Научная статья на тему 'Поиск истоков духовности'

Поиск истоков духовности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДЕТИ / МИР ДЕТСТВА / CHILDHOOD WORLD / ДЕТСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / CHILD / CHILDHOOD REALIZE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Т.Д.

Целью создания образовательной программы «Источник красоты» является реализация системного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания детей как непрерывного восхождения личности к высшим ценностям человеческого бытия на второй ступени образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попкова Т.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEARCH FOR THE ORIGINS OF SPIRITUALITY

As the main course of creation the program «The source of beauty» is to implement a systematic approach to the spiritual and moral educational children, as a process of continuous ascent to the highest values of the individual human being in the second level education.

Текст научной работы на тему «Поиск истоков духовности»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

Попкова Т.Д.

ПОИСК ИСТОКОВ ДУХОВНОСТИ

Сохранили ли мы в себе способность удивляться, восхищаться, познавать?...

Человечество обладает многотысячелетним опытом введения ребенка в образ человека, воплощаемым в процессе образования, сутью которого является воспитание разума тела, разума души и разума духа. Душа ребенка как активный источник саморазвития и преобразования действительности ориентирована на создание жизненно значимых связей с окружающим миром. При этом активность ребенка является условием и свойством собственного движения в соответствии с его личностными потребностями, взглядами, целями. Однако последние скрыты для окружающих по причине их интерсубъективно сти.

Тенденции развития образовательной деятельности обнаруживаются в трансформации форм и содержания учебного процесса: ведущими видами познавательной деятельности детей становятся поиск, обработка и практическое использование получаемой информации. В связи с этим следует признать своевременность изменения вектора образовательной парадигмы от учебно-воспитательной монологической формы - к совместной деятельности взрослого и ребенка, в рамках которой предполагается интеграция познавательных модулей, качественная выборка извлекаемых из информационного пространства знаний с целью их ценностно-рационального осмысления; готовность создавать на базе полученных знаний собственный интеллектуальный продукт. В основе этого процесса, на наш взгляд, должно находиться духовно-нравственное воспитание, предназначение которого заключается в формировании гармоничной личности, созвучной законам мироздания.

Являясь базисом для становления и самореализации личности ребенка, духовнонравственная культура способствует его успешному социальному взаимодействию со сверстниками и с окружающим миром. Освоение, понимание и осознание детьми ценностного смысла жизненных реалий, их приобщение к ценностям культуры служит стимулом для активизации созидательной функции, направленной на совершенствование личностных качеств.

Духовно-нравственное воспитание - процесс двухсторонний, требующий от взрослого умения постоянно контролировать свою деятельность (слово должно соответствовать делу), а от ребенка - приложения определенных усилий, направленных на усвоение системы ценностей, которая впоследствие станет основой его мировоззрения. При этом следует объективно относиться к тому факту, что формирование системы ценностных взглядов и отношений является следствием не результата бесед и наставлений, а процесса общения, совместной деятельности, в контексте которых рождаются особые отношения, побуждающие детей доверять взрослым и следовать их примеру. Обучение ребенка

47

ISSN 1029-3388

ценностям требует времени и продолжительного обсуждения. Опираясь на естественную потребность ребенка следовать за взрослым, представляющим для него нравственный ориентир (так называемый социальный импринтинг), мы стимулируем ребенка выражать свою привязанность посредством стремления заслужить одобрение со стороны родителей, педагогов и иных окружающих людей, чтобы почувствовать свою значимость в мире.

Духовно-нравственное воспитание детей является приоритетной областью национальной образовательной доктрины, согласно которой система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, формирование общей и личной культуры подрастающего поколения, развитие межличностных взаимоотношений и межкультурной коммуникации, воспитание патриотических чувств, гражданской позиции, нравственности и моральных качеств и т. д.

Учитывая социальные вызовы современности, мы разработали программу по духовно-нравственному воспитанию детей, которая ориентирована на обращение к истокам духовно-нравственной культуры, начиная с ее «азов» - понятий, раскрывающих основные духовные ценности человечества - Любовь, Добро, Истину, Веру, Надежду, Красоту. Первая ее часть - «Источник духовности» - адресована детям старшего дошкольного возраста [1], вторая - «Источник культуры» - детям младшего школьного возраста [2].

Пособия предназначены для проведения тематических бесед с детьми во внеурочной деятельности. Главная цель пособий - реализация целостного подхода в процессе освоения детьми духовно-нравственного и социокультурного опыта человечества, развитие внутренней культуры, формирование ценностной ориентации. Основной отличительной характеристикой предлагаемого образовательного продукта является его ориентированность на формирование у детей представлений о многовариантности и многообразии существующего мира. Функциональная направленность пособий - актуализация духовно-нравственного компонента образовательной деятельности, осуществляемой в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школе.

В Части 1 - «Источник духовности» - представлены тематические блоки для бесед с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), в Части 2 - «Источник красоты» - для младшего школьного возраста (7-10 лет) понятия о ценностях представлены при помощи графических изображений. Используемые определения морально-этических категорий не следует рассматривать как точные научные формулировки - это материал для беседы с детьми, который максимально адаптирован к уровню их понятийного восприятия. Материал рекомендуется использовать в форме дискуссий - «сократовских диалогов». Педагог предлагает обсудить заранее выбранную им тему (или проблему), предоставляя детям возможность высказать свою точку зрения. Ориентируясь на свой личный опыт и опыт детей, педагог может выстроить собственную траекторию беседы в соответствии с выбранной для обсуждения проблемой.

Главный принцип проводимых бесед - импровизация на определенную тему. В связи с этим педагогу необходимо заранее продумать ход беседы, учитывая степень актуальности проблемы, а также уровень эмоционального, интеллектуального, речевого развития детей, их индивидуальные особенности.

Пособия предусматривают пошаговое раскрытие тем. Логическая последовательность тем обусловлена преемственностью и, в то же время, расширяет и углубляет область нравственно-этических и эстетических представлений детей. В Части 1 - это «Цен-

48

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

ности», «Красота», «Добро», «Надежда», «Вера», «Истина», «Дружба», «Благодарность», «Любовь», «Семья», «Культура»; в Части 2 - «Красота», «Понятие о Добре и Зле», «Красота природы», «Семья». Каждый раздел включает подтемы, которые раскрывают содержание основного понятия. Постепенное углубление содержания предлагаемых для обсуждения вопросов предполагает реализацию целевой установки взрослого: подведение детей в процессе осмысления того или иного понятия к самостоятельному нравственному выбору между красивым и безобразным, добром и злом, сохранением природы или ее уничтожением, самосозиданием или саморазрушением и т. п.

Овладение навыками управления собственными мыслями и действиями позволяет контролировать проявление негативных эмоциональных импульсов, которые дети периодически могут испытывать в различных жизненных ситуациях. Дети также должны научиться определять чувства, мысли и ценности других людей, проявлять к ним внимание и уважение.

В каждом разделе пособия представлены:

1) схемы и таблицы, помогающие раскрыть содержание духовно-нравственных понятий, объяснить их смысл, выделить составляющие понятие элементы; сопоставить с антиномическими понятиями и их структурами; обосновать важность данного духовно-нравственного качества для человека;

2) афоризмы, изречения, пословицы и поговорки, связанные с темой, которые содержат основной вывод;

3) общие вопросы по теме;

4) сказки и / или рассказы, а также вопросы по их содержанию;

5) дидактические упражнения;

6) творческие задания.

На протяжении многих тысячелетий культура передавалась из поколения в поколение, и дети набирались мудрости от своих родителей, дедушек и бабушек путем перенимания опыта, усвоения традиций, обучения. Взрослые являлись источником знаний, в котором дети черпали любовь, истину, красоту и добро. Учитывая возрастающую потребность общества в возрождении духовно-нравственных традиций, приоритет гуманистического подхода в сфере воспитания и образования, следует выразить надежду, что предлагаемая нами программа послужит ориентиром для детей и взрослых в мире духовно-нравственных ценностей, выработанных человечеством на протяжении нескольких тысячелетий.

Библиографический список

1. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Часть 1. Источник духовности. ПГУ, ПКИПКРО. - Пермь, 2010. - 190 с.

2. Попкова, Т.Д. Духовно-нравственное воспитание детей старшего школьного возраста. Часть 2. Источник красоты. ПГНИУ. - Пермь, 2012. - 161 с.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.