Научная статья на тему '«Поколение y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе'

«Поколение y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3406
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / поколение / ценности / Young people / Generation / Values

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хомякова Екатерина Ивановна

Рассматривается проблема дифференциации ценностей различных поколений молодежи. Анализируются особенности взаимодействия с разными поколениями молодежи, в частности с современными молодыми людьми, годы рождения которых пришлись на 1983-2003 гг., так называемым поколением Y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the problem of value differentiation by different generations of young people. The features of interaction with various generations of young people in particular with modern young people of 1983-2003, the generation Y, are analyzed.

Текст научной работы на тему ««Поколение y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе»

Трансценденталистское обоснование истории, культуры, социальности даже в условиях постмодерна является самодостаточным и жизнеспособным, выдерживающим натиск релятивизирующих подходов, создающих образ «истории в осколках», культуры без центра, социальности умирающей и исчезающей, субъекта, несомненно, сделанного и уже провозгласившего свою смерть [14].

Реконструкция феноменолого-герменевтического опыта как определенной целостности и помещение его в современный философский и культурный контекст это то, что может отличать наш подход от всех других [15]. Исследование тех идей, которые лежат в основании трансценденталистской герменевтики и влияют на формирование социальной онтологии, тоже представляется по-своему новой идеей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phaenomenologie und phaenome-nologischen Philosophie // Husserl E. Gesammelte Werke (Husser-liana). Bd. III (I). - Dordrecht: Kluwer, 1995. - S. 1-78.

2. Малахов В.С. Манфред Франк и конец послевоенной немецкой философии // Логос. - 1998. - № 4. - С. 1-14.

3. Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. - Киев: Вентури, 1995. - Ч. 1. - 255 с.

4. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2 // Логос. - 1997. -№9. - С. 25-41.

5. Гуссерль Э. Логические исследования Т. 2 // Логос. - 1997. -№ 10. - С. 5-64.

6. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: Наука, 1998. - 315 с.

7. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т 1. Феноменология внутреннего сознания времени / Пер. с нем. В. Молчанова. - М.: Гнозис, 1994. - 164 с.

8. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т 1 / Пер. с нем. А.В.Михайлова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 336 с.

9. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология ХХвек. Антология. - М.: Юрист, 1995. -С. 297-330.

10. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1998. - № 2. - С. 40-49.

11. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Наука, 2000. - 280 с.

12. Очерки феноменологической философии / под ред. А.Я. Сли-нина, Б.В. Маркова. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. - 224 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Ad Ма^іпет, 1997. - 451 с.

14. Хестанов Р. Трансцендентальная феноменология и проблема истории // Логос. - 1991. - № 1. - С. 67-75.

15. От Я к Другому: проблемы социальной онтологии в постклас-сической философии / под ред. ТИ. Щитцовой. - Минск: Пропилеи, 1998. - 234 с.

Поступила 26.09. 2011 г.

УДК 316.346.32-053.6

«ПОКОЛЕНИЕ Y» В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е.И. Хомякова

Томский политехнический университет E-mail: hom1@list.ru

Рассматривается проблема дифференциации ценностей различных поколений молодежи. Анализируются особенности взаимодействия с разными поколениями молодежи, в частности - с современными молодыми людьми, годы рождения которых пришлись на 1983-2003 гг., так называемым поколением Y.

Ключевые слова:

Молодежь, поколение, ценности.

Key words:

Young people, generation, values.

Развитие общества напрямую связано со сменой поколений, сформировавшихся в различных социально-культурных контекстах. По мнению испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета, именно поколение есть единица глобальных исторических перемен [1]. Для оценки ближайшего будущего России наиболее важны характеристики современного поколения молодых людей, которым сейчас от 8 до 28 лет, поскольку именно им придется в бу-

дущем определять направления социально-экономического, политического и духовного развития страны. И именно от них будет зависеть последующий процесс воспроизводства ее населения. Актуальность проблемы обусловлена тем, что современное поколение молодежи обладает следующими особенностями:

1) может сыграть важную политическую роль, являясь активно действующей политической силой;

2) является значительной целевой аудиторией для

производителей товаров и услуг;

3) начинает представлять собой важную часть категории рабочей силы, на которую рассчитывают работодатели.

При этом нельзя игнорировать тот факт, что молодежь является носителем обновленных систем представлений о ценностях и нормах окружающей действительности. В формировании этих представлений большое значение имеют установки старших представителей той социальной среды, в которой выросли молодые люди. Однако существует внешний контекст социализации, благодаря которому молодые люди могут критически переосмысливать те идейные постулаты, носителями которых являются, в частности, их родители, и формировать собственное миропонимание. Так, возникновение каждого нового поколения ведет к смене норм, ценностей и моделей социального взаимодействия. Актуализируется проблема управления этим процессом.

Для успешной социализации молодежи необходимо разработать систему, содержащую формы и методы, адекватные той эпохе, к которой относится данное поколение. Очевидно, что использование прежних инструментов социализации нового поколения молодежи, воспитанного совсем в другую эпоху, не будет эффективным. При этом любое управление должно основываться на объективных закономерностях в поведении управляемого объекта. А это, в свою очередь, актуализирует проблему изучения ценностей, жизненных целей, предпочтений и образа жизни изучаемого поколения молодежи.

Безусловно, в современном обществе изучение взаимодействия поколений необходимо. Тема поколений сейчас чрезвычайно актуальна в социальных науках. Для ученых это может послужить эффективным инструментом коммуникации и управления. Одним из основных заказчиков исследований на эту тему является администрация президента. Причиной этому послужил ряд молодежных волнений и беспорядков, возникших вследствие столкновения молодежных субкультур (в частности, футбольных фанатов) и представителей разных национальных культур. Кроме того, в последние годы происходит активное выстраивание молодежной политики. Это необходимо и государству, и бизнесу. По этой причине изучением современного поколения сейчас активно занимаются и социологи, и маркетологи.

В основу разработки эффективной системы социализации современной молодежи могут лечь результаты, полученные в рамках теории поколений, разработанной в 1991 г. американскими учеными -демографом Нейлом Хоувом (Neil Howe) и историком Уильямом Штрауссом (William Strauss) [2].

Предметом их изучения стал феномен так называемого конфликта поколений. Авторы концепции считают, что этот конфликт детерминирован различием ценностей, а не разницей в возрасте.

В обратном случае люди, достигая определенного возраста, приобретали бы ценности, характерные для их родителей, но этого не случается. Ортега-и-Гассет, размышляя на тему поколений, писал о том, что общность даты рождения и жизненного пространства являются исходными признаками поколения. «Оба означают глубинную общность судьбы. «Клавиатура» обстоятельств, на которой сверстникам суждено сыграть Аппассионату собственной жизни, в своей фундаментальной изначально-сти всегда одна и та же. Такая исходная тождественность судеб порождает вторичные совпадения, образующие единство жизненного стиля сверстников» [1].

По мнению Н. Хоува и У. Штраусса, основополагающие ценности людей меняются через определенное количество времени и напрямую зависят от одних и тех же событий, которые эти люди пережили (политических, экономических, социальных, технологических), а также от принципов их воспитания. Ценности, сформированные до 12-14 лет, являются подсознательными и порой неявными для их обладателей, но в течение всей жизни каждое поколение неизбежно живет и действует под их влиянием. Разница этих ценностей может порождать трудности коммуникации между представителями разных поколений в социуме.

В рамках своей концепции авторы выделяют шесть поколений, живущих сегодня: «The

G.I. Generation», «The Silent Generation», «The Boom Generation», «Generation X», «The Millennial Generation», «The Homeland Generation». Теория, построенная на этой классификации, действенна относительно всего земного шара. Но поскольку концепция Н. Хоува и У. Штраусса основана на явлениях западного общества, представляется неправильным в чистом виде проецировать ее на Россию. И подобное описание поколений представляется целесообразным рассмотреть отдельно в отечественном контексте. Российский ученый-психолингвист Евгения Шамис в своем проекте «RuGen-erations» [3] адаптировала теорию поколений для нашей страны. Согласно ее версии получилось следующее описание поколений.

Поколение GI (поколение Победителей). Годы рождения: 1900-1923. События, повлиявшие на формирование ценностей: революции 1905 и 1917 гг., массовые переезды из деревень в города, коллективизация, электрификация. Ценности: готовность к переменам и вера в светлое будущее, трудолюбие, ответственность, приверженность идеологии, семейные традиции, категоричность суждений.

Молчаливое поколение. Годы рождения: 1923-1943. Терпеливое, исполнительное, привыкшее выживать поколение получило свое название за неукоснительное соблюдение норм и законов. Их ценности, формировавшиеся в период Второй мировой войны - это преданность, соблюдение правил, честь, терпение.

Поколение беби-бумеров, названное так по причине произошедшего в послевоенные годы бума рождаемости (1943-1963 гг.). События, повлиявшие на формирование ценностей: победа во Второй мировой войне, полет Ю.А. Гагарина в космос, введение единых стандартов обучения в школах и гарантированного медицинского обслуживания. Их ценностями стали: оптимизм, достижение высокого результата, заинтересованность в личностном росте и, в то же время, коллективизм и командный дух.

Поколение Х(Неизвестное поколение). Годы рождения: 1963-1983. События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка. Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, самостоятельность, равноправие полов, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, вещизм, высокий уровень материальных амбиций.

Поколение У (поколение Миллениум). Годы рождения - 1983-2003. Им сейчас от 8 до 28 лет и у некоторых из них ценности продолжают формироваться до сих пор. События, повлиявшие на формирование ценностей: распад СССР, теракты, развитие цифровых и биотехнологий. В систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг, мораль, ответственность, а также немедленное вознаграждение и мода [3].

В контексте отечественной истории непосредственный интерес вызывает еще одна классификация поколений, принадлежащая известному публицисту П. Дейниченко, которую он приводит в своей книге «XXI век. История не кончается» [4]. Автор предлагает классификацию из шести основных поколений.

«Старики»:

1) поколение «ровесников века» (родившиеся около 1900 г);

2) поколение «ровесников революции» (родились около 1917 г.).

«Взрослые»:

3) «военное» и «послевоенное» поколения (родились в предвоенные годы, во время войны и сразу после);

4) поколение «оттепели» (родились в 1955—1965гг.). «Молодежь»:

5) поколение «застоя» (родились после 1967 г.);

6) поколение 1990-х, которому автор не дал название.

Заметим, что эта классификация П. Дейниченко довольно схожа с предыдущей. Но, пожалуй, к классификации Дейниченко можно сделать дополнение: на сегодняшний день в завершение этого списка мы можем добавить поколение «нулевых» (родились после 2000 г.).

Похожая классификация поколений встречается в трудах Х. Ортега-и-Гассета, который говорил, что «в любом настоящем живут три поколения: молодежь, зрелые люди и старики. Это означает, что любая историческая действительность, любое «теперь» охватывает, строго говоря, три разных времени, три разных «теперь» или, иными словами, это

настоящее заключает в себе три основные жизненные величины, сосуществующие в нем, хотят они этого или нет связанные друг с другом, и поневоле - ведь они разные - в неизбежной вражде. «Теперь» - это для одних двадцать, для других - сорок, а для третьих - шестьдесят лет; в этом вынужденном пребывании трех различных образов жизни в одном и том же «теперь» обнаруживаются динамичный драматизм, конфликт и коллизия, составляющие основу, исторической материи всякого действительного сосуществования» [1].

Если вернуться к описанию поколений Н. Хоува и У. Штраусса и сравнить их с описанием, которое дает Е. Шамис, нельзя не отметить тот факт, что чем ближе западное и российское поколение молодежи к современному периоду, тем больше уних общих черт. Создается мнение, что сегодняшнее поколение молодежи практически однородно в своих интересах, целях и желаниях. Представляется вполне очевидной мысль о том, что основным объединяющим фактором стало активное использование интернета молодыми людьми. Интернет по определению - явление, стирающее границы. Впрочем, и другие средства массовой коммуникации активно этому способствуют. В частности, телевизионный канал MTV, который «вырастил» целое «поколение Pepsi» в 90-е гг. XX в.

Итак, поколение «нулевых», «миллениумы», «игреки» - поколение, представленное молодежной аудиторией сейчас, в начале двухтысячных. Какие у него характеристики? Опираясь на результаты исследований современных социологов, можно выделить следующие качества, свойственные молодым людям поколения Y.

1. У поколения Y хорошо развиты социальные навыки. Они коммуникабельны и контактны (хоть и предпочитают общаться опосредованно - через социальные сети и мобильный телефон).

2. Развитая коммуникабельность Игреков напрямую связана с тем, что они с детства имели возможность использовать цифровые технологии и хорошо в них разбираются.

3. При всей своей коммуникабельности Игреки -индивидуалисты, которым важно выразить свою точку зрения. Возможно, потому что они менее идеологизированы, чем их предшественники.

4. Семья для Игреков имеет большое значение. Понятие «достойной жизни» - это в первую очередь работа и семья.

5. Игрекам не нравится долго заниматься одним тем же. Они не хотят подолгу работать на одном месте и в одной профессии.

6. Сотрудники Игреки нацелены на гибкий график и возможность дистанционной работы, чтобы хватало времени для прочих интересов (например, путешествий).

7. Для Игреков престижная работа и высокая должность не самоцель. Они предпочитают развиваться по горизонтали, а не по вертикали, получать более широкий опыт в нескольких сферах.

8. Игреки предпочитают не думать на большую перспективу. Это поколение стало свидетелем многочисленных терактов, что повлияло на формирование ощущения хрупкости мира и краткости жизни.

9. Тем не менее, важнейшая черта представителей этого поколения - оптимизм. Оптимистичнее старших поколений (63 %), они были рождены и живут в период относительно благополучный [5].

10. У поколения Y, в отличие от других поколений, нет героев (таких, как, например, Юрий Гагарин для поколения беби-бумеров).

11. Поколение Y хочет и готово менять жизнь в своей стране. Как отмечалось выше - они менее идеологизированы, но при этом не лишены патриотизма. К тому же они чаще других поколений (65 %) уверены, что страна развивается в правильном направлении [5].

Исходя из выше перечисленных характеристик поколения Y, можно сформулировать выводы и рекомендации по взаимодействию с ним. Первая волна повзрослевших Игреков в настоящий момент начинает свою карьеру. Очевидно, насколько сильно оно отличается от предыдущих поколений и насколько особый подход нужен в его трудовой социализации. А именно:

• проблему однообразия работы, которую Игреки избегают, можно решить с помощью ротации сотрудников между подразделениями;

• целесообразно выделять Игрекам небольшие самостоятельные сферы ответственности, чтобы молодые специалисты могли проявлять себя под контролем наставника;

• необходимо организовывать для представителей поколения Y программы обучения, курсы, тренинги, т. е. способствовать развитию, к которому они так стремятся;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: пер. с исп. / Сост., пре-дисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. - М.: Весь Мир, 1997. -704 с.

2. Howe N., Strauss W. Generations: The History of Americas Future. 1584 to 2069. - N.Y.: Quill William Morrow, 1991. - 544 p.

3. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. 2011. URL: http://old.e-xecutive.ru/publications/specialization/newfol-der8086/article_5457 (дата обращения: 09.09.2011).

4. Дейниченко П. XXI век. История не кончается. - М.: ОЛМА-Пресс, 2000. - 350 с.

• не стоит ограничиваться материальной мотивацией, о молодых сотрудниках необходимо проявлять заботу, вплоть до создания семейной атмосферы, стимулировать яркие положительные эмоции в коллективе.

Что касается внерабочего времяпрепровождения Игреков, то здесь вывод вполне очевиден: современной молодежи необходимо создавать максимально удобные условия для творческой самореализации [6]. Подобная практика постепенно приходит в Россию из Европы. В Санкт-Петербурге весной 2011 г. открыта «Новая Голландия» - место «для воплощения творческих идей», где современная молодежь может реализовывать свои творческие способности в разных сферах: спорте, моде, музыке, дизайне, фото-искусстве и т. д. В Москве также существует ряд проектов подобной направленности. Но, как правило, это не государственные проекты и к тому же они не распространяются за пределы мегаполиса. Более того, молодежь в других городах России на сегодняшний день лишена досугово-образовательных мест (кружки, секции), которые были доступны прошлому поколению («иксам»).

Если коротко охарактеризовать отличие поколения Y от предыдущего поколения Х, то если для поколения Х, формировавшегося в эпоху перестройки, ключевыми понятиями являются деньги и вещи, то для поколения Y - успех (92%) [5]. Л. Паутова считает, что основной риск поколения Y заключается в том, что успеха добьются не все, и это может вызывать психологический кризис. Но «прагматизм, индивидуализм, наличие значимых нематериальных ценностей, наличие жизненной стратегии, готовность рисковать и жертвовать для ее выполнения» [7] сделают поколение Y достаточно успешным.

5. Паутова Л. Поколение XXI века: опыт социологического исследования. 2011. ИЯк http://bd.fom.ru/pdf/prezzentria2.pdf (дата обращения: 09.09.2011).

6. Хомякова Е.И. Самореализация личности, ее формы (интерпретация в границах молодежной субкультуры) // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: Сб. научных трудов. 20-21 октября 2009 г. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - С. 182.

7. Соколова Н. Поколение Игрек // Профиль. - 2010. - № 34 (685) от 20 сентября.

Поступила 09.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.