Научная статья на тему 'Поликультурное образование как часть культуры будущих специалистов'

Поликультурное образование как часть культуры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПАМПЕДИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MULTICULTURAL EDUCATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / PAMPEDIYA / TEACHER COMMUNICATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Г. Г.

В статье обосновывается актуальность постановки проблемы поликультурного образования, проводится анализ проблемы поликультурного образования в студенческой среде при подготовке будущих специалистов, а также необходимости формирования у студентов коммуникативных навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICULTURAL EDUCATION AS PART OF CULTURE OF FUTURE SPECIALIST

The article gives proof of the urgency of polycultural education, analyses the problem of polycultural education among students in the process of future specialists training and discusses the necessity of forming students’ communicative skills

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как часть культуры будущих специалистов»

УДК 378.14

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Г.Г. Литвинова

В статье обосновывается актуальность постановки проблемы поликультурного образования, проводится анализ проблемы поликультурного образования в студенческой среде при подготовке будущих специалистов, а также необходимости формирования у студентов коммуникативных навыков.

Ключевые слова: поликультурное образование, межкультурное общение, пампедия, педагогическое общение, педагогическая деятельность.

В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная образовательная среда, образовательные технологии и др.

Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. Наиболее полно данная проблема рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др), глобального образования (Р. Хенви).

В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.).

Термин «поликультурное образование» — не отечественного происхождения. Он является образом, сформированного в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы понятия «multicultural education».

Первые попытки объяснения этого понятия были предприняты авторами международного педагогического словаря, изданного в Лондоне в 1977 году, которые квалифицировали феномен «multicultural education» как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения. Даже беглое ознакомление со справочной, энциклопедической литературой показывает, что идея поликультурного образования возникает не изолированно, как некоторая, изобретенная специалистами в сфере педагогики теоретическая конструкция, она является частью определенной идеологии.

Первоначально исследования по межкультурному общению были предприняты в США в связи с потребностью изучения проблем конфронтации различных расовых и этнических групп. Эти исследования носили преимущественно описательный характер. Эволюция теории межкультурного общения продемонстрировала значительные различия в стандартах, ценностях, представлениях и даже моделях мышления и поведения, свойственных представителям различных культур, в частности. Существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться на системе образования. Так, в последние годы очевидным является факт, что студенты различных культурных и расовых групп должны научиться уживаться вместе и уважать различные культурные традиции. В результате чего произошли изменения в подходах к обучению в вузах, что привело к разработке поликультурного образования, включающего в себя уважение и признание языков и культуры различных этнических групп.

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Большой интерес, например, представляет программа Пампедия («универсальное воспитание всего человеческого рода. У греков падия означает обучение и воспитание, посредством которых люди становятся культурными, а пам означает всеобщность. Итак, речь идет о том, чтобы обучались все, всему,

всесторонне...), разработанная Коменским (1592-1670 гг). Он, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает пампедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть Пампедии составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о благодетельном синтезе, под которым он понимает единение культур, создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю. Яковец о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов. Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. В воспитании, подчеркивал он, нужно обратиться не к одному народу, а ко многим.

Важные сведения для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении культурно-исторического опыта, и что всякая функция в культурном развитии индивида появляется дважды, в двух планах, сначала в социальном, потом психологическом, вначале между людьми - как категория интерпсихическая, затем внутри индивида - как категория интрапсихическая.

Изучение всего комплекса перечисленных выше исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путём диалогичного общения, обменом смыслами, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения.

Анализ состояния проблемы в практике российских учебных заведений показывает, что межкультурное образование сегодня - не данность, а необходимость как на уровне педагога (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения, в том числе соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла.

Студенты различных специальностей, особенно педагогических, должны уметь работать с разными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе. Для формирования такой готовности Т.Б.Менская выделяет ряд основных областей, в которых у студентов должны быть сформированы определённые компетенции в соответствии с требованиями поликультурного образования.

Важным целью межкультурного компонента образования является формирование у будущих специалистов навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан России как внутри государства, так и за его пределами.

При отборе форм учебной деятельности преподаватель должен опираться на обратную связь в работе со студентами, которая может быть организована через диалоговые формы работы -семинары, конференции, коллоквиумы и т.д. Одно из главных требований при этом - создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность, а также использование образовательных возможностей социальной среды. При отборе содержания поликультурного образования следует учитывать: социокультурное окружение студентов; индивидуальные интересы студентов к проблемам поликультурного общества в целом или

отдельных социокультурных групп; изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп); этнические, социально-экономические особенности региона; методологические, методические и личностные возможности как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.

Образование выступает как своеобразная модель соответствующей культуры, которая вбирает в себя множество разновременных пластов. Можно сказать, что современный этап развития культуры не имеет адекватной ей системы образования. Это обусловливает интенсивные поиски оптимальной модели образования. Поликультурная среда позволяет воспитывать студентов в духе толерантности в условиях реального диалога культур. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям. Поликультурное образование предполагает стирание национальных различий между этносами, оно создает основу для взаимообогащения культур в учебно-воспитательном процессе. В процессе поликультурного образования должны решаться вопросы формирования у студентов представления о культуре и культурном многообразии, их приобщения к культурным ценностям, формирования позитивного отношения к своей культуре, воспитания у них толерантного отношения к культурным различиям.

The article gives proof of the urgency of polycultural education, analyses the problem of polycultural education among students in the process of future specialists training and discusses the necessity of forming students' communicative skills.

The key words: multicultural education, intercultural communication, pampediya, teacher communication, educational activities.

Список литературы

1. Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур : монография / Архипкина Г. Д., Афанасьева Л. А., Базар, Чегдем ; [Г. Д. Архипкина и др. ; ред. Л. И. Гришаева, М. К. Попова ; Иноцентр (Информация. Наука. Образование) и др.]. Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2004. -(МИОН (Межрегион. исследования в обществен. науках)) (Монографии ; вып. 4). ISBN 5-92730526-1. Ч. 1 : 219 с.

2. Поликультурное образовательное пространство России : история, теория, основы проектирования : монография / В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Я. Данилюк; ред. И. Д. Святская ; РАО, Междунар. славянская акад. образования. Москва ; Ростов-на-Дону : РГПУ, 2004. 576 с.

3. Этносоциология : учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. Москва : Аспект Пресс, 1999. 271 с.

4. Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России : материалы международной научно - практ. конференции (18-19 марта 2004 г.) / редкол.: П. В. Лепин, В. М. Кравцов, А. Ж. Жафяров, В. А. Беловолов [и др.] ; Упр. образованием администрации Новосиб. обл., Упр. образованием мэрии г. Новосибирска ; Новосиб. гос. пед. ун- т ; Междунар. акад. наук пед. образов. Новосибирск : НГПУ, 2004. 859 с.

5. Этнология: учебник для вузов / Э.Г. Александренков, Л.Б. Заседателева, Ю. И. Зверева ; Э. Г. Александренков и др. ; под ред. Г.Е. Маркова, В. В. Пименова. Москва : Наука, 1994. 383 с.

Об авторе

Литвинова Г.Г.- кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского.

POLICULTURAL EDUCATION AS PART OF CULTURE OF FUTURE SPECIALIST

LitvinovaG. G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.