Научная статья на тему 'Показатели формирования социальной компетентности у подростков в коллективе'

Показатели формирования социальной компетентности у подростков в коллективе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
817
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL COMPETENCE / ADOLESCENCE / DEVELOPMENT OF SKILLS / SELF-KNOWLEDGE / SELFACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Габелая Инга Валерьевна

В статье обосновывается актуальная проблема формирования социальной компетентности человека, и особенно в подростковом возрасте. Раскрывается понятие социальной компетентности как совокупности знаний и умений, необходимых современному подростку для социального взаимодействия, согласованной с набором личных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующие ее самореализации, самоактуализации и самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Indicators of Social Competence Formation of Teenagers in the Group

The article explains the urgent problem of the formation of human social competence, and particularly during adolescence. Explains the notion of social competence as a body of knowledge and skills necessary for modern teenagers for social interaction, consistent with a set of personal qualities that ensure adaptation of the individual in society and contributing to its realization, self actualization and self-determination.

Текст научной работы на тему «Показатели формирования социальной компетентности у подростков в коллективе»

И. В. Габелая

показатели формирования социальной компетентности у подростков в коллективе

Понятие «социальная компетентность» только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения. В отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться в дискуссии о качестве образования, о том, каким должен быть обучающийся. При этом в обобщенном виде данный феномен включает различные виды готовности к определенным видам деятельности: к профессиональнотрудовой деятельности; к созданию собственной семьи; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором ему предстоит жить; к творческой деятельности в какой-либо сфере; к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

Данный феномен служит предметом многочисленных исследований российских и зарубежных специалистов в области образования, психологического сопровождения и социальной работы. Диапазон основных определений социальной компетентности весьма широк. Разнообразие таких дефиниций можно прокомментировать утверждением Доджа: «...определений социальной компетентности столько же, сколько исследователей этой проблемы».

Брушлинский и Белоцерковец рассматривают социальную компетентность как «определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли»1. И структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

В отечественной педагогической науке, как, впрочем, и в западноевропейской научной школе, вопросам формирования социальной компетентности студентов,

1 Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. — Серия «Гуманитарные науки». — 2005. — № 1 (13).

208

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3

будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки уделяется особое внимание. Об этом, в частности, свидетельствуют работы С. С. Бахтеевой, И. Бесединой, В. Г. Первутинского и др.

Структура социальной компетентности, по мнению В. Г. Первутинского, представлена следующими составляющими: социальный интеллект, который находит свое выражение в понимании ситуации, гибком реагировании на нее; духовная зрелость как сложившиеся ценностные ориентации личности, ее кругозор и мотивация; социально-профессиональная зрелость — прецептивные, эмпатийные, коммуникативные, рефлексивные умения, владение менеджментом, информационными технологиями, иностранными языками; социально-нравственная зрелость в виде сформированной ответственности, уверенности в себе, организованности, требовательности2.

Благодаря такому обучению, встроенному в общую образовательную программу, у студентов формируются умения предвидеть обстоятельства, преодолевать стереотипы, корректировать представления, связанные с трудоустройством, ориентироваться в меняющейся экономической ситуации.

В контексте нашего исследования представлялось значимым провести анализ и оценку научных подходов к изучению дефиниции социальной компетентности в современной психологии и педагогике, которые мы разделили на три группы.

Первый подход рассматривает социальную компетентность в контексте процесса социализации личности, в ходе которого происходит усвоение и активное воспроизводство личностью социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, социальной группе. Такой подход чаще всего встречается в работах, ориентированных на школьный и юношеский возраст (В. М. Басова, И. А. Зимняя, Е. И. Зарипова, Н. В. Калинина, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева и др.).

Второй подход рассматривает понятие «социальная компетентность» с позиции теории социальных ролей, которые человек выполняет в течение жизни (Е. В. Коблян-ская, С. В. Краснокутская, О. Н. Мачехина, В. В. Цветков и др.).

Третья группа авторов (А. С. Асмолов, Г. У Солдатова, С. С. Рачева и др.) в соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского социальную компетентность личности определяет как продукт социальной ситуации развития — специфической системы отношений среды и субъекта, отраженной в его переживаниях и реализуемой в совместной деятельности с другими людьми.

Изучение темы исследования позволяет говорить о том, что: во-первых, существует множество их определений и нет окончательного; во-вторых, рассматриваемое понятие может быть охарактеризовано на междисциплинарном уровне, так как оно полифункционально; в-третьих, что ключевыми основаниями являются способности, готовность, знания, умения, навыки и опыт деятельности; в-четвертых, дополняя характеристику исследуемого понятия, необходимо подчеркнуть по проведенному анализу, что оно включает в себя когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

С позиций экзистенциального подхода социальная компетентность определяется содержанием интегративных характеристик личности и проявляется в совокупности знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и согласованности психологических качеств и свойств человека, таких как толерантность, резистентность,

2 Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М.,

1989.

уровня притязаний и ожиданий, обеспечивающих интеграцию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению.

Социальная компетентность личности обеспечивает соответствие толерантности, как понимание отличающегося образа жизни, поведения, мнений, идей и верований, и резистентности, как устойчивости к неблагоприятным факторам внешнего воздействия, сохранение своих жизненных ориентиров. А также соответствие системы ожиданий или требований окружения личности относительно норм исполнения социальных ролей и уровня притязаний личности в новых социальных ситуациях.

Поэтому социальная компетентность определяется нами как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и согласованность психологических качеств и свойств человека, таких как толерантность, адаптивность, притязания и резистентность, обеспечивающих адаптацию личности в обществе.

Именно социальная компетентность нужна молодежи для успешного самоопределения в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, что подчеркивает значимость и актуальность данной проблемы3.

Мы определили подходы к пониманию социальной компетентности, теперь представляется важным выявление общих показателей данного качества у подростка как субъекта социализации и социального взаимодействия и как субъекта детского коллектива.

Как показал проведенный анализ ряда исследований, развитие социальной компетентности подростков обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов. Кроме того, развитие социальной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации.

Развитие собственной социальной компетентности — достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность подростков в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.

Другая важная проблема подросткового возраста в контексте развития социальной компетентности — отказ подростка от накопленных ранее представлений о себе. Формирование у подростка субъективной картины мира и представления о месте своего «Я» в ней происходит путем взаимодействия с другими людьми, когда в ходе деятельности, общения он приобретает «новую» систему ценностей через оценки и мнения других людей. Стремление оценивать себя по объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных и потенциальных достижениях подростка, выстраивание социально одобряемого идеального «Я» способствуют его социализации и развитию социальной компетентности. Это отражается в адекватной самооценке и уровне притязаний школьника4.

3 Бодалева А. А. Психологическое общение. — М.; Воронеж, 1996. — С. 66.

4 Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С. А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. — 2007. — № 50. — С. 47-51

Одним из центральных моментов в развитии подростка становится формирующееся чувство «взрослости». Оно определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие взрослого человека, и составляет основу формирования ответственности — важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основой для развития социальной компетентности5.

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить следующие группы показателей развития социальной компетенции у подростков:

1. Социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения.

2. Анализ ситуации взаимодействия людей; правильная оценка вербальной и невербальной экспрессии во взаимодействии с другими людьми; предвидение последствий деятельности и поведения своего и других; логика социального взаимодействия; конструктивное взаимодействие с окружающими; коммуникативный контроль; общительность; организация продуктивной, социально-ориентированной деятельности.

3. Знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе.

4. Наличие и уровень развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе; наличие жизненных ориентаций и целей; принятие здорового образа жизни.

К показателям социальной компетентности у старших подростков в группе сверстников можно отнести следующие: адекватный уровень системы притязаний, готовность к самоопределению, отсутствие барьеров в общении со сверстниками, социальная активность, включающая в себя готовность к усвоению социальных норм, реализация уже сложившегося социального опыта в осуществлении личностного выбора и включенность в разнородную практическую деятельность.

Рассматривая образовательный процесс и педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей и подростков как институт поддержки и развития «самости» ребенка, пространства приобретения, наращивания и интериоризации социального опыта, целью воспитательных программ по формированию социальной компетентности воспитанников, нам необходимо создание условий для освоения ими социальных знаний, обретения ими опыта принятия решений, осуществление личного выбора, развития навыков социального взаимодействия и чувства ответственности.

литература

1. Бодалева А. А. Психологическое общение. — М.; Воронеж, 1996.

2. Бодрова Т. Формирование социально-трудовых компетенций: учреждение дополнительного образования детей в эксперименте по профильному обучению // Народное образование. — 2006. — № 8.

5 Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 4. — С. 16-21.

3. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 4. — С. 16-21.

4. Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. — Серия «Гуманитарные науки». — 2005. — № 1.

5. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989.

6. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004. —

№ 5.

7. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. — 2007. — № 50. — С. 47-51.

8. Хуторский А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.