Научная статья на тему 'Показатели эффективности российской налоговой системы'

Показатели эффективности российской налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Местоев М. Б.

В статье рассматриваются теоретические и практические особенности эффективности налоговой системы. Анализируются мнения различных авторов по проблематике показателей эффективности налоговой политики России. Значимость и актуальность статьи определяется потребностью в формировании и реализации эффективного комплекса мер органов государственной власти в области налогообложения, от эффективности, реализации которых будет зависеть социально-экономическое состояние государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности российской налоговой системы»

ется предприятие (экологические требования, требования рынка по объёму, структуре и качеству выпускаемой продукции и др.).

Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию, для его разработки требуются усилия различных подразделений компании. Следует также отметить, что наличие только одного финансового плана (стратегического либо текущего) не позволяет предприятию осуществлять финансовое планирование эффективно.

Система финансового планирования затрагивает все сферы деятельности предприятия, является сложным процессом, требующим серьезной и тщательной подготовки. В нашей стране на сегодняшний день руководители большинства предприятий, особенно это касается малого бизнеса, не уделяют должного внимания постановке финансового планирования в своих организациях. Проработка всех этапов и всех уровней финансового планирования: перспективного, текущего и оперативного, может стать залогом процветания предприятия. Финансовое планирование на сегодняшний день становится не просто желательным, а необходимым элементом управления.

Список литературы:

1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - 3-е изд. - М.: Дело и сервис, 2001. - С. 304.

2. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 176.

3. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2003. - С. 656.

4. Финансы и кредит: учеб. пособие / Под ред. A.M. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 511.

5. Финансы предприятий: учеб. пособие / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина, З.М. Смирнова; под ред. Е.И. Бородиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - С. 208.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

© Местоев М.Б.*

Южно-Российский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются теоретические и практические особенности эффективности налоговой системы. Анализируются мнения различ-

* Соискатель кафедры Налогообложения и бухгалтерского учета.

ных авторов по проблематике показателей эффективности налоговой политики России. Значимость и актуальность статьи определяется потребностью в формировании и реализации эффективного комплекса мер органов государственной власти в области налогообложения, от эффективности, реализации которых будет зависеть социально-экономическое состояние государства.

Ключевые слова: эффективность, налоговая система, налоговая политика, налоговые реформы.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики, выступающая главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Деятельность государства по управлению процессом аккумулирования части национального дохода, посредством системы налогообложения, с целью дальнейшего перераспределения финансовых ресурсов в интересах всего общества, предполагает реализацию определенных мероприятий направленных на повышение эффективности функционирования существующей налоговой системы посредством проведения реформы.

Налоговая реформа проводится в рамках конкретной налоговой полити-ки1 [1], которая и формирует цели ее проведения. Степень достижения поставленных целей и является оценкой эффективности налоговой реформы. В свою очередь, цели реформирования налоговой системы формируются под воздействием двух групп факторов: с одной стороны, налоги и налоговая политика всегда находятся в рамках определенной экономической политики, с другой стороны, формирование, развитие и действие налогов не может выходить за рамки объективно существующих принципов и закономерностей построения и функционирования налоговых систем.

В экономической теории эффективность определяется, исходя из поставленных целей, как функция достигнутых результатов (эффекта) и затраченных на это ресурсов. Вариабельность результативности (экономическая, социальная, технологическая и т.д.) обусловливает множество разновидностей эффективности. Среди них бюджетная, коммерческая, народнохозяйственная (общественная), социальная, техническая, экологическая, эллокативная эффективность, а также эффективность инвестиций, экономической деятельности, капитальных вложений и некоторые другие [2].

1 Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения; деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемая в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учётом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития.

Внутрихозяйственная эффективность налогообложения, или налоговая эффективность микроэкономической системы, представляет собой характеристику налогоплательщика (хозяйствующего субъекта, домохозяйства) с точки зрения соотношения налоговых издержек и результатов его деятельности.

Фискальная эффективность налогообложения, или эффективность налоговой системы, представляет собой характеристику деятельности налоговых органов федерального, регионального и муниципального уровней, вытекающую из соотношения генерируемых ими налоговых доходов, с одной стороны, и расходов на их функционирование, с другой стороны.

Воспроизводственная эффективность налогообложения, или налоговая эффективность макроэкономической системы, представляет собой институциональную характеристику деловой среды территории с позиции налоговой нагрузки, вытекающую из соотношения совокупного уровня налоговых изъятий и производимого валового внутреннего продукта (ВВП).

Эффективность [3] является наиболее общей характеристикой любой сферы человеческой деятельности. По степени общности это понятие сопоставимо с такими категориями как «цель», «средство», «результат», «управление».

Таблица 1

Составные элементы эффективности налогообложения

Составные элементы Разновидности эффективности налогообложения

В нутрихозяйственная эффективность налогообложения Воспроизводственная эффективность налогообложения Фискальная эффективность налогообложения

Тип экономической системы Микроэкономическая система Макроэкономическая система Налоговая система

Объект управления Хозяйствующие субъекты домохозяйств Социально-экономическая среда Налоговая служба как орган государственного / муниципального управления.

Институциональная функция Налогоплательщик Конечный пользователь налогов Собиратель налогов

Целеполагание, критерий эффективности Минимизация налоговых издержек Сбалансированная система интересов производства и потребления Максимизация налоговых сборов

Параметры результата Доход (Д) или его часть Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) Совокупные налоговые поступления (НП)

Параметры затрат Налоговые издержки (НИ) Совокупные налоговые платежи, налоговые поступления (НП) Расходы на содержание налоговой службы (Рнс)

Алгоритм оценки эффективности НИ / Д НП/ВВП НП/ВРП НП / Рнс

Источник: составлено автором.

1 Эффективность - это соотношение между результатом и затратами или ресурсами, которые этот результат вызвали.

В контексте эффективности налогообложения в зависимости от объекта управления целеполагание кардинально разнится: если на уровне микроэкономической системы оно ориентируется на минимизацию /(^-тщ), то на уровне налоговой системы в качестве критерия эффективности выступает максимизация /(^-тах). Ключевые элементы показателей эффективности налогообложения представлены в табл. 1.

Как видно из нее, оценка эффективности налогообложения ограничиваются макроэкономическим аспектом; внутрихозяйственный аспект эффективности налогообложения зарубежными школами не рассматривается; оптимизация налогообложения на внутрихозяйственном уровне является предметом интересов консалтинговой практики; макроэкономические оценки эффективности налогообложения, как правило, не выходят за пределы воспроизводственной эффективности, т.е. оценивают налоги с позиции их воздействия на деловую активность, занятость, сбережения, антициклическое регулирование; приоритетными аспектами эффективности налогообложения являются влияние налогов на экономику, оценка видов налогов и сборов, соотношение прогрессивного / пропорционального налогообложения [5].

В качестве основных показателей оценки воспроизводственной эффективности налогообложения мы выделили:

1. Уровень налоговой нагрузки, характеризующий степень давления на производителя и размер изъятия доходов хозяйствующих субъектов.

2. Соотношение налогов, взимаемых с бизнеса и граждан, позволяющее оценить модель финансовых взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов с позиции дотаций производителя или потребителя. В странах с развитой рыночной экономикой налоги с населения составляют около 35 % от общей суммы налоговых поступлений. Для России при сложившемся уровне зарплат рыночный уровень налогообложения населения является неприемлемым;

3. Соотношение прямых и косвенных налогов, позволяющее оценить налоговую модель с точки зрения переложения налогов из сферы производства в сферу потребления;

4. Соотношение налоговой нагрузки в обрабатывающих и сырьевых отраслях - важный для России структурный параметр, призванный стимулировать развитие отраслей с высокой степенью переработки с целью изменения в пользу обрабатывающих отраслей структуры ВВП в целом и структуры экспорта в частности;

5. Коэффициент налоговых доходов, представляющий собой отношение налоговых доходов бюджета к численности сотрудников государственной службы. Показатель позволяет косвенным образом оценить результативность государственного (муниципального) управления, которое формирует институциональную среду, обусловливает ее инвестиционную привлекательность, климат в формате «власть-бизнес», входные барьеры на рынках [5].

В качестве основных показателей оценки фискальной эффективности налогообложения могут быть использованы следующие показатели:

1. Коэффициент собираемости налогов, представляющий собой отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов;

2. Эффективность расходов налоговой системы или эффективность фискальных расходов, оцениваемая по соотношению сумм налоговых и приравненных к ним поступлений к совокупности текущих расходов на содержание фискальных органов;

3. Обратный показатель - уровень затрат на содержание налоговой службы в расчете на 100 руб. поступивших налогов и сборов или коэффициент фискальных затрат;

4. Результативность деятельности работников налоговой службы (фискальных органов) или средний размер налоговых поступлений, оцениваемый по соотношению сумм поступивших налогов и сборов и численности сотрудников фискальных органов;

5. Уровень нагрузки персонала налоговой службы (фискальных органов), оцениваемый по количеству налогоплательщиков, приходящихся на одного работника фискальных органов[5].

В целом, по результатам проведенного исследования автором сделаны следующие выводы:

- целенаправленное воздействие на уровень налоговой нагрузки на экономику дает результаты, и уровень воспроизводственной эффективности налогообложения при всех его колебаниях находится на нижней границе критериальных значений;

- совершенствование администрирования в системе налоговых сборов способствует росту коэффициента собираемости налогов: в принятом понимании (отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов) в настоящее время он близок к своему оптимальному значению;

- по другим оценкам фискальной эффективности налогообложения выводы крайне негативные и свидетельствуют об отсутствии управления этим параметром в российской фискальной системе. Таким образом, все программные установки на повышение эффективности и результативности отечественной фискальной системы до настоящего времени остаются декларацией;

- внутрихозяйственная эффективность налогообложения несколько снижается в динамике. Это может быть свидетельствовать о результативности совершенствования налогового администрирования, с одной стороны, с другой стороны, о необходимости совершенствования налогового менеджмента на внутрифирменном уровне и легальных способов оптимизации налогообложения [6].

Таким образом, анализ фискальной эффективности налогообложения позволяет сделать следующие выводы:

- уровень коэффициента собираемости налогов в принятом понимании (отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов) близок к своему оптимальному значению;

- результативность деятельности работников налоговой службы составляет около 40 млн. чел. в расчете на одного работника. При этом в последние годы наблюдается опережающий рост налоговых поступлений по сравнению с ростом численности работников.

Предложенные показатели в целом достаточно полно характеризуют налоговый режим и в этом смысле представляют основу для комплексного анализа хода реализации налоговой политики. Сопоставление показателей налоговой системы с важнейшими социально-экономическими показателями позволяет в определенной мере делать выводы относительно их взаимосвязи, но эта связь имеет характер преимущественно нелинейной зависимости.

Список литературы:

1. Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслова Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие для вузов: рек. УМО. - М.: Дело и Сервис, 2011.

2. Амбросьева Т.Г. Теория и практика управления эффективностью налогообложения в России // Вестник Екатерининского института. - 2010. -№ 1. - С. 9-11.

3. Дафт Р. Менеджмент. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 800 с.

4. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/1149307.html (дата обращения: 12.05.2013).

5. Амбросьева Т.Г. Теория и практика управления эффективностью налогообложения в России // СЕРВИС PLUS / Российский государственный университет туризма и сервиса. - М., 2007.

6. Дрожжина И.А. Аналитическое исследование критериев эффективности планирования налогообложения экономического субъекта // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 50-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.