Научная статья на тему 'Поиск путей эффективного регулирования миграционных процессов в Дагестане'

Поиск путей эффективного регулирования миграционных процессов в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК / МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МИГРАНТЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тазаев Магомед Тазаевич

На основе анализа причин и характера трудовой иммиграции жителей Дагестана определены некоторые пути регулирования миграционных процессов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поиск путей эффективного регулирования миграционных процессов в Дагестане»

УДК 325.14(470.67)

ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДАГЕСТАНЕ

®2011 Тазаев М.Т.

Дагестанский государственный университет

На основе анализа причин и характера трудовой иммиграции жителей Дагестана определены некоторые пути регулирования миграционных процессов республики.

On the basis of the analysis of Dagestan inhabitants’ labour immigration reasons and character the author of the article defines some ways of the regulation of the migratory processes in the republic.

Ключевые слова: миграционный поток, миграционный процесс, мигранты, демографические проблемы.

Keywords: migratory stream, migratory process, migrants, demographic problems.

До 90-х годов XX века и на протяжении многих десятилетий миграционный поток в республике был отрицательным (то есть число выбывающих превышало число прибывающих). Выезжали за пределы республики в основном представители дагестанских национальностей

трудоспособного возраста, главным образом из сельской местности. В 1990-1996 гг. ситуация существенно изменилась: миграционный поток стал положительным, то есть число приезжающих в республику стало превышать число выезжающих за ее пределы. А с 1997 г. сальдо миграции вновь приобрело отрицательные величины. Если в 1991-1995 гг. общее число прибывших и выбывших по республике составило 172,9 тыс. человек, а миграционный прирост почти 20,0 тыс. человек, то в 1996-2000 гг. -137,6 тыс. человек, а миграционный прирост - минус 9,2 тыс. человек. То есть произошло общее снижение миграционной активности населения [2]. За 1999-2008 гг. сальдо миграции составило минус 51 тыс. человек [3]. В целом, по нашим расчетам, из Дагестана ежегодно уезжает в среднем почти на 6 тыс. чел. больше, чем приезжает.

Главными миграционными

«партнерами» Дагестана являются субъекты РФ. Сальдо миграции Дагестана с другими регионами России имеет отрицательные величины (превышение количества выбывшего над прибывшим населением) [1]. К сожалению, многие дагестанцы не могут реализовать свои способности на малой родине, и это вынуждает их покинуть республику. Свыше 60% дагестанских мигрантов составляют неквалифицированную рабочую силу. 13% дагестанцев за пределами республики смогли реализовать себя в различных сферах: промышленности, образования, здравоохранения,

предпринимательства и управления.

В Тюменскую область уезжает более одной трети из общего числа мигрантов. Столько же оседает в Центральном федеральном округе. Значительна доля тех, кто уезжает из Дагестана в соседние регионы Северокавказского и Южного федеральных округов. Из стран СНГ и Балтии дагестанцы больше всего предпочитают Казахстан, Азербайджан и Белоруссию. Из стран дальнего зарубежья дагестанцы в основном уезжают в Германию.

На сегодняшний день сложился во многом неблагоприятный имидж

Дагестана за пределами республики. Одна из главных угроз инвестиционному климату в республике порождена качеством той миграции, которую мы имеем сегодня. Неквалифицированные трудовые

ресурсы, которые Дагестан

экспортирует, часто являются причиной обострения межнациональных

отношений и усиливают криминогенный фактор в районах пребывания. Все это не только приводит к самоизоляции Дагестана и дагестанцев, но и создает неблагоприятный с точки зрения

инвестиций климат в республике [4].

22 июня 2006 года Указом

Президента РФ была утверждена государственная программа по

оказанию содействия добровольному переселению в Россию

соотечественников, проживающих за рубежом. Дагестан не входит в число участников этой программы. Он не соответствует категории территорий вселения. Ведь Дагестан один из немногих регионов России, где

сохраняется естественный прирост населения [5].

Однако демографические проблемы Дагестана все труднее скрыть. 2008 год стал последним, когда в трудовой возраст вступило многочисленное поколение 80-х годов. С 2009 года в трудовой возраст вступает менее многочисленное поколение 90-х годов. Сегодня в Дагестане на 2,7 млн человек детей рождается меньше, чем в 1980-е гг., когда в Дагестане жили лишь 1,7 млн человек. К примеру, рождаемость в 1980 году на 1000 человек составляла: в целом по России - 16 детей, в Дагестане - 27. В 2007 году в целом по России на 1000 человек родилось 11 детей, в Дагестане - 17. Дагестан по-прежнему остается трудоизбыточной республикой. Естественно, что люди готовы ехать куда угодно, чтобы заработать деньги.

В 2003 году российское правительство приняло Концепцию регулирования миграционных

процессов в РФ, целью которой была

активизация внутренней миграции населения. Однако эта Концепция нуждается в доработке. Таким образом, наиболее развитые регионы России проводят самостоятельную политику по привлечению рабочей силы. Учитывая то, что внутренняя миграция населения в России носит стихийный характер, нужна новая единая федеральная программа привлечения и размещения трудовых ресурсов из депрессивных регионов [6].

С учетом того, что денежные переводы трудового мигранта составляют 62% от его общего дохода, то нетрудно представить, что было бы, если бы эти средства были направлены на инвестирование дагестанской экономики. По возвращению на родину мигранты привозят с собой столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Если предположить, что решение этой проблемы станет приоритетной задачей на правительственном уровне в Дагестане, то в процесс этот могут быть вовлечены десятки тысяч людей, тем более что почти каждый третий дагестанец имеет положительные миграционные установки [7].

В последние годы Правительство РФ разработало и ввело в действие целый ряд важных законодательных актов, касающихся миграции как внутренней, так и внешней. Основным направлением деятельности органов власти региона по регулированию трудовой миграции является оказание содействия безработным гражданам в трудоустройстве в связи с добровольным переездом в другой субъект федерации по предложению органов службы занятости. Согласятся ли дагестанцы переехать в другой город, трудиться и жить вдали от семьи и родни за такую плату, когда ту же сумму можно заработать у себя, работая на стройках у частных лиц? Вместо этого дагестанцы предпочитают нелегальный вариант вознаграждения за свой труд, где их месячный доход вдвое превышает официальный. Однако они в таком случае оказываются вне системы социального

страхования [8]. Поэтому необходимо совершенствовать эту систему, чтобы десятки тысяч людей не уходили в «тень».

С учетом сложной демографической ситуации в Российской Федерации, активизация внутренней миграции населения из депрессивных регионов привела бы к частичному замещению иностранной рабочей силы. Во-первых, это даст толчок для развития депрессивных регионов. Во-вторых, для России со 145-миллионным населением, которая ежегодно принимает до 12-15 млн иностранных трудовых мигрантов, это вопрос национальной безопасности и территориальной целостности.

Отток населения из республики (отрицательное сальдо миграции), по-видимому, будет продолжаться, так как причины, его побуждающие, остаются в силе и носят долговременный характер. В ближайшие годы республика столкнется с еще большим миграционным потоком

трудоспособного населения,

направленного за пределы Дагестана

[9]. Одной из причин миграционного

оттока дагестанцев за пределы республики является дешевизна нелегальной иностранной рабочей силы, которая приводит к снижению среднего размера оплаты труда. Заполняя все вакантные места в сфере обслуживания, в торговле,

строительстве, они пользуются коммунальными и прочими услугами и вдобавок не платят никаких налогов

[10]. А это дополнительная нагрузка на инфраструктуру.

Особенно неблагополучная в миграционном плане ситуация сложилась в Махачкале. Недосчитывая несколько сот тысяч граждан, реально проживающих в столице, городской бюджет недополучает значительные финансовые средства, которые поступают из федерального, соответственно, с расчетом на душу населения. Для сравнения: в Астрахани с населением 500 тыс. человек в бюджете заложено 8 млрд рублей, в

Махачкале на почти 700-тысячное население - 4 млрд [11].

В 2010 году квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства права на трудовую деятельность для Республики Дагестан установлена в размере 132 единицы [12]. Столь малая цифра показывает, что Дагестану нужны не мигранты, а рабочие места. Однако иностранные граждане, имеющие разрешение на временное или постоянное проживание в России, могут получить разрешение на работу независимо от квоты на иностранную рабочую силу.

Те небольшие квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства права на трудовую деятельность в РФ, что предоставляются республике

ежегодно, остаются

невостребованными и порой даже аннулируются. К примеру, квота в 46 единиц, установленная для Дагестана в 2009 году, была использована следующим образом: разрешение на трудовую деятельность было предоставлено трем игрокам футбольного клуба «Анжи» и одному гражданину Великобритании -инженеру, который работает на одном из дагестанских заводов по производству стеклянной продукции. В остальных случаях Дагестану хватает собственных рабочих рук. Скорее

всего, та же судьба ожидает и дагестанскую квоту на 2010 год [12].

Практически все иностранные

граждане, находящиеся в РД или проезжающие транзитом, совершают это легально. Въехать незаконно

практически нереально. Документы тщательно проверяются на факт поддельности. Нелегалами они

становятся уже потом, в основном за нарушение режима пребывания и незаконную трудовую деятельность.

Сегодня эта цифра составляет 3,5 тысячи человек. Они не снялись с учета по истечении законного срока пребывания на территории республики, и получается, что теперь эти люди находятся в Дагестане незаконно. Запретить въезжать иностранцам никто

не может. Запрещено работать, а доказать, что они едут работать, а не смотреть достопримечательности,

невозможно.

В первом полугодии 2009 года наблюдался всплеск мигрантов из дальнего зарубежья. В Дагестан въехали 272 вьетнамца, из которых 49 человек уже выдворено, и 50 китайцев. Зато в последующем произошел спад. За август-ноябрь 2009 года вьетнамцев выявлено 111, а китайцев 8 человек. В 2009 году выдворено в 5 раз больше граждан Вьетнама, чем в 2008 году. У них имеются паспорта, миграционные карты, разрешения на трудовую деятельность в г. Москве и Московской области, но в связи с кризисом и потерей работы они приехали в Дагестан для осуществления трудовой деятельности. Вот и приходится ловить на месте с «поличным» и только тогда выдворять [13].

Каким образом эти люди, живущие в другом конце света, появляются в Дагестане? Обычно мигранты из

Вьетнама приезжают в Москву для получения визы на пребывание в

России. Они ее получают и

регистрируются в фирмах-однодневках в Москве и разрешение на работу имеют только в Москве и Московской области. А дальше их следы теряются. Большинство из них возникает в Южном и Северокавказском федеральных округах... Вот таким несложным путем они и оказываются в Дагестане.

Каждому выявленному нелегальному мигранту, согласно закону, грозит административный штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей и выдворение за пределы Российской Федерации, с запретом в течение 5 лет въезжать на территорию РФ. Зато работодатели штрафуются на сумму от 250 до 800 тысяч рублей за одного незаконного мигранта. Но желающих привлечь незаконную рабочую силу меньше не становится. Наши работодатели отдают предпочтение выходцам из Восточной и Юго-Восточной Азии (вьетнамцы, китайцы, корейцы): работают быстро, качественно, неприхотливы в быту, а главное платить им нужно меньше. Для

некоторых работодателей

административное наказание влечет за собой серьезные последствия. В отдельных случаях закон

предусматривает приостановление деятельности предприятия, которое привлекало нелегалов, до 90 суток [14]. Но и задержать мигранта, не имеющего никаких документов и вдобавок не знающего русского языка, это только полдела. Для установления его личности правоохранительные органы могут задержать его, согласно закону, на срок не более 48 часов [15]. К тому же у нас нет переводчиков с китайского и вьетнамского языков [16].

Сегодня на учете у Миграционной службы Дагестана состоят тридцать тысяч иностранных граждан. В основном это граждане СНГ, из которых 80% азербайджанцы. Далее идут страны Средней Азии - Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, но доля этих государств невелика. Также Армения, Грузия, Украина, Белоруссия. Представлены все страны СНГ [13].

Но, даже зарегистрировав у себя иностранных граждан, работодатели забывают в течение трех дней уведомлять об этом органы Федеральной миграционной службы по территориальной принадлежности. А это не позволяет вести полноценный учет иностранных граждан. Та же ситуация и при завершении работы и отъезде иностранцев домой. Также большой проблемой в работе Миграционной службы Дагестана является отсутствие своего приемника-распределителя. Эта служба вынуждена использовать такое заведение в МВД по РД с малой емкостью. Поэтому невозможно в полную силу проводить операции по выявлению незаконных мигрантов [17]. Между тем ежегодно через дагестанский участок государственной границы в Российскую Федерацию прибывает более 500 тыс. иностранцев.

Согласно Постановлению

Правительства РФ, дагестанский участок российской государственной границы могут законно пересекать только граждане стран, с которыми

Россия установила безвизовый режим. Кстати, именно по этой причине в 2009 году возникли проблемы с гражданами Грузии. В августе 2009 года эта страна вышла из состава СНГ, а незнающие о данном постановлении граждане Грузии пытаются въехать через Азербайджан в Россию, не имея виз. Пограничникам приходится снимать их с поезда и отправлять обратно [12].

Согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», вступившему в силу 15 января 2007 года, иностранец, приехавший в Дагестан в безвизовом режиме въезда, переехав границу и заполнив миграционную карту, может пробыть в республике 90 суток. Ему необходимо в течение трех суток зарегистрироваться по месту жительства. Это можно сделать и через почтовое отделение. В последнее время с введением в силу нового закона о

миграции отпала необходимость ухищрений [5].

Существуют проблемы и в Южном Дагестане. К примеру, человеку нужно в соседнее село на соболезнование, но возникают трудности, потому что при этом нужно пересечь границу. Сложная ситуация сложилась в Мага рам кентском районе. Жители приграничного села на праздник Ураза-байрам не имели возможности присутствовать на кладбище, потому что без пересечения азербайджанской границы туда попасть нельзя. В Азербайджане же им говорят: или станьте азербайджанцами, поменяйте гражданство, или уезжайте в Дагестан. Для решения подобных вопросов через МИД России требуется много времени [18].

Никакие административные запреты миграцию не остановят. Она все равно будет существовать, но уже незаконная. Нужны системные меры.

Примечания

1. Абдулатипов Р. Пятнадцать прошедших лет // Дагестанская правда. № 157-158 от 14 июня 2007 г. С. 3.

2. Абдулманапов П. Вперед, на заработки! Куда и зачем мы едем? // Дагестанская правда. № 99 от 30

апреля 2005 г. С. 2. 3. Адамова Р. Работа - волк, к иммигранту убежит // Новое дело. №24 от 19 июня 2009 г. С. 5. 4. Букаров Р. Потребность в гастарбайтерах у Дагестана близка к нулю // РИА «Дагестан», от 2 декабря 2009 г. // URL http://fmsrd.ru 5. Газиева П. Трудоустроить хотим. Только некуда // Махачкалинские известия. № 6 от 20 февраля 2009 г. С. 1-4. 6. Гимбатов Ш. Хорошо ли там, где нас нет? Как эффективно использовать миграционный потенциал Дагестана // Дагестанская правда. № 301-303 от 15 декабря 2004 г. С. 2. 7. Дейнега А. ...В том числе вьетнамцы и китайцы // Дагестанская правда. № 98 от 7 апреля 2009 г. С. 6. 8. Демографический ежегодник-2004. Статистический сборник. Махачкала, 2005. С. 100-105; Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Январь-ноябрь, 2002 год. Ежегодный сборник Госкомстата РД. Махачкала, 2002. 142 с.; Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Январь-декабрь, 2003 год. Ежегодный сборник Госкомстата РД. Махачкала, 2003. С. 198-201; Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Январь-июнь, 2005 год. Ежегодный сборник Госкомстата РД. Махачкала, 2005. С. 196-198; Статистический ежегодник «Дагестан-2001». Ч. 1. Махачкала, 2002. С. 225-226; Статистический ежегодник «Дагестан-2001». Ч. 2. Махачкала, 2002. С. 53-54; Статистический ежегодник «Дагестан-2002». Ч. 1. Махачкала, 2003. С. 283-285; Статистический ежегодник «Дагестан-2002». Ч 2. Махачкала, 2003. 50-51 с. 9. Дибирова Л. Миграционные процессы - под особый контроль // Махачкалинские известия. № 26 от 10 июля 2009 г. С. 1-2. 10. Ильяшенко С. В. О миграционных процессах в Республике Дагестан. Махачкала, 2003 (http://garweb.ru) 11. Информационная телепередача «Вести Дагестан». Махачкала, от 23 ноября 2009 г. 12. Исрапилов С. И., Эльдаров Э. М. Народонаселение Дагестана: исторический аспект // Известия Дагестанского государственного педагогического

университета. Общественные и гуманитарные науки. 2009. №3(8). С. 111-116. 13. Исрапилов С. Москва! Как много в этом звуке // Дагестанская правда. №21-23 от 29 января 2008 г. С. 3. 14. Исрапилов С. Поуехали туг! На родине работа есть, но за нее мало платят // АИФ в Дагестане. № 43, от 22-29 октября 2008 г. С. 7. 15. Кумаев В. Гастарбайтер: хорошо или плохо? // Дагестанская правда. № 409-410 от 2 декабря 2009 г. С. 4.16. Мусаев М. Совещание по вопросам миграции // Дагестанская правда. № 9, от 13 января 2001 г. С. 2. 17. Рамазанов Р. Правда одна: о миграции в РД// Дагестанская правда. № 143-144, от 20 мая 2011 г. С. 2. 18. Оценка миграционной ситуации и результатов деятельности УФМС России по Республике Дагестан за первые девять месяцев 2009 года. Махачкала, 2009. С. 5-9. 19. Шахов Ш. К. Миграционные процессы: проблемы, проблемы // Дагестанская правда. № 18, от 5 ноября 2001 г. С. 3.

Статья поступила в редакцию 13.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.