Научная статья на тему 'Pоль грантов в научной сфере'

Pоль грантов в научной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгих Г. А.

Термин «грант» появился у нас в стране в начале 1990-х. До этого о грантовой системе финансирования науки было известно лишь от учёных, живших и работавших на Западе. Там, в первую очередь в США, система грантов один из основных механизмов финансирования научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Долгих Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pоль грантов в научной сфере»

7. Клинов В. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики.

2006. № 9.

8. Либерализм и государственный капитализм. Интервью с депутатом Государственной Думы РФ В. Рыжковым // Вопросы экономики. 2006. № 2.

9. May В. Экономическая политика в 2005 году: определение приоритетов // Вопросы экономики. 2006. № 2.

10. От социального общества к социальному государству // Известия. 29 апреля 2005.

11. Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10.

12. Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам // Вопросы экономики. 2006. № 8.

ДОЛГИХ Г.А.

РОЛЬ ГРАНТОВ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ

Термин «грант» появился у нас в стране в начале 1990-х. До этого о грантовой системе финансирования науки было известно лишь от учёных, живших и работавших на Западе. Там, в первую очередь в США, система грантов - один из основных механизмов финансирования научных исследований.

Грант - это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями» ( ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [5]).

Грант является одной из форм спонсорской поддержки научного проекта, идеи которого предлагает, разрабатывает и воплощает в жизнь автор проекта. Сумма гранта, как правило, не предусматривает покрытия всех расходов, связанных с реализацией проекта, но помогает ученому осуществить исследование, на которое у государственного научного учреждения не хватает средств.

Суть гранта, как новой идеологии взаимодействия науки и общества, заключается в следующем:

- разрешается взаимодействовать всем субъектам общества, любым социальным образованиям и частным лицам, государству или его органам. Процесс взаимодействия в данном случае определяет каждый субъект самостоятельно. Единственное условие установления взаимоотношений - экономическая или научная целесообразность;

- выбор области научных разработок становится прерогативой исключительно самих учёных;

- общество посредством государственных органов получило возможность взаимодействовать с отдельными учёными;

- исследователь получает право на самостоятельное расходование средств, а донор контролирует выделенное финансирование лишь с точки зрения целевого использования и публикации полученных результатов.

Таким образом, система грантов в большей степени ориентирована на оказание поддержки отдельным ученым или небольшим группам ученых и дает им возможность осуществлять инициативные исследования.

Для финансирования научных разработок по системе грантов были созданы новые институциональные образования, таких как Российский фонд фундаментальных исследований (1992 год), Российский фонд технологического развития (1992 год), Российский гуманитар-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

ный научный фонд (1994 год), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1994 год) и др.

Процентное соотношение ассигнований из средств федерального бюджета, в том числе, через указанные фонды к валовому внутреннему продукту указаны [1] в табл. 1.

Таблица 1

Процентное соотношение ассигнований из средств федерального бюджета

Наименование 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Соотношение ассигнований из средств федерального бюджета к валовому внутреннему продукту (%) 0,36 0,39 0,40

Таким образом, при общей тенденции к увеличению ассигнований из средств федерального бюджета, создание фондов не может охватить решение всех проблем по государственной поддержке российских учёных.

Поэтому, начиная с 1996 году (Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений» [4]), в число мер, определяющих кадровую политику, вошло и введение грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских учёных и ведущих научных школ, которые исторически сложились в стране.

В настоящее время гранты Президента Российской Федерации выделяются на конкурсной основе молодым (возраст - до 35 лет) кандидатам наук и их руководителям, молодым (возраст - до 40 лет) докторам наук и ведущим научным школам Российской Федерации.

На конкурс молодых кандидатов наук могут быть представлены работы, связанные с развитием тем кандидатских диссертаций, отличающиеся значительной научной новизной, свидетельствующие о заметном вкладе молодых ученых в развитие науки и техники и об их творческом даровании, а также связанные с подготовкой докторских диссертаций.

На конкурс молодых докторов наук могут быть представлены работы, связанные с развитием тем докторских диссертаций.

Конкурс ведущих научных школ проводится для государственной поддержки научных исследований, проводимых ведущими научными школами Российской Федерации. При этом ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей [2].

Следует отметить возрастающий интерес российских ученых к грантовой форме поддержки научных исследований. Распределение количества заявок соискателей грантов по годам представлено в табл. 2.

Таблица 2

Распределение количества заявок соискателей грантов по годам

Вид конкурса 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Молодые кандидаты наук 700 1380 1542 2314 2629 2729

Молодые доктора наук 113 196 152 173 206 257

Ведущие научные школы 1233 2107 1575

Всего заявок 2046 1576 1694 4395 2835 4561

В качестве подтверждения эффективности финансирования науки по средствам грантов Президента Российской Федерации можно отметить, что всего с 2003 по 2008 гг. молодые российские учёные и ведущие научные коллективы провели порядка 5 000 научных исследований и разработок.

Результатом этих исследований стали не только публикации в передовых отечественных и зарубежных изданиях (более 20000), но и защита докторских и кандидатских (в коллективах ведущих научных школ) диссертаций.

На основании статистических данных, полученных ФГУ НИИ РИНКЦЭ в процессе организационно-технического и информационного сопровождения грантов Президента Российской Федерации, нельзя не отметить оптимистическую тенденцию на снижение среднего возраста участников конкурсов молодых российских учёных:

- докторов наук с 39 лет в 2005 году до 36 лет в 2008 году;

- кандидатов наук с 33 лет в 2005 году до 30 лет в 2008 году.

Изменение количества и размеров годового финансирования грантов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Количество и размеры годового финансирования грантов

№ п/п Наименование гранта с 2003 г. по 2005 г. с 2005 г. по 2008 г.

Количество грантов, выделяемых в год Средний размер гранта в год, тыс. руб. Количество грантов, выделяемых в год Средний размер гранта в год, тыс. руб.

1 Молодые кандидаты наук 600 100 1000 150

2 Молодые доктора наук 100 150 200 250

3 Ведущие научные школы 750 390 650 430

Таким образом, из приведенных данных в таблицах 2 и 3, можно выделить две характерные тенденции:

1. Стабильный рост участников конкурсов для молодых ученых - кандидатов наук и докторов наук, чему способствует увеличение количества и размеров грантов.

2. Снижение количества заявок ведущих научных школ в 2008 году, что в значительной степени объясняется неоправданно низким размером годового финансирования научного коллектива по сравнению с размерами единичных грантов.

Стимулом развития конкурсов молодых российских ученых являются Указы Президента Российской Федерации, в которые за последние 5 лет 2 раза были внесены изменения в сторону увеличения количества и объема годового финансирования научного исследования по грантам кандидатов и докторов наук. В тоже время, отсутствие в этих документах понятия ведущей научной школы и определения её статусности, приводят к необоснованному занижению роли ведущей научной школы по сохранению научного кадрового потенциала и остаточному принципу распределения годового финансирования научного коллектива, победившего в конкурсе.

Все приведенные выше цифры говорят о своевременности и востребованности со стороны научного сообщества грантовой формы поддержки перспективных научных исследований молодых российских ученых и ведущих научных школ Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наука России в цифрах: 2007: Стат. сб. М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки»,

2007.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских учёных - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» от 27.04.2005 г. № 260.

3. Словарь-справочник понятий научной сферы и сферы образования в Российском праве. М.: Государственная Дума, 2002.

4. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений» от 27.03.1996 г. № 424.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

5. Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ.

ЛЫМАРЕВ М.И.

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время в теории региональной экономики значительное внимание уделяется характеристике двойственной основы формирования и функционирования региональной экономики, а также факторам, определяющим степень обозначенной двойственности. Однако осознание значимости названной проблемы является только исходным импульсом для её целенаправленного исследования, поскольку вслед за этим обнаруживается весь комплекс подлежащих изучению методолого-методических вопросов, переводящих теоретический анализ в плоскость операционального подхода. В частности, в рамках поставленной проблемы особую значимость приобретает исследование системы и иерархической структуры базовых макроэкономических параметров, поскольку именно их воздействие образует основные направления и координаты динамики региональной экономики. К таким параметрам автор относит - изменения в валовом внутреннем продукте, в уровне эффективности национального производства, в структуре и величине государственного бюджета. Самостоятельной проблемой является также исследование трансформации механизма рефлексии региональной экономики в эпоху глобализации мирохозяйственных процессов.

Для содержательной характеристики региональной экономической динамики в контексте изменения макроэкономических параметров необходимо учитывать теоретические прогнозы развития существующих тенденций, дополненные данными статистических документов. При этом следует учитывать, что специфическим инструментом «контекстного» движения региональной экономики выступает унификации бюджетно-налоговой политики на федеральном и региональном уровнях.

Основными факторами, определяющими степень «реагирующего» движения региональной экономики, являются - сочетание административного и рыночного начал в механизме регулирования данной национальной экономической системы, степень её открытости императивам глобализации, а также специфические характеристики макроэкономических параметров. Именно связь динамики макроэко-номических параметров с динамикой соответствующих регионально-экономических параметров и образует механизм реакции региональной экономики на изменения, происходящие на макроэкономическом уровне.

Основное направление трансформации «отражательного» механизма региональной экономики в эпоху глобализации мирохозяйственных процессов состоит в том, что такое отражение расширяет свой диапазон, становясь механизмом реагирования не только на изменения в динамике национальных макроэкономических параметров, но и общемировых тенденций. Это способно породить на региональном уровне противоречия между разнонаправленностью национальных и мировых экономических тенденций.

Одновекторная реакция региональных социально-экономических систем на изменение национальных макроэкономических параметров требует согласованного пересмотра органами власти разных уровней среднесрочной бюджетной политики. В практическом аспекте названные процедуры образуют реальный элемент реформы федерального бюджетного процесса. В число объектов коррелируемых бюджетных па-раметров в обязательном порядке должны входить прогнозируемые макроэкономические индикаторы параметров, межправительственных фискальные отношений и конкретные прогнозы доходов и расходов каждого уровня федерации. Однако сложившаяся система упреждающего прогноза и мониторинга связи между изменением макроэкономических параметров и реакцией на это изменение параметров региональной экономики неадекватна.

Позитивное следствие консервативного характера динамики общих макроэкономических параметров заключается в том, что этим создаётся временной лаг «безопасности» для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.