Научная статья на тему 'Показатели психоэмоционального статуса в оценке адаптации детей северян к новым климатогеографическим условиям проживания'

Показатели психоэмоционального статуса в оценке адаптации детей северян к новым климатогеографическим условиям проживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
396
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / CHILDREN / ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эверт Л. С., Зайцева О. И., Петрова И. А., Паничева Е. С., Боброва Е. И.

С целью изучения показателей психологического статуса детей северян, переехавших на постоянное место жительства в новые климато-географические условия проживания юга сибири, обследовано 102 ребенка 7-17 лет (мальчиков и девочек), составивших основную группу (мигранты севера) данные обследования которых сопоставлены с аналогичными показателями детей, постоянно проживающих в данном регионе (г. красноярск). группа сравнения была сопоставимой по численности и возрастно-половому составу с основной группой обследованных. в программу обследования входил комплекс психологических тестов, позволивших оценить особенности психологического профиля детей и подростков: эмоциональные состояния и эмоциональные предпочтения, уровень нервно-психического напряжения, наличие и степень выраженности негативных психических состояний (астении, субдепрессии, ситуационной тревожности); выявить особенности внутригрупповых и внутрисемейных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эверт Л. С., Зайцева О. И., Петрова И. А., Паничева Е. С., Боброва Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATUS IN THE ESTIMATION OF CHILDREN'S ADAPTATION TO NEW CLIMATO-GEOGRAPHICAL CONDITIONS OF RESIDING

For the purpose of studying of indicators of the psychological status of children of the northerners who have moved on a constant residence in new climato-geographical conditions for residing of the south of Siberia, it was examined 102 children of 7-17 years (boys and girls) presented the basic group (migrants of the North). The received data were compared with similar indicators of children constantly living in given region (Krasnoyarsk). The comparison group was corresponded to quantity and age-sex compound with the basic group. The examination program consists of a set of the psychological tests, allowed to estimate these features of a psychological profile in the children and teenagers: emotional state and emotional preferences, level of psychological pressure, presence and degree of expressiveness of negative mental states (astenia, subdepressions, situational trouble); to reveal the features of intragroup and intrafamily mutual relations.

Текст научной работы на тему «Показатели психоэмоционального статуса в оценке адаптации детей северян к новым климатогеографическим условиям проживания»

положительном характере росто-весовой корреляции значения коэффициента возрастали от группы новорожденных от «низкорослых» матерей к группе «высокорослых» (г= от 0,6 до 0,74) (табл. 3).

Корреляционный анализ соотношения показателей роста матери и плода выявил, что он возрастает от слабой обратной (г=-0,06) до слабой прямой (г=0,06) связи по мере увеличения роста матери, а соотношение веса матери и новорожденного напротив уменьшается по мере увеличения роста матери (от

0,14 до 0,03). При этом связь носит слабый положительный характер (табл. 4).

Таблица 4

Коэффициенты росто-ростовой и весо-весовой корреляции (r) в системе «мать-новорожденный»

Тип телосложения Коэффициент росто-ростовой корреляции матери и новорожденного Коэффициент весо-весовой корреляции матери и новорожденного

Группа с ростом 151-160 см (n=55)

Долихоморфный (n=12) 0,03 0,18

Мезоморфный (n=33) -0,05 -0,04

Брахиморфный (n=10) -0,158 0,29

Группа в целом -0,06 0,14

Группа с ростом 161-170 см (n=145)

Долихоморфный (n=38) -0,08 -0,03

Мезоморфный (n=62) -0,08 0,03

Брахиморфный (n=45) 0,01 0,09

Группа в целом -0,1 0,01

Группа с ростом 171-180 см (n=40)

Долихоморфный (n=11) -0,19 0,19

Мезоморфный(п=18) 0,1 -0,25

Брахиморфный (n=11) -0,3 0,89

Группа в целом 0,06 0,03

Выводы:

1. При формировании типа телосложения у женщин различного роста ведущим морфологическим признаком является вес тела, а не его ростовые показатели.

2. У женщин различного типа телосложения статистически достоверно разнятся поперечные размеры таза, продольные (сагиттальные) размеры существенно не различаются.

УДК 616.89 : 616-003-053.2

3. Коэффициент росто-весовой корреляции изменяется от слабой положительной связи у низкорослых женщин, до слабой отрицательной у высокорослых, сохраняя максимальные значения у женщин с долихоморфным типом телосложения. У новорожденных от выделенных групп наблюдается сильная прямая положительная зависимость между ростом и весом, причем она возрастает от новорожденных от группы «низкорослых» женщин к группе новорожденных от «высокорослых».

4. При несомненном влиянии генофонда отца на формирование соматотипа ребёнка при оценке веса и роста беременных и новорожденных следует учитывать тип телосложения матери и вносить соответствующие оценочные поправки. Наиболее выраженная зависимость росто-весовых показателей в системе «мать-плод» проявляется при крайних формах телосложения и роста матери.

Литература

1.Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли. Биологические аспекты/ Т.И. Алексеева.- М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.- 279 с.

2. Драгич, О.А. Закономерности морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях Уральского Федерального округа : автореферат дисс. ... д-р биол. наук / О.А. Драгич.- Тюмень, 2006.- 41 с.

3.Корнетов, Н.А. Клиническая антропология -методологическая основа целостного подхода в медицине/ Н.А. Корнетов //Biomedical & Biosocial Anthropology.- 2004.- №2.- P. 101-105.

4. Липатов, П.И. Использование индексов в антропологии/ П.И. Липатов, Л.Н. Липатова // Биология.- 2003.-№40.- С. 65-72.

5.Тегако, Л.И. Практическая антропология / Л.И. Тегако, О.В. Марфина.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- С. 82-90.

бШарайкина, Е.П. Закономерности изменчивости морфофункциональных показателей физического статуса молодых людей в зависимости от пола и типа телосложения: автореферат дисс. ... д-р биол. наук/ Е.П. Шарайкина.- Красноярск, 2005.- 41 с.

7.Godoy, R. Antropometric variability in the USA 1971-2002 Text // R.Godoy/ Am. Hum.Biol.- 2005.-Vol. 32, №4.- P. 469-486.

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА В ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СЕВЕРЯН К НОВЫМ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ

Л.С. ЭВЕРТ*, О.И. ЗАЙЦЕВА*, И.А. ПЕТРОВА*, Е.С. ПАНИЧЕВА**, Е.И. БОБРОВА**

*ФГБУ «НИИМПС» СО РАМН, ул. Партизана Железняка, 3 г, г. Красноярск, 660022 **ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, ул. П. Железняка, 1, г. Красноярск, 660022

Аннотация: с целью изучения показателей психологического статуса детей северян, переехавших на посто-

янное место жительства в новые климато-географические условия проживания юга Сибири, обследовано 102 ребенка 7-17 лет (мальчиков и девочек), составивших основную группу (мигранты Севера) данные обследования которых сопоставлены с аналогичными показателями детей, постоянно проживающих в данном регионе (г. Красноярск). Группа сравнения была сопоставимой по численности и возрастно-половому составу с основной группой обследованных. В программу обследования входил комплекс психологических тестов, позволивших оценить особенности психологического профиля детей и подростков: эмоциональные состояния и эмоциональные предпочтения, уровень нервно-психического напряжения, наличие и степень выраженности негативных психических состояний (астении, субдепрессии, ситуационной тревожности); выявить особенности внутригрупповых и внутрисемейных взаимоотношений.

Ключевые слова: дети, адаптация, психологический статус.

INDICATORS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATUS IN THE ESTIMATION OF CHILDREN'S ADAPTATION TO NEW CLIMATO-GEOGRAPHICAL CONDITIONS OF RESIDING

L.S. EVERT, O.I. ZAJTSEVA, I.A. PETROVA, * E.S. PANICHEVA., E.I. BOBROVA

*"NUMPS" RAMS ** "KrasGMU them. prof. VF Voyno-Yasenetsky "Ministry of Health

Abstract: For the purpose of studying of indicators of the psychological status of children of the northerners who have moved on a constant residence in new climato-geographical conditions for residing of the south of Siberia, it was examined 102 children of 7-17 years (boys and girls) presented the basic group (migrants of the North). The received data were compared with similar indicators of children constantly living in given region (Krasnoyarsk). The comparison group was corresponded to quantity and age-sex compound with the basic group. The examination program consists of a set of the psychological tests, allowed to estimate these features of a psychological profile in the children and teenagers: emotional state and emotional preferences, level of psychological pressure, presence and degree of expressiveness of negative mental states (astenia, subdepressions, situational trouble); to reveal the features of intragroup and intrafamily mutual relations.

Key words: children, adaptation, psychological status

Адаптация - процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды, международный термин, означающий приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям. Адаптацией называют все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности организмов с процессами на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Адаптация есть, несомненно, одно из фундаментальных качеств живой материи. Оно присуще всем известным формам жизни и настолько всеобъемлюще, что нередко отождествляется с самим понятием жизни [1].

Адаптивный результат может проявляться на молекулярном, клеточном, гомеостатическом, поведенческом и психическом уровнях организации целостного организма [5,7,11,13]. В процессе адаптации при очень сильном или длительном воздействии неблагоприятных факторов среды либо при слабости адаптационных механизмов в организме возникает дезадаптация (нарушение или срыв адаптации) и развиваются патологические состояния - болезни адаптации, в том числе, обусловленные дезадаптацией психосоматические синдромы и состояния (рецидивирующая головная боль, артериальная гипертензия, синдром вегетативной дисфункции, синко-пальные состояния) [2,3,4,6,8].

Большая роль в возникновении нарушений адаптации принадлежит особенностям индивидуальнотипологических свойств личности ребенка. Серьезную проблему представляют эмоциональные расстройства и расстройства поведения у детей, которые являются причиной нарушения адаптации ребенка к школе, ухудшения его способности к обучению [9,11,12]. Нарушения поведения у детей имеют мультифакторное происхождение, включая наследственность, воздействие неблагоприятных факторов перинатального периода и факторов близкого семейного окружения. Особенно неблагоприятный прогноз для дальнейшей социальной адаптации имеет сочетание нарушений поведения с эмоциональными расстройствами, в частности с депрессией [11,12,13].

Среди внешних факторов, влияющих на появление патологии в детском возрасте, рассматривается и роль стресса как пускового механизма заболевания. Одним из видов стрессовых воздействий может быть и переезд в новые климато-географические регионы на постоянное место жительства, влекущий за собой смену экологических и социальноэкономических условий проживания, формирование новых внутригрупповых взаимоотношений (в детском коллективе, в классе) [14,15].

Цель исследования - изучение показателей психоэмоционального статуса детей мигрантов Се-

вера и их роль в качестве маркеров нарушения адаптации к новым климато-географическим условиям проживания.

Материалы и методы исследования. Объектом исследований были дети 7-17 лет (мальчики и девочки), переехавшие из северных регионов на постоянное место жительства в южные регионы Сибири (г. Красноярск) в количестве 102 человек (мигранты с Севера, основная группа). Критериями включения в группу сравнения было постоянное (с рождения) проживание детей в данном регионе, сопоставимость по возрасту, наличие информированного согласия на участие в исследовании родителей детей в возрасте до 14 лет и информированного согласия детей старше 14 лет.

Программа обследования включала проведение клинико-психологического исследования эмоциональных состояний по опросникам «Самооценка психических состояний» (Г.Ю. Айзенка), «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) и эмоциональных предпочтений (опросник «Оценка значимости эмоций»). Определялось наличие и степень выраженности негативных психических состояний (шкала астенического состояния, шкала сниженного настроения - субдепрессии), уровень ситуационной тревожности (опросник О. Кондаш); применялись методы диагностики признаков нервнопсихической неустойчивости и социальной дезадаптации (опросник нервно-психического напряжения -НПН) [10]; методики изучения внутригрупповых отношений (определение психологического климата класса) и внутрисемейных отношений (методика PARY, тест-опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин) [10], оценивалась мотивация учебной деятельности.

Статистическая обработка проведена на персональном компьютере с применением ППП «Statistica 5.5 for Windows». Для сравнения частот бинарного признака в двух не связанных группах использовали критерий х2 Пирсона. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.

Проведенные исследования соответствовали этическим стандартам биоэтического комитета ФГБУ «НИИМПС» СО РАМН, разработанным в соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинский исследований с участием человека» с поправками 2000 г. и «Правилами клинической практики в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минздрава РФ от 19.06.2003 г. № 266.

Результаты и их обсуждение. Основными характеристиками психоэмоционального статуса детей, прибывших из регионов Крайнего Севера, в период адаптации к новым климатическим условиям центральных регионов Сибири является уровень нервно-психического напряжения, выраженность ас-

тенического состояния и сниженного настроения (субдепрессии). Хорошо известна связь между артериальной гипертензией, нарушением адаптации и тревогой. Личностная тревога (эмоциональная нестабильность) является характерологической особенностью индивидуума, реактивная тревога - реакция на стрессовую ситуацию.

Нами проведен сравнительный анализ основных характеристик психических состояний у детей мигрантов и постоянно проживающих в данном регионе детей. С использованием опросника «Нервнопсихическое напряжение» (НПН) был оценен уровень НПН у детей мигрантов и постоянно проживающих в данном регионе детей. Установлено, что у мигрантов Севера чаще регистрируется умеренно выраженный уровень нервно-психического напряжения (44,44%, у постоянных жителей - 30,82%) и реже определяется нервно-психическое напряжение слабой степени выраженности - 55,56% (у постоянных жителей - 67,47%). У северян был выше средний суммарный балл оценочной шкалы уровня нервнопсихического напряжения.

Степень выраженности астении оценивали по шкале астенического состояния (ШАС), созданной Малковой Л.Д. и адаптированной Чертовой Т.Г. на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММР1. У большей части обследованных детей симптомов астении не отмечалось, число детей со слабой и умеренной степенью астении оказалось сопоставимым у детей обеих сравниваемых групп. Незначительно выраженная астения чаще диагностировалась у детей мигрантов Севера (47,1 и 21,6%, р=0,0236).

Сниженное настроение (субдепрессия) оценивалась по соответствующей шкале (ШСНС): в группе мигрантов число детей с незначительно сниженным фоном настроения было больше (43,3%), а со значительным и глубоким (субдепрессия) - меньше (14,9 и 1,5%), частота встречаемости аналогичных показателей в группе постоянно проживающих в данном регионе детей была сопоставимой с данными детей мигрантов Севера, при этом статистическая значимость различий отсутствовала.

Уровень тревожности у подростков оценивали с помощью «Шкалы тревожности», разработанной по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» О. Кондаша: у большинства (2/3) детей в обеих сравниваемых группах (мигранты и постоянные жители региона) уровень тревожности был в пределах нормальных величин, у 1/3 детей в обеих группах регистрировался повышенный или высокий уровень тревожности, при этом различия между группами не были статистически значимыми.

Очень высокий уровень тревожности был диагностирован у 2,0% детей мигрантов (в группе постоянных жителей региона таких детей не было). У детей мигрантов отмечалась тенденция к большей час-

тоте встречаемости высокого уровня общей тревожности (13,5 и 8,9%, р=0,4539).

Для изучения особенностей эмоционального состояния у детей мы использовали методику «Самооценка психических состояний» по Г.Ю. Айзенку. Оценка уровня тревожности у детей мигрантов и постоянных жителей региона статистически значимых различий не выявила, от 1/5 до 1/4 обследованных детей отличались наличием умеренно выраженной, допустимого уровня тревожности, несколько больше выявлялось детей с высокой тревожностью среди мигрантов, хотя различия не были статистически значимыми.

Сравнительный анализ такого проявления эмоционального состояния, как агрессивность, позволил выявить меньшее число агрессивных, не выдержанных детей в группе мигрантов (48,6 и 59,7%, р=0,0659) и, наоборот, в данной группе было больше детей со средним уровнем агрессивности (51,4 и 38,9%, р=0,3224).

Нами была оценена у детей обеих сравниваемых групп такая характеристика эмоционального состояния, как ригидность (гибкость, переключаемость), значимых различий получено не было, отмечена лишь тенденция к большей частоте встречаемости детей с сильно выраженной ригидностью среди детей мигрантов Севера (69,7 и 51,6%, р=0,1384).

Эмоциональные предпочтения у обследованных детей оценивали с помощью опросника «Оценка значимости эмоций». Так, было установлено, что такой признак, как «чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке», был наиболее значим (13 ранговое место) у меньшей части детей мигрантов (20,8 и 35,2%, р=0,1088) и наименее значим (8-10 ранговые места) у 47,9% детей мигрантов и 33,3% - постоянных жителей региона (р=0,1338).

Такое проявление эмоций, как «радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше» было наиболее значимым у 22,9% детей мигрантов и 37,0% - постоянных жителей региона, а наименее значимым - у 31,2% детей мигрантов и 31,5% - в группе сравнения.

Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо и видны ее успешные результаты, первые ранговые места занимали у 37,5% детей мигрантов и у 40,7% - в группе сравнения; менее значимым было данное эмоциональное проявление у 35,4% детей мигрантов и у 16,7% - детей, постоянно проживающих в данном регионе (р=0,0301).

У детей мигрантов выявлена тенденция к более низкому уровню эмоционального фона: в этой группе было меньше детей, указавших высокие ранговые места для своих эмоциональных ощущений и переживаний и, наоборот, большее число детей мигрантов указали более низкие ранговые места имеющимся у них положительным эмоциональным состояни-

ям. Противоположная тенденция анализируемых признаков отмечалась у детей, постоянно проживающих в данном регионе.

Методика «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом, позволяет ребенку самому оценить свое эмоциональное состояние, выбрав из набора предложенных суждений то, которое максимально точно описывает его эмоциональное состояние в настоящий момент времени. По первой шкале «Спокойствие - тревожность» и второй шкале «Энергичность - усталость» значимых различий у детей мигрантов и постоянных жителей региона получено не было. По шкале «Приподнятость - подавленность» и «Уверенность в себе - беспомощность» достоверные различия имелись только по отдельным характеристикам эмоционального состояния, входящим в набор признаков шкалы.

На психическое и соматическое здоровье человека весьма существенное влияние оказывает социальная микросреда (окружающие люди). Эта среда может становиться опасной и травмирующей, а может оказывать и защитное, поддерживающее действие.

Методика PARY предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В ней выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.

Наши исследования показали, что, в отличие от группы сравнения, матери детей мигрантов реже были зависимы от семьи, выступая только в роли хозяйки (шкала 3) (р=0,0416), реже избегали общения с ребенком и конфликтов с ним (шкала 16) (61,5 и 79,2%), у них чаще возникала необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка (шкала 23) (19,2 и 7,8%, р=0,0918).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку и общения с ним. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Для обеих сравниваемых групп (мигранты и постоянные жители региона) был характерен больший акцент родителей на социальную желательность поведения ребенка (шкала 2), в группе мигрантов была менее выражена межличностная дистанция родителей в общении с ребенком (шкала 3), менее выражено стремление инфантилизировать его (шкала 5) (р=0,0143), но вместе с тем, выше степень авторитаризма родителей (шкала 4) (82,0 и 69,6%, р=0,1399), что

подтверждалось и наличием более высокого среднего балла по 4 шкале опросника в группе детей мигрантов - 4,1 против 3,6 балла в группе постоянных жителей региона (р=0,0469). В группе мигрантов Севера было больше число родителей, отличающихся высокой степенью авторитаризма (33,3 и 7,7%, р=0,0513).

Оценка психологического климата семьи у детей мигрантов и в группе постоянно проживающих в регионе детей, проведенная на основании опроса матери и отца, и выраженная в баллах, продемонстрировала наличие проблем с взаимопониманием в семье между родителями у 2/3 семей в обеих сравниваемых группах, при этом значимые между группами отсутствовали.

Психологическая атмосфера в классе (группе) является динамичной составляющей психологического климата. Мы провели сравнительный анализ числа детей, имеющих различное число показателей, отражающих состояние психологической атмосферы в классе (благоприятных и неблагоприятных признаков). В целом, достоверных различий проанализированных признаков у детей мигрантов и постоянных жителей региона, выявлено не было, состояние психологического климата в классе у детей сравниваемых групп практически по всем параметрам было сопоставимым.

Для комплексной характеристики обследованных детей нами была проанализирована мотивация учебной деятельности у детей мигрантов и постоянных жителей региона (рис.).

1 2 3 4 5 6 7

□ Мигранты Севера □ Постоянные жители региона

Рис. Частота встречаемости варианта ответа «имеет небольшое значение» при оценке мотивации учебной деятельности у детей мигрантов и постоянных жителей региона (%). Примечание: Сравниваемые группы: 1 гр. - мигранты Севера, 2 гр. - постоянные жители региона Статистическая значимость различий между группами (по критерию х2 Пирсона): для признака «хочу хорошо подготовиться к избранной профессии» р1-2=0,0534; «хочу получать хорошие отметки» р1-2=0,0433; «хочу занять достойное место среди товарищей» р1-2=0,0214; «не хочу иметь плохие отметки» р1-2=0,5265; «понимаю свою ответственность перед обществом» р1-2=0,3683; «приятно получать одобрение» р1-2=0,4252; «хочу быть хорошим учащимся» р1-2=0,5037

В результате анализа всех вариантов ответов опросника, установлен более низкий уровень мотивации учебной деятельности у мигрантов Севера, чем у постоянно проживающих в данном регионе детей.

Выводы:

1. Психические состояния у детей мигрантов характеризуются наличием нервно-психического на-

пряжения (чаще слабого, реже - значительного), сниженного фона настроения, слабо выраженной астении, умеренной тревожности, низкого уровня агрессивности, склонности к выраженной ригидности.

2. Особенностью межличностных взаимоотношений в семьях детей мигрантов Севера является меньшая дистанции родителей в общении с ребенком, избегание конфликтов с ним, больший акцент родителей на социальную желательность поведения ребенка, стремление не инфантилизировать его, более высокий уровень авторитаризма родителей.

3. Мигранты Севера и дети, постоянно проживающие в регионе, имеют отличительные особенности спектра эмоциональных предпочтений.

4. У детей, приехавших из северных регионов, чаще регистрируются эмоциональные расстройства.

Литература

1. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А.П. Берсенева.- М.: РУДН, 2006.- 283 с.

2. Вариабельность сердечного ритма у младших школьников с различным уровнем адаптации к высоким учебным нагрузкам / Л.С. Эверт [и др.] // Сибирское медицинское обозрение.- 2009.- № 4.- С. 32-35.

3. Факторы, провоцирующие развитие первичной головной боли у детей / Л.В. Васильева [и др.] // Сибирский медицинский журнал (Иркутск).- 2011.-№ 8.- С. 19-20.

4. Использование экспертно-скрининговой системы «АКДО» в оценке состояния здоровья детей с артериальной гипертензией / Л.С. Эверт [и др.] // Сибирское медицинское обозрение.- 2009.- № 6.-С. 65-69.

5. Кривощеков, С. Г. Психофизиологические механизмы адаптации и дезадаптации на Севере / С. Г. Кривощеков // 13 Международный конгресс по приполярной медицине: матер. конгр.- Новосибирск.- 2006.- С. 6.

6. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам / Т. В. Потупчик [и др.] // Гигиена и санитария.- 2011.- № 6.- С. 41-44.

7. Куприянова, И.Е. Психическое здоровье школьников различных регионов Сибири / И.Е. Куприянова // 13 Международный конгресс по приполярной медицине: матер. конгр.- Новосибирск, 2006.- С. 154.

8. Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса / М.В. Макарова [и др.] // Сибирский медицинский журнал (Иркутск).- 2012.- № 2.- С. 46-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пуликов, А.С. Особенности психоэмоциональной сферы у школьников различного возраста /

А.С. Пуликов [и др.] // В мире научных открытий-2011.- № 5.1.- С. 578-587.

10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического

психолога в образовании: Учебное пособие /

Е.И. Рогов.- М. : Владос, 1996.- 528 с.

11. Семенова, Н.Б. Расстройства поведения у детей: возможные причины и факторы риска / Н.Б. Семенова,

B.Т. Манчук // Журн. неврологии и психиатрии им.

C.С. Корсакова. - 2008. - № 3. - С. 95-98.

12. Семенова, Н.Б. Характеристика эмоциональной сферы подростков коренного населения Республики Тыва / Н.Б. Семенова, В.Т. Манчук // Социальная и клиническая психиатрия.- 2007.- Т.17.- № 3.-С. 15-19.

13. Слободская, Е.Р. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков / Е. Р. Слободская, Р. Гудман, Т. И. Ряби-

ченко // Психиатрия.- 2006.- № 2.- С. 28-36.

14. Характеристика адаптационных состояний у школьников коренного и пришлого населения северных и южных регионов Сибири / Л. С. Эверт [и др.] // Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири. Материалы итоговой научно-практической конференции Института медицинских проблем Севера СО РАМН (3-4 июня 2009 г.). - С. 211-213.

15. Strengths and Dificulties Questionnaire Added Value Scores: evaluating effectiveness in child mental health interventions / T. Ford [et al.] // Br. J. Psychiatry-2009.- Vol. 194(6).- P. 552-558.

УДК 577. 12: 616 - 053.9 (- 17)

ВАРИАНТЫ РЕАКТИВНОСТИ МЕМБРАН ЭРИТРОЦИТОВ И ИХ РОЛЬ В ПРОГНОЗЕ АДАПТАЦИИ

У ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ С СЕВЕРА

О.И. ЗАЙЦЕВА***, И.А ПЕТРОВА*, Л.С. ЭВЕРТ*, Т.А. КОЛОДЯЖНАЯ*, С.Н. ДЕРЕВЦОВА**

*ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, ул. Партизана Железняка 3Г, г. Красноярск, 660022 **ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития РФ,

ул. Партизана Железняка 1, г. Красноярск, 660022

Аннотация: с целью изучения реактивности клеточных мембран и их роли в прогнозе адаптации у детей мигрантов с Севера исследованы их эритроцитарные мембраны методом микрофлуориметрии с использованием флуоресцентного зонда хлортетрациклина и экзогенных биорегуляторов. Выявлены 4 типа клеточной реактивности, характеризующие различную степень напряжения механизмов вегетативного регулирования гомеостатических функций на уровне клеточных мембран и определяющие адаптацию организма детей переселенцев с Севера на клеточно-молекулярном уровне.

Ключевые слова: Север, дети мигрантов, адаптация, метод микрофлюориметрии, эритроцитарные мембраны.

VARIANTS REACTIVITY OF ERYTHROCYTE MEMBRANES AND THEIR ROLE IN THE PROGNOSIS OF ADAPTATION IN THE CHILDREN OF MIGRANTS FROM THE NORTH

O.I. ZAYTSEVA*, I.A. PETROVA***, L.S.EVERT*, T.A. KOLODYAZHNAYA*, S.N. DEREVTSOVA**

*Medical Research Institute for Northern Problems **V. F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University

Abstract: for the purpose of studying of the reactivity of cell membranes and their role in the prognosis of children's adaptation of the migrants from the North the erythrocyte membranes were studied by the microfluorescentmetry by means florescent probe of chlortetracycline and exogenous bioregulators. It was determined four types of cell reactivity presenting various degree of stress mechanisms of vegetative regulation of homeostatic functions on the level of cell membranes and determining the nature of the organism adaptation of children-migrants from the north on at the cellular and molecular levels.

Key words: the North, children of migrants, adaptation, method microfluorescentmetry, erythrocyte membrane.

Универсальным свойством организма человека является возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя относительно динамическое постоянство и стабильность основных физиологических функций. При этом вегетативной нервной системе (ВНС) отводится ведущая роль в

процессах адаптации. Развитие ребенка сопровождается совершенствованием сложных нейрогуморальных механизмов вегетативной регуляции, обеспечивающих состояние индивидуального здоровья [1,2].

Особое значение приобретают вопросы формирования адаптационно-приспособительных реакций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.