Научная статья на тему 'Полифоничность личности композитора в свете философско-эстетических идей М. М. Бахтина'

Полифоничность личности композитора в свете философско-эстетических идей М. М. Бахтина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ПОЛИФОНИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ДИАЛОГ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ КОМПОЗИТОРА / ESTHETICS / POLYPHONY / PERSONALITY / DIALOGUE / MUSICAL CULTURE / CONCEPTION / ARTISTIC CONSCIOUSNESS / CREATIVE INDIVIDUALITY / COMPOSER'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калицкий Виталий Валерьевич

В статье раскрываются основные положения эстетической концепции М. Бахтина в свете их экспликации в композиторской практике. Рассматриваются специфика трактовки сущности и бытийного статуса личности, принципы ее диалогического понимания. Определяются актуальность гуманистических идей философа для современной гуманитарной практики и производительность их экстраполяции в область музыкального творчества относительно объяснения феномена личности композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYPHONY OF THE COMPOSER’S PERSONALITY IN THE LIGHT OF M. M. BAKHTIN’S PHILOSOPHICAL AND ESTHETIC CONCEPTIONS

The article discovers the basic provisions of M. M. Bakhtin’s esthetic conception in the light of their explication in the composer’s practice. The author examines the specific conception of the personality’s essence and existential status, principles of its dialogic interpretation. The paper justifies topicality of the philosopher’s humanistic ideas for modern humanitarian practice and considers relevance of their extrapolation in the sphere of musical creation to explain the composer’s personality phenomenon.

Текст научной работы на тему «Полифоничность личности композитора в свете философско-эстетических идей М. М. Бахтина»

Калицкий Виталий Валерьевич

ПОЛИФОНИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КОМПОЗИТОРА В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ

ИДЕИ М. М. БАХТИНА

В статье раскрываются основные положения эстетической концепции М. Бахтина в свете их экспликации в композиторской практике. Рассматриваются специфика трактовки сущности и бытийного статуса личности, принципы ее диалогического понимания. Определяются актуальность гуманистических идей философа для современной гуманитарной практики и производительность их экстраполяции в область музыкального творчества относительно объяснения феномена личности композитора. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/7/18.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 70-72. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

5. Маслин М. А. Евразийство как идейное течение: истоки и границы // Лев Николаевич Гумилев и современное евразийство: сб. статей, посвященных 100-летию ученого / под ред. А. Г. Коваленко, В. А. Цвыка. М.: РУДН, 2013. С. 11-25.

6. Савицкий П. Н. Евразийство // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: сборник трудов евразийцев / отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Беловодье, 1997. С. 76-94.

7. Савицкий П. Н. Хозяин и хозяйство // Континент Евразия / сост. А. Г. Дугин. М.: Аграф, 1997. С. 217-253.

PHILOSOPHY OF ECONOMY OF CLASSICAL EURASIANISTS

Isaeva Oksana Sergeevna, Ph. D. in Philosophy Penza State University okcana_isaeva@mail. ru

The article is devoted to the original philosophical movement of the Russian emigrants, which is called Classical Eurasianism. P. N. Savitsky and N. N. Alekseev's economic doctrine is considered in the context of the philosophy of economy of the Eura-sianists. Main attention is paid to the moral foundations of the philosophy of economy of classical Eurasianism, the principle of the "owner's valuing of economy", and the idea of service. The author comes to the conclusion that the philosophical and economic teaching of the Eurasianists is an organic part of the Eurasianism doctrine and it justifies its integrity and unity.

Key words and phrases: Classical Eurasianism; philosophy of economy; principle of owner's valuing; functional property; morality; social service.

УДК 18

Философские науки

В статье раскрываются основные положения эстетической концепции М. Бахтина в свете их экспликации в композиторской практике. Рассматриваются специфика трактовки сущности и бытийного статуса личности, принципы ее диалогического понимания. Определяются актуальность гуманистических идей философа для современной гуманитарной практики и производительность их экстраполяции в область музыкального творчества относительно объяснения феномена личности композитора.

Ключевые слова и фразы: эстетика; полифоничность; личность; диалог; музыкальная культура; концепция; художественное сознание; творческая индивидуальность; личность композитора.

Калицкий Виталий Валерьевич, к. филос. н.

Российская государственная специализированная академия искусств, г. Москва kalitzky@yandex. гы

ПОЛИФОНИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КОМПОЗИТОРА В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. М. БАХТИНА

Важнейшей тенденцией развития гуманитарной мысли и искусствоведческой практики начала XXI века является обращение к проблеме личности. В современной гуманитаристике данная проблема получила достаточно широкое освещение, при этом основной акцент исследователи делают на изучение специфики творческой индивидуальности композитора. С. Савицкая отмечает: «Кристалл личности всегда таит в себе грани уникальности, в нем заложен мощный импульс к саморазвитию, самообновлению, расширения духовных горизонтов» [5, с. 22]. Это определение в полной мере касается личности современного музыканта, своей композиторской и исполнительской деятельностью подтверждающего способность осуществлять интеллектуально-художественное влияние на сознание эпохи и аккумулировать ведущие тенденции не только музыкального искусства, но и человеческой духовности в целом (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, С. Т. Рихтер, Г. фон Караян и др.). Данные положения определяют задачу нашего исследования - концептуализация феномена личности композитора в свете философско-эстетических воззрений М. Бахтина.

Семантическая роль композиторской личности в бытии современной музыкальной культуры детерминирует необходимость всесторонней экспликации этого феномена и требует использования междисциплинарного инструментария, основанного на интеллектуально-духовном опыте постижения субъективно-личностной проблематики в философско-эстетической области. В связи с этим принципиально важным является обращение к эстетическому наследию М. Бахтина, которое существенно повлияло на развитие современного гуманитарного знания. Фундаментальные концепции личности, диалога, культуры, сформулированные в трудах мыслителя, не потеряли своей ценности и актуальности и являются важной составляющей современного комплекса наук о человеке.

Сближение искусства и философии, диалогичность отношений искусствоведческой практики и философско-эстетического знания являются знаковым явлением гуманитаристики ХХ - начала XIX века. Подобная коммуникативная интенциональность становится определяющей особенностью развития современной науки о музыке, что открывает новые дискурсивные возможности музыковедения как интегративной гуманитарной дисциплины. В освещении проблем творческой личности современное музыкознание активно обращается к философ-ско-эстетическому опыту (Гадамер, Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Бахтин, Библер, Бердяев, Соловьев и др.), который значительно повлиял не только на современную эстетику и музыковедение, но и непосредственно повлиял на композиторское творчество. В качестве примера укажем на цикл песен Н. К. Метнера на слова Ф. Ницше.

ISSN 1997-292X

№ 7 (81) 2017

71

Семантическую роль в постижении философской проблематики «многозвучна» личности и выявления специфики бытия художественной индивидуальности в культуре и искусстве играет эстетическое творчество М. М. Бахтина. Обозначенная гуманистическим пафосом и наделенная полифонией смыслов, указанная концепция охватывает все эстетическое наследие М. Бахтина.

Отметим сущностные для концептуализации композиторской индивидуальности положения теории личности М. Бахтина. Ключевым понятием и смысловой основой «философской антропологии» Бахтина является «личность». Апеллируя к этой философской категории, ученый подвергает ее многогранной интерпретации, осмысляет сущность личности, онтологический статус бытия и способ становления. В трактовке мыслителя личность есть «не-алиби в бытии», все это сфокусировано в человеке как микрокосме, реальное бытие реального человека, что имеет внутреннюю конкретность и уникальность: «Определение субъекта в межсубъектных отношениях: конкретность (имя), целостность, ответственность, неисчерпаемость, незавершенность, открытость» [3, с. 343]. Согласно утверждению М. Бахтина, личность является онтологическим условием существования «Я» как духовной субстанции. Именно дух как «совокупность всех смысловых значимостей, направлен-ностей жизни, актов восхождения из себя» [2, с. 74] является важнейшим синтезирующим и поддерживающим ее началом. Связанная с ним духовность - определяющий ценностный показатель бытия личности в культуре.

В результате размышлений исследователь пришел к выводу, что личность как единое, конкретное, уникальное и неповторимое целое в совокупности составляющих, «обозначенных внутренним единством смыслов», является центром, который объединяет духовную и душевную активность субъекта. Она определяется семантической наполненностью ее индивидуальной духовно-нравственной, ценностно-смысловой установки, познавательной направленностью. Философ рассуждает о трансцендентности личности и ее открытости миру и другим субъектам. Онтологическая миссия личности, в размышлениях Бахтина (особенно существенная для экспликации личности музыканта-творца), состоит в созидании нового мира и себя в нем, утверждении в субъективной роли творца.

Концептуальное пространство эстетики М. Бахтина вместе с центральным понятием «личность» формируют такие фундаментальные категории, как «диалог», «культура», приобретая особую значимость для осмысления творческой индивидуальности и полифоничности личности композитора. Важной составляющей философского концептуализма М. Бахтина являются сформулированные им принципы диалога и диалогического понимания личности. По утверждению П. Гуревича, диалог М. Бахтина «...не только средство получения истины... Он оказывается вообще единственным способом познания бытия» [4, с. 91].

Понятие «диалог» стало предметом философско-эстетической рефлексии М. Бахтина и трактуется им как универсальное общение и онтологическая основа человеческой экзистенции: «Бытие личности - всегда событие, но чтобы это со-бытие стало реально межличностным, оно должно выйти на особый уровень общения -уровень диалога» [1, с. 317]. Вступая в диалог (т.е. многозвучие, полифоничность) с «Другим», личность достигает подлинной жизни и находит собственную уникальность, творя новый мир понимающего духа.

Коммуникация с помощью произведения искусства (в частности, музыкального) возможна в историческом времени культуры. Философ подчеркивает, что только в диалоге возможна культурная самоидентификация личности.

Рассмотренные выше философско-эстетические концепции можно экстраполировать в сферу музыковедческого исследования личности композитора. Проекция идей Бахтина способствует всестороннему постижению феномена композитора как самобытной онтологической единицы, носителя сознания, человека музыкального искусства и творческой личности, наделенной субъективностью, индивидуальностью, именем, уникальностью, духовностью и душевностью, историчностью, коммуникативной открытостью. Выдающуюся композиторскую личность характеризует наличие уникальной биографии и художественного творчества.

Согласно философско-эстетической концепции личности, теории диалога и культуры Бахтина, композиторская личность рассматривается как феномен музыкальной культуры, форма ее бытия, а также в универсальном понимании, связанном с основными особенностями художественного мышления, отношением к миру и способностью к диалогу. В современном пространстве музыкальной культуры, которая является объективизацией художественной и индивидуально-личностной персонификации самосознания эпохи, композиторская личность стремится к утверждению духовной целостности и воплощения в своем творчестве разнонаправленных, полифоничных проявлений интеллектуально-духовной и эмоциональной жизни. Ей присущи особая духовная созерцательность, философичность, желание постичь тайны мира, понять человеческую сущность, субъективно-личностное бытие.

Современный композитор, как творец и носитель индивидуально-личностного, персонифицированного начала культуры, воспроизводит в музыкальной сфере основные идеи и смыслы своей исторической эпохи и присущие ей признаки художественного мышления, в частности: универсализм, концептуализм, диалогизм, экспериментализм Данное положение обусловлено новаторским креативно-творческим поиском новых идейно-художественных ориентиров в искусстве. Отражая в своих произведениях кардинальные проблемы современной культуры и цивилизации, композиторская личность раскрывает сложный интеллектуально-духовный мир художника-творца, осмысливает вечные ценности бытия, цель и смысл самой человеческой экзистенции. С присущей коммуникативной интенциональностью она отражает стремление к макродиалогу с культурно-историческим наследием в широком временном диапазоне. На основе диалогической составляющей своего художественного сознания композитор как творческая личность демонстрирует уникальную потенцию к аккумулированию различных образов и кодов культуры, а также нацеленность на раскрытие глубинных смыслов духовного бытия человека. В то же время он имеет энергию движения творческой мысли, что определяет креативные новаторские идеи и интонационно-художественные стратегии своего времени. В стремлении к обогащению

собственного духовного совершенства, расширению горизонтов познания законов бытия и мироздания, философии жизни композиторы приобретают культурный и художественный опыт в его семантической многогранности, духовно-нравственной наполненности, философской глубине, проектируя в музыкальной сфере идеи диалога культур. Вступив в творческий диалог в рамках музыкального искусства на разных уровнях сознания и мышления, выдающиеся композиторы ищут ответы на самые сложные вопросы, осмысливают извечные онтологические проблемы бытия, изменяя всю эстетическую парадигму эпохи. Диалог, который приобретает разнообразные субъективно-личностные проявления и художественные трансформации в полифоничном творческом сознании различных композиторских индивидуальностей, имеет универсальное значение и в значительной мере определяет специфику бытия музыкальной культуры. Глубина и многогранность постижения М. Бахтиным индивидуально-личностной проблематики, степень ее концептуализации являются важной аргументацией для экстраполяции теоретических идей ученого в контексте музыкознания. Данное обстоятельство требует фокусировки внимания на феномене личности композитора и отражении его мира в музыкальном содержании, в связи с чем методологическая парадигма постижения субъективно-личностной проблематики в ее музыкальной проекции становится концептуальным фундаментом формирования теории композиторской личности. Гуманитарно-диалогический метод понимания личности, который является основой философско-эстетических трудов М. Бахтина, - это универсальный смысловой подход, который способствует раскрытию сущностных аспектов бытия и художественного мышления творческой личности композитора в контексте культуры, пониманию интерпретационно-диалогических процессов в музыке. Масштаб философии М. Бахтина, глубина постижения содержащихся в его эстетическом наследии сущностных проблем, актуальных для различных сфер современной гуманитаристики, являются постоянным и неисчерпаемым источником познания и искусствоведческого вдохновения дальнейшего научного поиска.

Список источников

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.

2. Бахтин М. М. Стилистика художественной речи // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 2000. С. 54-98.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.

4. Гуревич П. С. Проблема Другого в философской антропологии М. М. Бахтина // М. М. Бахтин как философ: сб. тр. / под ред. Л. А. Гоготишвили и П. С. Гуревича. М.: Наука, 1992. С. 83-95.

5. Савицкая Н. Хронос композиторского жизнетворчества. Львов: Сполом, 2008. 320 с.

POLYPHONY OF THE COMPOSER'S PERSONALITY IN THE LIGHT OF M. M. BAKHTIN'S PHILOSOPHICAL AND ESTHETIC CONCEPTIONS

Kalitskii Vitalii Valer'evich, Ph. D. in Philosophy The Russian State Specialized Academy of Arts in Moscow kalitzky@yandex.ru

The article discovers the basic provisions of M. M. Bakhtin's esthetic conception in the light of their explication in the composer's practice. The author examines the specific conception of the personality's essence and existential status, principles of its dialogic interpretation. The paper justifies topicality of the philosopher's humanistic ideas for modern humanitarian practice and considers relevance of their extrapolation in the sphere of musical creation to explain the composer's personality phenomenon.

Key words and phrases: esthetics; polyphony; personality; dialogue; musical culture; conception; artistic consciousness; creative individuality; composer's personality.

УДК 9; 94

Исторические науки и археология

Данная статья посвящена рассмотрению образа Атиллы в скандинавских сагах. В ней показана важность информации, содержащейся в скандинавских сагах, для реконструкции представлений об Атилле. Повествования об Атилле имеются в литературе разных культур, однако в скандинавских сагах он занимает особое место, являясь одним из важных положительных персонажей. Автор доказывает, что в данном аспекте на скандинавские саги большое влияние оказали германские эпические произведения.

Ключевые слова и фразы: Атилла; Скандинавия; сага; Эдда; медиевистика; историография.

Карагёз Селим

Казанский (Приволжский) федеральный университет skaragoz24@gmail. com

ОБРАЗ АТИЛЛЫ В СКАНДИНАВСКИХ САГАХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

Атилла, правитель гуннов с 434 по 453 гг., место и дата его рождения, его жизнь, деятельность, правление и смерть уже долгое время являются предметом пристального интереса и споров историков [13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.