Еще один пример праздничного ньюслеттер компании «Coca-Cola» - рассылка, посвященная празднику Хэллоуин (см. рис. 3 и 3а).

Enter Fanta's Spooky Snack Lab

Fanta lava lamps? See how you can make one at home. TV personality Evette Rios serves up an array of spooktacular DIY Halloween ideas and Fanta recipes that are frightfully easy to make.

Рис. 3. Фрагмент информационного бюллетеня компании «Coca-Cola» «10 Things That Go Better With Coke»

5 Spooky Ghost Towns There are around 25,000 to 35,000 ghost towns in the U.S. Here are five haunting locations that are worth the trek.

Black Tea

Haunted Houses Go Hollywood Candied Apples

Thrill seekers beware! These Sink your fangs into this tasty haunted attractions across the U.S. Halloween treat made with Honest are taking their scare tactics to the Tea. next level with Hollywood effects.

Рис. 3а. Фрагмент информационного бюллетеня компании «Coca-Cola» «10 Things That Go Better With Coke»

Текст информационного бюллетеня имеет заголовок «10 Things That Go Better With Coke (Fall Edition)» и содержит краткие тематические отрывки, сопровождающиеся ссылками «Read More». Картинки и фотографии повторяют содержание текстовых отрывков и изображают типичные атрибуты празднования: угощения из яблок (candied apples); традиционные фонари, вырезанные из тыквы (jack-o'-lantern); костюмы и маски волшебных существ. В текстах содержится лексика, связанная с празднованием Хэллоуин (treat, ghost, thrill, haunted attractions, scare tactics), передающая атмосферу праздника (spooky snack lab, frightfully easy to make), и стилистически окрашенные выражения (sinkyour fangs into this tasty Halloween treat, spooktacular).

Данный информационный бюллетень интересен не только детям, но и взрослым: он содержит информацию, которая может быть использована при подготовке тематических вечеринок, детского праздника (Enter Fanta's Spooky Snack Lab) или организации поездки (5 Spooky Ghost Towns, Haunted Houses Go Hollywood). Благодаря этому значительно повышается вероятность того, что данный текст привлечет внимание читателя. Текст ньюслеттер связывает празднование

Хэллоуина с продукцией «Coca-Cola», делая ее неотъемлемой частью сценария праздника.

Другая стратегия, используемая компаниями для достижения эффективной коммуникации, - акцентирование внимания на общественно значимых аспектах их деятельности. Например, компания «PepsiCo» посвятила ньюслеттер от 28 апреля 2015 г. проблеме занятости (см. рис. 4).

Рис. 4. Информационный бюллетень компании «PepsiCo»

Первый отрывок посвящен проблеме создания рабочих мест для женщин. Он сообщает о том, что «PepsiCo» стала одним из лидеров в рамках программы «Opportunity Now»: PepsiCo UK also recently won the Advancing Women Award through Opportunity Now. Для иллюстрации события используется фотография трех женщин, которые, очевидно, являются сотрудницами компании и организаторами премии «Top 50 Employers for Women». Одна из женщин держит в руках символ премии. Фотография визуализирует процесс вручения награды и имеет информирующую функцию. Кроме того, изображение дополняет

содержание текста: поскольку в жанрах PR-дискурса не подразумевается прямая положительная оценка деятельности компании, создатели текстов информационного бюллетеня ограничены в возможности использования лексических средств. Данный PR-текст только сообщает о факте получения награды, в то время как картинка изображает положительные эмоции (улыбки на лицах трех женщин), связанные с деятельностью компании.

Второй отрывок в информационном бюллетене «PepsiCo» посвящен решению компании поддержать программу «Movement to Work», направленную на обеспечение занятости молодежи: PepsiCo UK will be supporting 'Movement to Work'. В качестве иллюстрации используется логотип проекта, выступающий в роли знака-символа.

Вопросы занятости и равноправия полов в обществе остаются важными, обращаясь к ним, компании затрагивают темы, интересующие многих потенциальных потребителей. За счет этого достигается упрочение репутации компании.

На основе проанализированных примеров можно сделать вывод о том, что графические изображения в информационном бюллетене играют важную роль, не только поддерживая, но и дополняя содержание текстового компонента. Средства полимодальности служат для удобства читателя и помогают передать больший объем информации на ограниченном пространстве. Полимодальность является распространенным инструментом в интернет-дискурсе и способствует достижению цели PR-коммуникации компании, обеспечивая эффективность присущих ей таких коммуникативных событий, как информационный бюллетень, послуживший предметом рассмотрения в настоящей статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волоскович А. М. Процессы гибридизации в тексте: семиотическая модальность // Языковое творчество в динамике семиотических взаимодействий: Коллективная монография / под ред. И. И. Халеевой. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С. 198-317.

2. Горина Е. В. Дискурс Интернета: определение понятия и методология исследования // Вопросы теории и практики: в 2 ч. - Ч. II. - № 11 (41). -С. 64-67. (Филологические науки).

3. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций - изд. 2-е, доп. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. - 288 с.

4. Куликова О. В. Формирование корпоративной идентичности в полимодальном дискурсе печатной рекламы // Институциональный дискурс в лингвокогнитивных исследованиях языка специальности. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. - С. 9-21. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 9 (720). Сер. Образование и педагогические науки).

5. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологиче-ского анализа). - М. : Водолей Publishers, 2004. - 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.