Научная статья на тему 'Показатели деятельности коммерческого банка и интересы субъектов'

Показатели деятельности коммерческого банка и интересы субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова С.В.

В статье сделана попытка увязать результаты развития банковской системы с противоречивыми интересами основных участников -собственников, менеджмента, клиентов и государства. Предложенный подход позволяет выделить группы банковских учреждений по различным критериям их деятельности и сделать содержательные выводы о тенденциях эволюции системы управления коммерческими банками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели деятельности коммерческого банка и интересы субъектов»

В статье сделана попытка увязать результаты развития банковской системы с противоречивыми интересами основных участников -собственников, менеджмента, клиентов и государства. Предложенный подход позволяет выделить группы банковских учреждений по различным критериям их деятельности и сделать содержательные выводы о тенденциях эволюции системы управления коммерческими банками.

Показатели деятельности коммерческого банка и интересы субъектов

С. В. СТЕПАНОВА,

кандидат экономических наук,

заместитель управляющего Новосибирским филиалом

Ланта-банка,

Новосибирск

В чем состоит проблема

Российская банковская система - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Совокупные активы, капитал, объемы аккумулированных средств, разнообразие банковских продуктов, величина кредитов, предоставленных экономике, растут высокими темпами (табл. 1).

Как отмечает агентство Standard & Poor's, уровень кредитных рисков в российской банковской системе России -один из самых высоких в мире. Летом 2006 г. по уровню стра-новых рисков банковского сектора Россия была отнесена к девятой «группе риска» из десяти (в первую группу входят банковские системы с наименьшим уровнем риска, в десятую -с наибольшим).

Если общая устойчивость банковской системы определяется многими факторами, значительная часть которых находится вне пределов компетенции отдельного банка, то устойчивость и конкурентоспособность коммерческого банка тес© ЭКО 2008 г.

Таблица 1

Показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации в 2000—2007 гг.1 (на 1 января)

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Активы банковского сектора, трлн руб. 1,59 2,36 3,16 4,14 5,60 7,14 9,75 14,05

% к ВВП 32,9 32,3 35,3 38,3 42,3 41,9 45,1 52,4

Собственные средства (капитал) банковского сектора, % к ВВП 3,5 3,9 5,1 5,4 6,2 5,6 5,7 6,3

Кредиты, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам: % к ВВП 10,5 11,6 14,8 16,6 20,3 22,8 25,2 30,0

% к активам 31,9 35,9 41,9 43,3 47,9 54,5 55,9 57,2

Кредиты банков в инвестициях в основной капитал, % 4,3 2,9 3,5 4,8 5,3 7,3 6,5 8,9

но связаны с моделью его развития, особенностями организации и системы управления.

В настоящее время в отечественном банковском секторе увеличивается степень расслоения и, в частности, растет разрыв между банками коммерческими и государственными. В государственной собственности - напрямую или опосредованно - находятся общенациональные и региональные банки, на которые приходится свыше половины активов всей банковской системы. В их числе крупнейшие российские банки - Сбербанк (на апрель 2007 г. доля Центрального банка РФ в уставном капитала - 57,6%, доля в голосующих акциях - 60,3%) и ВТБ (государственная корпорация). Под контролем государства находятся и такие крупнейшие банки, как Российский сельскохозяйственный банк, Российский банк развития и Росэксимбанк. Банки с государственным участием усиливают свои позиции как за счет роста активов и операций, так и благодаря приоритетным позициям в обслужива-

1 Банковский сектор в экономике России. 2007 г. Данные Банка России -www.cbr.ru

нии государственных проектов и программ, что приводит к ухудшению условий развития других участников банковской системы.

При положительной динамике развития российского банковского сектора (чистые активы за последние 4 года выросли на 279%, объем депозитов - на 282%, кредиты - на 428%, прибыль банков - на 428%)2 дифференциация внутри банковского сектора увеличивается.

По данным рейтингового агентства РБК3 за первый квартал 2007 г., рентабельность чистых активов у ста наиболее прибыльных российских банков составляет от 19,5% до 0,54%, а рентабельность капитала - от 42,7% до 4%, то есть значения показателей различаются на порядок.

Сопоставление по величине чистых активов и результатам деятельности в терминах рентабельности российских банков на начало 2007 г. показало, что явной зависимости между этими характеристиками не наблюдается. Другими словами, увеличение масштабов банковского бизнеса (рост активов и капитала) есть необходимое, но пока недостаточное условие роста их конкурентоспособности.

Многое зависит от различий в качестве управления и организации деятельности, а также особенностей реализации выбранной стратегии, в том числе от желания и готовности акционеров обеспечивать банку дополнительный капитал.

Интересы сторон

По мнению экспертов, «модели развития многих банков постепенно меняются, намечается переход от оппортунистического поведения и статуса карманных банков к ведению реального банковского бизнеса»4. В настоящее время большинство российских банков имеют похожие стратегии, направленные на «органическое» расширение бизнеса во всех основных сегментах рынка и увеличение собственной рыночной доли. Но несмотря на сходство стратегий, российские банки демонстрируют различные результаты деятельности.

2 По данным с 01.01.2003 до 01.01.2007.

3 http://fating.rbc.ru/articie.shtmi

4 Анализ рисков банковского сектора: Российская Федерация.- Отчет агентства Стэндард и Пурс, 21 июля 2006 г. (http://www.standardandpoors.ru/).

На сегодня господствует представление, что успешна такая модель развития, когда организация банковской деятельности и системы управления направлены на рост стоимости банка в долгосрочной перспективе.

Стоимость банка отражает его значимость для экономики и общества. Деятельность банка ценна для широкого круга «заинтересованных сторон», к которым относятся клиенты, собственники, менеджеры, работники, контрагенты, органы надзора и управления, государственные структуры, и т. д. Разные заинтересованные стороны в общем случае преследуют различные интересы, следовательно, и критерии оценки качества отдельного банка для них будут неодинаковы (см. Приложение 1).

Задача построения системы показателей для оценки деятельности банка и в теоретическом, и в практическом плане решается не один год. Любой учебник или методическое пособие по анализу финансового состояния коммерческого банка содержит информацию о показателях и способах их расчета. Как правило, это показатели структуры баланса, ликвидности, доходности и рентабельности (как банка в целом, так и отдельных направлений деятельности).

Большинство планово-аналитических служб коммерческих банков также разрабатывают определенные перечни показателей, которые служат им для целей анализа, планирования и оценки деятельности. Чаще всего эти показатели характеризуют деятельность менеджмента банка, показывают степень выполнения планов (если таковые в банке разрабатываются). Отдельные показатели, наряду с оценкой успешности менеджмента, позволяют выявить, насколько удачными оказались вложения в банк для собственника. К тому же значительные вре-меннь!е и трудовые ресурсы задействованы в расчетах показателей, интересных государству, которое может выступать в разных ипостасях: например, надзорный орган (Центральный банк), налоговая служба, органы финансового мониторинга, местного самоуправления, антимонопольные службы.

В перечень показателей для оценки финансовой устойчивости банка, составленный в соответствии с требованиями ЦБ РФ, входит 31 показатель. Вполне закономерно, что две трети

из них нужны надзорному органу, только шесть показателей отражают интересы менеджеров и собственников (рентабельность, структура доходов и расходов) и еще четыре учитывают интересы всех заинтересованных сторон (качество активов и качество капитала банка). Показатели, которые в явном виде отражают интересы клиентов банка, в данном перечне отсутствуют.

Однако полной определенности, в чьих интересах проводится расчет тех или иных показателей, сегодня нет. Поэтому очень важно добиться соответствия показателей целям субъекта, в интересах которого проводится оценка.

Вместе с тем трудности кроются не только в наличии противоречий между показателями оценки с позиций разных субъектов. Существует проблема разнонаправленности показателей оценки даже для одного субъекта. Например, акционер, заинтересованный в росте дивидендов, должен отрицательно относиться к расходам капитального характера, величина которых, как правило, определяется в зависимости от суммы прибыли. То есть, чем больше доля прибыли, направляемая на приобретение основных средств, тем меньше размер текущих дивидендов. Кроме того, отвлечение средств из оборотного капитала на приобретение основных средств может вести к снижению рентабельности активов, а значит, и рентабельности капитала. Однако сиюминутная экономия на покупке необходимого оборудования, без которого современный банк не может существовать, приведет к снижению прибыли в будущем.

Таким образом, обоснование системы оценки деятельности коммерческого банка относится к числу главных задач при построении современной системы корпоративного управления. Сторонники функционального подхода в управлении называют планирование и контроль (составной частью которого является анализ деятельности) среди основных управленческих функций. К важным проблемам организации планирования и анализа следует отнести определение субъекта, в чьих интересах эти действия совершаются. Ведь планирование следует за постановкой целей, а цели, как мы понимаем, у заинтересованных субъектов разительно отличаются. Одной из задач можно назвать определение степени выполнения плана.

Выполненный план, разработанный в интересах одного субъекта, не всегда означает выполнение плана для другого субъекта. Так, запланированная прибыль может быть получена и в случае невыполнения плана по разработке и продвижению новых продуктов. То есть интерес собственника оказался удовлетворенным при неполном удовлетворении интереса клиента. И напротив, банк может вывести на рынок новый продукт, пользующийся спросом, но не приносящий прибыли.

Вместе с тем в современной методической и учебной литературе, нормативных документах Центрального банка РФ содержатся лишь общие подходы к проведению оценки, анализа и планирования деятельности банков, и, к сожалению, не определяется субъект, в интересах которого они осуществляются.

Подходы Банка России к оценке деятельности

банков

С некоторой долей условности первым опытом разработки критериев для оценки наличия проблем в коммерческих банках можно считать Письмо ЦБ РФ от 02.04.1996 № 265 «О рекомендациях по определению критериев степени проб-лемности банков». В зависимости от наличия в деятельности банка одного или нескольких перечисленных в этом письме признаков (и длительности их наличия) банк мог быть отнесен органом надзора к первой, второй или третьей группе проблемности.

Безусловно зафиксированные в документе признаки отражали проблемы, существовавшие в банковской сфере в конце прошлого века, а по степени учета интересов клиентов и собственников этот документ соответствует современному пониманию оценки деятельности банка больше, чем последовавшие за ним.

Изданное Центральным банком РФ 31 марта 2000 г. Указание № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» (с последующими изменениями и дополнениями) преимущественно отражает интересы надзорного органа. Преобладают показатели, характеризующие исполнение пруденциальных норм, все кредитные организации подразделяются на две категории и четыре классификационные группы.

Основным документом, где изложена современная позиция Банка России относительно перечня и порядка расчета показателей, характеризующих финансовую устойчивость банка, является Указание ЦБ РФ № 1379-У от 16.01.2004 «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (с последующими изменениями и дополнениями). Из данного указания следует, что оценка банков в значительной степени осуществляется в интересах государства в лице надзорного органа. Показатели, которые отражают интересы собственника или менеджмента, пригодны, скорее, для факторного анализа, чем для характеристики результата деятельности. Например, оцениваемое согласно Указанию № 1379-У качество активов влияет на конечный финансовый результат -прибыль - и в определенной степени характеризует организацию системы управления рисками. Предлагаемые показатели структуры доходов и расходов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка имеют весьма частный характер и также служат задачам факторного анализа.

Показатели организации системы управления рисками и организации службы внутреннего контроля могут информировать о методах, используемых в банке для достижения целей. То есть отвечать на вопрос: «Каким образом мы движемся к намеченным целям?». Возможный ответ: «Мы организовали работу подразделения, ответственного за мониторинг, оценку и минимизацию рисков; разработали все требуемые регламентирующие документы, мы их выполняем». Результат - низкий уровень просроченной задолженности, отсутствие операционных потерь, убытков на валютном и фондовом рынках. Возможно и наоборот: всё формально организовано, написано, выполняется, но при этом у банка высокая просроченная задолженность и убытки. Оценка в этом случае очевидна.

Что получается? Использование предложенной Центральным банком РФ методики позволяет провести достаточно глубокий анализ деятельности банка, ее внутренней организации. Но эта методика вряд ли поможет ответить на вопрос: «Каковы цели деятельности банка и достигаются ли они?».

Принцип соответствия

Серьезным шагом в разработке системы показателей оценки деятельности коммерческого банка стал цикл публикаций А. А. Козлова и А. О. Хмелева в журнале «Деньги и кредит» в 2002-2003 гг. Авторы попытались определить показатели качества банка в зависимости от субъекта, заинтересованного в его деятельности. Качество кредитной организации рассмотрено «глазами» клиента; инвестора и акционера; контролирующих органов (Центрального банка Российской Федерации); менеджментом самого банка. Приведены группы показателей и их характеристики. Несмотря на революционность предложенного подхода, авторам не удалось избежать смешения результатов и факторов, влияющих на результат. Действительно, прибыль и дивиденды являются результатом деятельности для акционера, но квалификация менеджмента, как и эффективность системы управления, - это факторы, влияющие на достижение результата.

Практически все характеристики показателей качества для клиента описывают организацию работы с клиентами, степень клиентоориентированности банка, но опять же не отвечают на вопрос, купил ли клиент банковский продукт в этом замечательном ухоженном здании? Сколько клиентов совершили такие покупки? То есть вопрос, достигнута ли клиентом цель при общении с банком, остается при такой оценке без ответа.

На наш взгляд, при разработке системы показателей оценки деятельности банка в основу должен быть положен принцип соответствия показателей интересам (целям) субъекта, в большей или меньшей степени зависящего от деятельности банка. Проведенный нами анализ подтверждает мнение о преобладании в деятельности банка составляющей, направленной на удовлетворение интересов государства. Это - организация различных видов контроля, подготовка и сдача отчетности, исчисление и уплата налогов.

Следует также отметить, что деятельность отдельных банков в стремлении угодить интересам своих собственников, менеджеров, некоторых клиентов не ограничивается легальной составляющей. Посредством банков указанные субъекты удовлетворяют либо свои «теневые», либо сопутствующие интересы.

На основе анализа интересов субъектов нами разработана система показателей, характеризующих степень их удовлетворения. В качестве субъектов, имеющих заинтересованность в деятельности банка, выделены: собственник и (или) инвестор, менеджмент банка, персонал, государство и (или) общество, клиент. Логика такой последовательности перечисления заинтересованных субъектов определяется следующим: собственник создает дело, вкладывает средства с целью получения дохода, нанимает менеджеров, которые принимают на работу персонал, обслуживающий интересы государства и клиентов. Каждый из указанных субъектов посредством банка пытается удовлетворить свои интересы. Деятельность банка можно считать успешной и сбалансированной, если достигаются основные интересы всех субъектов.

К исключениям из правила следует отнести удовлетворение интересов «теневого» характера. Такие интересы могут преобладать у отдельных субъектов, но их удовлетворение ставит под угрозу само существование банка. Вместе с тем закрывать глаза на наличие таких интересов неправильно, поскольку преобладание доходов от «теневых» операций ведет к тому, что влияние остальных показателей, оценивающих степень удовлетворения интересов субъекта, становится ничтожным.

Предлагаемая система показателей оценки деятельности банка позволяет определить уровень достигнутых результатов с позиций разных субъектов (Приложение 2). Далее анализ может идти по пути углубления и определения факторов, оказавших влияние на значение того или иного показателя. Так, объемы клиентских операций находятся под влиянием ассортимента банковских продуктов, качества оказываемых услуг, их доступности (технологической, территориальной и ценовой); наличие или отсутствие ошибок при составлении отчетности, расчете налогов зависит от квалификации персонала, программно-технической оснащенности и т. д. На основе анализа факторов определяются конкретные мероприятия.

Предложенную систему показателей применили при анализе результатов деятельности 100 наиболее крупных российских банков (по данным на апрель 2007 г.). Попытка выявить в явном виде преобладание влияния тех или иных заинтере-

сованных групп носит предварительный характер - при расширении списка банков возможны уточнения.

Анализ показал наличие

* устойчивой положительной зависимости между рентабельностью чистых активов и рентабельностью собственного капитала банков, что может говорить о близости интересов собственников и высшего менеджмента банков. Это, в свою очередь, можно трактовать как непосредственное участие собственников в управлении банками и (или) наличие очень эффективной системы контроля со стороны собственников за менеджментом;

* слабо выраженной отрицательной зависимости между размерами банка (в терминах чистых активов) и его ориентацией на удовлетворение интересов клиентов.

Проведенное нами двухмерное - по условиям вкладов и величине чистых активов - ранжирование российских банков с определенной степенью условности позволяет заключить, что по мере увеличения величины чистых активов снижается ориентированность банков на интересы клиентов (по мере роста величины чистых активов банков ухудшаются условия вкладов, хотя и не слишком явно).

Между финансовыми результатами деятельности банков и соблюдением требований надзорных органов значимой связи не обнаружено. Надзорные органы ориентированы на повышение устойчивости банковской системы, что в условиях недостаточного развития системы оперативного мониторинга и оценки рисков приводит к ограничению прибыльности и рентабельности деятельности банковского сектора в целом.

Таким образом, именно цели всех взаимодействующих субъектов, заинтересованных в деятельности банка, должны лежать в основе создания системы оценки деятельности. При таком подходе стратегическое управление может стать весомым фактором роста конкурентоспособности российских банков. Вместе с тем по-настоящему действенная стратегия развития банка должна учитывать как дифференциацию интересов основных участников, так и различный уровень влияния на нее отдельных заинтересованных групп.

Приложение 1 Группы показателей для оценки качества банка*

Показатель Характеристики показателя для субъекта

Группа показателей качества для клиента

Продукт Набор желаемых потребительских свойств продукта (тарифы, ставки, сроки, условия)

Широта спектра предоставляемых продуктов (услуг)

Надежность и предсказуемость Финансовая устойчивость

Масштаб банка как организации

Имидж банка

Имидж менеджмента

Качество обслуживания Аккуратность и точность в обслуживании

Удобство месторасположения и график работы

Быстрота обслуживания, вежливость и корректность персонала

«Интерактивность» взаимодействия с персоналом, отзывчивость на потребности предложения

Основательность и ухоженность зданий банка и интерьер помещений

Группа показателей качества для инвестора и (или) акционера

Рост рыночной стоимости и дивиденды Рыночная стоимость акции (пая)

Прибыль и начисляемые дивиденды

Надежность и предсказуемость Финансовая устойчивость

Динамика изменения стоимости акций

Эффективность системы управления

Финансовая прозрачность

Управленческая прозрачность

Квалификация менеджмента

Группа показателей качества для менеджмента банка

Конкурентоспособность Конкурентоспособная широта спектра продуктового ряда

* В соответствии с подходами А. А. Козлова и А. О. Хмелева, изложенными в цикле публикаций в журнале «Деньги и кредит» в 2002-2003 гг.

Окончание табл.

Показатель Характеристики показателя для субъекта

Конкурентоспособность Конкурентоспособные потребительские ценности каждого продукта (тарифы, ставки, условия, сроки)

Ликвидность и финансовая устойчивость

Эффективность системы управления

Способность быстро адаптироваться к внешним факторам влияния, к новым стратегическим решениям

Устойчивый рост Рост собственного капитала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диверсификация (новые отрасли, новые сегменты) и рост клиентской базы

Рост капиталооборота

Расширение географии бизнеса

Рост спектра предлагаемых продуктов и услуг

Эффективность системы управления (обеспечивает устойчивость)

Группа показателей качества для органов государственного надзора и регулирования

Отсутствие непреднамеренных и преднамеренных нарушений законодательства и нормативных актов Соблюдение банком законодательства при осуществлении банковских операций и сделок

Правильное исполнение функций банка как агента валютного и налогового контроля

Соблюдение прав кредиторов и вкладчиков

Финансовая прозрачность

Надежность и предсказуемость Соблюдение нормативов

Соблюдение отчислений в фонд обязательных резервов

Финансовая прозрачность

Управленческая прозрачность

Соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности

Приложение 2 Оценка деятельности банка с учетом интересов различных субъектов

Цели заинтересованных групп Показатели, характеризующие степень удовлетворения интересов

основные дополнительные

Показатели для оценки деятельности банка с позиции собственника и (или) инвестора

Доходы, прибыль, дивиденды Полная доходность вложений (аналог показателя TSR - Total Shareholder Retern) * Рентабельность собственного капитала * Удельный вес чистой прибыли, направленной на выплату дивидендов * Размер дивидендов

Доход от реализации акций Динамика курса акций

Показатели для оценки деятельности банка с позиции менеджмента банка

Доходы,прибыль * Средняя заработная плата топ-менеджеров, включая премиальные выплаты и иные виды материального вознаграждения * Средняя величина расходов на финансирование социального пакета Рентабельность капитала активов с учетом риска (Risk-Adjusted Retern On Capital)

* Процентное отношение расходов на оплату труда топ-менеджеров к доходам банка * Процентное отношение расходов на финансирование социального пакета топ-менеджеров к доходам банка

Показатели для оценки деятельности банка с позиции персонала

Доходы,прибыль Средняя заработная плата персонала, включая все виды материального вознаграждения Процентное отношение расходов на оплату труда персонала к доходам банка

Средняя величина расходов на финансирование социального пакета персонала Процентное отношение расходов на финансирование социального пакета персонала к доходам банка

Цели заинтересованных групп Показатели, характеризующие степень удовлетворения интересов

основные дополнительные

Корпоративная культура, возможность профессионального и карьерного роста Текучесть кадров Средняя величина расходов на подготовку кадров

Показатели для оценки деятельности банка с позиции государства и (или) общества

Поступление налогов и сборов в соответствующий бюджет Удельный вес налога, уплаченного банком, в соответствующем бюджете Удельный вес налогов и сборов в балансовой прибыли банка

Своевременность и полнота уплаты банком собственных налоговых платежей. * Процентное отношение суммы штрафов, уплаченных за нарушение налогового законодательства к доходам банка * Удельный вес платежей, неисполненных или исполненных с нарушением, в общем количестве платежей

Качественная подготовка и своевременная сдача отчетности Удельный вес отчетов, сданных с нарушениями, в общем количестве сдаваемых отчетов

Соблюдение норматива обязательных резервов и экономических нормативов, установленных ЦБ РФ Количество нарушений нормативов за период

Поступление средств для решения конкретных задач государства, региона, города Удельный вес средств, направленных банком на реализацию конкретной программы, в общей сумме средств, необходимых для ее реализации

Окончание табл.

Цели заинтересованных групп Показатели, характеризующие степень удовлетворения интересов

основные дополнительные

Отсутствие незаконных валютных операций и оборота средств, связанных с отмыванием доходов * Наличие в деятельности банка фактов проведения незаконных валютных операций и операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов

Показатели для оценки деятельности банка с позиции клиента

Реализация банковского продукта (оказание услуги) Объемы операций: величина кредитного портфеля, остатки на счетах вкладов, сумма и количество проведенных платежей и др.

Разнообразие банковских продуктов и услуг Удельный вес операций (по сумме, по количеству), проводимых банком, в общем объеме операций в регионе (стране)

Удобство предоставления продукта/услуги (скорость, доступность, стоимость)

«ЭКО»-информ

Кредиты, предоставленные организациям, банкам и физическим лицам в 2004—2007 гг. (на начало года), млрд руб.

Кредиты Предоставленные кредиты*, всего В том числе:

организациям банкам физическим лицам

2004

Всего 2910,2 2299,9 195,9 299,7

В том числе:

в рублях 1927,3 1542,0 112,7 246,2

в иностранной валюте 982,9 757,9 83,2 53,5

2005

Всего 4228,0 3189,3 303,4 618,9

В том числе:

в рублях 3012,2 2308,0 160,2 525,4

в иностранной валюте 1215,8 881,3 143,2 93,5

2006

Всего 5999,4 4187,9 471,3 1179,3

В том числе:

в рублях 4220,3 2961,9 239,1 1001,0

в иностранной валюте 1779,1 1226,0 232,1 178,2

2007

Всего 8786,1 5802,7 621,2 2065,2

В том числе:

в рублях 6485,1 4375,9 315,2 1754,7

в иностранной валюте 2301,1 1426,9 306,0 310,5

* Включая кредиты, предоставленные иностранным государствам и юридическим лицам - нерезидентам.

Источник: Россия в цифрах. 2007. Краткий стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 355

© ЭКО 2008 г.

«ЭКО»-информ 191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.