Научная статья на тему 'Поликультурное образование младших школьников средствами народного искусства'

Поликультурное образование младших школьников средствами народного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3221
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / MULTICULTURAL EDUCATION / PATRIOTISM / MORAL UPBRINGING / NATIONAL IDENTITY / FOLK ART CULTURE / FOLKLORE / LITTLE PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохин Дмитрий Геннадьевич, Ильинская Ирина Петровна

Статья посвящена изучению вопросов поликультурного образования младших школьников в контексте ценностей национальной системы образования. Особое значение автор придает взаимосвязи поликультурного образования в России с нравственным воспитанием и воспитанием патриотизма, как основой поликультурного образования в начальной школе. Рассматривая возможности народного искусства как средства поликультурного образования младших школьников автор предлагает использовать фольклор, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественной культуры разные народов в приобщении ребенка к национальным, а затем и к общечеловеческим ценностям. Интерес представляет описанная авторская образовательная программа, иллюстрирующая возможность реализации декларируемых идей в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural education of elementary school children with the help of folk art

The article is devoted to the study of the elementary school children`s multicultural education which is reflected in the context of the Russian education system`s values. The authors give emphasis to the relationship of multicultural education in Russia with the moral upbringing and patriotism upbringing, as the basis of multicultural education in elementary school. Considering potentials of folk art as elementary school children`s way of multicultural education, the authors suggest to use folklore, arts, and crafts, and other artistic culture of different nations in encouraging a child to know Russian national and then universal values. The interesting point is the authors' description of educational program which illustrates the possibility of implementing the declared ideas in educational practice.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование младших школьников средствами народного искусства»

УДК 373.3

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Анохин Дмитрии Геннадьевич, Ильинская Ирина Петровна

кандидат педагогических наук, доцент Белгородский государственный университет

ilirpe@rambler. ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена изучению вопросов поликультурного образования младших школьников в контексте ценностей национальной системы образования. Особое значение автор придает взаимосвязи поликультурного образования в России с нравственным воспитанием и воспитанием патриотизма, как основой поликультурного образования в начальной школе. Рассматривая возможности народного искусства как средства поликультурного образования младших школьников автор предлагает использовать фольклор, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественной культуры разные народов в приобщении ребенка к национальным, а затем и к общечеловеческим ценностям. Интерес представляет описанная авторская образовательная программа, иллюстрирующая возможность реализации декларируемых идей в образовательной практике.

Ключевые слова: поликультурное образование, патриотизм, нравственное воспитание, национальная идентичность, народная художественная культура, фольклор, младший школьник.

Тенденции общественного развития - глобализации, интеграции и дифференциации культур - актуализируют вопросы поликультурного образования подрастающего поколения во всем мире. Каждая национальная образовательная система конкретного государства по-своему осуществляет поликультурное образование школьников, в зависимости от существующих средовых условий и социальных факторов влияния на личность. В связи с этим отмечаются различные подходы к пониманию и разработке проблем поликультурного образования школьников в сфере социальных наук, в сфере гуманитарного научного знания. Возникновение идей поликультурного образования во многом обусловлено иммиграционными процессами. Резкий приток иммигрантов в ту или иную страну, как правило, вызывает конфликтные ситуации, осложняющие процесс адаптации иммигрантов, ведет к торможению социального и экономического роста. Такие проблемы возникли в России после распада СССР. Поликультурное образование направлено на решение вопросов взаимодействия и взаимовлияния представителей различных культур, рас, этносов, верований в образовательной среде, на подготовку детей и молодежи к мирному плодотворному сосуществованию и сотрудничеству в условиях культурного и национального плюрализма.

А.Н. Джуринский в своих исследованиях отмечает, что концептуальное оформление идей поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли в 70-е годы XX века. «Австралийские, канадские и американские педагоги - пионеры разработки проблем этно- и поликультурного воспитания» [10]. Основателем теоретической мысли в области поликультурного образования США считается Джеймс Бэнкс. Как отмечает И.С. Бессарабова, на сегодняшний день

поликультурное образование «возведено в ранг образовательной политики США» [4, с. 6], оформилось в область научного педагогического знания и образовательной практики, основанных на философских идеях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера и И. Канта о расовом и культурном равенстве; положениях «теории диалога культур о человеке как уникальном микрокосме культуры, взаимодействующем с другими культурами, творящем себя в процессе этого взаимодействия» [4, с. 43]. Идеи политики мультикультурализма в Западной Европе предусматривают формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества участников интеграционных процессов. Западноевропейцы «должны осознавать себя не только отдельными этносами, но прежде всего европейцами, которых связывают исторические и культурные корни одной цивилизации» [10, с. 75].

В России актуализация идей поликультурного образования обусловлена с одной стороны политическими изменениями (распад СССР), с другой стороны интеграцией в европейское образовательное пространство. В образовательном пространстве Российской Федерации поликультурное образование признано одним из ценностно-целевых ориентиров в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с основополагающими документами (Конституцией Российской Федерации, законом «Об образовании в Российской Федерации», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и др.) определен современный национальный воспитательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных ценностях

© Анохин Д.Г.,

Ильинская И.П., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

149

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

традициях многонационального народа Российской федерации» [8, с. 11]. Россия всегда была многонациональным государством, в котором воспитание нравственности, патриотизма и интернационализма являлись приоритетами. Эти понятия и сегодня выступают в качестве базиса, ценностной основы системы образования и включаются в понимание сущности поликультурного образования школьников с самой первой школьной ступени начального общего образования. В этом заключается специфика и своеобразие понимания сущности поликультурного образования в нашей стране. Подтверждение этому можно найти в трудах отечественных ученых. Так, И.Е. Булатников писал: «Важнейшей сущностной характеристикой результатов деятельности системы образования выступает ценностномотивационное ядро человека культуры, гражданина, патриота, субстанция которого в духовности, что предполагает бескорыстие, жертвенность, ответственность, преданность в служении своему Отечеству, своей Родине, своему народу, - именно эти качества человека и гражданина являлись во все времена российской истории главными ориентирами-регуляторами социальной деятельности личности, ее общественного служения, ее самореализации, самого смысла и предназначения человеческой судьбы конкретной личности, ее отношения к собственной миссии в жизни» [7, с. 18].

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не в полной мере является приоритетом образования и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако, не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем, поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана [1, с. 155].

В настоящее время в условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению в воспитании национальной специфики. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Поликультурное воспитание становится средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и, тем самым, решения актуальных проблем педагогики.

Без разрешения проблемы поликультурного образования и воспитания невозможно в полной мере ставить и решать задачи улучшения системы образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской

Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного общества. Это положение обуславливает разработку теоретических основ, а также поиск путей практических возможностей и педагогических технологий решения проблем поликультурного образования младших школьников.

В России разработкой проблем поликультурного образования, занимались такие ученые как

В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков,

О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, А.Н. Джуринский, И.В. Колинько, И.В. Колоколова, А.М. Кондаков, Л.С. Мовсесян, Л.Л. Супрунова, В.А. Тишков и др. Эти и другие ученые занимались изучением вопросов поликультурного образования подростков и молодежи, путей и средств их поликультурного воспитания. Однако, в научно-педагогической литературе остаются мало разработанными вопросы поликультурного образования младших школьников, вопросы построения образовательной среды, способствующей формированию поликультурной личности, механизмов и средств поликультурного образования обучающихся первой ступени общего образования. Вместе с тем, поликультурное образование в младшем школьном возрасте имеет свои специфические особенности, основанные на усвоении нравственных императивов и национальной идентификации. Этнические представления у детей складываются достаточно рано. Согласно исследованиям Ж. Пиаже существует три этапа в формировании этнической идентичности: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, в 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации -национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства, в 10-11 лет у ребенка формируется идентичность в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [3, с. 109].

Поликультурное образование младших школьников должно осуществляться на основе усвоения ценностей, при этом необходимо соблюдать принцип «от близкого к далекому» [12, с. 21], то есть приобщение в начале к национальным, а затем уже к общечеловеческим ценностям. Поэтому нам представляется особенно важной взаимосвязь поликультурного и патриотического воспитания личности российского школьника.

По определению толкового словаря патриотизм - «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [14, с. 426]. Патриотическое воспитание - это формирование у учащихся любви к Отчизне, к своей малой родине, интереса к истории России, родным традициям, родному языку,

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Поликультурное образование младших школьников средствами народного искусства

литературе, искусству и культуре в целом. Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство дер-жавности, закладывать ростки гордости за Отечество, за поступки предков. Воспитание патриота и гражданина должно пронизывать всю систему образования. Нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-историческое наследие. Вместе с тем, как отмечает А.В. Репринцев, понятие патриотизма должно быть привязано к сознанию отдельного человека, к «степени реального освоения им заложенного в этом понятии содержания». В своих исследованиях он делает акцент на том, что патриотизм деятелен, «проявлением любви к родине, критерием ее истинности служит реальная деятельность по приумножению блага для родины, социально значимые деяния, приносящие пользу всему народу» [15, с. 8].

Взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания не единственная особенность осуществления поликультурного образования в России. Не менее значимую особенность можно выделить на основе анализа отечественных концепций поликультурного воспитания. Так, О.В. Гукаленко подчеркивает важность осознания нравственности, духовно-нравственного воспитания как основы формирования поликультурной личности. «В условиях поликультурного общества фундаментальной задачей системы образования становится воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей отечественной культуры и нравственности. Для этого необходимо... сформировать нравственные основы и выработать умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся (в школе, семье и т.д.)», - пишет О.В. Гукаленко. Человек не обладающий высоким уровнем нравственной культуры не сможет овладеть в должной степени навыками межкультурного взаимодействия [8, с. 149].

Изучая историю родного края, отечественные педагоги приходят к мысли, что уходят безвозвратно древние памятники. Но еще большую тревогу вызывает то, что уходят они из умов и сердец не только взрослых, а главное подрастающего поколения. Остаются огромные провалы в исторической памяти человечества, тревога в душе, отделяя поколения от своих корней, чистых источников русского народа.

Работая с детьми, педагоги замечают, как не хватает их в цепочке бытия как связующего важного звена. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности, «память формирует духовную крепость человечества» [2, с. 5]. Даже от малого соприкосновения со своими народными корнями возрастает мотивация, желание познавать, вспыхи-

вает пытливый огонек в глазах учеников. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыт людей которые жили прежде, помогают современникам создавать будущее. Необходимо, чтобы история родного края со всеми обычаями и традициями, во всей своей красе и многогранности была включена в современный урок, когда ребенок готов воспринимать, думать, творить, ведь очень не много нужно для того, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Вот почему так важно, чтобы учащиеся как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили нам предыдущие поколения, веками отбирая и сохраняя все лучшее.

Сегодня, когда покачнулись житейские устои и критерии нравственности, люди вновь и вновь обращаются к мудрости народного искусства. Стараются сохранить то прекрасное, разумное, доброе вечное, что несет человечество через века. Несмотря на то, что во многих образовательных учреждениях ведется разнообразная работа по изучению фольклора, возрождению народных художественных ремесел, к сожалению, этот процесс часто ведется стихийно, без опоры на данные педагогической науки. Необходима система эстетического, этнохудожественного образования и воспитания в каждой школе.

В поликультурном пространстве в процессе взаимодействия различных культур особенно важным становится сохранение культурных традиций, присущих тому или иному сообществу. Для русского этноса такие традиции во многом заключены в национальном самосознании, в православной культуре, в народных художественных традициях, в этно-педагогике, в красоте и богатстве русского языка.

Фольклор - неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора помогает получить учащимся представления о родном крае, народе, и в конечном итоге о самом себе. Использование на уроках примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной. Проблема использования фольклора в поликультурном воспитании подрастающего поколения для каждого народа имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования.

Одним из сензитивных средств приобщения младшего школьника к гуманистическим культурным традициям своего и других народов являет

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

151

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

сказка. Сказки - самые древние творения человеческого духа. Сказка - один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. Исключительная роль сказки определяется в формировании представлений о нравственных идеалах, о добре и зле, воплощенных в образах положительных и отрицательных героев. Победа добра над злом создает для ребенка положительный жизненный фон, формирует оптимистичное восприятие мира. Сказка знакомит ребенка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывает существенные явления и закономерности действительности, обогащает социальный опыт, воспитывает гуманное отношение к природе, к человеку, эстетическое отношение к труду и творчеству. Гуманистическая эффективность сказки определяется тем, что она воздействует на чувства ребенка, эмоционально окрашивая назидательное содержание. Сказки помогают разобраться в живущих в каждой развивающейся личности ребенка противоречиях и добродетельных способах их разрешения. Сказка - это школа воображения, удивительный тренажер фантазии, психологический театр живых образов, взаимодействующих в пространстве свободного творчества. Важнейшая особенность восприятия сказочного героя и сюжета заключается в механизмах самоидентификации ребенка, в чем и проявляется мудрость гуманизма и нравственной зрелости [1, с. 158].

Использование сказочного фольклора на учебных занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Драматизация сказок способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима и учителю, и обучающемуся. Сказочный фольклор также является одним из важных средств нравственного воспитания личности. Именно сказка является наиболее понятным и действенным средством для достижения целей поликультурного воспитания в связи с возрастными особенностями младших школьников. Опираясь на знакомые детям с детства сказки легко проводить аналогии, ведь содержание русских сказок и сказок других народов часто очень похожи [см. подробнее: 1; 13; 15; 16]: повторяются и сюжетные ситуации, и действия героев сказок. Но вместе с тем у каждого народа сказки особенные, отражающие дух народа, хранящие его этническую сущность.

Фольклор, декоративно-прикладное творчество, как и народная художественная культура, народное искусство в целом представляет собой совокупность духовно-нравственных, эстетических ценностей, постижение которых младшими школьниками - один из педагогических путей их духовного воспитания, один из путей установления позитивного межкультурного диалога. Эстети-

ческие идеалы, отношения, воззрения этноса ярче, чем где-либо еще запечатлены в символической образной форме именно в народной художественной культуре, обладающей мощным нравственно-эстетическим потенциалом. С одной стороны народное искусство всегда национально, с другой стороны - искусство это та область, которая не вызывает политических споров, конфликтов, оно принадлежит не только нации, этносу, но имеет свою ценность во всем мире. Достаточным подтверждением этих слов является тот факт, что их можно отнести к искусству любой нации, любого этноса как части искусства в целом. Современный русский школьник может с удовольствием общаться с народным искусством разных этносов, например, любоваться русскими вышивками не меньше, чем украинскими, белорусскими или вышивками северных народов (чукчи, эвенки, ненцы); восхищаться бисерным плетением русских мастериц, так же как и мастериц стран Балтии; в равной степени наслаждаться лоскутной мозаикой русского и английского народов; приобщаться к русскому искусству плетения из лозы с не меньшим желанием, чем к японскому искусству конструирования из бумаги (оригами) - искусство наднационально, оно почитаемо, любимо и необходимо человеку не зависимо от его национальной принадлежности.

Формирование эстетической культуры личности младшего школьника средствами народной художественной культуры, воспитание нравственности, толерантности, веротерпимости, способности идентифицировать себя по этническому признаку осуществляется в практике современной школы разными путями. Один из них отражен в примерной программе для учащихся начальных классов «Эстетические традиции разных народов» [см. подробнее: 12; 13; 15; 16], которая может выступать как в качестве образовательной или культурно-воспитательной программы, так и быть представлена в виде факультатива. Цель программы - развитие духовного, нравственного и эстетического потенциала личности младшего школьника; формирование эстетической компетентности младшего школьника в поликультурной образовательной среде. Задачами программы выступают: повышение интеллектуального уровня развития младших школьников посредством расширения и углубления знаний о народной художественной культуре разных народов; формирование эстетической культуры младших школьников во всем многообразии ее компонентов средствами художественной культуры разных народов; воспитание толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей среде; развитие способности младших школьников идентифицировать себя по этническим и конфессиональным признакам на основе любви, уважения и бережного отношения к национальной культуре; развитие творческих способностей младших

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Поликультурное образование младших школьников средствами народного искусства

школьников в эстетической деятельности, направленной на постижение, присвоение и преобразование (создание) народной художественной культуры разных народов; формирование потребностно-мо-тивационной сферы младшего школьника посредством народных художественно-эстетических стимулов на основе сензитивности.

Художественное творчество школьников на основе народного искусства способствует постижению основ народной художественной культуры не только своего, но и других народов. Народная художественная культура, являясь отражением этнического сознания всегда определяла нормы поведения в социуме, регулировала и моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности. Без опоры на народную художественную культуру, на фундаментальные ценности отечественной культуры не может быть успешного развития любой сферы нашей жизни.

Таким образом, народное искусство может служить основой для формирования патриотизма, нравственно-эстетической культуры и национального сознания личности в начальный период обучения, как элементов духовно-нравственной культуры в целом, поскольку, во-первых, оно утилитарно, понятно, доступно детям, нравственно и эстетически насыщено, имеет связь со всеми видами культуры - материальной, социальной, духовной, имеет выход на все сферы человеческой деятельности; во-вторых, оно национально по своему характеру. Поликультурная многонациональная среда страны, региона, в которой признается равноценность и равноправие всех этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста, должна помочь личности осознать свои корни и тем самым определить то место, которое она занимает в мире, а также привить ей уважение к другим культурам, сформировать более многогранную картину мира и обеспечить быструю адаптацию в изменяющихся условиях существования. Одним из наиболее эффективных путей поликультурного образования в младшем школьном возрасте является изучение народного искусства, что созвучно эмоциональному миру ребенка, его возрастным особенностям.

Библиографический список

1. Анохин Д.Г. Подготовка будущих педагогов к поликультурному образованию школьников средствами фольклора // Слово и образ в фольклоре и литературе: Юдинские чтения - 2014: материалы междунар. науч.-практ. конф. Курск, Курский гос. ун-т, 10-11 декабря 2014 года / редкол.: С.Б. Каменецкая (отв. ред.), М.А. Лукина, Л.В. Алехина,

С.В. Супряга (отв. секр.). - Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. - С. 155-160.

2. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера / под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Владос, 2001. - 224 с.

3. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 109-110.

4. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. - 364 с.

5. Булатников И.Е. Диалектика Добра и Красоты в философско-педагогическом наследии В.А. Разумного // Психолого-педагогический поиск. - 2014. - № 3 (31). - С. 42-53.

6. Булатников И.Е. «Кризис культуры» и русское образование: социально-нравственные основы сохранения и воспроизводства русского мира // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философскопедагогическую антропологию Е.П. Белозерцева / под ред. И.Е. Булатникова, А.В. Репринцева.- М.: Изд-во «АИРО-XXI», 2015. - 256 с.

7. Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия Российской академии образования. -2014. - № 3 (31). - С. 14-34.

8. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.

9. ДанилюкА.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тиш-ков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

10. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 240 с.

11. Дистервег Ф. Руководство к образованию немецких учителей. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 21.

12. Ильинская И.П. Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок // Начальная школа. - № 5. - 2008. - С. 118-124.

13. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов. - Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2014. - 232 с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.

15. Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как базовые ценности самосознания русского этноса // Психолого-педагогический поиск. -2009. - № 2 (10). - С. 6-17.

16. Репринцев А.В. Русская школа в контексте глобализации культуры: от буржуазных реформ -к пробуждению самосознания этноса. Предисловие ко второму изданию книги // Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Изд. 2-е. - Курск: Мечта, 2013. - С. 5-19.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.