Научная статья на тему 'Поликультурное образование как фактор формирования толерантности школьников'

Поликультурное образование как фактор формирования толерантности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / TOLERANCE / EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATION / CULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовсесян Эмма Мартуновна

В статье раскрывается сущность толерантности как основополагающего принципа проектирования современного образования, перечисляются задачи поликультурного образования, предлагаются пути их решения. Рассматривается образовательная стратегия формирования толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural education as a factor of tolerance formation in pupils

The article reveals the essence of tolerance as a fundamental principle of the design of modern education, the tasks of multicultural education have been listed, the ways of solving them have been offered. We consider The educational strategy of tolerance formation have been considered.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как фактор формирования толерантности школьников»

УДК 371 ББК 74.2 М-74

Мовсесян Эмма Мартуновна, заместитель директора по воспитательной работе МОБУЛицей №59, г. Сочи, e-mail:cirr1@mail.ru.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (рецензирована)

В статье раскрывается сущность толерантности как основополагающего принципа проектирования современного образования, перечисляются задачи поликультурного образования, предлагаются пути их решения. Рассматривается образовательная стратегия формирования толерантности.

Ключевые слова: толерантность, воспитание, поликультурное образование, диалог культур.

Movsesian Emma Martunovna, deputy director for educational work of MEBI Lyceum № 59, Sochi, e-mail: cirr1a.mail.ru.

MULTICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR OF TOLERANCE FORMATION IN PUPILS

(reviewed)

The article reveals the essence of tolerance as a fundamental principle of the design of modern education, the tasks of multicultural education have been listed, the ways of solving them have been offered.

We consider The educational strategy of tolerance formation have been considered.

Keywords: tolerance, education, multicultural education, cultural dialogue.

Воспитание у школьников толерантности - это многоплановая и системная деятельность педагогов в условиях многих языков, этносов, культур, поэтому его следует рассматривать в контексте поликультурного образования. Задачи поликультурного образования, в свою очередь, связаны с разными направлениями в деятельности:

- приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям своего народа, знакомство с культурой мировых цивилизаций;

- ознакомление с культурными различиями разных народов как условие толерантного отношения к их культурным особенностям;

- воспитание уважительного отношения к национальным различиям как способность самореализации и развития личности;

- формирование интереса к культурным особенностям разных народов, способствующего интеграции учащихся в их культуру;

- воспитание у учащихся способности взаимодействовать с представителями культур разных народов;

- приобщение учащихся к гуманным нормам человеческого взаимодействия, воспитание у них терпимости, уважения к культуре других стран.

Данные задачи потребуют пересмотра содержания образования и внесение изменений в школьные курсы по ряду предметов гуманитарного цикла.

Содержательные основы учебных курсов школьного образования дают возможность школьникам усвоить категориально-понятийный аппарат в области поликультурного образования. Это такие понятия, как «сотрудничество», «уникальность», «межнациональное общение», «конфликт», «духовная культура», «взаимопонимание», «толерантность» и др.

[5]

Особое внимание в программе поликультурного образования должно быть уделено обучению учащихся культуре мира и правам человека.

Обучение культуре мира - означает следование содержанию документов ООН и ЮНЕСКО, где социальные взаимоотношения определяются наличием принципов свободы,

терпимости и солидарности, отказом от любых видов насилия, справедливостью, демократией и т.д. Здесь также намечена тенденция к законодательному упразднению конфликтов, особенно на ранней стадии их развития, и связано это с предотвращением их причин средствами переговорных процессов.

Основными целями, которые направляют процесс обучения правам человека и непрерывность которых объединяет всю систему образования, являются следующие цели:

- человеческое достоинство становится определяющим в этом процессе;

- знаниевая база о правах человека в национальном и международном масштабе;

- установление причинно-следственных связей между соблюдением прав человека и наличием мира на планете.

Особенно важным в области поликультурного образования становятся различные системы свободного воспитания; в них регламентом реализуются принципы многофакторности педагогических подходов и полифункциональности учебновоспитательного процесса (к примеру, вальдорфская педагогика, педагогика диалога культур и «новый гуманизм» т.д.).

Так, один из главных принципов школы, связанной с диалогом культур, провозглашает перерастание «человека образованного» к «человеку культуры», «соединяющему в своем мышлении и деятельности различные, несводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры» [6].

«Человек культуры» потребует для своего формирования кардинальных изменений, прежде всего, в содержании образования; а это связано, по мысли авторов концепции данной школы, с реализацией принципа диалога, который становится всепроникающим и универсальным. Данное обстоятельство будет представлено следующими показателями:

- во-первых, принцип диалога - это уже эвристическая ситуация для восприятия и усвоения знаний и умений, которые образуют понятийно-смысловое поле для их творческих решений;

- во-вторых, диалогичность представленных культур определяется через «реальный образовательный действенный смысл», где сам диалог выступает «... в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума»;

- в-третьих, этот диалог пронизывает образовательный процесс и «становится постоянно действующим аспектом в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика», тем самым становится основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления [5].

При этом возникает необходимость в реабилитации духовных знаний, таких как эзотерика, мистика или иные формы духовного откровения. Так, В.Н. Леонтьева пишет: «Толерантность специалиста нашей эпохи начинается с преодоления недоверия к «нестрогим» социогуманитарным и вненаучным способам освоения мира, складывающимся в искусстве, религии и других сферах культуротворчества, а также с «признания права на жизнь» за духовно-нравственным опытом, который не аргументирован с позиции науки» [8].

По заключению большинства специалистов, основными компонентами понятия толерантности выступают два ее компонента: нравственная направленность личности на активную преобразующую деятельность и терпимость, т.е. ее психологическая готовность. Естественно, что эти составные части толерантности не являются врожденными способностями, а появляются в результате социальных воздействий. Так и нравственная позиция личности, и психологическая готовность к терпимости - социально обусловлены, поэтому развиваются и корректируются. Здесь целевая направленность этих социально-психологических качеств имеет ярко выраженную позицию к позитивному взаимодействию между людьми с различными культурами, взглядами, позициями и ориентациями.

Основная понятийно-категориальная база исследований толерантности, ее критерии и показатели исходят из понимания самого термина «толерантность» - это

активность в нравственных позициях, стремление и готовность проявлять терпимость, тем самым создавать позитивное взаимодействие с людьми разной культуры, нации, религии, социальной среды. Поэтому и те характеристики, связанные с диалоговым взаимодействием, сотрудничеством и опекой, могут быть задействованы в формировании толерантных убеждений и поведения, могут также выступать и в качестве основных критериев, связанных с их развитием. Поэтому здесь необходимо понимать, что:

- личностная устойчивость - это результат формирования социально-нравственных мотивов поведения в условиях взаимодействия людей из разных этнических (социальных) общностей;

- эмпатия - адекватность представлений о состояниях внутреннего мира другого человека;

- дивергентность в поведении - это умение нетрафаретно решать жизненные задачи, проблемные ситуации с вариативностью их ориентаций на конечный результат;

- мобильность поведения - умение быстро реагировать на ситуации, изменять стратегии и тактики в поведении;

- социальная активность - способность к социальному и межэтническому взаимодействию с целью построения конструктивных отношений.

Следуя мнению А.А. Погодиной [9], можно предложить следующую образовательную стратегию, направленную на формирование толерантности:

- в свете общих положений о правах человека, (Декларация ООН по правам

человека), общих положений о правах ребенка (Конвенции прав ребенка) следует создать систему социальных и педагогических условий, целенаправленно отвечающих за формирование толерантных взглядов и убеждений, а также навыков толерантного поведения в микросреде, т.е. семье, школе, работе. При этом главная роль отводится всем заинтересованным лицам: родителям, педагогам, работникам социальной сферы,

политикам, СМИ и обществу в целом.

- при этом необходимо изменить подходы к этническим вопросам с целью предотвращения любых проявлений национальных стереотипов, расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии и т.д. Необходимо установить доброжелательную атмосферу к учебным заведениям и при этом выделять те моменты, которые объединяют всех людей, как представителей разных этносов: это - искусство, наука, культура, забота о подрастающем поколении.

- в образовательной стратегии необходимо выделить идею, направленную не только на привитие подрастающему поколению в полинациональном государстве уважительных отношений ко всем людям, но и на успешность многовариантного человеческого бытия, проявляющегося в различных культурных, религиозных и социальных сферах.

- необходимо также создать благоприятный микрокосм культурного, межэтнического взаимопонимания: в нем любой человек будет чувствовать себя комфортно, т.к. защищен и способен к открытому взаимодействию с миром.

Однако проблема толерантного взаимодействия между людьми не может решаться только усилиями образовательных учреждений. Эта проблема также актуальна и для научных структур, и для общественных организаций, и для средств массовой информации, и для политиков.

Литература:

1. О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)": пост. Правительства РФ от 25.08.2001 г. №629. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901795825.

2. Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. №4. С. 66-73.

3. Буева Л.П. Культура и образование. Проблема взаимодействия: матер. круглого стола // Вопросы философии. 1997. №2. С. 4-16.

4. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. №7. С. 3-13.

5. Кленова Н.В., Абдулкаримов Г.Г. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. 2003. №7. С. 13-17.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. №6. С. 11-42.

7. Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1999. №4. С. 33-58.

8. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование -актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3-10.

9. Погодина А.А. Образование и формирование культуры толерантности // История: прил. к газ. «Первое сентября». 2002. №11. С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.