УДК 37.03
С. Л. Бородихина
ПОИСК НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Обосновывается необходимость поиска нового содержания понятия «активная жизненная позиция». Данное понятие широко использовалось в качестве воспитательной цели в советский период. В новых общественно-политических условиях изменился контекст употребления понятия, однако нет однозначного понимания его содержания. Рассмотрены различные определения понятия «активная жизненная позиция» исследователей советского и современного периодов. Внесены уточнения и дополнения в определение понятия «активная жизненная позиция».
Ключевые слова: понятие, содержание, активная жизненная позиция, активность личности, мировоззрение, ответственность, общество.
Термин «активная жизненная позиция» часто фигурировал в качестве воспитательной цели в советский период. Человек с активной жизненной позицией, человек-творец, неравнодушный, думающий о том, как сделать жизнь в стране лучше, занимающийся общественной работой, участвующий в культурных мероприятиях, провозглашался образцом, с которого нужно было брать пример. Это подтверждают научные исследования в области педагогики и философии того времени. Так, Н. Н. Семке изучала формирование активной жизненной позиции советской женщины в общественно-политической сфере [1]. И. А. Сосунова занималась проблемой формирования активной жизненной позиции молодежи, А. Павиленис - старшеклассников, В. П. Кипень рассматривал социалистическое соревнование как фактор формирования активной жизненной позиции [2-4]. В своих работах ученые определяли термин «активная жизненная позиция» следующим образом: В. П. Кипень - как высшую ступень социальной активности человека; А. Павиленис - как способ включения человека в жизнедеятельность общества, при котором человек всей своей деятельностью помогает повышать уровень развития общества, а его активность при этом есть выражение содержания и направленности его внутреннего мира [3, с. 54; 4, с. 20]. М. Э. Елютина называла активную жизненную позицию сложной инвариантной системой персонифицированных социальных ценностей, представляющую способ самоосуществления личности [5, с. 67]. Н. Н. Семке дает следующее определение активной жизненной позиции: это интегрированное отношение личности к обществу, жизнедеятельности в нем, своему месту и назначению, а также действие, поведение, деятельность в соответствии с этим отношением [1, с. 56]. Проанализировав приведенные выше определения, можно понять, почему формированию активной жизненной позиции уделялось большое внимание как в науке, так и в общественной жизни. Центральным
смысловым значением в них фигурирует социальная деятельность, направленная на развитие общества. В то время существовало убеждение, что люди, обладающие активной жизненной позицией, принесут позитивные преобразования стране.
В данной публикации рассматривается контекст современного употребления и понимания термина «активная жизненная позиция», делается попытка переосмысления его содержания в современных общественно-политических условиях.
С изменением политической системы в России термин «активная жизненная позиция» перестал фигурировать в качестве воспитательной цели, но не вышел из употребления. Такая ситуация связана с отсутствием четко разработанной новой концепции воспитания российского образования. В педагогике постепенно формируется система духовно-нравственных ценностей и идеалов, на основе которой будут определены современные цели воспитания [6, с. 18]. По мнению авторов, новая воспитательная система будет базироваться на лучших традициях воспитания дореволюционной, советской и зарубежной педагогики.
Проанализировав ряд источников СМИ, можно сделать вывод, что термин «активная жизненная позиция» встречается в объявлениях о вакансиях как в качестве требования работодателей к кандидатам, так и в резюме кандидатов на рабочее место. Однако и работодатели, и кандидаты отмечают, что плохо понимают значение данного термина. Каждый вкладывает в него свой смысл. Работодатель выражает таким образом свое желание пригласить на работу человека, который будет проявлять активность при выполнении поставленных задач. При этом далеко не каждый руководитель хочет иметь у себя в коллективе инициативного сотрудника с четкой жизненной позицией, способного отстаивать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Кандидат, в свою очередь, называя себя человеком с активной жизненной позицией, стремится подчеркнуть совокупность таких черт характера, как самостоятельность,
С. Л. Бородихина. Поиск нового содержания понятия «активная жизненная позиция».
способность принимать решения, готовность к переменам и активной деятельности.
В современной педагогической литературе также встречается термин «активная жизненная позиция». Педагоги употребляют его в качестве положительной характеристики личности обучающихся. В качестве синонимов «активной жизненной позиции» нередко используются такие понятия, как «активность личности», «социальная активность личности», «самоопределение личности», «жизненная активность личности», что указывает одновременно и на востребованность данного понятия, и на недостаточно четкое его определение. Такая ситуация приводит к постоянной интерпретации термина, использованию его в различных контекстах с разным смысловым наполнением. В этой неопределенности может скрываться опасность подмены понятий. Само словосочетание «активная жизненная позиция» обладает сильным эмоциональным воздействием и, следовательно, привлекательностью. При его употреблении возникает образ неординарного, особенного человека, способного на многое, возможно, даже борца за справедливость, лидера. Стремясь соответствовать этому образу, не вникая в суть понятия, человек может совершать не только положительные поступки. В связи с этим попытаемся определить термин «активная жизненная позиция», исходя из уже имеющихся исследований этого вопроса и современных общественно-политических условий.
В последнее время был проведен ряд исследований по педагогике, направленных на изучение необходимости и возможности формирования у молодого поколения активной жизненной позиции. К ним относятся работы О. А. Антоновой и С. Н. Красновой, О. А. Сидоренко [7-9]. В своих работах ученые представляют современное понимание термина «активная жизненная позиция». Активная жизненная позиция определяется как устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью [7, с. 28]. Одной из актуальных педагогических проблем остается понимание того, какими конкретно убеждениями должен обладать человек с активной жизненной позицией. На сегодняшний день, например, существует немало деструктивных философских течений, последователи которых стремятся преобразовать мир. Активные действия таких люди обостряют проблемы и приносят несчастье другим.
С целью уточнения значения понятия «активная жизненная позиция» следует выделить и определить основную его часть - жизненную позицию. Термин «позиция» в философии определяется как положение, утверждение, точка зрения [10, с. 349]. В данном случае нас интересуют значения, связан-
ные с личностью. Человек, вступая в различные общественные отношения, вырабатывает определенную позицию на какую-либо ситуацию. Позиция как точка зрения, оценка, система отношений в первую очередь формируется в важных сферах жизни личности: семейной, культурной, религиозной, социальной, профессиональной, учебной.
Термин «жизненная» в понятии «жизненная позиция» играет обобщающую роль, интегрируя позиции личности во всех сферах ее жизнедеятельности [1, с. 50]. Кроме этого, она является выражением устойчивости личности к воздействиям, противоположным взглядам, убеждениям, установкам. Наличие жизненной позиции указывает на сформирован-ность определенных взглядов человека [5, с. 31].
Принципы, убеждения, жизненные установки, ценностные ориентиры обусловлены совокупностью знаний об окружающем мире, представлений о причинно-следственных связях, индивидуальным жизненным опытом личности. Исходя из этого, а также опираясь на мнение Н. Н. Семке, можно утверждать, что в основе жизненной позиции человека лежит его мировоззрение как система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем. Мировоззрение определяет отношение человека к миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. Оно возникает как сложный результат взаимодействия человека с окружающей действительностью, влияет на социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение [11, с. 425].
А. Г. Спиркин включает в систему мировоззрения личности понимание и оценку человеком смысла своей жизни и деятельности; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных ценностных ориентаций. Идеалы являются важной составляющей мировоззрения человека. На эти идеалы он равняется, к ним стремится [12, с. 15].
Важно рассмотреть, какую качественную специфику придает понятию «активная жизненная позиция» слово «активная». Термин «активность» в своей сущности нейтральный. Он часто используется для обозначения всех форм жизни и деятельности человека. В этом смысле активность - это сама жизнь, всеобщая характеристика живых существ [13, с. 12]. Поэтому для осмысления понятия «активная жизненная позиция» необходимо рассмотреть понятие «активность личности».
Часто под активностью личности понимают деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования [14, с. 17]. Активность личности рассматривается авторами априори как однозначно творческий, направленный на созидание волевой акт. Однако необходимо помнить, что личность -
это не только тот, кто проявляет себя положитель- знаки. Активная жизненная позиция - это неравно-но, умеет себя вести, хорошо учится, работает, душное, деятельное отношение личности к себе, приносит пользу людям. Личность - это каждый людям, окружающему миру, выполняемому делу. человек. Видный российский психолог В. М. Бех- Она формируется на основе мировоззрения, натерев в своем труде «Психологическое определе- правленного на позитивное преобразование, сози-ние личности» пишет, что «... личность с объектив- дание и реализуется в поведении, поступках. ной точки зрения есть психический индивид со Под неравнодушным и деятельным отношени-всеми его самобытными особенностями.». «Ум - ем к себе понимается постоянное стремление че-ственный кругозор представляется неодинаковым ловека к самопознанию, самосовершенствованию. между лицами различно образованными, но ни Желание расти и развиваться присуще личности, один из них не теряет права на признание в нем способной к критическому анализу своих поступ-личности», - писал ученый [15, с. 15, 16]. Исследо- ков. Только такой человек способен внести поло-вания В. М. Бехтерева позволяют сделать вывод о жительные преобразования в жизнь других людей, том, что направленность активности личности бу- он ответственно и творчески относится к своей дет зависеть от уровня ее (личности) развития, т. е. жизни.
активность может иметь и созидательный, и эгои- В связи с этим можно сделать следующие выво-
стический (потребительский), и асоциальный ха- ды. Термин «активная жизненная позиция» остает-
рактер. ся актуальным в современных общественно-поли-
В связи с этим, определяя термин «активная жиз- тических условиях. Нравственной основой актив-
ненная позиция», необходимо указать направлен- ной жизненной позиции человека является его ми-
ность социальной активности личности. Ценной ровоззрение, направленное на саморазвитие и со-
для самой личности и полезной для общества явля- зидание. Главным условием проявления активной
ется активность, направленная на саморазвитие, на жизненной позиции должно быть чувство ответст-
помощь конкретным людям, находящимся рядом. венности за свои поступки. Воспитание людей с
Таким образом, проведенный выше анализ по- активной жизненной позицией, стимулирование
зволил выделить в определении термина «активная стремлений граждан к творчеству принесет нашей
жизненная позиция» следующие характерные при- стране положительные изменения.
Список литературы
1. Семке Н. Н. Активная жизненная позиция советской женщины и ее реализация в сфере общественно-политической деятельности: дис. ... канд. филос. наук. Харьков, 1983. 182 с.
2. Сосунова И. А. Роль социалистических традиций в формировании активной жизненной позиции молодежи (опыт социологического исследования): дис. ... канд. филос. наук. М., 1984. 198 с.
3. Павиленис А. Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики: дис. ... канд. пед. наук. М., 1985. 178 с.
4. Кипень В. П. Социалистическое соревнование как фактор формирования активной жизненной позиции личности на этапе развитого социализма: дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1984. 209 с.
5. Елютина М. Э. Методологические проблемы формирования активной жизненной позиции личности: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 1984. 220 с.
6. Максимова Ж. С. Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5. С. 18-24.
7. Антонова О. А. Формирование активной жизненной позиции у будущего педагога-психолога в гуманитарном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. 305 с.
8. Краснова С. Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Бирск, 2003. 191 с.
9. Сидоренко О. А. Социально-культурная деятельность как фактор формирования активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 256 с.
10. Губский Е. Ф., Кораблева Г. Ф., Лутченко В. А. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2007. 576 с.
11. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
12. Спиркин А. Г. Философия: учебник. М.: Гардарики, 2007. 736 с.
13. Шпарь В. Б. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 806 с.
14. Рапацевич Е. С. Педагогика: большая современная энциклопедия. Минск: Соврем. слово, 2005. 720 с.
15. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с. Бородихина С. Л., старший преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.06.2014.
С. Л. Бородихина. Поиск нового содержания понятия «активная жизненная позиция»...
S. L. Borodikhina
SEARCH FOR THE NEW CONTENT OF THE PRO-ACTIVE APPROACH TO LIFE IN THE MODERN SOCIAL
AND POLITICAL ENVIRONMENT
The article provides reasons for the urgent need of the search for the new content of the pro-active approach to life. This notion was widely used as an educational objective in the soviet period. The modern social and political environment has changed the context of the notion use.
However, there is no single valued understanding of the notion concept. The article analyses different definitions of the notion "pro-active approach to life" presented by soviet and present-day researchers. The analysis presented in the article enables the author to specify the notion "pro-active approach to life". The world outlook of a person directed at self-development and creation is defined as the basis for formation of the "pro-active approach to life". The key element for formation of the "pro-active approach to life" is being responsible for what you do.
Key words: notion, content, pro-active approach to life, activity of personality, world outlook, responsibility, society.
References
1. Semke N. N. Aktivnaya zhiznennaya pozitsiya sovetskoy zhenshchiny i eye realizatsiya vsfere obshchestvenno-politicheskoy deyatel'nosti: Dis. kand. filos. nauk [Pro-active approach to life of a soviet woman and its realization in the sphere of social-political activity. Dis. ... cand. philos. sci.]. Khar'kov. 1983. 182 p. (in Russian).
2. Sosunova I. A. Rol' sotsialisticheskikh traditsiy v formirovanii aktivnoy zhiznennoy pozitsii molodezhi (opyt sotsiologicheskogo issledovaniya): dis. ... kand. filos. nauk [Function of socialist traditions in the formation of pro-active approach to life of young people (experiment of sociological studies). Dis. cand. philos. sci.]. Moscow, 1984. 198 p. (in Russian).
3. Pavilenis A. Vospitanie aktivnoy zhiznennoy pozitsii starsheklassnikov kak problema sotsialisticheskoy pedagogiki: dis. ... kand. ped. nauk [Teaching pro-active approach to life to senior pupils as a problem of the socialist pedagogy. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 1985. 182 p. (in Russian).
4. Kipen' B. P. Sotsialisticheskoe sorevnovanie kak faktor formirovaniya aktivnoy zhiznennoy pozitsii lichnosti na etape razvitogo sotsializma: dis. ... kand. filosof. nauk. [Socialist competition as a factor in the formation of pro-active approach to life at the stage of advanced socialism. Dis. cand. philos. sci.]. Kiev. 1984. 209 p. (in Russian).
5. Elyatina M. E. Metodologicheskie problemy formirovaniya aktivnoy zhiznennoy pozitsii lichnosti: dis. ... kand. filos. nauk [Methodological problems of forming of pro-active approach to life of the personality. Dis. cand. philos. sci.]. Saratov, 1984. 220 p. (in Russian).
6. Maksimova Zh. S. Tseli vospitaniya v sovremennoy Rossii: sotsial'noe soderzhanie v sotsial'nom kontekste [The goals of upbringing in contemporary Russia: social content in social context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5, pp. 18-24 (in Russian).
7. Antonova O. A. Formirovanie aktivnoy zhiznennoy pozitsii u budushchego pedagoga-psikhologa v gumanitarnom vuze: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of pro-active approach to life of the future educational psychologist in the humanitarian university. Dis. cand. ped. sci.]. Kazan', 2009. 305 p. (in Russian).
8. Krasnova S. N. Dopolnitel'noe obrazovanie v stanovlenii aktivnoy zhiznennoy pozitsii starsheklassnikov: dis. ... kand. ped. nauk [Supplementary education in the formation of pro-active approach to life of seniorpupils. Dis. cand. ped. sci.]. Birsk, 2003. 191 p. (in Russian).
9. Sidorenko O. A. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya aktivnoy zhiznennoy pozitsii lits, ostavshikhsya bez raboty: dis. ... kand. ped. nauk. [Social-cultural activity as a factor in the formation of pro-active approach to life of unemployed people. Dis. cand. ped. sci.]. Tambov, 2007. 256 p. (in Russian).
10. Gubskiy E. F., Korableva G. F., Lutchenko V. A. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical dictionary]. Moscow, Infra-M Publ., 2007. 576 p. (in Russian).
11. Gritsanov A. A. Noveyshiy filosofskiy slovar' [The newest philosophical dictionary]. Minsk, V. M. Skakun Publ., 1998. 896 p. (in Russian).
12. Spirkin A. G. Filosofiya: uchebnik [Philosophy: textbook]. Moscow, Gardariki Publ., 2007. 736 p. (in Russian).
13. Shpar' V. B. Noveyshiy psikhologicheskiy slovar' [The newest psychological dictionary]. Rostov on Don, Feniks Publ., 2009. 806 p. (in Russian).
14. Rapatsevich E. S. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy: The Great modern dictionary]. Minsk, Sovremennoe slovo Publ., 2005. 720 p. (in Russian).
15. Kulikov L. V. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Psychology of personality in the works of the scientists of our country]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 480 p. (in Russian).
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]