Научная статья на тему 'Полиэтническая культура школьников: диагностический аспект*'

Полиэтническая культура школьников: диагностический аспект* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLYETHNIC CULTURE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / КРИТЕРИАЛЬНОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АППАРАТ / CRITERIA AND DIAGNOSIS METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринева Е.А., Белоногова Л.Н., Заббарова М.Г.

В статье представлен способ адаптации существующих и разработка оригинальных методик диагностики сформированности уровня полиэтнической культуры школьников. Раскрывается содержание понятия «полиэтническая культура» и приведен перечень диагностических методик в соответствии с критериями сформированности полиэтнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринева Е.А., Белоногова Л.Н., Заббарова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYETHNIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN: DIAGNOSTIC ASPECT

The article presents a method to adapt the existing techniques of diagnosing schoolchildrens polyethnic culture level, as well as to develop original ones. The authors explain the definition the «polyethnic culture» concept and present a list of diagnostic techniques according to the criteria of the polyethnic culture development.

Текст научной работы на тему «Полиэтническая культура школьников: диагностический аспект*»

#

ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ*

POLYETHNIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN: DIAGNOSTIC ASPECT

Е. А. Гринева, Л. Н. Белоногова, М. Г. Заббарова

В статье представлен способ адаптации существующих и разработка оригинальных методик диагностики сформированности уровня полиэтнической культуры школьников. Раскрывается содержание понятия «полиэтническая культура» и приведен перечень диагностических методик в соответствии с критериями сформированности полиэтнической культуры.

Ключевые слова: полиэтническая культура, культура, диагностика, прогнозирование, критериально-диагностический аппарат.

E. A. Grineva, L. N. Belonogova, M. G. Zabbarova

The article presents a method to adapt the existing techniques of diagnosing schoolchildren's polyeth-nic culture level, as well as to develop original ones. The authors explain the definition the «polyethnic culture» concept and present a list of diagnostic techniques according to the criteria of the polyethnic culture development.

Keywords: polyethnic culture, culture, diagnostics, forecasting, criteria and diagnosis method.

На современном этапе приоритетным направлением образовательной политики является формирование личности ребенка, способного жить в полиэтническом регионе, знающего и уважающего не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способного сочетать национальные и интернациональные интересы.

В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ Д. А. Медведев выделил направления по развитию культуры, одним из которых является сбережение «единого культурного пространства страны во всем его многообразии, помощь сохранению богатых национальных традиций народов России» [1].

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что в политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности.

Особо следует отметить, что нерешенным является вопрос диагностики. Учителя не имеют методик диагностики сформированности полиэтнической культуры как результата поликультурного воспитания, а материал по данной проблематике «разбросан» в различных педагогических и методических трудах. В то же время проведение исследований без определения критериально-диагностического аппарата невозможно. Диагностика является «альфой и омегой» любого психолого-педагогического исследования. В связи с этим нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы с целью отбора и разработки методик, направленных на

* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 10-06 116

диагностику уровня сформированности полиэтнической культуры младших школьников.

Мы исходим из того, что такая диагностика - это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях сформированности полиэтнической культуры и причин, вызывающих эти изменения. Она включает в себя: постановку целей диагностики; определение критериев, показателей, уровней сформированности полиэтнической культуры младших школьников; отбор методов диагностики; осуществление диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии; фиксирование результатов диагностики для статистико-математической обработки и определение уровня сформированности полиэтнической культуры у каждого ученика и в целом по классу; анализ и обобщение результатов диагностики [2].

Как показывает опыт работы, в педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы; сравнение наблюдаемого нами поведения с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения; интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку поведения учащихся, так как с помощью обратной связи можно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо кон-

■21607а/В.

ф

#

тролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата [3]. Проведенный анализ педагогической и методической литературы показал, что диагностических методик недостаточно, а имеющиеся предназначены для подросткового и юношеского возраста.

В связи с вышеизложенным нами решалась важная задача: адаптация существующих и разработка оригинальных диагностических методик по поликультурному воспитанию исходя из психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.

Для определения критериально-диагностического аппарата необходимо представлять сущность процесса поликультурного воспитания.

Поликультурное направление в педагогике является сравнительно молодым, так как особое внимание ученых к данному направлению проявилось лишь в середине XX в., изначально в США. В отечественной педагогике развитие поликультурного образования началось в 1990-х гг., что было вызвано историческими и социокультурными предпосылками. В условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

В стандартах второго поколения поликультурное образование рассматривается как ядро воспитательного потенциала системы образования, предлагается следующее определение: «...поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, -это образовательная система, которая в рамках единого федерального государственного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации» [4].

Мы согласны с мнением Г. В. Здеревой о том, что поликультурное воспитание составляет сущность межэтнического. В его рамках поликультурные, национальные особенности проявляются более ярко. Оно опирается на многообразие российской культуры в условиях интеграции и не ставит своей целью формирование единой народности, как это имело место в советский период. На современном этапе нельзя проводить грань между межэтническим и поликультурными воспитанием,

поскольку они тесно взаимосвязаны в рамках полиэтнической и поликультурной России. Осуществление одного без другого может привести к деформации узкоэтнического характера [5].

В связи с вышесказанным нами была предпринята попытка определить сущность понятия «полиэтническая культура». Уточняя понятие «культура», отметим, что оно всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека во всех сферах его жизнедеятельности (культура - культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (культура - культ, поклонение, любовь). По словам В. С. Библера: «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур» [6].

Не менее важным является единство и взаимопроникновение этнических культур, использование выработанных человеком духовных ценностей национальной культуры. Помочь человеку в диалоге с иными культурами, другими людьми, людьми разных национальностей, услышать их, осмыслить и прочувствовать их ценности, их смыслы, сопоставить различные голоса - такова, по нашему мнению, основа этнокультурологического подхода, как одного из ведущих методологических принципов современного образования.

Другими словами, как нам представляется, каждый этнос, имея свою собственную культуру, следуя традициям своего народа по отношению к природным объектам и явлениям, только при условии понимания другой этнической культуры может и способен эффективно решать проблемы взаимодействия человека и природы.

Таким образом, полиэтническая культура - это приобщение к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культур своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.

Исходя из вышесказанного, содержание понятия «полиэтническая культура» представим схематично (рис.).

Таким образом, полиэтническая культура включает в себя когнитивный компонент, который характеризуется наличием этнокультурных представлений, знаний о поликультурном обществе (элементарных основ культуры

Полиэтническая культура

Когнитивный

компонент

Эмоционально-ценностный компонент

Практически-деятельностный компонент

Рис. Содержание понятия «полиэтническая культура»

Ф

своего народа, культуры народов, проживающих рядом); эмоционально-ценностный компонент (система ценностных ориентаций и отношений, готовность к сохранению культуры своего и других народов); практически-деятельностный компонент (умение жить в полиэтнической среде, соблюдение социальных норм и правил поликультурного общества).

Диагностические методики подбирались как комплексные, так и по отдельным компонентам полиэтнической культуры. За основу нами взяты некоторые известные методики, которые были переработаны с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста [7]. Также были разработаны оригинальные диагностические методики. Приведем перечень методик по каждому критерию.

Когнитивный компонент определяет когнитивный критерий сформированности полиэтнической культуры младших школьников. На его диагностику направлена анкета «Выявление уровня культурологических представлений младших школьников».

На выявление эмоционально-ценностного критерия направлены:

• экспресс-опросник «Индекс этнической толерантности» (модифицированный опросник Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой);

• адаптированная с учетом особенностей детей младшего школьного возраста «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса;

• методика диагностики уровня этнической идентичности (модификация методики Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой). Этническая идентичность определяется как субъективированная форма проявления этнично-сти, системная совокупность чувств, знаний и мировоззренческих установок по отношению к той или иной этнической группе, выражающуюся в этническом самоопределении [8];

• анкета «Выявление уровня этнической толерантности».

Для выявления практически-деятельностного критерия был разработан тест «Проявляешь ли ты этническую толерантность».

Также коллективом авторов подготовлены диагностические методики, которые охватывают все критерии: анкета «Сформированного полиэтнической культуры», выполнение детьми рисунков и написание сочинений.

Для того чтобы через творческую деятельность диагностировать все критерии сформированности полиэтнической культуры, были соответственно подобраны

темы рисунков и сочинений. Например, «Изобрази национальный праздник и афишу, приглашающую на него» - тема соответствует когнитивному критерию, «Выполни рисунок «Славься, мой народ»» - эмоционально-ценностному, «Изобрази, что бы ты сделал, чтобы все народы Поволжья жили в дружбе» - практически-деятель-ностному и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика строится на определении сущности понятия «полиэтническая культура», определение компонентов которой раскрывает сущность и содержание понятия. Диагностика должна четко соответствовать этим позициям. В связи с этим диагностические методики должны охватывать все критерии: когнитивный, эмоционально-ценностный и практически-деятель-ностный. Только в этом случае можно говорить о комплексном подходе к диагностике полиэтнической культуры школьников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведев Д. А. Послание Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

2. Griniewa E. А, Bielonogowa L. N. Диагностика патриотической воспитанности младших школьников // Paradygmaty wspolczesnej pedagogiki. -Siedlce: Akademia Podlaska - Siedleckie То-warzystwo Naukowe - Pedagogium, 2009.

3. Гринева Е. А., Прохорова С. Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: Метод. пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

4. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6.

5. Здерева Г. В. Принципы патриотического и межнационального воспитания // Среднее профессиональное образование. - 2005. - № 11.

6. Библер В. С. От науконаучения к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991.

7. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008.

8. Юнусова К. А. Этническая идентификация личности как фактор патриотического воспитания // Педагогика. - 2009. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.