Научная статья на тему 'Поликультурная образовательная платформа СФУ в контексте непрерывного образования'

Поликультурная образовательная платформа СФУ в контексте непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ДИАЛОГ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / PERSONALITY / CONTINUOUS EDUCATION / INCREASING THE LEVEL OF TOLERANCE / POLYCULTURISM / DIALOGUE / TOLERANCE / EDUCATIONAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова О.Г., Коршунова В.В.

В статье представлены модель поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета. Описаны основные методологические подходы поли-культурного образования Красноярского края. Проанализированы механизмы взаимодействия в поликультурной многонациональной среде; рассмотрены проблемы и перспективы формирования условий для развития поликультурной образовательной среды. Представлена роль федерального университета в реализации непрерывного поликультурного образования, а также в повышении уровня толерантности по отношению к мигрантам и представителям этнических меньшинств. Это является одной из задач проекта РГНФ № 16-16-24005 «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования (PL2S)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова О.Г., Коршунова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poly-cultural educational platform of the Siberian federal university in the context of continuous education

The article presents a model of poly-cultural educational platform of the Siberian Federal University. Main methodological approaches of poly-cultural education in Krasnoyarsk region are described. Interaction mechanisms in the poly-cultural multinational environment are analyzed; problems and prospects of formation of conditions for development of the poly-cultural educational environment are considered. The article presents the role of Federal University in implementing the continuous poly-cultural education and also in increasing the level of tolerance towards migrants and representatives of ethnic minorities. It is a task of the RGNF No. 16-16-24005 „ The development of scientific and educational complex of the Krasnoyarsk Territory electronic means of continuing education platform”.

Текст научной работы на тему «Поликультурная образовательная платформа СФУ в контексте непрерывного образования»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1УДК 37.014.537 ББК 74.05

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА CФУ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

О. Г. Смолянинова, В. В. Коршунова

Аннотация. В статье представлены модель поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета. Описаны основные методологические подходы поликультурного образования Красноярского края. Проанализированы механизмы взаимодействия в поликультурной многонациональной среде; рассмотрены проблемы и перспективы формирования условий для развития поликультурной образовательной среды. Представлена роль федерального университета в реализации непрерывного поликультурного образования, а также в повышении уровня толерантности по отношению к мигрантам и представителям этнических меньшинств. Это является одной из задач проекта РГНФ № 16-16-24005 «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования (PL2S)».

Ключевые слова: личность, непрерывное образование, повышение уровня толерантности, поликультурность, диалог, толерантность, образовательная платформа.

POLY-CULTURAL EDUCATIONAL PLATFORM OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS EDUCATION

O. G. Smolyaninova, V. V. Korshunova

Abstract. The article presents a model of poly-cultural educational platform of the Siberian Federal University. Main methodological approaches of poly-cultural education in Krasnoyarsk region are described. Interaction mechanisms in the poly-cultural multinational environment are analyzed; problems and prospects of formation of conditions for development of the poly-cultural educational environment are considered. The article presents the role of Federal University in implementing the continuous poly-cultural education and also in increasing the level of tolerance towards migrants and representatives of ethnic minorities. It is a task of the RGNF No. 16-16-24005 „ The development of scientific and educational complex of the Krasnoyarsk Territory electronic means of continuing education platform".

Keywords: personality, continuous education, increasing the level of tolerance, Polyculturism, dialogue, tolerance, educational platform.

1 При написании статьи использованы результаты исследований, полученные при поддержке РГНФ в рамках научного проекта «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования (PL2S)» №16-16-24005.

Реализация непрерывного образования по таким областям, как миграция, поликультурное образование, права человека, а также повышение уровня толерантности по отношению к мигрантам и представителям этнических меньшинств активно обсуждаются педагогической общественностью и российскими политологами. Процесс глобализации, возрастание влияния этнонацио-нального фактора побуждает научное сообщество обратиться к рассмотрению педагогических моделей поликультурного образования, призванных обеспечить гармонизацию отношений между представителями разных этносов и национальных меньшинств в современном обществе.

В первую очередь, это связано с нарастающими случаями нетерпимости, враждебности к представителям другой культуры, непонимании их традиций и менталитета. С другой стороны, стремительные изменения развития поликультурного образования отражены в федеральных нормативно-правовых актах: проекте Концепции поликультурного образования в России (2010); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009); Концепции национальной образовательной политики РФ (2006), Федеральных образовательных стандартах.

Принцип регионализации в настоящее время выступает доминирующим фактором развития образовательных систем, реализация которого обозначает новый этап становления вариативного образования в регионах РФ. Этот принцип позволяет региональным образовательным системам создавать условия и оптимизировать ресурсы для непрерывного образования, учитывать специфику поликультурной среды.

Образование в течение всей жизни в условиях поликультурной среды является одним из ключевых трендов международного сотрудничества в современном мире. Лидерами в этом сотрудничестве выступают такие крупные международные организации, как ЮНЕСКО, в частности Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге, Европейское Бюро по образованию взрослых, Европейская Ассоциация образования взрослых и другие международные организации.

В современных условиях образование в течение всей жизни все чаще рассматривается в ряду глобальных проблем, без изучения и решения которых развитие человека и общества в целом является невозможным.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что в ряде европейских стран накоплен большой опыт построения системы непрерывного образования. Однако этот опыт не всегда становится достоянием других стран и других систем образования, что объективно замедляет развитие единого европейского образовательного пространства, определенного основными положениями Болонского процесса, ориентированного на создание необходимых условий для экономического и политического сотрудничества между народами [1].

Одним из возможных подходов, реализуемых в рамках проекта РГНФ № 16-16-24005 [2], к организации процессов интеграции и адаптации мигрантов средствами обучения в поликультурной среде является разработка и использование ресурсов Поликультурной образовательной платформы. С 2014-2016 гг. проектной командой ИППС СФУ и другими российскими вузами - участниками проекта TEMPUS ALLMEET была предпринята попытка проектирования и реализации модели региональных поликультурных платформ, предоставляющих услуги непрерывного образования в условиях многонациональной среды [3]. Лучший опыт проекта TEMPUS ALLMEET в вопросах проектирования концептуальной модели лег в основу разработки электронной поликультурной образовательной платформы (Intercultural Educational Platform - IEP), рассматриваемый нами как интерактивный инструмент для развития научно-образовательного комплекса Красноярского края для осуществления процессов интеграции и адаптации мигрантов с учетом специфики Сибирского региона. Концептуальные подходы к проектированию Поликультурной образовательной платформы (Intercultural Educational Platform - IEP) отражают специфику вузов и регионов, участвующих в консорциуме проекта.

На сегодняшний день российскими вузами - партнерами проекта разработаны региональные поликультурные образовательные платформы. В данной статье речь пойдет о по-

ликультурной образовательной платформе, разрабатываемой и апробируемой командой проекта Института педагогики, психологии и социологии СФУ для развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края. Модель поликультурной образовательной платформы представлена профессиональному экспертному сообществу на проектных семинарах проекта РГНФ и в рамках курсов повышения квалификации в Сибирском федеральном университете г. Красноярска.

В процессе проектирования поликультурной образовательной платформы проектной командой Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ИППС СФУ) проведен анализ имеющегося российского опыта создания образовательных платформ.

В результате проведенного анализа выяснилось, что, как правило, феномен «образовательные платформы» связывают с развитием дистанционного образования. Стоит отметить, что в России онлайн-образование развивается давно, но в настоящее время отсутствуют доступные и принятые всеми ступенями и субъектами образовательного процесса проекты образовательных платформ. Почти все существующие российские онлайн-платформы изначально были ориентированы на платное предоставление образовательных услуг и, следовательно, не претендовали на охват большой аудитории. Среди российских проектов можно выделить следующие основные группы онлайн-платформ: библиотеки обучающего видео, онлайн образовательные программы, платформы для предоставления отдельных он-лайн-курсов.

Фундаментальным основанием организации непрерывного обучения в условиях поликультурной среды региона стала консолидация формального и неформального обучения на территории Красноярского края средствами Поликультурной образовательной платформы СФУ (Intercultural Educational Platform - IEP СФУ)[4].

Поликультурная образовательная платформа - это интегрированный интерактивный образовательный ресурс, инструмент продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в поликультурном образовательном пространстве региона.

Модель платформы СФУ

Задачи, решаемые в рамках Поликультурной образовательной платформы (IЕР СФУ) представлены далее [4]:

• разработка концепций и практик в области поликультурного образования;

• формирование и реализация интегратив-ных стратегий межкультурного диалога;

• разработка стратегий социальной активации и обеспечения равноправия представителей инонациональностей посредством их самостоятельного управления компетенциями и самостоятельной организации возможностей социальной интеграции;

• подготовка тренеров в области персональных сервисов для обучения в течение всей жизни;

• создание центров персональных сервисов для обучения в течение всей жизни.

Основными видами деятельности, которые реализуются в рамках Поликультурной образовательной платформы 1ЕР СФУ, являются:

• мониторинг вопросов, связанных с миграцией, межэтническими и межрелигиозными отношениями в регионе;

• анализ данных, информации о миграционных процессах;

• проведение семинаров и практикумов, посвященных практике и методам культурного равноправия;

• курсы-тренинги для мигрантов, посвященные проблемам безработицы, социального напряжения и инклюзии;

• продвижение форм ассоциации для поддержания этнического самосознания и самоидентичности в малых группах;

• организация общественных форумов, направленных на формирование уважительного отношения к традициям и культурному наследию малых групп;

• профилактика экстремизма, националистического радикализма.

Таким образом, поликультурная образовательная платформа становится важным и необходимым инструментом личностного и профессионального развития, социальной адаптации и интеграции представителей самых разных национальностей, проживающих в России.

В работе платформы задействован широкий круг субъектов, включающий формальные и неформальные институты образования, гражданского общества, бизнеса и власти, Поликультурный центр непрерывного образования на основе персональных сервисов обучения (далее - Центр), созданный как структурное подразделение ИППС СФУ.

Поликультурная образовательная платформа обеспечивает функционирование сервисов обучения в течение всей жизни, проведение исследований в сетевом пространстве, организацию продуктивного взаимодействия его участников через форумы, конференции, семинары, вебинары и другие интерактивные формы взаимодействия.

Одной из основных задач проектной команды ИППС СФУ при разработке и апробации 1ЕР СФУ является развитие толерантности в российском обществе. Приведем слова Е. А. Ямбурга: «Ненависть в России зашкаливает и возникает по разным поводам, даже на пустом месте... Последние исследования австралийцев доказали, что формирование толерантности возможно до 5-6 лет, она впитывается ребенком в детском саду и семье» [5]. В качестве потенциальных субъектов платформы мы рассматриваем семьи мигрантов. Именно в раннем детстве в семье закладываются базовые принципы и ценности, к которым относится и толерантное отношение к другому, не похожему на тебя.

Поликультурная образовательная платформа состоит из нескольких интерактивных пространств и системы функциональных связей между ними. Каждое интерактивное пространство организовано как среда коммуникации субъектов образовательного процесса, в котором непосредственно осуществляются конкретные виды деятельности, указанные выше. Интерактивное пространство может быть организовано как в сети Интернет, так и в формате непосредственных взаимодействий субъектов образовательного процесса. В первом варианте оно функциони-

рует как открытый интернет-ресурс - сайт, обладающий интерактивными функциями, социальная сеть, интерактивная общественная приемная, консультационный интернет-центр и т. д. Во втором варианте интерактивное пространство организовано в виде сети учреждений, событий, мероприятий, праздников, в которых происходит непосредственный контакт между субъектами образовательного процесса - проводятся занятия с инонационалами, курсы, тренинги, семинары и т. д.

На рис. 1 представлена модель Поликультурной образовательной платформы СФУ, состоящей из пяти интерактивных пространств.

Интерактивное пространство 1 представлено коммуникационным сектором, поддерживающим продуктивный диалог между участниками образовательной платформы. Оно решает задачи интеграции Поликультурной образовательной платформы в информационную среду социума, в котором функционирует платформа. Выделим три основные функции, которые должны быть реализованы для успешного выстраивания продуктивной коммуникации в рамках платформы. Во-первых, привлечение представителей целевых групп к работе плат-

Рис. 1. Модель Поликультурной образовательной платформы

Рис. 2. Состав целевой аудитории поликультурной образовательной платформы СФУ (1ЕР SFU)

формы, информирование о возможностях участия в ней. Данная функция обеспечивает возможность входа в Поликультурную образовательную платформу, создает информационный посыл для потенциальных субъектов образовательного процесса.

Подчеркнем, что привлечение к работе платформы осуществляется в том числе средствами современных мультимедийных технологий. В качестве целевых аудиторий проекта РГНФ № 16-16-24005 «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования (РЬ2Б)» выступают: учащаяся молодежь, представители диаспор (НКА) и власти, профессиональное педагогическое сообщество (рис. 2).

Во-вторых, интернет-сайт функционирует как сервис, позволяющий представителям целевых групп обращаться с вопросами к специалистам платформы. Тем самым он устанавливает интерактивный формат контактов между субъектами образовательного процесса. В-третьих, ведение блогов, интернет-дискуссий по проблемам этнической и религиозной толерантности в рамках модерируемого интернет-форума. Все описанные выше возможности используются большой популярностью у молодежной

аудитории, проводящей львиную долю времени в сети.

Интерактивное пространство 2 представлено сервисом электронного портфолио. Он выступает как инструмент самопрезентации, персонального развития, самообучения и построения карьеры представителей целевых групп в течение всей жизни.

Интерактивное пространство 3 - это образовательный сектор платформы, в рамках которого решаются задачи проведения тренингов, обучающих семинаров, консультаций, производится непосредственная работа по социализации представителей целевой аудитории. В образовательном секторе могут быть применены технологии как дистанционного, так и контактного обучения в реальной учебной аудитории. Первые представлены в виде вебинаров, электронных обучающих курсов и других подобных форматов; вторые - в виде курсов-тренингов, форумов, практикумов, обучающих семинаров и т. д.

Интерактивное пространство 4 - это научный сектор платформы, предназначен для осуществления научного анализа хода и результатов работы Поликультурной образовательной платформы и ее отдельных компонентов. В научном секторе проводится научная рефлексия

работы платформы, вырабатываются рекомендации по улучшению ее функционирования. Полученные в ходе научного анализа выводы оформляются в форме аналитических отчетов, научных публикаций, выступлений на научных конференциях [4].

Интерактивное пространство 5 - административный сектор - координационный центр, в рамках которого осуществляется стратегическое и оперативное руководство работой Поликультурной образовательной платформы, проводятся аналитические сессии и рефлексии с участниками проекта, выявление проблемных точек, принятие решений по их оптимизации. Главная задача центра - создать условия для функционирования и эффективного взаимодействия всех интерактивных пространств платформы.

Каждое интерактивное пространство может выполнять одну или несколько функций, связанных с реализацией основных видов деятельности Поликультурной образовательной платформы. Итак, платформа - это совокупность нескольких интерактивных пространств, объединенных функциональными связями реального и виртуального образовательных пространств.

Конфигурация платформы создается с учетом национально-культурной специфики региона, а также актуальных ресурсов школ - партнеров проекта РГНФ на территории Красноярского края. Тем самым каждая платформа создается как уникальная конфигурация связанных между собой интерактивных пространств, реализующих цель платформы.

Исследование толерантности в рамках Поликультурной образовательной платформы СФУ (1ЕР БРи) включает образовательные ресурсы для развития толерантных отношений в поликультурной среде региона средствами формального и неформального образования. Для того чтобы Поликультурная образовательная платформа являлась местом диалога, построенного на ценностях толерантности, она ориентирована на принципы поликультурной образовательной среды. В основу этих принципов вошли ключевые компоненты формирования и развития толерантности, опирающиеся на элементы федеральной целевой программы РФ «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России

(2014 - 2020 годы)» (Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718)[6]:

• ответственность образовательной организации за воспитание толерантности;

• позитивное отношение к национальному своеобразию;

• развитие понимания другого;

• поликультурное образование;

• внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;

• последовательное противостояние проявлениям расизма;

• создание позитивной атмосферы в процессе обучения.

В литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям, и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с другими. Е. А. Ямбург в своей книге «Школа на пути к свободе» [7] утверждает: «Бесконечные разговоры о культуре мира, призывы к воспитанию толерантности останутся благими пожеланиями до тех пор, пока мы не поймем, что, в конечном итоге, все усилия в этом направлении сводятся к формированию у ребенка потребности в диалоге и обучению цивилизованным способам его ведения. Строго говоря, такие человеческие качества, как миролюбие, широта, великодушие, отзывчивость, стремление понять другого, не похожего на тебя, восприняв его боль острее, чем свою собственную, - результат всего воспитания...»

Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления содержания, методов и технологий обучения, принципов деятельностного подхода и модели организации образовательного процесса в среде вуза.

В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Е. А. Ямбург отмечает в своем выступлении в МГТУ им. В. Э. Баумана: «Мы сегодня заняты чем угодно -вопросами ЕГЭ, олимпиадами, сводками зарплат и тому подобным, но только не формиро-

ванием толерантности. А между тем - это одна из главных проблем современной школы и российского общества в целом...» [5].

С нашей точки зрения, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности. Несмотря на имеющийся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы, поэтому возникла потребность в разработке надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

Анализ имеющихся практик и опыта диагностики толерантности осуществляется посредством измерения уровня развития качеств и характеристик, присущих интолерантной личности. Как пишет Г. У. Солдатова, «в психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности - интолерантность» [8].

Интерактивный инструментарий, представленный в рамках Поликультурной образовательной платформы СФУ, является интегрированной адаптацией и интеграцией различных методик и методических комплексов, представленных в разделе «Ресурсы» [3].

Проектной командой ИППС СФУ средствами интерактивного инструментария Поликультурной образовательной платформы СФУ был проведен ряд эмпирических исследований: связи развития этнической идентичности и межэтнической толерантности, уровень толерантности субъектов образовательного процесса [9].

В рамках апробации платформы проектной командой ИППС СФУ был проведен ряд исследований, связанных с вопросами этнической идентичности и социальной адаптацией мигрантов в образовательном пространстве региона.

Для выяснения доминирующего типа этнической идентичности мы воспользовались методом незаконченных предложений и анкеты с открытыми вопросами. В вопросах выясняются такие характеристики, как: отношение к исследованию идентичности; наличие интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе; приверженность культуре группы большинства или меньшинства; желание исследовать свою идентичность, этническое происхождение; погруженность в культуру своего народа, степень понимания и оценка своей этничности; устойчивость своей этнической идентификации; привязанность к этнической культуре и этнической общности, то есть одновременная уверенность в своей этнической принадлежности и ее значении для жизни.

Эмпирическое исследование проводилось с небольшим интервалом на базе двух школ, расположенных на окраине г. Красноярска. В исследовании приняли участие все участники образовательного процесса. В обоих исследованиях большинство опрошенных отнесли себя к русской национальности, а представителей иных этнических групп было всего 14-15%, что говорит об относительной стабильности миграционного фона в регионе.

В начале эксперимента высокий уровень развития толерантности показали 17,4% опрошенных; в период апробации - 20%. Особенно интересен факт, что более высокий уровень толерантности показывают представителями национальных меньшинств. Среди них нет представителей даже низкого уровня интолерант-ности. Это можно объяснить тем, что дети, попавшие в среду, где их окружают в основном представители иных национальностей, лучше понимают и готовы принимать иные культуры.

Проведенные исследования еще раз подтвердили высокий уровень толерантности жителей Красноярского края. Новая система подготовки педагогов, начиная с учителя начальных классов, в Сибирском федеральном университете обеспечила качественный уровень сопровождения процесса профессионального становления современного учителя в системе непрерывного образования. Кроме того, реализованная архитектура поликультурной образовательной платформы в рамках проекта

РГНФ № 16-16-24005, поддержанная ресурсами вебсайта IEP SFU, позволяет выйти на набирающий популярность рынок услуг неформального образования в крае и за его пределами в условиях поликультурной среды региона и реализации интерактивного пространства в поддержку инициативы развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края. О значимости проводимых исследований свидетельствует поддержанный Российским гуманитарным научным фондом в 2016 г. проект «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования». Вызовы времени к системе образования в условиях социально-экономических и культурно-исторических изменений, возникающих на этапе перехода к информационному обществу в условиях поликультурной среды региона, требуют новых решений и сопровождения непрерывного образования в реальном и виртуальном пространствах с использованием поликультурной платформы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Онушкина, Е. В. Непрерывное профессиональное образование взрослых во Франции [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Онушкина. - СПб., 2005. - 190 с.

2. Проект РГНФ № 16-16-24005 «Развитие научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования (PL2S)», реализуемый в рамках регионального конкурса «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном».

3. Электронная платформа непрерывного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rgnf-pl2ls.ipps.sfu-kras.ru (дата обращения: 05.09.2016).

4. Smolyaninova, O. G. The development of poly-cultural competence of students and teachers of the university by means of ePortfolio on the basis of the intercultural education platform [Text] / O. G. Smolyaninova, D. O. Trufanov // 6th International Conference on Education and New Learning Technologies, July 7th-9th, 2014. -Barcelona, Spain. - P. 6414-6417.

5. Ямбург, Е. А. Мы сегодня заняты чем угодно, только не формированием толерантности...

[Электронный ресурс] / Е. А. Ямбург // Столичное образование / МГТУ им. Н. Э. Баумана. -Режим доступа: http://www.stolichnoe-obrazova nie.ru/component/content/article/121-tochka-zreniya/744-evgenij-yamburg-my-segodnya-zanyaty-chem-ugodno-tolko-ne-formirovaniem-tolerantnosti (дата обращения: 01.08.2016).

6. Федеральная целевая программа РФ «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)» (Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718).

7. Ямбург, Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика [Текст] / Е. А. Ямбург. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 351 с.

8. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности [Текст] / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой и др. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. -112 с.

9. Становление идентичности и толерантности личности в условиях поликультурного образования [Текст]: моногр. / отв. ред. А. К. Лукина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. -260 c.

10. Кривых, С. В. Диверсификация профессионального образования [Текст] / С. В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 5 (42). - С. 43-45.

11. Российские образовательные онлайн-плат-формы [Электронный ресурс] // Центр образовательных разработок Московской школы управления Сколково. - Режим доступа: http://www.skolkovo.ru/public/media/docume nts/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_ RusOnline.pdf (дата обращения: 01.08.2016).

12. Социология образования: Беседы, технологии, методы [Текст]: Труды по социологии образования. Т. 11. Вып. 18 / под ред. В. С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006. - 223 с.

REFERENCES

1. Onushkina E. V. Nepreryvnoe professionalnoe obrazovanie vzroslykh vo Frantsii. PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2005. 190 p.

2. Proekt RGNF № 16-16-24005 "Razvitie nauch-no-obrazovatelnogo kompleksa Krasnoyarsk-ogo kraya sredstvami elektronnoy platformy nepreryvnogo obrazovaniya (PL2S)", realizue-

myy v ramkakh regionalnogo konkursa "Rossi-yskoe mogushchestvo prirastat budet Sibiryu i Ledovitym okeanom".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Elektronnaya platforma nepreryvnogo obra-zovaniya. Available at: http://rgnf-pl2ls.ipps. sfu-kras.ru (accessed: 30.08.2016).

4. Smolyaninova O. G., Trufanov D. O. The development of polycultural competence of students and teachers of the university by means of ePort-folio on the basis of the intercultural education platform. In: 6th International Conference on Education and New Learning Technologies, July 7th-9th, 2014. Barcelona, Spain. Pp. 6414-6417.

5. Yamburg E. A. My segodnya zanyaty chem ugodno, tolko ne formirovaniem tolerantnosti... Stolichnoe obrazovanie. MGTU im. N. E. Baumana. Available at: http://www.stolichnoe-obra-zovanie.ru/component/content/article/121-toch-ka-zreniya/744-evgenij-yamburg-my-segodnya-zanyaty-chem-ugodno-tolko-ne-formirovaniem-tolerantnosti (accessed: 01.08. 2016).

6. Federalnaya tselevaya programma RF "Ukreple-nie edinstva rossiyskoy natsii i etnokulturnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020)" (Postanov-lenie Pravitelstva RF ot 20 Aug 2013 No. 718).

7. Yamburg E. A. Shkola na puti k svobode: Kul-turno-istoricheskaya pedagogika. Moscow: PER SE, 2000. 351 p.

8. Soldatova G. U., Shaygerova L. A. et al. (ed.) Praktikum po psikhodiagnostike i issledovaniyu tolerantnosti. Moscow: MGU im. M. V. Lo-monosova, 2003. 112 p.

9. Lukina A. K. (ed.). Stanovlenie identichnosti i tolerantnosti lichnosti v usloviyakh polikulturn-ogo obrazovaniya: monogr. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2015. 260 p.

10. Krivykh S. V. Diversifikatsiya professionalnogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2013, No. 5 (42), pp. 43-45.

11. Rossiyskie obrazovatelnye online-platformy. Available at: http://www.skolkovo.ru/public/ media/documents/research/sedec/SKOLKO-VO_SEDeC_RusOnline.pdf (accessed: 01.08. 2016).

12. Sobkin V. S. (ed.). Sotsiologiya obrazovaniya: Besedy, tekhnologii, metody: Trudy po sotsiolo-gii obrazovaniya. Vol. 11. Iss. 18. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 2006. 223 p.

Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета e-mail: ipps_sfu@sfu-kras.ru

Smolyaninova Olga G., ScD in Education, Professor, Academitian, Russian Academy of Education, Director, Institute of pedagogics, psychology and sociology, Siberian Federal University e-mail: ipps_sfu@sfu-kras.ru

Коршунова Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета e-mail: wera7@mail.ru

Korshunova Vera V., PhD in Education, Associate Professor, Educational information technologies and continuous education Department, Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology, Siberian Federal University e-mail: wera7@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.