Научная статья на тему '"полевые исследования" обычного права народов России'

"полевые исследования" обычного права народов России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1056
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушкова Юлия Николаевна

В статье анализируются методологические приемы изучения обычного права того или иного народа. В центре внимания автора методы полевой этнографии, применяемые и в юридической антропологии, в числе которых непосредственное наблюдение, интервью, опрос, аудиовизуальная фиксация материала. Посредством данных методов осуществляется сбор эмпирического материала о правовых традициях. Автором делается обзор вклада В.Н. Тенишева и А.М. Ладыженского в разработку методологии юридической антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIELD RESEARCH OF THE CUSTOMARY LAW OF THE PEOPLES OF RUSSIA

The article analyzes methodological approaches in the studies of customary law of a certain ethnos. The author focuses on field methods of Ethnography used in legal anthropology, including direct observation, interviews, survey, audio-visual fixation of materials. Through these methods there is collected the empirical material on the legal traditions. The author makes a review of the contribution of V. N. Tenishev, and A. M. Ladyzhenskiy in the development of the methodology of legal anthropology.

Текст научной работы на тему «"полевые исследования" обычного права народов России»

3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

3.1. «ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» ОБЫЧНОГО ПРАВА НАРОДОВ РОССИИ

Сушкова Юлия Николаевна, д-р ист. наук. Должность: декан. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Подразделение: юридический факультет. E-mail: yulenkam@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются методологические приемы изучения обычного права того или иного народа. В центре внимания автора методы полевой этнографии, применяемые и в юридической антропологии, в числе которых непосредственное наблюдение, интервью, опрос, аудиовизуальная фиксация материала. Посредством данных методов осуществляется сбор эмпирического материала о правовых традициях. Автором делается обзор вклада В.Н. Тенишева и А.М. Ладыженского в разработку методологии юридической антропологии.

Ключевые слова: мордва, полевые исследования, обычное право.

FIELD RESEARCH OF THE CUSTOMARY LAW OF THE PEOPLES OF RUSSIA

Sushkova Julia Nikolaevna, Dr of History. Position: Dean. Place of employment: National Research Mordovia State University named after N.P.Ogarev. Department: Law Faculty. Email: yulenkam@mail.ru

Annotation: The article analyzes methodological approaches in the studies of customary law of a certain eth-nos. The author focuses on field methods of Ethnography used in legal anthropology, including direct observation, interviews, survey, audio-visual fixation of materials. Through these methods there is collected the empirical material on the legal traditions. The author makes a review of the contribution of V. N. Tenishev, and A. M. Ladyzhenskiy in the development of the methodology of legal anthropology.

Keywords: Mordvins, field research, customary law.

В юридической антропологии (этноправоведении) объектом исследования выступает традиционная правовая культура этноса, его обычное право, носителем информации о котором, главным образом, является человек. Обычное право базируется преимущественно на вербально-мыслительной институциализации этносоциальных предписаний, интерпретации и передачи нормативной информации из поколения в поколение и ее сохранении народом в устной форме, но не фиксируется письменно. С целью воссоздания норм обычного права требуется его «правовая реконструкция»1, в рамках которой по данным историко-этнографическим источников с помощью принципов юридической техники формулируются обычно-правовые нормы.

Правовой обычай как наиболее древняя форма права, представляет собой правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в

1 Шапсугов Д.Ю., Небратенко Г.Г. Конкретно-историческая реконструкция как метод познания обычного права (на материалах Донского казачества) // Северо-Кавказский юридический вестник.

№ 4. 2009. С. 14.

течение длительного времени. С юридической точки зрения правовой обычай характеризуется бессистемностью, многообразием, стихийностью. Подобная ситуация возникает в силу специфики юридической природы обычного права, уникальности конкретного этноса, его учредившего. В российском правоведении понятия «обычай» и «обычное право» рассматривались в качестве тождественных. Например, отечественный историк и теоретик права В.М. Хвостов отмечал необходимость анализа обычая как юридической нормы, общеобязательность которой исходит не в виду санкции государственной власти, а в силу привычки к ней народа, достаточно длительном ее применении на практике .

Многократное применение, привычка обращения к нормам обычного права обусловливает их место в качестве обязательных предписаний, обеспеченных внешнем авторитетом, которым является окружающая индивида общественная среда. Содержание обычая в какой-либо четко определенной формуле не выражено, оно живет в народном правосознании. Практическое осуществление обычного права дает основы для проверки известного убеждения.

Нередко юристы предпринимали попытки письменно зафиксировать нормы обычного права. Хорошо составленные сборники обычного права часто имеют немалое значение на практике, их редакция часто сама получала обязательную силу. При словесной формулировке содержания обычаев, отражавших сущность тех или иных аспектов народного правосознания, деятельность исследователей обычного права обретала большее значение в силу практической необходимости его интерпретации. Юристами составлялись поговорки и афоризмы, отражавшие содержание обычаев.

Обязательным условием становления обычая в качестве правового является его долговременное применение, при этом нигде не указывается требование о применении обычая в течение того или иного количества лет. Сложность обычного права как феномена заключается и в том, что не всегда применение норм обычного права является единообразной, в каждом конкретном случае могут возникать новые условия, корректирующие традиционную практику. В то же время стабильность, устойчивость, однородность, последовательность представляются важнейшими чертами обычно-правовой модели регулирования общественных отношений. Обращение к обычному праву должно подкрепляться убежденностью сторон, считающих его обязательным к применению.

Содержание обычаев может определяться различными средствами, в том числе судебными решениями, в основе которых лежит традиция; показания знающих людей, прежде всего старейшин («патриархов»), сборники обычного права, правовые поговорки, пословицы, иные устойчивые выражения, передающие сущность обычая. Обычное право подкреплялось давностью и систематичностью применения. Многие древние обычаи продолжали действовать и в последующем. Кроме

2 Хвостов В.М. Общая теория права: Элементарный очерк. 6-е изд., испр. и доп. - Спб., 1914.

того, процесс формирования новых обычаев постоянно продолжается, отражая особенности этнического развития социума.

Область применения обычаев в дореволюционной России, согласно действовавшему законодательству, была довольно широкой. В соответствии со ст. 1 Устава Торгового к обычному праву обращались в торговле, когда в силу недостатка торговых законов применялось гражданские законы и принятые в торговле обычаи. Местными обычаями дозволялось руководствоваться в делах о наследовании имущества крестьянам (Там же, ст. 1, ст. 1 примеч. 1), волостные суды применяли местные обычаи при разрешении споров между крестьянами, особенно дел о разделе крестьянского наследства (Там же, 1, 135). Согласно ст. 130 Устава гражданского судопроизводства при постановлении решения мировой судья был вправе по ссылке одной или обоих сторон руководствоваться «общеизвестными местными обычаями», законодательно предусмотренными, или в случаях, положительно не разрешаемых законами. Законодательством закреплялись иные случаи обращения к «местным», «инородческим» или «торговым» обычаям (см. т. 10, ч. 1, ст. 90, 452 пр., 454, 1539 п. 4, 1700 пр., 1184 п. 5, 2112 п. 3 Устава торгового ст. 592, прил. 1 п. 187).

Важнейшим методом сбора первичной информации является статистическое наблюдение, программа которого представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Статистическое наблюдение близко методам полевой этнографии, предполагающим не только сбор и анализ количественной информации, но и выявление сущностных характеристик того или иного явления или процесса.

«Полевое исследование» (англ. field research) осуществляется в разных формах, в числе которых непосредственное прямое наблюдение, активное участие в тех или иных действиях местных жителей, беседы с информаторами или с представителями населения и др. Весь добываемый таким образом фактический материал фиксируется в виде записей в «полевом дневнике» (тут же на месте или как можно раньше после окончания наблюдений или беседы, либо в конце дня), а также по возможности в виде зарисовок, фотографий, записей. Есть два главным метода полевой работы: экспедиционный - более или менее кратковременные выезды и пребывание в одном или нескольких избранных пунктах и стационарный - наблюдения на месте постоянного жительства или длительного пребывания. «Полевые» наблюдения или «полевая работа» ведутся посредством опроса, наблюдения и эксперимента. Опросы могут быть краткими с целью выяснения у максимально большого числа местных жителей отдельных вопросов, но основной метод работы в поле - обстоятельное интервьюирование респондентов (информантов).

Метод этнографического анкетирования уходит своими корнями в XIX в.: его применял еще первый руководитель Отделения этнографии Русского географического общества Н.И. Надеждин, который был основным сотрудником бюро В.Н. Тенишева. С деятельности данного учреждения впервые в России были составлены методические основы для сбора эмпирических данных по обычному праву народов ее населяющих. Познание «живой старины» требовало наличия этого «сырого материала», необходимого для

комплексного анализа различных сторон жизнедеятельности крестьянства.

Сотрудник бюро В.Н. Тенишева П. Кашинский, имевший первоначально недоверие к предложенным князей походов к сбору информации, отмечал, что изучение юридического быта народа при помощи «случайных добровольцев», деревенских жителей, всегда казались мне опытом «рискованным», однако именно эти рукописи наиболее интересны, полны в изображении быта, изобилуют оригинальными фактами и подробностями. «Будь задача исследования великорусской деревни поручена ученым специалистам, работа выиграла бы в систематичности и научной шаблонности, но бесконечно много потеряла бы в оригинальности замысла и жизненной правде», - писал исследователь. И, действительно, материалы Бюро позволяют не только обнаружить оригинальность фактов и подробностей, жизненную правду, но и почувствовать своеобразие замысла уникальных методов познания народной жизни3.

В программе В.Н. Тенишева содержались вопросы, охватывавшие местные условия народной жизни, общие указания об образе крестьянского быта, этносоциальные установления, обычно-правовые нормы разрешения споров, отношение членов общины к миру, между собой, к посторонним лицам, верования, знания, семью, рождение детей, заключение брака и др. Заслуга Тенишева заключалась и в том, что он относился к числу ученых, считавших этнографию только исторической и стремился определить подобающее ей место среди других наук об обществе, окружавшей его современности.

Подробные сведения о юридическом быте народов России представлены в разделе: «Общественные установления, обычаи или законы, регулирующие отношения крестьян к обществу»4. Корреспондентами были зафиксированы отличительные черты «мира» решать все сообща, широкое действие обычного права, несовпадение греховного и преступного, черты поведения, жизнедеятельности, позволившие представить нормативно-ценностные аспекты правосознания крестьян. Собранные материалы позволили исследовать особенности народного характера, поскольку ценностно-нормативные представления характеризовались устойчивостью, передавались из поколения в поколение.

В Инструкции о сборе данных В.Н. Тенишев наставлял корреспондентов, что от них «требуются факты, а не обобщения или выводы, поэтому к вопросам программы необходимо приурочить только отдельные частичные наблюдения, поставив себя в положение достоверного свидетеля о виденном и слышанном в народном быту»5. По некоторым вопросам, в том числе в главах «Преследование преступлений», «Суд и расправа», кроме прямых наблюдений, требовалось приведение подлинных разговоров и суждений крестьян и формулировались в непринужденной естественной обстановке. При сборе данных необходимо, чтобы разговоры крестьян друг с другом, их сообщения, ответы сотрудниками записывались и передавались в подлинных словах, а по возможности и в форме письменных документов (например, договоры о найме,

3 Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / Сост. Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. Спб., 1993. С. 7.

4 Там же.

5 Там же. С. 321.

аренде земли, приговоры сельских сходов, решения волостных судов и пр.), такие документы сообщались в подлинниках или снимались с них копии6.

По свидетельству В.Н. Тенишева, за исходную точку классификации, примененной к программе, «взято распределение вопросов по потребностям индивидуальной и общественной жизни человека», которым, в конкретных жизненных условиях, соответствовали поступки и в целом поведение людей7.

Огромный вклад в разработку методов юридической антропологии внес д.ю.н., профессор А.М. Ладыженский (1891-1972). В своих работах он отмечал, что в дореволюционный период изучение общественно-политического строя и адатов народов Кавказа производилось по историко-культурным областям, без индивидуального подхода к каждому этносу или глубже субэтносу. Ладыженский убедился в том, что уже назрела потребность в обстоятельном изучении истории государства и права каждой из народов Кавказа в отдельности. Памятуя об общих чертах в исторических судьбах, этносоциальных, правовых институтах, в общественном укладе и каждого из этих народов, необходимо выяснить и подчеркнуть особенности каждого из них. Он был первым исследователем, предпринявшим попытку на основе конкретного историко-этнографического материала проследить процессы возникновения и трансформации соционормативных институтов у народов Кавказа. Он был первым, кто поставил вопрос о методах этнологического исследования обычного права.

При изучении памятников обычного права народов Северного Кавказа он обратил внимание на проблемы фиксации и ретрансляции правовых обычаев. Так, большая часть сохранившихся до наших дней памятников обычного права кабардинцев, появившихся в конце XVIII-первой половине XIX в, была зафиксирована на русском языке. Материалы собирались по заранее подготовленным программам и записывались в основном нормы, не противоречившие законодательству Российской империи. В 1843 г. была создана комиссия для изучения правовой культуры народов Северного Кавказа с целью формирования единого сводного сборника «адатского права». В основном запись адатов осуществлялась штабными офицерами, местными судьями, которые опрашивали старейшин и фиксировали собственные наблюдения. Значение этих документов трудно переоценить и в связи с тем, что они были составлены во второй четверти XIX в., когда адаты сохарнились в своем первозданном виде, еще не подверглись серьезным преобразованиям под влиянием политики Российской империи, как в последующие годы8.

Этноправовые исследования базируются на применении нормативного и процессуального анализа. Для получения конкретных данных используются такие методы как опрос и анкетирование по специальной тематической программе. Анкета по проблемам юридической антропологии включает вопросы об отношении народа к судебной системе, совершении тех или иных деяний, применяемых видах наказания, доказательств, традиций кулачных боев, сельских способах

6 Там же. С. 322.

7 Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России. Сост. Кн. В.Н. Тенишевым. Изд. 2-е испр. и доп. Смоленск, 1898. С. 2.

8 Абазов А.Х. А.М. Ладыженский - основатель юридической антропологии народов Кавказа (к 120-летию со дня рождения) //Этнографическое обозрение. № 1. 2012. С. 105-106.

разбирательств, особенностях проведения сходов, собраний старейшин, месте религии в жизнедеятельности человека. В ряде ситуаций респондентам давались варианты ответов, в других они предоставляли данные о конкретных жизненных случаях, свидетельствовавши о применении того или иного обычая (case study method). С наиболее значимыми респондентами, как правило старожилами, хорошо понимавшими культуру своего народа, в последующем информация корректировалась данными, собранными от других респондентов.

Case study не имеет точного аналога на русском языке. Как правило, применяется английский термин или несколько русскоязычных слов: кейс стади, метод конкретных ситуаций, кейс-метод, бизнес-кейсы, обучение на практических примерах, ситуационное обучение, ситуационные задачи. Кейс-стади - система обучения, основанная на анализе, решении и обсуждении ситуаций, как реальных, так и смоделированных. Обучение на практических примерах, как способ развития, существует с глубокой древности, однако официально, как метод обучения, это способ был применен в 1924 г. в Гарвардской бизнес-школе, когда ее студенты и преподаватели столкнулись с тем, что невозможно научиться практике управления и ведения бизнеса с помощью лишь теоретических знаний и учебной литературы. Альтернативой учебников стал опыт ведущих представителей бизнеса и написанные на его основе подробные отчеты о том, как решали ту или иную ситуацию топ-менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Данный метод представляется одной из лучших методик для развития аналитического и критического мышления, а также креативности. Кейс-стади доказал эффективность в дистанционном обучении.

В XX в. в юридико-антропологических исследованиях стали применяться статистические источники, среди которых наиболее важными являются переписи населения, содержащие информацию не только о численности этноса, но и его иных характеристик. Таким образом складывается система ряда социально-демографических показателей, освещающих различные стороны развития населения. Вопросов об этнической принадлежности, родном языке отражает этноязыковой состав населения, ассимиляционные и иные процессы, динамику национально-смешанных браков и другие этнические, в том числе этноправовые характеристики. Данные переписи имеют исключительные ценность не только потому, что позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Таким образом, основным и важнейшим источником изучения народа служат непосредственные, так называемые полевые исследования над его жизнью в разных ее формах. Методы полевой юридической антропологии, в числе которых непосредственное наблюдение, интервью, опрос, аудиовизуальная фиксация материала, применяются, прежде всего для сбора эмпирического материала о правовых традициях. Максимум информации по самым разным аспектам юридического быта исследуемого народа позволяет получить этноправовое интервью.

Список литературы:

1. Абазов А.Х. А.М. Ладыженский - основатель юридической антропологии народов Кавказа (к 120-летию

со дня рождения) //Этнографическое обозрение. № 1. 2012. С. 102-109.

2. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / Сост. Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. Спб.: Издательство Европейского Дома, 1993.

3. Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России. Сост. Кн. В.Н. Тенишевым. Изд. 2-е испр. и доп. Смоленск: Губернская типография, 1898. 230 с.

4. Хвостов В.М. Общая теория права: Элементарный очерк. 6-е изд., испр. и доп. - Спб.: Типография Виль-де, 1914. - 160 с.

5. Шапсугов Д.Ю., Небратенко Г.Г. Конкретно-историческая реконструкция как метод познания обычного права (на материалах Донского казачества) // Северо-Кавказский юридический вестник. № 4. 2009. С. 13-18.

Рецензия

на статью Сушковой Ю.Н. «Полевые исследования» обычного нрава народов России»

Сушковой Ю.Н. подготовлена статья, посвященная анализу методов изучения обычного права народов России. Центральное место среди методов научного познания занимают так называемые «полевые исследования», в рамках которых те или иные явления изучаются непосредственно в среде их распространения. Поскольку носителем информации об обычном праве как уникальном феномене юридического быта народов является человек, то необходимые эмпирические данные, как правило, добываются путем наблюдения, а также опроса, как с помощью специально подготовленной анкеты, так и интервью с конкретным респондентом. «Полевые исследования» привнесены в юридическую науку из этнографии, что объясняется меж-дисциплинарностью самого объекта изучения -обычного права. Сушковой Ю.Н. впервые в современной юридической антропологии была апробирована эта методология по изучению обычного права мордовского этноса, что также нашло отражение в данной статье.

Рекомендую статыо Ю.Н. Сушковой «"Полевые исследования" обычного права народов России» к опубликованию.

Зав. кафедрой правовых дисциплин ФГОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» доктор юридических наук профессор Т.В. Худойкина

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,65%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.