Научная статья на тему 'Поисковая деятельность как одно из средств формирования геометрических представлений младших школьников'

Поисковая деятельность как одно из средств формирования геометрических представлений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Секретарева Любовь Сергеевна

В статье описывается использование поисковой деятельности при обучении элементам геометрии как один из способов формирования геометрических представлений младших школьников. Рассматриваются некоторые примеры такого использования при выполнении конкретных упражнений на уроках математики. Материал, используемый в статье, апробирован и экспериментально проверен на базе общеобразовательных школ №3, 8 и начальной школы №10 города Вологды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Секретарева Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поисковая деятельность как одно из средств формирования геометрических представлений младших школьников»

2. Знание информационных возможностей различных словарей в решении учебных задач.

Ведущие понятия: информация, словарь, чтение «по диагонали», этимология3.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают отличительные особенности различных словарей, понимают их информационные возможности в решении учебных задач, владеют приемами работы с незнакомыми словами, проявляют коммуникативные умения.

Примечания

1 В основе ТРИКК лежит технология поэтапного обучения школьников приемам работы с учебником [1].

2 Данное положение характерно для всех этапов формирования приемов информационнокоммуникативной деятельности.

3 Здесь и далее имеются ввиду понятия из области информационной коммуникации.

Библиографический список

1. Баринова И.И., Дронов В.П. География России. 8-9 кл.: Метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

2. ГраникГ.Г., Бондаревская С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

3. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. - М.: Современная энциклопедия, 1979. - 703 с.

Л.С. Секретарева

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Преамбула. В статье описывается использование поисковой деятельности при обучении элементам геометрии как один из способов формирования геометрических представлений младших школьников. Рассматриваются некоторые примеры такого использования при выполнении конкретных упражнений на уроках математики. Материал, используемый в статье, апробирован и экспериментально проверен на базе общеобразовательных школ №3, 8 и начальной школы №10 города Вологды.

Традиционно в системе отечественного математического образования решается триединая задача обучения учащихся математическим знаниям, приемам и методам, воспитания их общей математической культуры и развития математического мышления школьников средствами математики. При этом, как известно, первостепенное значение имеет формирование и развитие у школьников таких математических знаний, умений и навыков, которые должны составить фундамент для их активной познавательной деятельности в обучении математике и другим школьным дисциплинам, для их дальнейшего самообразования, которые будут востребованы и найдут свое применение в их практической деятельности, то есть решается задача фундаментальной математической подготовки школьников.

В математическом образовании младших школьников выделяются два главных объекта изучения: числовые и пространственные понятия. Но на сегодняшний день начальная школа уделяет

первостепенное внимание числовым понятиям, оставляя без должного внимания формирование геометрических представлений. Такая однобокость приводит к тому, что с одной стороны, в результате изучения числовых понятий у учащихся значительно развивается абстрактное мышление, а с другой стороны, их пространственные представления остаются практически неразвитыми.

Объективно одним из средств, способствующих достижению высокого уровня математической подготовки учащихся, является их деятельность по изучению геометрического материала.

Деятельность учащихся, направленная на приобретение знаний о предмете изучения и общих приемов решения, связанных с ним задач и, как следствие, на развитие школьников и формирование их личности, называется учебной деятельностью.

В современных исследованиях выделяют различные виды учебной деятельности такие, как материально-практическая, социальная, духовная, поисковая и т.п. [1; 2]. Остановимся на понятии «поисковая деятельность». Поисковую дея-

© Л.С. Секретарева, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

287

тельность, мы определяем, как совокупность действий: организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Основным элементом организации поисковой деятельности, с помощью которой пробуждаются мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление, является проблемная ситуация, организованный в ходе нее поисковый эксперимент.

Произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация в младшем школьном возрасте позволяют ребёнку усваивать математические знания, а именно геометрические образы и способствуют формированию геометрических представлений младших школьников на основе продуктивной учебной деятельности - поисковой, в ходе поискового эксперимента.

Организовать поисковую деятельность при обучении младших школьников элементам геометрии помогают различные ее виды, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:

А. Поисковый эксперимент.

Процесс организации поискового эксперимента состоит из следующих этапов:

- постановки, формулирования проблемы;

- выдвижения предположений и гипотез;

- выбора, проверки, обоснования гипотез;

- подведения итогов, вывода.

Например, учащимся 1 класса выданы карточки, на которых нарисованы точки. Предложено найти геометрические фигуры, изображенные на карточках, для этого учащиеся должны соединить по порядку группы из четырех точек и назвать получившуюся фигуру.

Варианты, которые предлагают дети: 1) квадрат; 2) прямоугольник; 3) четырехугольник; 4)....

Решение: Дети соединяют точки и рассматривают полученные фигуры. Сначала они находят и называют хорошо знакомые фигуры: квадрат и прямоугольник, затем остальные фигуры. Делают вывод, что все фигуры состоят из четырех углов, четырех сторон, значит все они - четырехугольники.

Вывод: Все ответы правильные, но более точный - четырехугольники. Значит из четырех точек можно получить четырехугольники.

Б. Система вопросов, формулировка условий задачи.

Например, учащимся 3 класса предложено такое задание ? рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы: Что изображено на рисунке? Чем похожи фигуры? Чем они отличаются друг от друга?

Сформулируйте задание, которое вам нужно выполнить? Почему вы так решили?

В. Наводящие задачи или задачи-подсказки. Например, учащимся 2 класса выданы 3 карточки, которые разделены на 9 клеток.

Какие фигуры можно получить?

Представьте, что это домики, в которых будут жить точки. Нарисуйте в первом доме точку, которая живет на первом этаже в средней квартире (дети выполняют задание). Вторая и третья точки живут на третьем этаже в квартирах по углам

288

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

(дети выполняют задание). Они решили установить друг с другом телефонную связь. Соедините точки отрезками. Какие фигуры у вас получились? (треугольник, ...)

В следующем доме также жили точки. Одна жила на первом этаже в углу слева (дети выполняют задание). Вторая - на третьем этаже во второй квартире (дети выполняют задание). А третья - на втором этаже в третьей квартире (дети выполняют задание). Соедините эти точки отрезками. Какая фигура у вас получилась? (треугольник, .)

И в последнем доме жили три точки, они решили установить телефонную связь по прямой. Можно ли соединить три точки отрезками по прямой?

Г. Цепочка наводящих вопросов.

Например, следующее задание: Рассмотрите рисунок:

1) Что изображено на нем? (линии) 2) Какие линии изображены? (кривые) 3) Как вы определили это? 4) Найдите линии, которые пересекаются в одной точке. (А, Б) 5) Найдите линии, которые пересекаются в двух точках. (В) 6) Найдите линии, которые пересекаются в трех точках. (Г) 7) Есть ли среди них линии, которые не замкнуты? (Б) 8) По какому признаку можно разделить линии?

Д. Готовый вариант решения.

Например, учащимся 1 класса предложено задание: Незнайке и Пончику нужно было соединить точки отрезками в указанном порядке.

ь 4^ • 6 • 8 •9

3^

2^ 5 • •7 • 10

Вот что получилось у Незнайки:

1' 4»\ лб г8—• 9

2 К 5 • •7 • 10

Рассмотрите внимательно ответы, объясните, кто прав и почему.

Таким образом, решая проблемную ситуацию, участвуя с помощью в поисковом эксперименте, как с помощью учителя, так и самостоятельно, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие, так он открывает мир геометрических фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Участвуя в поисковом эксперименте, применяя, развиваются творческие способности младшего школьника. Поисковая деятельность является одним из эффективных средств формирования геометрических представлений младших школьников.

Библиографический список

1. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: Вербум - М, 2003.

2. КузнецоваЮ.А. Формирование поисковой деятельности в обучении математике учащихся 1-6 классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Саранск, 2005.

3. Тестов В.А. Стратегия обучения математике. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1999. -304 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.