Научная статья на тему 'Поликритериальная оценка эффективности деятельности непубличной компании в российских условиях'

Поликритериальная оценка эффективности деятельности непубличной компании в российских условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ПОЛИКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / НЕПУБЛИЧНАЯ КОМПАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INDICATORS / POLICITALLY ASSESSMENT OF EFFICIENCY / PRIVATE COMPANY / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болодурина Марина Павловна, Андреева Юлия Сергеевна

В статье предложена система оценки эффективности деятельности непубличных компаний, определены блоки показателей, которые обеспечивают поликритериальную основу формирования таких систем. Определен состав и преимущества включения выбранных показателей в сформированную систему оценки. Отмечена роль ее постоянного совершенствования в управлении эффективностью деятельности в непубличных промышленных компаниях, которые обременены движением прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болодурина Марина Павловна, Андреева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICITALLY ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF PRIVATE COMPANIES IN THE RUSSIAN CONTEXT

The article considers the system of evaluating the performance of industrial companies, defined blocks of indicators that provide polyetheramine the basis for the formation of such systems. Determine the composition and advantages of the inclusion of selected indicators in the generated system estimation. Noted for her role of continuous improvement in performance management in publicdiplomacy companies that are burdened by the movement of progress.

Текст научной работы на тему «Поликритериальная оценка эффективности деятельности непубличной компании в российских условиях»

УДК 658.155:334.722(470)

Болодурина М.П., Андреева Ю.с.

Оренбургский государственный университет E-mail: bolodurina@inbox.ru

поликритериальная оценка эффективности деятельности непубличной компании в российских условиях

в статье предложена система оценки эффективности деятельности непубличных компаний, определены блоки показателей, которые обеспечивают поликритериальную основу формирования таких систем. Определен состав и преимущества включения выбранных показателей в сформированную систему оценки. Отмечена роль ее постоянного совершенствования в управлении эффективностью деятельности в непубличных промышленных компаниях, которые обременены движением прогресса.

ключевые слова: система показателей, поликритериальная оценка эффективности, непубличная компания, инвестиционная привлекательность.

Для контроля за эффективностью деятельности компании разрабатываются всевозможные инструменты стратегического управления. При принятии решений на уровне менеджмента организации данные управленческого учета, а именно результат оценки эффективности деятельности, имеет решающее значение для финансового благополучия компании, а также для раскрытия потенциала компании в будущем, определения перспектив ее развития.

Основным преимуществом применения системы показателей оценки эффективности является раскрытие информации о реальном положении дел в компании, при этом можно получить ответы на следующие вопросы:

- как узнать, что компания работает на оптимальном уровне, адекватном для достижения стратегических целей на данном этапе развития;

- отражают ли выбранные показатели факторы, имеющие наибольшую важность для успеха;

- как донести до сотрудников ясное понимание поставленных целей.

А при отборе показателей необходимо руководствоваться следующими принципами:

- число показателей должно быть ограничено;

- многофункциональность показателей должна компенсировать их число;

- динамизм, который позволяет оценить ситуацию в движении и перспективе;

- предупредительность, так как показатели должны сигнализировать о возникновении критичных и проблемных ситуаций;

- сопоставимость и объективность в целом для компании.

Наиболее целесообразным представляется комплексный подход, так как он учитывает раз-

личные аспекты деятельности компании в совокупности, дает всестороннюю характеристику, также предполагает использование качественных показателей.

В основу построения системы поликритериальной оценки эффективности непубличной компании необходимо заложить четыре основных блока, которые будут наиболее полно отражать деятельность компании: «Финансы», «Клиенты», «Обучение и развитие персонала», «Внутренние бизнес-процессы». Состав каждого блока подробно представлен в таблице 1. При этом блок «Окружающая среда» служит дополнением к вышеперечисленным. Ключевые проблемы, возникающие в каждом блоке, иллюстрируют причинно-следственные связи между выбранными показателями.

Построение системы поликритериальной оценки эффективности деятельности непубличной компании позволит устранить ряд недостатков действующих систем, так появляется возможность учесть специфику деятельности конкретной компании.

Охарактеризуем показатели, являющиеся компонентами отдельных блоков представленной системы.

Блок «Финансы». Несмотря на то, что показатели прибыли являются наиболее популярными и простыми в расчетах, в представленной системе в основном блоке «Финансы» представляется наиболее предпочтительным использование стоимостных показателей, денежного потока за ретроспективный и прогнозный периоды.

Показатель свободного денежного потока служит основой для измерения финансовых результатов при оценке эффективности деятельности компании, потому что он показывает ве-

Таблица 1. Система поликритериальной оценки эффективности деятельности непубличной компании

Составляющая Ключевая проблема Показатель Частота оценки Основная цель

1 2 3 4 5

Финансы Какие цели необходимо поставить, исходя из финансовых ожиданий собственников и инвесторов? Экономическая добавленная стоимость, средневзвешенная стоимость капитала ежегодно Рост стоимости компании, оценка эффективности принимаемых решений

Денежный поток ежегодно Повышение ликвидности

Рентабельность активов, прибыль в расчете на сотрудника ежегодно Повышение прибыльности

Клиенты Какие цели относительно структуры и требований клиентов необходимо поставить для обеспечения достижения инвестиционно- финансовых целей компании? Длительность хозяйственных связей ежегодно Долго-временные отношения с прибыльными клиентами

Диверсификация продукции ежегодно Увеличение доли рынка

Зависимость от крупных покупателей ежегодно Сохранение прибыльности и доли рынка, несмотря на потери клиентов

Проблемы с качеством, обнаруженные при проверке готовой продукции, репутация качества продукции в соответствии с периодичностью проверок Долговременные отношения с прибыльными клиентами

Внутренние бизнес-процессы Какие цели относительно бизнес-процессов необходимо поставить для обеспечения достижения инвестиционно- финансовых целей? Доля платежей, сделанных вовремя и в полном объеме, ошибки в отчетности, наличие задолженности по оплате труда, жалобы на продукцию, обнаружение брака потребителями продукции ежемесячно Эффективные операции, непрерывность работы

Обучение и развитие персонала Какие цели относительно обучения и развития персонала необходимо поставить для обеспечения достижения стратегических целей компании? Наличие сотрудников с высшим образованием, стаж работы сотрудников в компании, «старение персонала» ежегодно Квалифицированные, опытные трудовые ресурсы, преданные компании

Доля сотрудников непосредственно контактирующих с клиентами ежегодно Эффективные операции

Нормативная база компании ежегодно Эффективные операции

Окружающая среда Какие дополнительные цели необходимо поставить, чтобы обеспечить «лицо» компании? Стажировка, практика и другие подобные виды сотрудничества ежегодно Привлекательное место работы

Количество наград или число сотрудников, чьи заслуги были отмечены, отзывы в СМИ, факты партнерства с крупными отечественными и иностранными компаниями 2 раза в год Позитивное восприятие

Длительность работы на рынке с момента образования по текущий период Формирование авторитета, увеличение доли рынка

личину действительно заработанных денежных средств и представляет наибольший интерес для собственника.

В свою очередь, индикатором эффективности деятельности служит и показатель экономической добавленной стоимости, так как позволяет проводить анализ не с позиции прибыли, а с точки зрения эффективности используемого капитала.

Так же учитывается средневзвешенная цена капитала как следствие финансовой и инвестиционной политики компании, в результате чего можно оценить эффективность финансовых решений. Данный блок был дополнен классическими показателями рентабельности, так как отечественные компании следуют установившейся тенденции необходимости их определения. А вот показатель прибыли на одного сотрудника сможет оперативно охарактеризовать повышение прибыльности компании, с учетом относительного участия каждого сотрудника.

Второй блок призван охарактеризовать, а в дальнейшем и способствовать установлению стабильных и продуктивных отношений между компанией и ее клиентами.

Так, длительность хозяйственных связей характеризует степень преданности клиента, степень диверсификации продукции отражает возможность привлечения новых клиентов, так как разнообразная продукция позволяет охватить их большее число.

Особое внимание следует уделить зависимости компании от крупных покупателей, так как их потеря может отрицательно сказаться не только на текущей хозяйственной, но и на финансово-инвестиционной деятельности компании, в случае, если при прогнозе денежных потоков были учтены устойчивые неразрывные прибыльные связи с подобными покупателями. При этом проблемы с качеством, обнаруженные при проверке готовой продукции, поддержание постоянства качества продукции влияют на установление таких долговременных отношений с клиентами.

Третий блок, иллюстрирующий внутренние процессы, протекающие в компании, помогает судить об эффективности проводимых в компании операций, а также о том, что необходимо делать в будущем для обеспечения их беспроблемного и результативного протекания. Такие показатели как доля платежей, сделан-

ных вовремя и в полном объеме; обнаруженные ошибки в отчетности; наличие задолженности по оплате труда; жалобы на продукцию, обнаружение брака потребителями продукции, позволяют сформировать цели относительно налаживания взаимодействия как внутри самой компании, так и с ее контрагентами, для того, чтобы обеспечить непрерывность осуществляемых бизнес-процессов на протяжении всего периода функционирования компании.

Необходимо уделить должное внимание и четвертому блоку «Обучение и развитие персонала», так как именно данный блок служит основой для оценки работников компании, уровня их квалификации, а в дальнейшем и причиной агрегированных результатов анализируемой компании. Наличие сотрудников с высшим образованием, стаж работы сотрудников в компании, «старение персонала», доля сотрудников непосредственно контактирующих с клиентами, сформированная нормативная база компании - все эти показатели дают оценку человеческого потенциала компании и призваны стимулировать его развитие.

Блок «Окружающая среда» дополняет полученные результаты анализа предыдущих, при этом он содержит преимущественно качественные показатели, раскрывающие инвестиционную привлекательность и потенциал компании.

Важно отметить, что именно этот блок содержит объективный взгляд со стороны общества (потенциальных партнеров, клиентов, инвесторов, кредиторов и др.), так как отражает характер сформированных отзывов в СМИ, возможность прохождения стажировки или практики в компании, количество наград или число сотрудников, чьи заслуги были отмечены, а также факты партнерства с крупными отечественными и иностранными компаниями, длительность работы на рынке.

Рекомендуемая частота проведения итогового анализа - не реже одного раза в год, при этом может осуществляться сравнительная оценка деятельности (подразделения, конкурентов, отраслевых показателей и др.). Достоинствами предлагаемой системы поликритериальной оценки эффективности деятельности непубличной компании являются: высокая степень гибкости относительно целей оценки; возможность применения результатов оценки в определении инвестиционной привлекательности хозяйствующего

субъекта; обеспечение согласованности интересов различных групп стейкхолдеров компании.

Внедрение данной системы обеспечит оперативное получение необходимых менеджерам данных, также в компании создается общедоступный и удобный источник информации, при этом база данных показателей не является закрытой, она должна периодически обновляться и совершенствоваться.

Для практического внедрения системы поликритериальной оценки эффективности деятельности непубличной компании сформируем

итоговую таблицу 2, отражающую критерии положительной оценки выбранных показателей, их балльную оценку и вес значимости групп показателей, определенный экспертным методом.

Таким образом, данная система измерения эффективности является не только инструментом оценки результатов деятельности, но и информационной системой менеджмента, используемой для принятия своевременных управленческих решений, своего рода информационным навигатором для руководства компании и потенциальных инвесторов.

Таблица 2. Интерпретация результатов поликритериальной оценки эффективности деятельности

непубличной компании

Составляющая Показатель Критерий положительной оценки Вес групп Баллы

1 2 3 4 5

Финансы Экономическая добавленная стоимость Прирост рыночной стоимости над балансовой, что стимулирует собственника к дальнейшему вложению средств; повышение прибыльности в основном за счет улучшения использования капитала, а не за счет усилий по уменьшению затрат на пользование капиталом - 5

Средневзвешенная цена капитала Ниже уровня рентабельности предполагаемых к осуществлению проектов - 5

Денежный поток Рост суммы средств, доступных собственнику после удовлетворения потребностей компании - 5

Рентабельность активов Устойчивый прирост показателя - 5

Прибыль в расчете на сотрудника Устойчивый прирост показателя - 5

Максимальная сумма баллов 0,3 25

Максимальная сумма баллов с учетом веса групп 7,5

Клиенты Длительность хозяйственных связей Наличие долговременных связей, большая часть с постоянными контрагентами (более 2 лет) - 5

Диверсификация продукции Наличие многоориентированной продукции, широкий ассортимент продукции, различные направления сбыта (экспортоориентированная продукция), уникальность продукции - 5

Зависимость от крупных покупателей Отсутствует - 5

Проблемы с качеством, обнаруженные при проверке готовой продукции, репутация качества продукции Проблемы данного характера отсутствуют, продукция зарекомендовала себя на рынке, наличие сертификатов качества, лицензий, ГОСТ - 5

Максимальная сумма баллов 0,2 20

Максимальная сумма баллов с учетом веса групп 4

Внутренние бизнес- процессы Доля платежей, сделанных вовремя и в полном объеме Преобладает - 5

Ошибки в отчетности Отсутствуют - 5

Наличие задолженности по оплате труда Отсутствует - 5

Внутренние бизнес- процессы Жалобы на продукцию, обнаружение брака потребителями продукции Отсутствуют - 5

Максимальная сумма баллов 0,2 20

Максимальная сумма баллов с учетом веса групп 4

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5

Обучение и развитие персонала Наличие сотрудников с высшим образованием Преобладает - 5

Стаж работы сотрудников на предприятии, «старение персонала» Наличие опытных сотрудников с достаточным стажем работы (от 3 лет) на ключевых должностях, способных обучать имеющихся молодых специалистов - 5

Доля сотрудников непо средственно контактирующих с клиентами Достаточная для обслуживания клиентов на высоком уровне в удобных для них условиях - 5

Нормативная база компании Наличие внутренней базы, характеризующейся высокой степенью детализации, регулирующей порядок принятия решений, организационную структуру компании - 5

Максимальная сумма баллов 0,2 20

Максимальная сумма баллов с учетом веса групп 4

Окружающая среда Стажировка, практика и др. сотрудничество Наличие фактов стажировки, прохождения практики внешними пользователями информации - 5

Количество наград или число сотрудников, чьи заслуги были отмечены Имеются награды, победы в различных конкурсах, выставках - 5

Отзывы в СМИ Положительные - 5

Факты партнерства с крупными отечественными и иностранными компаниями Наличие - 5

Длительность работы на рынке Более трех лет - 5

Максимальная сумма баллов 0,1 25

Максимальная сумма баллов с учетом веса групп 2,5

Итоговая максимальная сумма баллов | 1 110

Итоговая максимальная сумма баллов с учетом весов групп 22

Таблица 3. Шкала эффективности деятельности непубличной компании

Характеристика эффективности деятельности компании Диапазон эффективности, в баллах

Максимальное (эталонное) 22-20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормальное (состояние эффективности) 19-15

Проблемное 14-12

Критическое (состояние деструктивности) менее 11

Для оценки эффективности деятельности промышленной компании рекомендуется использовать разработанную систему показателей, учитывающей особенности информационного обеспечения, а также возможность использования для непубличной компаний, чьи акции не котируются на рынке. Интерпретацию полученных результатов необходимо проводить в соответствии со шкалой, представленной в таблице 3, где последовательно отражены четыре состояния деятельности компании.

Таким образом, оценка эффективности деятельности непубличной компании на основе предложенной системы поликритериальной оценки позволит выявить проблемы по конкретным направлениям деятельности компании, а также достигнутые успехи к текущему периоду времени. Кроме того, используя возможность прогнозирования денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, можно осуществлять оценку инвестиционной привлекательности и перспектив развития исследуемой компании.

10.12.2014

Список литературы:

1. Болодурина, М.П., Андреева Ю.С. Информационное обеспечение поликритериальной оценки эффективности деятельности компаний // Развитие экономических и межотраслевых наук в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции - Новосибирск: Издательство НИГРЭ, - 2014. - №3. - С. 8-11.

2. Болодурина, М.П., Ахметова А.Н. Сочетание ключевых факторов стоимости и целевых ориентиров менеджмента в процессе управления компанией // Финансовая аналитика: проблемы и решения - Москва: Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, - 2013. - №34 (172). - С. 11-18.

3. Болодурина, М.П., Конышева К.А. Система показателей оценки эффективности деятельности предприятий в составе нефтегазового холдинга // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 35. С. 48-59.

4. Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. Управление эффективностью бизнеса / под ред. Г.В. Генса - М.: Альпина Бизнес Букс, - 2008. 269 с.

5. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса: пер. с англ. - М.: Вершина, - 2004. 272 с.

6. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие для студентов вузов / А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова.- 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М. - 2009. 479 с.

7. Кузнецова, Л. Н. Анализ состояния управленческого учета в организациях и перспектив его развития // Управленческий учет. - 2013. - № 1. С. 21-30.

8. Ефимова, О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 2. С. 32-37.

9. Селезнева, Н.Н., Ионова, А.Ф. Финансовый анализ: учеб. пособие / Н.Н.Селезнева, А.Ф.Ионова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. -2007. - 479 с.

10. Поздняков М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.:ИНФРА-М. -2009. - 617 с.

11. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Экономический анализ компаний: научное издание. - М: КноРус. - 2013. - 438 с.

12. Лисицина Е.В. Ключевые показатели результативности в системе показателей эффективности деятельности компании // Управление финансами предприятия. - 2012. - № 4. С. 13-27

Сведения об авторах:

Болодурина Марина Павловна, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, е-таП: bolodurina@inbox.ru Андреева Юлия Сергеевна, магистрант финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета, е-таП: julia5151@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.