Научная статья на тему 'Показатели физических и психологических резервов организма студентов'

Показатели физических и психологических резервов организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
909
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И АДАПТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ / THE LEVEL EVALUATION OF THE FUNCTIONAL AND ADAPTIVE RESERVES / ОБЩИЕ / GENERAL / ФИЗИЧЕСКИЕ / PHYSICAL / ПСИХИЧЕСКИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / PSYCHIC AND ADAPTATIVE RESERVES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Нюняев И.В.

Значимость феномена адаптации студентов для учебно-воспитательного процесса вуза диктует необходимость его дальнейшего всестороннего исследования и поисков путей оптимизации его осуществления в образовательной практик. Это свидетельствует об актуальности этой проблемы. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, аппаратно-программный комплекс скрининг оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма студентов различных групп здоровья «Истоки здоровья», тестирование, статистическая обработка данных. Материалы: Ориентированность физической культуры в вузе на содержание будущей профессии студентов позволяет: подбирать физические упражнения с учётом требований профессиональной деятельности; развивать наиболее значимые физические качества профессионально-важные навыки; повышать уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья студентов. Важнейшим разделом спортивной медицины является функциональная диагностика, и в частности, тестирование физической работоспособности, функциональной готовности, адаптационных резервов и других характеристик функционального состояния спортсменов. Это в равной степени относится как к спорту, так и к массовой оздоровительной физической культуре. Результаты. В результате эксперимента мы выявили, как экспериментальные занятия по физическому воспитанию на основе способа восстановления и повышения работоспособности влияют на общие, физические, психические и адаптационные резервы. Заключение. В данной статье рассматривается новые подходы к определению физических и психических резервов организма студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Нюняев И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDICES OF PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL RESERVES OF STUDENTS’ ORGANISM

The results of pedagogical experiments show a low level of pupils’ (as a rule, a situational or an initial competence) physical culture and a culture of a healthy life-style in general. Most school graduates don’t have special knowledge, practical skills and abilities of different health improvement means and methods use, control over their health, physical development and physical fitness. This tendency is conditioned by a negative influence of the traditional approaches and forms of an educational activity organization on educational process subject’s psycho-physical state. That is why nowadays the question of health-protecting educational technologies became very urgent. Material. The article presents the material of a complex research work on a psycho-physiological status determination and the influence of physical upbringing means and methods. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, screening-evaluation of functional and adaptive reserves of the organism, a monitoring, the methods of mathematical statistics. Results. On the basis of the received data on the methodology “Sources of health” among the 1 st-3 rd course students of the main, preparatory and special health groups we revealed the percentage from proper indices of general, physical, psychic and adaptive reserves. During the experiment we revealed how physical upbringing experimental lessons, on the basis of the way of a working capacity rehabilitation and increase, influence general, physical, psychic and adaptive reserves of a person, prove that the reserves indices increase is higher in the experimental groups, than in the control groups. Conclusion. А psychophysiological status determination should be held together with the offered methodologies and it gives an opportunity to control the whole educational-upbringing process, connected with a physical upbringing of the students from higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Показатели физических и психологических резервов организма студентов»

УДК 796.01:612 DOI 10.14526/27_2015_27

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

И.Г. Гибадуллин - доктор педагогических наук, профессор ФБГОУ ВПО «Ижевский государственный технический имени М.Т.

Калашникова», Ижевск

И.В. Нюняев - преподаватель ФКОУ ВПО «Пермский институт ФСИН России»,

Пермь

THE INDICES OF PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL RESERVES OF STUDENTS' ORGANISM

I.G. Gibadullin - doctor of pedagogics, professor

Federal Budgetary State Educational Establishment of Higher Professional Education "Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov",

Izhevsk

I.V. Nynyaev - teacher

Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Perm Institute of Federal Agency of Penalty Execution of Russia",

Perm

e-mail: ffkis@istu. ru

Ключевые слова: оценка уровня функциональных и адаптивных резервов; общие, физические, психические и адаптационные резервы

Аннотация: значимость феномена адаптации студентов для учебно-воспитательного процесса вуза диктует необходимость его дальнейшего всестороннего исследования и поисков путей оптимизации его осуществления в образовательной практик. Это свидетельствует об актуальности этой проблемы.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, аппаратно-программный комплекс скрининг - оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма студентов различных групп здоровья «Истоки здоровья», тестирование, статистическая обработка данных.

Материалы: Ориентированность физической культуры в вузе на содержание будущей профессии студентов позволяет: подбирать физические упражнения с учётом требований профессиональной деятельности; развивать наиболее значимые физические качества профессионально-важные навыки; повышать уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья студентов. Важнейшим разделом спортивной медицины является функциональная диагностика, и в частности, тестирование физической работоспособности, функциональной готовности, адаптационных резервов и других характеристик функционального состояния спортсменов.

Это в равной степени относится как к спорту, так и к массовой оздоровительной физической культуре.

Результаты. В результате эксперимента мы выявили, как экспериментальные занятия по физическому воспитанию на основе способа восстановления и повышения работоспособности влияют на общие, физические, психические и адаптационные резервы.

Заключение. В данной статье рассматривается новые подходы к определению физических и психических резервов организма студентов.

Keywords: the level evaluation of the functional and adaptive reserves; general, physical, psychic and adaptative reserves.

Annotation. The results ofpedagogical experiments show a low level ofpupils' (as a rule, a situational or an initial competence) physical culture and a culture of a healthy life-style in general. Most school graduates don't have special knowledge, practical skills and abilities of different health improvement means and methods use, control over their health, physical development and physical fitness. This tendency is conditioned by a negative influence of the traditional approaches and forms of an educational activity organization on educational process subject's psycho-physical state. That is why nowadays the question of health-protecting educational technologies became very urgent.

Material. The article presents the material of a complex research work on a psychophysiological status determination and the influence of physical upbringing means and methods.

Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, screening-evaluation of functional and adaptive reserves of the organism, a monitoring, the methods of mathematical statistics.

Results. On the basis of the received data on the methodology "Sources of health" among the 1st-3rd course students of the main, preparatory and special health groups we revealed the percentage from proper indices of general, physical, psychic and adaptive reserves. During the experiment we revealed how physical upbringing experimental lessons, on the basis of the way of a working capacity rehabilitation and increase, influence general, physical, psychic and adaptive reserves of a person, prove that the reserves indices increase is higher in the experimental groups, than in the control groups.

Conclusion. A psycho- physiological status determination should be held together with the offered methodologies and it gives an opportunity to control the whole educational-upbringing process, connected with a physical upbringing of the students from higher educational establishments.

Введение. Современная

государственная система образования и физического воспитания еще не настолько совершенна, как это требуют гуманистические цели и интересы общества. В силу ряда причин медицина более всего является наукой о болезнях и менее всего - о здоровье. Ее профилактические мероприятия сведены к минимуму. Многочисленные результаты педагогических исследований

демонстрируют также и низкий уровень (как правило, ситуативный или начальной грамотности) физической культуры и в целом культуры здорового образа жизни

учащихся. Большинство выпускников школ не обладают специальными знаниями, практическими умениями и навыками использования разнообразных средств и методов укрепления здоровья, контроля за своим здоровьем, физическим развитием и физической

подготовленностью [2]. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью, лишая человека самой важной ценности в жизни. В этом случае она (система) работает ради самой себя в экстремальном режиме по отношению к учащимся. Данная тенденция обусловлена, помимо всего прочего, негативным

влиянием традиционных подходов и форм организации учебной деятельности на психофизическое состояние субъектов образовательного процесса, качественной характеристикой которого выступает, прежде всего, педагогическая система, обеспечивающая эффективность учебно-воспитательной деятельности. Вот почему сегодня очень активно на всех уровнях заговорили о здоровье сберегающей образовательной технологии. Это степень и совокупность используемых в образовании современных научно обоснованных педагогических технологий обучения и воспитания, функционально и организационно отражающих структуру совместной (учитель-ученик) творческой деятельности, основанной на научной организации труда, психолого-

педагогических и физиологических закономерностях интеллектуальной и воспитательной работы [4].

Таким образом, значимость феномена адаптации студентов для учебно-воспитательного процесса вуза диктует необходимость его дальнейшего всестороннего исследования и поисков путей оптимизации его осуществления в образовательной практике [1].

Ориентированность на содержание будущей профессии позволяет: подбирать физические упражнения с учётом требований профессиональной

деятельности; развивать наиболее

значимые физические качества,

профессионально важные навыки; повышать уровень физической

подготовленности, физического развития и состояния здоровья студентов [5]. Важнейшим разделом спортивной медицины является функциональная диагностика, и в частности тестирование физической работоспособности,

функциональной готовности,

адаптационных резервов и других характеристик функционального

состояния спортсменов. Это в равной степени относится как к спорту, так и к массовой оздоровительной физической культуре [3].

Методика исследования. Для

определения оценки показателей здоровья студентов, мы применяем аппаратно-программный комплекс скрининг-оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма студентов различных групп здоровья «Истоки здоровья».

Организация обследования: На основе

полученных данных по методике «Истоки здоровья» у студентов 1-3-го курсов основной, подготовительной и

специальных групп здоровья мы выявили процентное соотношение от должных показателей общих, физических, психических и адаптационных резервов. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика изменений оценки уровня функциональных и адаптивных резервов

организма студентов (юноши) в период обучения

Основная группа Подготовительная группа Специальная группа

тесты I курс II курс III курс I курс II курс III курс I курс II курс III курс

Общие резервы 43.8% средн ие 41.4% средн ие 40.4% средн ие 36.9% ниже средне го 47.6% средн ие 37.4% ниже средне го 42.8% средн ие 23.0% ниже средне го 24.4% ниже средне го

Физические резервы 24.4% ниже средне го 31.8% ниже средне го 23.9% ниже средне го 19.4% низкие 24.7% ниже средне го 20.9% ниже средне го 21.4% ниже средне го 25.4% ниже средне го 23.9% ниже средне го

Психичес кие резервы 61.4% выше средне го 62.4% выше средне го 42.4% средн ие 72.2% выше средне го 87.7% высок ие 56.7% средн ие 80.8% высок ие 70.1% средн ие 14.3% низкие

Адапта-циионные резервы 90.0% высок ие 90.0% высок ие 90.0% высок ие 62.5% выше средне го 90.0% высок ие 67.5% выше средне го 90.0% высок ие 85.4% выше средне го 90.0% высок ие

Данную методику мы использовали для обследования студентов контрольной и экспериментальной групп. Контрольная группа занималась по методике на основе программы Минобрнауки, а

экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике на основе способа восстановления и повышения работоспособности организма человека (патент на изобретение № 2337661 от 26.03.2007г.).

Обсуждение результатов. В

результате эксперимента мы выявили, как экспериментальные занятия по

физическому воспитанию на основе способа восстановления и повышения работоспособности влияют на общие, физические, психические и адаптационные резервы человека. Полученные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке.

Таблица 2

Динамика показатели контрольной и экспериментальной группы

показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Общие резервы 42,6 % 43,2 % 42,8 % 46,6 %

Физические резервы 24,5% 26,8 % 25,6 % 33,3 %

Психические резервы 55,4 % 62,3 % 54,2 % 67,5 %

Адаптационные резервы 81,0 % 86,2 % 84,3 % 90,3 %

35 30 25 20 15 10 5 0

30,08

24,54

8,89 9,39 12,4;

6,42 7,12

1,41 1

□ контр. гр.

□ экспер. гр.

общие резервы

физич. резервы

психич. резервы

адаптац. резервы

Рисунок 1. Сравнительные результаты прироста психофизиологических показателей между контрольной группой и экспериментальной группами, %

Данные, представленные в диаграммах, свидетельствуют о том, что прирост показателей резервов выше в экспериментальных группах, чем в контрольных группах.

В заключение необходимо отметить, что определение

психофизиологического статуса

необходимо проводить в комплексе с предложенными методиками, что, в свою очередь, дает возможность контролировать весь учебно-воспитательный процесс, связанный с физическим воспитанием студентов вузов.

Литература

1. Залевский, Г. В. Школа социальной адаптации / Г. В. Залевский, В. И. Ревякина, Б. А. Разумов. - М. : АСОПиР, 1993. - С. 110-124.

2. Деманов, А. В. Краткий курс лекций по предмету "Физическая культура" (методическое пособие) / А. В. Деманов. - Астрахань : АГУ, 1999 г. - 27 с.

3. Руненко, С.Д. Исследование и оценка уровня функционального состояния спортсменов :

Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, Е. Е. Ачкасов. М. : Профиль-2С, 2010. - 168 с.

4. Физкультура и спорт. Учебник для институтов физической культуры / Под. ред. Ю. М. Портнова. - М. : ФиС, 1998. - 350 с.

References

1. Zalevskiy, G. V. The school of social adaptation / G. V. Zalevskiy, V. I. Revyakina, B. A. Razumov. - Moscow : ASOPIR, 1993. - P. 110-124.

2. Demanov, A. V. A brief course of lectures on "Physical culture" (a methodical manual) / A. V. Demanov. - Astrakhan : Astrakhan State University, 1999. - 27 p.

3. Runenko, S.D. Sportsmen's functional state level study and evaluation : a manual for students of medical and pediatric faculties of medical higher educational establishments / S. D. Runenko, E. A. Talambum, E. E. Achkasov. Moscow : Profile-2C, 2010. - 168 p.

4. Physical culture and sport. A textbook for Physical Culture Institutes / Under edition of Y. M. Portnov. - Moscow : FiS, 1998. - 350 p.

Статья поступила в редакцию: 26.01.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.