УДК 339.138
Н.Г. Гранкина*
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПАНИЕЙ ИНСТРУМЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МАРКЕТИНГА
Гранкина Н.Г. Показатели эффективности использования компанией инструментов социально-ориентированного маркетинга. - Статья.
В статье представлено авторское определение эффективности инструментов социальноориентированного маркетинга; разработана методика ее оценки; предложен комплекс количественных и качественных показателей определения социальной эффективности социальноориентированного маркетинга.
Ключевые слова: эффективность инструментов социально-ориентированного маркетинга; показатели экономической эффективности, показатели социальной эффективности; качественные и количественные показатели социальной эффективности.
Grankina N.G. Technique for an assessment of efficiency of socially oriented marketing instruments. - Article.
The article presents the author's determination ofthe efficiency of socially-oriented marketing instruments. The author elaborated technique of an assessment of socially-oriented marketing efficiency. А complex of quantitative and quality indicators for an assessment of socially oriented marketing efficiency has been suggested.
Keywords: efficiency of socially oriented marketing instruments; economic efficiency indicators, social efficiency indicators; quality and quantitative indices of social efficiency.
Гранкіна Н.Г Показники ефективності використання компанією інструментів соціально-орієнтованого маркетингу. - Стаття.
У статті представлене авторське визначення ефективності інструментів соціально-орієнтованого маркетингу; розроблена методика її оцінки; запропонований комплекс кількісних і якісних показників визначення соціальної ефективності соціально-орієнтованого маркетингу
Ключові слова: ефективність інструментів соціально-орієнтованого маркетингу; показники економічної ефективності, показники соціальної ефективності; якісні та кількісні показники соціальної ефективності.
Несмотря на существование в бизнес- эффективности концепции управления
практике компаний, которые внедряют компанией, которая, с одной стороны, была
программы социальной ответственности бы направлена на оказание помощи в репо причинам, никак не связанным с их при- шении острых общественных проблем (на-
быльностью, а только по соображениям пример, улучшение экологии, повышение
внутренней этики, морали и нравственно- уровня образования и качества медицины,
сти, справедливо признать тот факт, что улучшение жизни слабозащищенных слоев
для бизнеса связь между собственными населения и т.д.), а с другой стороны - при-
интересами и социальными мероприятия- носила бы ощутимую пользу бизнесу.
ми будет всегда обладать высокой ценно- Концепцией, удовлетворяющей вы-
стью. В данной связи актуализируется во- шеперечисленным требованиям, по мне-
прос о внедрении и последующей оценке нию автора, можно признать социально-
* Гранкина Надежда Геннадьевна - аспирант Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия.
ориентированным маркетинг, под которым подразумевается механизм реализации социальной ответственности бизнеса посредством использования
КОМПЛЕКС ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МАКРОУРОВЕНЬ (ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ)
Показатели экономической эффективное™ концепции
Показатели благосостояния населения региона
і і і і і п п п п п
о о о о о
7? 7? 7? 7? 7? ф ф Ш Ф Ф Ы (О (О (О и ф ф ф ф ф
подд п
о ф ф ^тз О 1-0-0 •< х юеТ ж
тіін^ т 8 —но
н п дц° ° т § ц
^ ОЗ °_С м
п-оин
?? ббВ( ааЦ
о а>ва> ^
ни о е о Я л а
т н-Н' - сс ее и
хгсМ;
а
н
а
и Е я у
инструментов маркетинговой деятельности, ориентированной на формирование набора социальных взаимодействий, обеспечивающих согласование потребностей, возможностей и интересов потребителей, общества и бизнеса с учетом социально-обоснованных нормативов**.
Авторская методика оценки эффективности социальных проектов, программ, мероприятий, реализуемых бизнес-структурой в рамках концепции СОМ, заключается в определении социальных и экономических выгод, получаемых конкретной компанией и обществом в целом.
В данной связи весьма важным представляется разработка комплекса качественных и количественных показателей эффективности (рисунок 1), отражающих социальный и экономический эффекты от реализации концепции СОМ, получаемые на макро- и микроуровнях.
* Далее обозначения термина «социальноориентированный маркетинг» будет применяться сокращение СОМ.
** Авторское определение.
Показатели экономического развития региона
Показатели социальной эффективности концепции СОМ
Показатели социального развития региона
і і і і і ■5'° §°0з° н т
ОШІФФШ ГО I Ф І І І д -то — — О -У гор п с о
т о п °-Е
Ф ГО ^ ГО ^ ^ і ^тз ^ з а л
ю^оЬ
о го оад н
ЗОи-Зі, ем -З 8 І-иО
с т иші-л
ш с л б-н н о
члішїс
ез "О н § О 1 ^ 2ш0) ш н я ^ а ^ у
бсошЁ, £2° < тт н ?5 -т язв»
в ^ ті аа нЕ —Уо
^ £ со
£ Е п и и
— и и <
І: — а к "З тс уу (ООІОт
цт
(О Е ^ ^ са а о л ГО ^
; ь ш ~
— ІЗ а
Ф
Показатели экологического развития региона
і і і і і УУШДП тр О о-О п и ар н н-фт о д
О" — -Г
з в з % о
б — — Е е
з ° с о<
ор
ом
н Ш т Ы ї
в
а о ф « °( а
о я с г □
з
ЛОІГО^Н
з
н
ш ы ° а>.с
° * ° и а
е са
г Он;]
н &ш к т
— N н
д а
д го _ т ю;
Х5 Ф ГО О
' ю
м— » с
п
о
и0 ы і ш- ■ н
О У
фж
ф
-ю
т
; її . с тз ф д сг
Показатели
Показатели
финансовой
устойчивости
компании
і і і
=пзчз з ітз
СЬ ^3 СЬ Ф'Ъ ^ ф 3,0 Ф 0,0 0^1
ш^^з5 ш з Ё о е о о ^ - -ь ^омоозп
ОФІфО Зтз $ ои 0-5 -Ь о ш о в о
У^'О » Ю|
---о-ф о- т о-
( °1 шк п 2
ф а: н н
° 5
ст
дтооо
ри
и ч е
с
_□ т; о
го Я оорвоо уо Жжз у нж
он
ш
тс м
ш т ме
^*тз
Ol
а
ел
рио
о
ат
лд
о
е
м
-8-
о
ло
о
дот
еш
іі§
'
о
н
5 го ие
ш_г
о
ин
д
Комплекс показателей, представленный на рисунке 1, позволяет реально функционирующей компании оценить свой вклад в развитие региона, а также проследить, насколько выгодной (или невыгодной) является реализация соци-
Показатели эффективности использования компанией инструментов
СО
и
X
а
Е-
и
X
а,
Л
о
и
0 ж
1
Л
еэ
0 а 5 Н
1 О
5
6 О
п
о
ж
-о
«=?
я
а
5Х
О
и
К
Н
т
о
н
зК
О
*
и
0)
т
X
X
о
X
о
*
т
К
ЬЙ
X
е-
к
о
35
о к
X Я
Л 0)
5 Л
оз сп
5 § 1 оз
о О я
-0 <о 4—'
5 2 0)
и 2 5
о гг со
X с о
со 3 и гг §;
5 X
*с 0) о 5Й |
>3 О к:
я* и г X и си 3*
2 55 3
а и С ? о
0) О X
3* * о
3 I г г 5Й П) о
о X гг 55 §■
5й П5 г § а
си 55
а X
оз
IX о я
и
1)
Л
1)
я
со
о
Л
>,
оз
X
о*
0)
X
X
&<
о
в
о
X
СП
35
О)
Ч
Н -е то "ф*
£2 л
я
*
о
с
и
т
О)
4 с
5
г§
к
си
э5
5
и
О
4
0
1
X
и
н
5 м
0 н аз
5.0
аи
В
х
8
X
3
х
X
01 о. ч:
01
х
ш
о X ир 1л
О' “
^ РГ
и 1Л
N Ь2 1—1 ^ ?т Ч
N т^"
Комплекс количественных показателей социальной эффективности
Группа заинтере- сованных лиц Название показателя Методика расчета
Пред- приятие Окупаемость затрат предприятия на СОМ, т.е накопление социального капитала ц к---:, Где Кс - величина накопленного социального капитала фирмы; 3: Ус - убытки и упущенная выгода вследствие реализации фирмой концепции СОМ; Зс - затраты фирмы на СОМ.
Акционеры, вкладчики, собственники Коэффициент эффективности инвестиций, вкладываемых в социальные программы ^ _ Р; , где Кзф - коэффициент эффективности; Рз- результат Сдохо-3обш Ды) от инвестиционного проекта; Зобщ- затраты (текущие затраты и капитальные вложения).
Сотруд- ники Прирост производительности труда ПТ до реализации социальной программы Пз — - ПТ после реализации социальной программы
Эласт ичност ь удовлет -ворения потребностей сотрудниковj-тойгруппы по затратам на персонал этой группы асуп:- зп, р где СУШ - степень удовлетворения потребностей со-1 дзп; СУП] трудников предприятия ¡-той группы; Зщ-затраты на персонал ¡-той группы
Партнеры Индекс прироста социально-от вет ст венных компаний в регионе Кол — во социально — ответственных компаний в текущем году
Кол — во социально — ответственных компании в отчетном году
Наличие (отсутствие) совместных с партнерами проектов в области социальной политики Количество всех совместных проектов Количество социальных совместных проетов
Индекс привлеченных новых партнеров ГППП Привлеченные партнеры в текущем году Выбывшие партнеры в текущем году
Потреби- тели Индекс прироста продаж от социальных акций ^ Продажи социально — ориентированного продукта за период времени 1
Продажи обычного продукта за период времени 1
Коэффициент лояльных потребителей , где ПО (М) - общее количество потребителей компании в ПЛГ период (1 год) до внедрения СОМ; ПЛ (М) - количество лояльных потребителей в период до внедрения СОМ; ПЛ 1 - количество лояльных потребителей в период (1 год) после внедрения СОМ.
Местное сообще- ство Коэффициент социального участия г Количество всех социальных мероприятий в регионе
11° Количество социальных мероприятий, в которых участвует фирма
Показатели экологической ответственности перед местным сообществом - % использованных материалов, являющихся отходами собственного производства; - Показатели прямого и косвенного использования энергии; - Объем выбросов в окружающую среду при транспортировке продукции; - Суммарные затраты на охрану окружающей среды;
Органы власти Продуктивность отношений с органами власти И+Н4Э , где И - инвестиции фирмы в развитие региональных 00Е Л+С+РИ социальных проектов, мероприятий; Н - налоговые отчисления компаний в региональный бюджет; Э - положительный эффект, полученный обществом от участия компании в социальных программах, в денежном выражении; Л - льготы, установленные властями по налогам и прочим сборам; С - субсидии из средств бюджета на развитие бизнеса; РИ - средства бюджета, выделяемые на развитие инфраструктурных объектов в интересах бизнеса
* Авторская разработка с использованием: [9, С. 115-135], [10, С. 114-122].
Таблица 1.
концепции СОМ*
Сущность показателя
Характеризует выгоду от социально-ориентированного хозяйствования фирмы
Позволяет учитывать затраты и результаты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта
Демонстрирует изменение производительности труда работников после внедрения социальных программ
Характеризует изменение степени удовлетворения потребностей сотрудников организации с возрастанием затрат на персонал на 1%
Характеризует эффективность стимулирования бизнеса к социальной ответственности
Характеризует эффективность организация совместных с партнерами конференций, круглых столов по обсуждению наиболее острых социальных проблем региона, путей их решения
Характеризует эффективность информирования потенциальных партнеров о своей социальной ответственности
Демонстрирует влияние социальных акций, проводимых компанией в торговых точках на уровень продаж продукции
Дает возможность рассчитать прирост лояльных потребителей организации за счет внедрения и реализации социальной политики, базирующейся на принципах СОМ
Характеризует степень причастности компании к социальной жизни населения
Характеризуют экологическую эффективность работы компании, продуктивность использования природных ресурсов, принадлежащих обществу
Характеризует пользу компании от поддержания хороших отношений с органами власти
определена посредством вычисления стандартных макроэкономических показателей, предложенных на рисунке 1, методики расчета которых используются в экономической теории [6, с. 211-215].
Оценка социальной эффективности от реализации компанией концепции СОМ на макроэкономическом уровне осуществляется с помощью двух блоков: блока качественных социальных показателей эффективности и блока показателей экологической эффективности. Показатели этих блоков могут быть получены методами статистического наблюдения, опросов, анкетирования населения.
Показатели экономической эффективности от реализации концепции СОМ на уровне компании разделены на два блока: финансовый блок, блок внутренних бизнес-процессов, блок взаимоотношений с контрагентами, блок развития персонала. Методика расчета данных показателей рассматривается в теории фирмы [7, с. 91-95], [8, с. 434-438].
Показатели социальной эффективности от реализации концепции СОМ на уровне компании.
Авторская методика определения социальной эффективности использования СОМ заключается в разработке показателей и попытке их дифференциации, в зависимости от направленности на определенную группу заинтересованных в социальной политике компании лиц. Необходимо выделить шесть основных субъектов: предприятие, акционеры, сотрудники, партнеры, потребители, местное сообщество, органы власти.
Блок количественных показателей социальной эффективности СОМ:
В таблице 1 представлен комплекс предложенных автором количественных показателей социальной эффективности внедрения и применения концепции СОМ.
Однако проблема оценки эффективности СОМ не замыкается на выработке
количественных показателей, они являются далеко не определяющими. Ведущее значение при оценке эффективность социальной политики бизнеса имеют качественные показатели. В данной связи целесообразно предложить их комплекс также по каждой группе заинтересованных лиц.
Блок качественных показателей социальной эффективности СОМ
Показатели данного блока, представленные в таблице 2, могут быть выявлены и оценены в ходе маркетинговых исследований с помощью, анкетирования, опросных листов групп заинтересованных лиц до и после проведения социальных мероприятий.
Таблица 2.
Комплекс качественных показателей социальной эффективности СОМ
Группа заинтересованных лиц Показатели эффективности
Предприятие • уровень социального имиджа и статуса компании; • уровень организационной и корпоративной культуры бизнеса; • открытость и прозрачность бизнес-процессов;
Акционеры, вкладчики, собственники • показатель доверия акционеров; • умеренность запросов дивидендов.
Сотрудники • характеристика социального климата в коллективе; • уровень социального статуса работников компании; • показатель удовлетворенности работников; • показатель сохранения кадровой базы; • показатель эффективности работника; • показатель соответствия личных целей корпоративным; • показатели работы в команде; • наличие/отсутствие этических кодексов поведения;
Партнеры • показатель совершенствования отношений с партнерами; • показатели социальной ответственности партнеров; • соблюдение договорной дисциплины;
Потребители • показатель лояльности потребителей; • влияние продукции компании на здоровье человека; • показатели качества и безопасности продукции;
Местные сообщества • уровень социальной роли бизнеса; • уровень доверия общественности; • воздействие продукции на окружающую среду; • влияние деятельности компании на разнообразие биологических видов; • возрастание нравственности общества
Органы власти • законопослушание; • соответствие деятельности фирмы установленным нормам, стандартам; • последствия выполнения бизнесом возложенных на него функций и поставленных перед ними задач;
Предложенные количественные и качественные показатели в совокупности позволяют увязывать стратегические маркетинговые цели компании с каждой группой лиц, заинтересованной в его доходе, увели-
чить причитающиеся им долю социального вознаграждения в текущем периоде.
Резюмируя все вышесказанное по итогам разработки методики оценки эффективности СОМ для отечественных ком-
паний целесообразно сделать следующие выводы:
1. Вследствие сложности проведения оценки эффективности СОМ, заключающейся в возможности получения большого количества эффектов, каждый из которых следует идентифицировать определенным набором показателей, была разработана новая классификация видов эффективности, посредством их перегруппировки и укрупнения. Согласно данной классификации все оцениваемые эффекты необходимо разделить на экономические и социальные, действие которых распространяется как непосредственно внутри компании, так и за ее пределами. Это позволяет сконцентрироваться на определении лишь двух видов эффектов: социальных и экономических.
2. Авторский подход к оценке эффективности использования СОМ заключается в определении социальных и экономических выгод, получаемых конкретной компанией и обществом в целом. Комплекс показателей, предложенный автором, отражает социальный и экономический эффекты от внедрения и реализации концепции СОМ, получаемые на макро- и микроуровнях. В данный комплекс входят макроэкономические показатели: блок показателей экономической эффективности, блок макроэкономических качественных показателей социальной эффективности, блок экологических показателей; показатели предприятия: финансовый блок, блок внутренних бизнес-процессов, блок взаимоотношений с контрагентами, блоки качественных и количественных социальных показателей.
Список литературы
1. Ардзинов В.Д. Маркетинг трудовых ресурсов в системе предпринимательства. / В.Д. Ардзинов. - СПб.: МФИН, 1999. - 181 с.
2. Кащин В., Нещадин А., Тульчинский Г Методика оценки эффективности корпоративной социальной политики (социальных
инвестиций и социального партнерства). // Человек и труд. - 2009. - № 5. - С. 39-50.
3. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Яки-мец В.Н. Управление социальными программами компании / Под ред. С.Е. Литовченко. -М.: Ассоциация менеджеров, 2003. - 152 с.
4. Короткова Т Л. Взаимовлияние социальных и эффектов при реструктуризации бизнеса на основе социально-этического маркетинга. / Т. Л. Короткова. // Практический маркетинг. - 2007. - № 3 (121). - С. 45-53.
5. Лепихина Т.Л., Мохова Е.Г. Формирование социальной политики фирмы на основе расчета индекса ее социальной ответственности / ТЛ. Лепихина, Е.Г. Мохова. // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. - 2012. - № 13 (37). - С. 113-128.
6. Алле М. Условия эффективности в экономике / Пер. с франц. - М.: Наука для общества, 1998. - 304 с.
7. Никитин С.А., Чернова А.В., Ноз-
дрин А.А., Котылева Н.Ю. Экономическая эффективность производственно-
хозяйственной деятельности промышленного предприятия: оценка, моделирование и прогнозирование. - Тула: ТГПИ, 1997. -156 с.
8. Беа Ф.К., Дихтл Э., Швайтцер М. Экономика предприятия : Учеб. / Пер. с нем. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 928 с.
9. Родионова Н.В. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями. / Н.В. Родионова. - СПб.: СПбГИЭУ 2004. - 245 с.
10. Фитценц Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / Я. Фитценц. - М.: Вершина, 2006. - 320 с.
11. Соколов В.Н. Методы оценки предприятия. / В.Н. Соколов. - СПб.: СПбГИЭА, 1998. - 144 с.
12. Ваганян О.Г. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала коммерческих организаций. Ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. / О.Г. Ваганян. - М., 2008.