Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание молодёжи в образовательных учреждениях'

Поликультурное воспитание молодёжи в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MULTICULTURAL EDUCATION / EDUCATION / HUMANISM / MULTICULTURAL PERSONALITY / TOLERANCE / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Д.М., Берсенукаева М.Х.

Статья посвящена проблеме воспитания поликультурности учащихся в образовательных организациях. Авторами выявлены причины актуальности исследования этой проблемы в современных условиях. На основе анализа литературы определены функции, уровни и этапы становления и развития поликультурной личности. В статье подчеркивается, что ключевым понятием поликультурного воспитания является толерантность. Авторами представлен практический материал, показывающий отношение молодёжи к роли образовательных учреждений в воспитании поликультурности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION OF YOUTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is studies a problem of education of multiculturalism of students in educational organizations. The authors identify the reasons for the relevance of the study of this problem in modern conditions. On the basis of literature analysis the functions, levels and stages of formation and development of a multicultural personality are determined. The article emphasizes that the key concept of multicultural education is tolerance. The authors present practical material showing the attitude of young people to the role of educational institutions in the education of multiculturalism of students. Multicultural education should foster in young people an ability to build human relationships through dialogue, understanding and mutual respect, tolerance mentality formation is the most important strategic tasks education in the twenty-first century.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание молодёжи в образовательных учреждениях»

15 х 5 = 75. Находим остаток: 85 - 75 = 10, 10 < 15. Это значит, что деление выполнено верно: 85 : 15 = 5 (ост.10).

После выполнения аналогичных примеров, учащиеся самостоятельно или при опосредованной помощи учителя могут составить соответствующий алгоритм деления с остатком путем подбора частного.

Из определения деления с остатком следует, что разность между делимым и остатком делится нацело на делитель. Используя это можно составить алгоритм деления с остатком, путем подбора остатка [5, с. 153].

1. Возьмем в качестве остатка любое число, меньше делителя.

2. Вычтем его из делимого.

3. Если разность делится на делитель, то делим его на делитель, полученный результат будет частным, а подобранное число остатком.

4. Если разность не делится на делитель, возвращаемся к первому шагу и берем другое число в качестве остатка.

5. Называем результат: частным будет число из шага 3, а остатком подобранное число.

Анализ содержания учебников математики для младших школьников показывает на необходимость предложенной системы заданий, составленных с учётом существенных и несущественных признаков понятия деления с остатком, взаимосвязи между делимым, делителем, частным и остатком.

Существенные признаки:

- по двум данным числам a и Ь находят два единственных числа q и г;

- полученные четыре числа находятся в двух определенных отношениях:

а = Ь х q + г , 0 < г< Ь.

Несущественные признаки: какие эти числа (однозначные, двузначные и т.д.); какие цифры использованы при их записи; какое из четырех чисел больше: делимое или делитель; частное или остаток; делимое или остаток?

Мы предлагаем для усвоения предложенных алгоритмов дополнить упражнения такими заданиями:

1. Объясни запись: 35 : 12 = 2 (ост.11) 88 : 61 = 1 (ост.27)

99 : 8 = 12 (ост.3) 81 : 99 = 0 (ост.81)

2. Выполни деление, сделав рисунок:

12 : 12 = 23 : 11 =

3. Сравни и реши примеры каждый пары:

66 : 11 = 75 : 25 =

69 : 11 = 80 : 25 =

4. Запишите число, при делении которого на 33 получается остаток 1.

Библиографический список

5. При делении нескольких чисел на одно и то же число получились остатки: 0, 1, 2, 3, 4, 5. Как ты думаешь, на какое число делили?

6. Правильно ли выполнено деление? Как исправить ошибку?

□ : 12 = 22 (ост. 17) □ : 21 = 1 (ост. 46)

7. Приведи пример на деление с остатком, чтобы остаток был равен 0, 5, 19, 25.

8. Какие из данных чисел можно записать на место частного и остатка, чтобы получить верные равенства:

а) □ : 15 = □ (ост. □), данные числа 11, 12.

б) □ : 35 = □ (ост. □), данные числа 32, 45.

в) □ : 22 = □ (ост. □), данные числа 10, 27.

9. Найти делимое:

□ : 4 = 3 (ост. 15); □ : 5 = 15 (ост. 4); □ : 81 = 0 (ост.5)

10. На какое число делится любое число без остатка? Какое число делится на данное (не равное нулю) без остатка?

11. Какие цифры можно записать в «окошки» так, чтобы получилось верное равенство:

1) 5^ : 7 = 8 (ост.3)

2) 4^ : 6 = 7 (ост. □)

3) 3^ : 8 = □ (ост. 1)

4) 6^ : □ = 9 (ост. □ )

12. Какие цифры можно записать в «окошки», чтобы получился наибольший из возможных остаток ; наименьший из возможных остаток.

: 7 = 8 (ост. □) )

□ □ : 7 = 8 (ост. □)

13. Из ряда чисел 2, 3, 5, 7, 11, 17, 19, 39 выбери делимое, делитель, частное и остаток.

В зависимости от вида и содержания предложенных заданий на деление с остатком, учащийся может выбрать наиболее рациональный алгоритм его выполнения. Каждый из этих алгоритмов можно использовать и в качестве средства самоконтроля в правильности выполнения деления с остатком.

Ориентация процесса обучения математике на формирование алгоритмических умений способствует повышению эффективности обучения, усиливает его развивающие возможности, является необходимым условием становления алгоритмической культуры младших школьников.

Алгоритмическая культура, проявляющаяся в умениях учеников действовать по заданному алгоритму, умениях «открывать» алгоритмы и выбрать рациональный алгоритм, являющиеся универсальными учебными действиями, - это важное учебное достижение личностных и метапредметных результатов обучения математике в начальных классах.

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пединститутов. Под редакцией А.А. Столяра. Москва, 1988.

2. Игнатова Л.В. Элементы алгоритмизации в начальном курсе математики. Начальная школа 1989; 7.

3. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. Москва, 1966.

4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Москва, 2000.

5. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва, 2014.

References

1. Formirovanie 'elementarnyh matematicheskih predstavlenij u doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya studentov pedinstitutov. Pod redakciej A.A. Stolyara. Moskva, 1988.

2. Ignatova L.V. 'Elementy algoritmizacii v nachal'nom kurse matematiki. Nachal'naya shkola 1989; 7.

3. Landa L.N. Algoritmizaciya vobuchenii. Moskva, 1966.

4. Istomina N.B. Metodika obucheniya matematike vnachal'nyh klassah. Moskva, 2000.

5. Careva S.E. Metodika prepodavaniya matematiki vnachal'nojshkole. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 15.09.18

УДК 371

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methodology of Teaching Law,

Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

Bersanukayeva M.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: timop2012@mail.ru

MULTICULTURAL EDUCATION OF YOUTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article is studies a problem of education of multiculturalism of students in educational organizations. The authors identify the reasons for the relevance of the study of this problem in modern conditions. On the basis of literature analysis the functions, levels and stages of formation and development of a multicultural personality are determined. The article emphasizes that the key concept of multicultural education is tolerance. The authors present practical material showing the attitude of young people to the role of educational institutions in the education of multi-

culturalism of students. Multicultural education should foster in young people an ability to build human relationships through dialogue, understanding and mutual respect, tolerance mentality formation is the most important strategic tasks education in the twenty-first century.

Key words: multicultural education, education, humanism, multicultural personality, tolerance.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru М.Х. Берсенукаева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья посвящена проблеме воспитания поликультурности учащихся в образовательных организациях. Авторами выявлены причины актуальности исследования этой проблемы в современных условиях. На основе анализа литературы определены функции, уровни и этапы становления и развития поликультурной личности. В статье подчеркивается, что ключевым понятием поликультурного воспитания является толерантность. Авторами представлен практический материал, показывающий отношение молодёжи к роли образовательных учреждений в воспитании поликультурности учащихся.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, образование, гуманизм, поликультурная личность, толерантность.

Особой актуальностью для современного общества отличаются проблемы, связанные с совершенствованием системы образования, представляющей собой важный фактор сохранения целостности и единства в многонациональном государстве. Образование - это одна из высших ценностей для человека, поскольку именно в этой сфере происходит поэтапное формирование способностей и жизненных устремлений молодёжи, что в перспективе определяет судьбу страны и её граждан на множество лет вперед. Одна из ключевых задач, стоящих перед образованием в многонациональном обществе, заключается в воспитании учащихся образовательного учреждения поликультурности, то есть готовности к жизни и созидательной деятельности в условиях многонациональной среды, к пониманию и уважению других культур, к жизни в мире и согласии с людьми разных рас, религий, национальностей. Причинами актуальности данной задачи для современного мира являются:

- происходящие сегодня в обществе изменения нуждаются в новых подходах к процессу воспитания как к форме социализации, благодаря которой обеспечивается жизнеспособность и воспроизводство общества;

- образовательная система, являясь составной частью общества, не может игнорировать процессы, связанные с интеграцией и глобализацией. Учитывая то, что в современных условиях люди имеют доступ к любым знаниям, информации, языкам и культуре, происходит постепенное сглаживание различий в предпочтениях, привычках, образе жизни людей разных общностей.

Ввиду этого, на образовании лежит огромная ответственность, происходит превращение современных образовательных учреждений в главные центры поликультурного воспитания, основанного на следующих принципах: гуманизма, сотрудничества, личностной деятельности, диалогичности. По замечанию исследователей, выделяются такие функции поликультурного воспитания: развитие навыков и умений взаимодействия между представителями различных культур на основе взаимопонимания и толерантности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; сознание важности культурного многообразия для личностной самореализации; формирование представлений о многообразии культур и взаимосвязях между ними. Основные цели поликультурного воспитания: формирование в духе общечеловеческих и национальных ценностей; поддержка равных обязанностей и прав; сохранение и уважение культурного многообразия [1].

По мнению Г.Д. Дмитриева, существуют такие уровни многокультурного личностного становления: утверждение культурных различий, принятие и постижение иных культур, толерантность. Первостепенным осмысленным этапом в процессе поликультурного становления является непротивление культурному многообразию. Достаточно не проявлять агрессии, сдерживать раздражительность, негативные мысли относительно другого, нового, непонятного. Тем не менее, сделав первый шаг, человек может на нем остановиться. Избежать этого помогает второй этап, который заключается в познании характерных особенностей той или иной конкретной культуры, благодаря чему оценивается культурная самобытность и неповторимость. Познавая окружающие культуры, ученики осознают ценность всех участников культур-

ного развития, объективность культурного многообразия, в результате чего ими совершается третий этап, заключающийся в признании «другого». Следующий этап в становлении поликультурной личности заключается в переходе от признания многогранности культурного мира к его принятию. Позитивная оценка культурных различий окружающей действительности принимается человеком как естественная и убедительная. Следующий этап на пути к поликультурной личности заключается в направленной заинтересованности в различных культурах. Лишь из подлинно устойчивой заинтересованности в культурном разнообразии, к которой приводят предшествующие шаги личностного развития, формируется стремление к шестому этапу - поликультурному освоению мира. Благодаря ей происходит побуждение к поискам нового знания о той или иной культуре. На седьмом этапе, который заключается в межкультурном взаимодействии, происходит формирование способности личности к ведению диалога, благодаря чему культуры взаимодополняются и развиваются. Благодаря такому взаимодействию представители различных культурных групп достигают адекватного взаимопонимания и духовного взаимообогащения [2; 3].

Проанализировав исследования по проблеме, мы выявили, что толерантность выполняет в системе образования определенную совокупность задач. С одной стороны, она является условием, от которого зависит эффективность образовательного процесса, определяющим значением в котором наделены межсубъектные связи среди его участников, основой которых являются принципы личностно-ориентированного образования, сотрудничество. С другой стороны, сферой образования осуществляется выполнение определенного социального заказа: обществу необходимы гармонично развитые личности, способные и готовые к тому, чтобы вести творческий поиск бесконфликтного, мирного взаимодействия с внешним миром. Актуальная задача в теории образования заключается в определении методов и путей формирования толерантности, представляющей собой особое позитивное качество личности. Её реализация может осуществляться по таким направлениям: тренинги взаимодействия, благодаря которым на основе диалога устанавливаются взаимоотношения и взаимодействие; введение задачи воспитания поликультурности в учебную программу традиционных учебных дисциплин гуманитарного цикла; интеграция в учебный план образовательного учреждения курсов, воспитывающих толерантность.

В «Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что в стране обновляется воспитательный процесс на основе современных научных достижений и отечественных традиций по таким направлениям: развитие в детях политической и правовой культуры расширение конструктивного участия в принятии решений, которые затрагивают их интересы и права, в частности в разнообразных видах самоорганизации, общественно значимой деятельности самоуправления; воспитание уважения к национальному достоинству человека, его религиозным убеждениям, чувствам; формирование приверженности идеям взаимопомощи, равенства, дружбы народов, интернационализма; развитие культуры межнационального общения; формирование условий для воспитания в детях гражданской ответственности, которая основана на традиционных

нравственных и культурных ценностях российского общества, активной гражданской позиции [4].

Проанализировав литературу практического опыта образовательных организаций, которые призваны вести обучение и воспитание детей, мы выявили, что следует использовать положительный потенциал образования для того, чтобы консолидировать общество, сохранить единое социокультурное пространство страны, преодолеть межнациональную напряженность и социальные конфликты на основе равноправия разных религий и национальных культур, приоритета прав личностей, преодоления социального неравенства. Проведённый анализ демонстрирует, что школы и вузы сегодня представляют собой среду жизнедеятельности молодёжи, среду поисков самих себя, самореализации в конкретных видах досуговой, творческой и познавательной деятельности. Во время обучения в школах и вузах молодёжь проходит как физическое, так и нравственное, патриотическое, гражданское развитие и становление. Как раз в этот период в большой степени происходит завершение формирования духовного мира молодых людей, их ценностных установок и ориентиров, взглядов на жизнь, знаний и т. д. Образование и воспитание представляют собой традиционные ценности каждого цивилизованного общества, которые необходимы для того, чтобы добиваться успеха в жизни [3].

С целью изучения отношения молодёжи к роли образования в воспитании поликультурности и толерантности в обществе, нами был проведен социологический опрос среди чеченской молодёжи в 2017 году. Были опрошены студенты Чеченского государственного педагогического университета, учащиеся школ г. Грозного. Ответы учащихся свидетельствуют о положительной оценке роли образования в воспитании поликультурности. На вопрос «Какое значение имеет образованность человека в формировании поликультурности в обществе?» - 65% из опрошенных отметили, что она способствует в установлении добрых человеческих отношений, межкультурного диалога; 12% считают, что не оказывает никакого влияния, все зависит от самого человека, его отношения к окружающей среде; 1,8% респондентов отметили отрицательное влияние; 10% - затруднились ответить.

Библиографический список

На вопрос, «Какой вклад вносит вуз в формирование поликультурности в обществе?» - о положительном влиянии обучения и воспитания в вузе в формировании поликультурности у молодёжи ответили 52% опрошенных; не оказывает никакого влияния выбрали 22,2%; влияет отрицательно выбрали 1,8%; затруднились ответить 12% опрошенных. В анкету был включен вопрос, «Какой вклад вносят школы, гимназии, лицеи в воспитании поликультурности в обществе?». Были получены следующие результаты: влияют положительно, выбрали 57,2% опрошенных; не оказывают никакого влияния, выбрали 22,2%; влияют отрицательно, выбрали 3,8%;затруднились ответить - 11,4%.

На основе анализа ответов респондентов можно прийти к выводу, что в качестве одного из путей к толерантному мировосприятию, которые находятся в компетенции образования, способно выступать поликультурное образование, подразумевающее воспитание поликультурного мышление посредством осознания своей принадлежности к нации, государству и международному сообществу. А в содержании поликультурного образования должно выделяться и поликультурное воспитание, ввиду чего социально-педагогический аспект проблемы связывается с идеями народной педагогики (работы Ш.М.-Х. Арсалиева, Г.Н. Волкова, К.Д. Ушинского и других). По утверждению исследователей, «поликультурное воспитание предполагает учёт культурных и воспитательных интересов представителей разных национальностей и предусматривает: а) взаимодействие между людьми с разными традициями; б) ориентацию на диалог культур; в) отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов; г) адаптацию человека к различным ценностям существования множества разнородных культур» [5; 6]. Благодаря поликультурному воспитанию происходит развитие в детях чувства взаимопонимания и солидарности во имя мира и сохранения идентичности каждого народа. Вместе с тем, оно направлено на то, чтобы формировать в каждом человеке критическое мышление и осознание принадлежности к человеческому сообществу. Поликультурное воспитание должно способствовать формированию у молодёжи менталитета толерантности - важнейшей стратегической задачи образования в CCI в.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург, 2000: 57; 3.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. Москва, 1999.

3. Мусакаева З.З., Махсумова А.М. Толерантность в полиэтническом образовательном пространстве. Available at: https://www. scienceforum.ru/2017/2750/35518

4. Стратегия воспитания в РФ на период до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996. Available at: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70957260/#ixzz5FpjuB9h2

5. Поликультурное воспитание. Available at: htth:studbooks.net/

6. Толерантность как практическая философия педагогики: коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Екатеринбург: Полиграфист, 2005; Вып. 14.

References

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika. Sankt-Peterburg, 2000: 57; 3.

2. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. Moskva, 1999.

3. Musakaeva Z.Z., Mahsumova A.M. Tolerantnost' vpoli'etnicheskom obrazovatel'nom prostranstve. Available at: https://www.scienceforum. ru/2017/2750/35518

4. Strategiya vospitaniya v RF na period do 2025 goda. Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. N 996. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#ixzz5FpjuB9h2

5. Polikul'turnoe vospitanie. Available at: htth:studbooks.net/

6. Tolerantnost' kak prakticheskaya filosofiya pedagogiki: kollektivnaya monografiya. Otv. red. A.V. Percev. Ekaterinburg: Poligrafist, 2005; Vyp. 14.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

yflK-37.035.6

Aliev T.I., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral Ushakov (Novorossiysk, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: timuranapa2014@yandex.ru

THE AXIOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF FORMING STATE-PATRIOTIC IDEOLOGY OF BORDER GUARD OFFICIALS. The reformatory changes in the political, socio-economic, spiritual and moral spheres of the Russian Federation have significantly influenced the consciousness of citizens, including border officials. Therefore, the solution of the tasks facing the Border Service of Russia requires every employee of the border authorities to not only be a competent professional, a master of operational and service activities, but also a true citizen - a patriot of the motherland, a statesman, a reliable defender of the border. Therefore, the border structures organized the process of state-patriotic education of all categories of employees. The article substantiates the expediency of using the axiological approach as a methodological basis for the formation of the state-Patriotic worldview of the Russian border guards on the basis of the views of Russian scientists.

Key words: axiological approach, state-patriotic education, state-patriotic ideology, methodological basis, employee border bodies, formation of values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.