Научная статья на тему 'Показатели силы и времени выполнения боксерских ударов в сериях с заданной ритмо-темповой структурой'

Показатели силы и времени выполнения боксерских ударов в сериях с заданной ритмо-темповой структурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ТЕМП / РИТМ / УДАРЫ / СИЛА / ВРЕМЯ / STRUCTURE / TEMP / RHYTHM / STROKES / STRENGTH / TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осколков Василий Александрович

В работе рассматривается соотношение по силе и времени выполнения различных ударов боксеров в сериях с заданными ритмо-темповыми характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осколков Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF BOXERS` JABS STRENGTH AND TIME IN SERIES WITH PREDEFINED RHYTHM AND TEMP STRUCTURE

The study shows a correlation of strength and time in carrying out the different boxers` jabs in series with predefined rhythm and temp characteristics.

Текст научной работы на тему «Показатели силы и времени выполнения боксерских ударов в сериях с заданной ритмо-темповой структурой»

разования, которые необходимо знать педагогам всех специальностей.

Инновационный курс «Валеологические аспекты физической культуры» раскрывает возможности формирования культуры здоровья средствами физической культуры. Эти курсы тесно взаимодействуют с инновационным курсом «Экология человека», который изучает целебные и оздоровительные свойства природы, влияние ее на здоровье людей.

Специальный инновационный курс «Травматизм в спорте» помогает студентам освоить меры профилактики травматизма, который нередко встречается при занятиях физической культурой и спортом. Этот курс способствует тому, что при проведении занятий по физической культуре и спортом повышается качество здоровья учащихся.

Другой инновационный курс «Спортивная реабилитология, диетология и фармакология» помогает студентам умело пользоваться средствами восстановления организма учащихся после проведения занятий физической культурой и спортом, обучает студентов основам рационального питания и профилактики ряда патологических симптомов, которые встречаются при интенсивных занятиях спортом, тем самым, улучшая здоровья спортсменов, которые в подавляющем большинстве являются студентами образовательных учреждений.

Таким образом, проявляется интеграция гуманитарных, общепрофессиональных, медико-биологических и спортивно-педагогических дисциплин, которая способствует повышению качества обучения студентов в сферах культуры здоровья, формирования здорового образа жизни и профилактики болезней.

Все это будет способствовать в будущем улучшению здоровья подрастающего поколения, когда студенты начнут работать в образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие [Текст] / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

2. Григорьев, В.И. Физическая культура средних специальных и высших учебных заведений [Текст] / В.И. Григорьев // Теория и методика физической культуры : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. - С. 204-290.

3. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры [Текст] / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 11. - С. 40-45

4. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 264 с. : ил.

5. Хуббиев, Ш.З. Принципы диалектики : методология развития взглядов на физическую культуру личности и ее формирование [Текст] / Ш.З. Хуббиев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 6. - С. 9-16.

ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЫ И ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ БОКСЕРСКИХ УДАРОВ В СЕРИЯХ С ЗАДАННОЙ РИТМО-ТЕМПОВОЙ СТРУКТУРОЙ

Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГОУВПО

«ВГАФК»)

Аннотация

В работе рассматривается соотношение по силе и времени выполнения различных ударов боксеров в сериях с заданными ритмо-темповыми характеристиками.

Ключевые слова. структура, темп, ритм, удары, сила, время.

INDICATORS OF BOXERS' JABS STRENGTH AND TIME IN SERIES WITH PREDEFINED RHYTHM AND TEMP STRUCTURE

Vasily Aleksandrovich Oskolkov, candidate of pedagogical science, senior lectures,

The Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

The study shows a correlation of strength and time in carrying out the different boxers' jabs in series with predefined rhythm and temp characteristics.

Key words: structure, temp, rhythm, strokes, strength, time.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования соревновательной деятельности боксеров свидетельствуют о том, что побеждать стали боксеры, имеющие лучшую координацию движений, по сравнению с теми, кто делал упор на функциональную подготовку [1]. Все это побуждает тренеров к поиску резервов координационной подготовки боксеров [3]. Одним из перспективных и малоизученных направлений координационной подготовки является совершенствование ритмо-темповой структуры двигательных действий. Так, при выполнении серий ударов в боксе только 1-2 удара могут выполняться сильно, а остальные легко. Таким образом, может прослеживаться определенный ритм их исполнения. Ритм означает определенную упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с не акцентированными (отличающимися меньшими мышечными напряжениями либо расслаблением). По мнению многих авторов [2, 4], направленное формирование и совершенствование ритма двигательных действий составляет стержневую линию всего обучения им в процессе физического воспитания, что говорит об актуальности вопроса.

Исходя из выявленной проблемы, была сформулирована цель исследования: раскрыть содержание ритмического рисунка выполнения различных серий ударов, которая была конкретизирована следующими задачами:

1. Выявить различия двигательного ритма симметричных и асимметричных серий ударов, содержащих четное и нечетное количество ударов. 2. Силу акцентированных ударов, расположенных в начале и конце серии. 3. Силу ударов выполняемых разными руками. 4. Продолжительность интервалов времени между ударами серии.

Предварительные наблюдения соревновательной деятельности показали, что количество ударов в серии, как правило, ограничивается тремя-четырьмя ударами, что, на наш взгляд, обусловлено оптимальным временем нахождения на средней или ближней дистанциях. При большем количестве ударов возникает опасность для самого атакующего пропустить удар, а также существенно снижается сила выполняемых ударов в связи с наступившим утомлением. При необходимости поддержания высокой плотности боя, на практике, одна и та же серия повторяется, как бы наслаиваясь одна на другую.

МЕТОДИКА

Тестируемые выполняли упражнения в ударах по тензометрической платформе конструкции В.А. Таймазова, А.Л. Цалкина, В.А. Осколкова (1983). Фиксировалось время и сила выполняемых ударов. Серии состояли из трех и четырех ударов и выполнялись на удобной для боксеров дистанции (как правило, на средней) из исходного положения боевой стойки. Сначала это были произвольные («коронные» для данного боксера) серии, затем серии с заданной ритмо-темповой структурой. В задании говорилось, какой рукой должна начинаться и заканчиваться серия, сколько ударов содержать, где должен быть акцентированный удар (финальное усилие), в начале или в конце, последовательность выполнения ударов (симметричная серия или асимметричная). При этом спортсмен сам определял вид выполняемых ударов (прямые, боковые или

снизу). Всего занимающиеся боксеры выполняли 12 контрольных упражнений (заданий). В 1 - 4 заданиях, если акцентированный удар стоит первым в серии, то он выполняется левой рукой, если последним - правой. В 5 - 8 заданиях изменили условие выполнения упражнений, теперь акцентированный удар в начале серии выполнялся с правой руки, а в конце - с левой. В 9 - 12 заданиях испытуемые выполняли асимметричные серии, состоящие из четырех ударов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные тензометрические измерения выявили, что время выполнения акцентированного удара (до касания цели) составляет около 300 - 400 млс, обычного удара - 200 - 240 млс, разница в 1,5 -2 раза. Отмечена прямая взаимосвязь: чем сильнее удар, тем больше времени требуется для его выполнения и для подготовки следующего за ним удара (р<0,05).

Значительные затраты времени на выполнение акцентированного удара объясняются тем, что больше времени необходимо как на его подготовку (оптимальное исходное положение для начала, для чего часто используется защита уклонами, которая позволяет перенести вес тела на одноименную удару ногу, развернуть плечо, оттянуть руку и т.п.), так и на выполнение (удар выполняется с большой амплитудой, больше мышц участвует в движении, чем в обычном ударе, кроме того, в момент касания цели сжимается кулак, напрягаются мышцы антагонисты, что приводит к увеличению ударной массы и некоторому снижению скорости движения руки). Все сказанное суммарно увеличивает время выполнения сильного удара.

Также отмечено, что после выполнения акцентированного удара требуется больше времени для выполнения следующего за ним легкого удара. Это можно объяснить тем, что требуется значительное время для расслабления мышц антагонистов, участвующих в первом ударе, а также тем, что время соприкосновения кулака с целью в сильных ударах значительно больше, чем в легких.

Выявлено, что в асимметричных сериях сила удара, следующего за акцентированным, не меньше, а в ряде случаев и больше, силы акцентированного удара, что объясняется следующим: в отличие от симметричных серий, необходимо снова создать нужное исходное положение (отвести руку для удара, перенести вес тела на одноименную ногу, развернуть плечевую ось и т.д.), а всё это приводит к большим затратам времени, но позволяет выполнить удар с большой силой.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что:

1. Независимо от расположения акцентированного удара в серии, он всегда сильнее, если выполняется правой (ведущей) рукой.

2. Последний удар в серии, даже если он не акцентированный (нет установки) выполняется сильнее, чем другие удары.

3. Время выполнения акцентированного удара больше чем обычного удара серии.

4. Время выполнения удара, следующего за акцентированным, больше, чем обычного удара.

5. Двигательный ритм не зависит от количества ударов в серии.

6. Акцентированный удар более чем в два раза превышает по силе остальные

удары;

7. Сила акцентированного удара не зависит от того, где он стоит, в начале или в конце серии.

8. При выполнении асимметричных серий ударов (когда акцентированный удар входит в число односторонних ударов) удар, следующий за акцентированным, не уступает ему по силе, а удар, предшествующий акцентированному, также выполняется сильнее обычного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаськов, А.В. Теоретико-методологические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.04) / Гаськов А.В. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1999. -41 с.

2. Матвеев, Л.П. Основы обшей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

3. Осколков, В. А. Методика развития координационных способностей боксе-ров-студентов / В.А. Осколков, В.А. Шишов, С.С. Мадьяров // Научно-методическое обеспечение учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях : тез. докл. науч.-практ. конф. Волгоград, 22 июня 2000 г. - Волгоград, 2000. -С. 42-44.

4. Садовски, Е. О концепциях координационной подготовки в единоборствах // Человек в мире спорта : новые идеи, технологии, перспектива : тез. докл. междунар. конгресса. Москва, 23-28 мая 1998 г. Т. 1. - М. :Физкультура, образование, наука.-1998. - С. 240-241.

5. Соловьев, П.Ю. Методика билатерального совершенствования техникотактического мастерства боксеров-юношей // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы итоговой научной конференции молодых ученых за 1998 год. Вып. 5 / Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 1999. - С. 91-93.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТХЭКВОНДО (ВТФ) В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Развитие тхэквондо (ВТФ) в системе дополнительного образования общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга позволяет решить ряд задач, направленных на повышение качества образования учащихся в целом. В статье исследуется эффективность развития данного спортивного единоборства в указанной образовательной структуре.

Ключевые слова: дополнительное образование, тхэквондо, учащиеся, влияние занятий тхэквондо на освоение учебных дисциплин, снижение уровня заболеваемости детей.

RESEARCH OF EFFICIENCY OF DEVELOPMENT TAEKWONDO IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF COMPREHENSIVE SCHOOLS OF ST.-

PETERSBURG

Anton Valerevich Pavlenko, candidate of pedagogical sciences, teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. -Petersburg

Annotation

The taekwondo's development (ЯТЕ) in system of additional education of Saint-Petersburg general education schools allows to solve a range of tasks directed to improving the educational quality in general. The article studies the effectiveness of this fight development in frames of mentioned educational structure.

Key words: additional education, taekwondo, school-boys, influence of taekwondo's lessons on school disciplines' mastering, children infection rate’s decreasing.

Исследования последних лет убедительно доказывают, что уроки физической культуры в общеобразовательной школе не могут обеспечить необходимую для уча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.