Научная статья на тему 'Показатели функциональных и адапционных резервов организма студентов на занятиях по физическому воспитанию'

Показатели функциональных и адапционных резервов организма студентов на занятиях по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И АДАПТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ / THE LEVEL OF FUNCTIONAL AND ADAPTIVE RESERVES ESTIMATION / ОБЩИЕ / GENERAL / ФИЗИЧЕСКИЕ / PHYSICAL / ПСИХИЧЕСКИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / PSYCHIC AND ADAPTIVE RESERVES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нюняев И.В.

В настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация в деле охраны и укрепления здоровья детей и молодежи. Современная государственная система образования и физического воспитания еще не настолько совершенна, как этого требуют гуманистические цели и интересы общества. В силу ряда причин медицина более всего является наукой о болезнях и менее всего о здоровье. Ее профилактические мероприятия сведены к минимуму. Многочисленные результаты педагогических исследований демонстрируют также и низкий уровень (как правило, ситуативный или начальной грамотности) физической культуры и в целом культуры здорового образа жизни учащихся. Большинство выпускников школ не обладают специальными знаниями, практическими умениями и навыками использования разнообразных средств и методов укрепления здоровья и контроля за своим здоровьем, физическим развитием, физической подготовленностью [2]. Материал. Комплексное исследование по определению психофизиологического статуса и влияния средств и методов физического воспитания на общие, физические, психические и адаптационные резервы организма студентов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. В результате эксперимента выявили, как экспериментальные занятия по физическому воспитанию на основе способа восстановления и повышения работоспособности влияют на общие, физические, психические и адаптационные резервы организма студентов 1-3-го курсов. Данные эксперимента свидетельствуют о том, что прирост показателей резервов в экспериментальных группах выше, чем в контрольных. Заключение. Определение психофизиологического статуса необходимо проводить в комплексе с предложенными методиками, что, в свою очередь, дает возможность контролировать весь учебно-воспитательный процесс, связанный с физическим воспитанием студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нюняев И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL AND ADAPTIVE RESERVES INDICES OF STUDENTS’ ORGANISM AT PHYSICAL CULTURE LESSONS

Nowadays there is an unfavorable situation in Russia concerning children’s and teenagers’ health protection and improvement. Modern state system of education and physical upbringing is not perfect enough as it is demanded by humanistic aims and interests of society. Owing to several reasons medicine is a science about diseases not about health. Its preventive measures are minimal. The results of pedagogical research works show a low level of (as a rule, situation or initial competence) physical culture and a culture of a healthy way of life in general among students. Most school leavers don’t have special knowledge, practical abilities and skills of different means and methods use of health improvement and health, physical development and physical fitness control [2]. Material. A complex research work on psychophysiological status determination and physical upbringing means, methods influence on general, physical, psychic and adaptive reserves of students’ organism revelation. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, apparatus-program complex for functional and adaptive reserves level screening-estimation of an organism, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. During the experiment it was revealed how experimental physical culture lessons on the basis of the way of working capacity rehabilitation and increase influence general, physical, psychic and adaptive reserves of students’ (1-3 courses) organism. The experiment results prove that the indices increase of reserves in the experimental groups is higher, than in the control ones. Conclusion. Psychophysiological status determination is necessary to hold together with the offered methodologies as it gives an opportunity to control all educational-upbringing process, connected with physical upbringing of students in higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Показатели функциональных и адапционных резервов организма студентов на занятиях по физическому воспитанию»

УДК: 378:796 DOI 10.14526/01_1111_61

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И АДАПЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

Нюняев И.В. - преподаватель ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИНРоссии г. Пермь, Россия

FUNCTIONAL AND ADAPTIVE RESERVES INDICES OF STUDENTS' ORGANISM AT PHYSICAL CULTURE LESSONS

Nynyaev I. V. - teacher Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education Perm Institute of Federal Service of Penalty Execution in Russia

Perm, Russia

e-mail: ffkis@istu. ru

Ключевые слова: оценка уровня функциональных и адаптивных резервов; общие, физические, психические и адаптационные резервы.

Аннотация. В настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация в деле охраны и укрепления здоровья детей и молодежи. Современная государственная система образования и физического воспитания еще не настолько совершенна, как этого требуют гуманистические цели и интересы общества. В силу ряда причин медицина более всего является наукой о болезнях и менее всего - о здоровье. Ее профилактические мероприятия сведены к минимуму. Многочисленные результаты педагогических исследований демонстрируют также и низкий уровень (как правило, ситуативный или начальной грамотности) физической культуры и в целом культуры здорового образа жизни учащихся. Большинство выпускников школ не обладают специальными знаниями, практическими умениями и навыками использования разнообразных средств и методов укрепления здоровья и контроля за своим здоровьем, физическим развитием, физической подготовленностью [2].

Материал. Комплексное исследование по определению психофизиологического статуса и влияния средств и методов физического воспитания на общие, физические, психические и адаптационные резервы организма студентов.

Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результат. В результате эксперимента выявили, как экспериментальные занятия по физическому воспитанию на основе способа восстановления и повышения работоспособности влияют на общие, физические, психические и адаптационные резервы организма студентов 1-3-го курсов. Данные эксперимента свидетельствуют о том, что прирост показателей резервов в экспериментальных группах выше, чем в контрольных.

Заключение. Определение психофизиологического статуса необходимо проводить в комплексе с предложенными методиками, что, в свою очередь, дает возможность

контролировать весь учебно-воспитательный процесс, связанный с физическим воспитанием студентов вузов.

Keywords: the level of functional and adaptive reserves estimation; general, physical, psychic and adaptive reserves.

Annotation. Nowadays there is an unfavorable situation in Russia concerning children's and teenagers' health protection and improvement. Modern state system of education and physical upbringing is not perfect enough as it is demanded by humanistic aims and interests of society. Owing to several reasons medicine is a science about diseases not about health. Its preventive measures are minimal. The results of pedagogical research works show a low level of (as a rule, situation or initial competence) physical culture and a culture of a healthy way of life in general among students. Most school leavers don't have special knowledge, practical abilities and skills of different means and methods use of health improvement and health, physical development and physical fitness control [2].

Material. A complex research work on psychophysiological status determination and physical upbringing means, methods influence on general, physical, psychic and adaptive reserves of students' organism revelation.

Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, apparatus-program complex for functional and adaptive reserves level screening-estimation of an organism, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Results. During the experiment it was revealed how experimental physical culture lessons on the basis of the way of working capacity rehabilitation and increase influence general, physical, psychic and adaptive reserves of students' (1-3 courses) organism. The experiment results prove that the indices increase of reserves in the experimental groups is higher, than in the control ones.

Conclusion. Psychophysiological status determination is necessary to hold together with the offered methodologies as it gives an opportunity to control all educational-upbringing process, connected with physical upbringing of students in higher educational establishments.

В настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация в деле охраны и укрепления здоровья детей и молодежи. Современная государственная система образования и физического воспитания еще не настолько совершенна, как этого требуют гуманистические цели и интересы общества. В силу ряда причин медицина более всего является наукой о болезнях и менее всего - о здоровье. Ее профилактические мероприятия сведены к минимуму. Многочисленные результаты педагогических исследований

демонстрируют также и низкий уровень (как правило, ситуативный или начальной грамотности) физической культуры и в целом культуры здорового образа жизни учащихся. Большинство выпускников школ не обладают специальными знаниями, практическими умениями и навыками использования разнообразных средств и методов укрепления здоровья и контроля за своим здоровьем, физическим

развитием, физической

подготовленностью [2].

Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью, лишая человека самой важной ценности в жизни. В этом случае она (система) работает ради самой себя в экстремальном режиме по отношению к учащимся. Вот почему сегодня очень активно на всех уровнях заговорили о здоровье и

здоровьесберегающей образовательной технологии. Данная тенденция

обусловлена, помимо всего прочего, негативным влиянием традиционных подходов и форм организации учебной деятельности на психофизическое состояние субъектов образовательного процесса, качественной характеристикой которого выступает, прежде всего, педагогическая система, обеспечивающая эффективность учебно-воспитательной деятельности. Это степень и совокупность используемых в образовании современных

научно обоснованных педагогических технологий обучения и воспитания, функционально и организационно отражающих структуру совместной (учитель-ученик) творческой

деятельности, основанной на научной организации труда, психолого-

педагогических и физиологических закономерностях интеллектуальной и воспитательной работы [4].

Таким образом, значимость феномена адаптации студентов для учебно-воспитательного процесса вуза диктует необходимость его дальнейшего всестороннего исследования и поиска путей оптимизации его осуществления в образовательной практике [1].

Ориентированность на содержание будущей профессии позволяет: подбирать физические упражнения с учётом требований профессиональной

деятельности; развивать наиболее значимые физические качества,

профессионально-важные навыки;

повышать уровень физической

подготовленности, физического развития и состояния здоровья студентов [5].

Важнейшим разделом спортивной медицины является функциональная диагностика, и в частности тестирование физической работоспособности,

функциональной готовности,

адаптационных резервов и других характеристик функционального

состояния спортсменов. Это в равной степени относится как к спорту, так и к массовой оздоровительной физической культуре [3].

Методика исследования: Для определения оценки показателей здоровья студентов, мы применяем аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма студентов различных групп здоровья «Истоки здоровья».

Организация обследования: На основе полученных данных по методике «Истоки здоровья» у студентов 1-3-го курсов основной, подготовительной и специальных групп здоровья мы выявили процентное соотношение от должных показателей общих, физических, психических и адаптационных резервов. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика изменения оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма

студентов (юноши) в период обучения

Основная группа Подготовительная группа Специальная группа

тесты I курс II курс III курс I курс II курс III курс I курс II курс III курс

Общие резервы 43.8% средн ие 41.4% средн ие 40.4% средн ие 36.9% ниже средне го 47.6% средн ие 37.4% ниже средне го 42.8% средн ие 23.0% ниже средне го 24.4% ниже средне го

Физические резервы 24.4% ниже средне го 31.8% ниже средне го 23.9% ниже средне го 19.4% низкие 24.7% ниже средне го 20.9% ниже средне го 21.4% ниже средне го 25.4% ниже средне го 23.9% ниже средне го

Психические резервы 61.4% выше средне го 62.4% выше средне го 42.4% средн ие 72.2% выше средне го 87.7% высок ие 56.7% средн ие 80.8% высок ие 70.1% средн ие 14.3% низкие

Адапта- 90.0% 90.0% 90.0% 62.5% 90.0% 67.5% 90.0% 85.4% 90.0%

циионные высок высок высок выше высок выше высок выше высок

резервы ие ие ие средне ие средне ие средне ие

го го го

Также на основе данной методики мы обследовали студентов контрольной и экспериментальной групп, контрольная группа занималась по методике, на основе программы Минобрнауки, а

экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике на основе способа восстановления и повышения работоспособности организма человека (патент на изобретение № 2337661 от 26.03.2007г.).

Динамика показателей контр

Обсуждение результатов:

В результате эксперимента мы выявили, как экспериментальные занятия по физическому воспитанию на основе способа восстановления и повышения работоспособности влияют на общие, физические, психические и адаптационные резервы. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

и экспериментальной групп

Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

показатели эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Общие резервы 42,6 % 43,2 % 42,8 % 46,6 %

Физические резервы 24,5% 26,8 % 25,6 % 33,3 %

Психические резервы 55,4 % 62,3 % 54,2 % 67,5 %

Адаптационные 81,0 % 86,2 % 84,3 % 90,3 %

резервы

На основе показателей таблицы 2 мы выявили прирост показателей в процентах. Данные представлены в диаграмме (см. рисунок 1).

35 30 25 20 15 10 5 0

30,08

24,54

8,89 9,39 |

1,41

I

12,45

□ контр. гр.

□ экспер. гр.

6,42

7,12

J

общие резервы физич. резервы психич. адаптац.

резервы резервы

Рисунок 1. Сравнительные результаты прироста психофизиологических показателей между

контрольной и экспериментальной группами

Данные, представленные в диаграммах, свидетельствуют о том, что прирост показателей резервов в экспериментальных группах выше, чем в контрольных.

В заключение необходимо отметить, что определение

психофизиологического статуса

необходимо проводить в комплексе с предложенными методиками, что, в свою очередь, дает возможность контролировать весь учебно-воспитательный процесс, связанный с физическим воспитанием студентов вузов.

Литература

1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико -психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04

2. Залевский, Г. В. Школа социальной адаптации / Г. В. Залевский, В. И. Ревякина, Б. А. Разумов. - М. : АСОПиР, 1993. - С. 110-124.

3. Деманов, А. В. Краткий курс лекций по предмету "Физическая культура" (методическое пособие) / А. В. Деманов. - Астрахань, 1999.

4. Руненко, С. Д. Исследование и оценка уровня функционального состояния спортсменов : Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / С.

Д. Руненко, Е. А. Таламбум, Е. Е. Ачкасов. - М. : Профиль-2С, 2010. - 71 с.

5. Физкультура и спорт. Учебник для институтов физической культуры / Под. Ред. Ю. М. Портнова. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 350 с.

6. Физическое воспитание студентов и учащихся / Под ред. Н. Я. Петрова, В. Я. Соколова. -Минск : Полымя, 1988. - 31 с.

References

1. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.3(35), pp.28-38. DOI т.14526/01_Ш1_04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zalevskiy G. V. Shkola sotsial'noi adaptatsii [School of social adaptation], Moscow : Social Teachers and Social Workers Association, 1993, pp. 110-124.

3. Demanov A. V. Kratkii kurs lektsii po predmetu "Fizicheskaya kul'tura" ]A short course of lectures on the subject of "Physical Culture"], Astrakhan, 1999.

4. Runenko S. D. Issledovanie i otsenka urovnya junktsional'nogo sostoyaniya sportsmenov ]Sportsmen's functional state level study and estimation], Moscow : Profile - 2C, 2010, 71 p.

5. Portnov Y.M. Fizkul'tura i sport [Physical culture and sport], Moscow : physical culture and sport, 1998, 350 p.

6. Petrov N.Y., Sokolova V.Y. Fizicheskoe vospitanie studentov i uchashchikhsya [Physical upbringing of students and pupils], Minsk : Polymya, 1988, 31 p.

Статья поступила в редакцию: 3.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.