Научная статья на тему 'Поэтические и музыкальные образы, рождённые на фронтах Великой Отечественной войны. Севастополь глазами защитников города в 1941-1942 гг'

Поэтические и музыкальные образы, рождённые на фронтах Великой Отечественной войны. Севастополь глазами защитников города в 1941-1942 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
651
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ / МУЗЫКА / ПОЭЗИЯ / СЕВАСТОПОЛЬ / IMAGES / MUSIC / POETRY / SEVASTOPOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сибиряков И.В.

Анализируются особенности поэтических и музыкальных образов Севастополя, созданных в произведениях участников обороны города в 1941-1942 гг. Особое внимание уделяется характеристике тех произведений, что вошли в состав сборников «В боях рождённое» и «Песни черноморцев», которые вышли в свет в 1942 г. Делается вывод, что некоторые из этих образов отличались от тех, что были созданы в произведениях профессиональных поэтов. Эта разница объясняется как своеобразием обстановки создания данных поэтических произведений, так и особенностями восприятия действительности авторами этих произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetic and Musical Images Born in the Fronts of the Great Patriotic War. Sevastopol by the Eyes of the City Defenders in 1941-1942

The article is devoted to the analysis of the features of the poetic and musical images of Sevastopol, created in the works of the participants of the city defense in 1941-1942. Particular attention in the article is given to the characterization of those works that were included in the collections “In Battles Born” ( V boyakh rozhdyonnoe ) and “Songs of the sailors of Black Sea” ( Pesni chernomortsev ), which were published in 1942. The author of the article comes to the conclusion that some of these images differed from those that were created in the works of professional poets. This difference is explained both by the peculiarity of the environment for the creation of these poetic works, and by the peculiarities of the perception of reality by the authors of these works.

Текст научной работы на тему «Поэтические и музыкальные образы, рождённые на фронтах Великой Отечественной войны. Севастополь глазами защитников города в 1941-1942 гг»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 147-152.

УДК 94(470) «1941/1942»

DOI 10.25513/2312-1300.2017.4.147-152

И. В. Сибиряков

ПОЭТИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ, РОЖДЁННЫЕ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. СЕВАСТОПОЛЬ ГЛАЗАМИ ЗАЩИТНИКОВ

ГОРОДА В 1941-1942 гг.*

Анализируются особенности поэтических и музыкальных образов Севастополя, созданных в произведениях участников обороны города в 1941-1942 гг. Особое внимание уделяется характеристике тех произведений, что вошли в состав сборников «В боях рождённое» и «Песни черноморцев», которые вышли в свет в 1942 г. Делается вывод, что некоторые из этих образов отличались от тех, что были созданы в произведениях профессиональных поэтов. Эта разница объясняется как своеобразием обстановки создания данных поэтических произведений, так и особенностями восприятия действительности авторами этих произведений.

Ключевые слова: образы; музыка; поэзия; Севастополь.

I. V. Sibiryakov

POETIC AND MUSICAL IMAGES BORN IN THE FRONTS

OF THE GREAT PATRIOTIC WAR. SEVASTOPOL BY THE EYES OF THE CITY

DEFENDERS IN 1941-1942

The article is devoted to the analysis of the features of the poetic and musical images of Sevastopol, created in the works of the participants of the city defense in 1941-1942. Particular attention in the article is given to the characterization of those works that were included in the collections "In Battles Born" (V boyakh rozhdyonnoe) and "Songs of the sailors of Black Sea" (Pesni chernomortsev), which were published in 1942. The author of the article comes to the conclusion that some of these images differed from those that were created in the works of professional poets. This difference is explained both by the peculiarity of the environment for the creation of these poetic works, and by the peculiarities of the perception of reality by the authors of these works.

Keywords: images; music; poetry; Sevastopol.

Поэзия и музыка являются важными элементами культурной памяти различных групп социума. Художественные образы, создаваемые в музыкальных и литературных произведениях, есть «авторская трансформация (актуализация) коллективного по природе символа в рамках эстетической системы в соответствии с замыслом или внутренней логикой произведения» [1, с. 16]. При этом поэтические и музыкальные образы, созданные профессиональными поэтами и музыкантами, порой существенно отличаются от

поэтических и музыкальных образов, созданных непрофессионалами. Речь идёт не только о различиях эстетического свойства, но и о разнице приоритетов в восприятии действительности, о разнице художественных приёмов и технологий, используемых в произведениях, о разнице оценок значимых исторических явлений. С точки зрения исторического исследования поэтические и музыкальные образы, созданные непрофессиональными авторами, представляют огромный интерес, так как дают возможность увидеть

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 15-01-00219.

© Сибиряков И. В., 2017

ту культурно-историческую среду, которая, как правило, находится «в тени» высокой официальной поэзии и музыки. Но в этой среде происходят очень важные процессы формирования тех образов прошлого, которые остаются в культурной памяти достаточно крупных, значимых групп населения.

Особенно важно учитывать обстоятельства создания поэтических и музыкальных произведений, которые имеют огромное значение для более точного адекватного восприятия поэтических и музыкальных образов. С этой точки зрения сборник стихотворений моряков черноморского флота, защитников Севастополя в Великой Отечественной войне «В боях рождённое. Стихи, песни, лирика, юмор черноморцев», выпущенный Политическим управлением Черноморского флота в 1942 г., - явление уникальное.

В предисловии, написанном поэтом С. Алымовым, специально подчёркивалось, что все стихи, помещённые в этом сборнике, были созданы «участниками легендарных боёв за Советское Черноморье, защитниками Севастополя, воинами, яростно сражающимися с немецкими оккупантами». Эти стихи, по словам С. Алымова, «писались на батареях под гул орудийных залпов, самими комендорами; на кораблях, только что вернувшихся из боевого похода; на аэродромах, в промежутках между боевыми вылетами; в блиндажах самого переднего края нашей обороны... Часто эти стихи рождались у неостывшего тела товарища, только что павшего рядом смертью храбрых» [2, л. 3]. Драматические обстоятельства создания поэтических произведений придавали им особую степень искренности, которая во многом искупала несовершенство поэтической формы.

Это были стихи «о большой любви к родине и священной ненависти к врагу»; это были стихи о «большой нежности к родным, близким и любимым.». Это были «живые стихи о конкретных людях и их делах, о событиях и местах этих событий», о памятных датах Великой Отечественной войны на Чер-номорье. Большинство таких стихотворений практически не подвергалось внешней или внутренней цензуре, они представляли собой почти мгновенный «фотографический» взгляд на произошедшее событие, выражали те чувства и эмоции, которые охватывали человека

в момент самого события. Написанные в условиях «фронтовой свободы», эти стихи выражали некоторые ощущения и эмоции, кото -рые были в состоянии скрыть и скрывали профессиональные авторы, создававшие свои произведения далеко от линии фронта.

Обращает на себя внимание и тот факт, что эти стихотворения были написаны тогда, когда исход битвы за Севастополь был ещё не очевиден, особенно для рядовых солдат и матросов, не имевших достаточной информации о страшной логике оборонительной операции.

Несовершенство поэтической формы было очевидно для профессиональных поэтов уже в момент первого прочтения текстов. Но даже профессиональные авторы отмечали особую значимость опубликованных поэтических произведений. Тот же С. Алымов писал о таких стихах: «Эти стихи безискус-ственны. Сила их в искренности и простоте, хотя среди них встречаются и формально почти безупречные. Написанные на клочках измятой бумаги, кусочками карандаша, вставленного в стрелянную винтовочную гильзу, они сохраняют запах незабываемых боёв на Черноморском участке фронта Великой Отечественной войны. И в этом их главная ценность».

Примечательно, что политический аспект в восприятие таких стихов был привнесён извне той среды, где они создавались, и очень хорошо показал некоторые важные культурно-исторические особенности военной эпохи. Так в предисловии к сборнику было сказано: «Это голос воина, умеющего не только великолепно сражаться, под непобедимым знаменем Ленина - Сталина, но и умеющего прекрасно, с большой эмоциональной силой выражать свои чувства. . Стихи советских воинов - стихи воинов Черноморцев говорят о том, что мы истребим истребителей человечества и человеческой культуры для спасения человечества и человеческой культуры. Враг будет бит! Фарватер принадлежит нам» [2, л. 4].

Автором одного из самых важных с точки зрения анализа поэтических образов Севастополя произведений, опубликованного в сборнике «В боях рождённое», стал краснофлотец К. Кузнецов. Его обращение к «легендарному городу» позволяет чётко увидеть

Поэтические и музыкальные образы, рождённые на фронтах Великой Отечественной войны..

тот ряд образов Севастополя, который закрепился в сознании многих матросов и рядовых солдат - защитников города. «Ты самых лучших слов достоин, / Моряцкий город боевой, / Стоишь как страж, как славный воин, / Как неустанный часовой», - писал К. Кузне -цов. Очевидно, что образ Севастополя как морской крепости, защищающей южные границы страны, был доминирующим для автора. Этот образ дополнялся образом «славного воина», чья слава, безусловно, была связана и с событиями далеко прошлого.

«Тут солнца огненная россыпь, / И солнца искорки в глазах, / Простые русские матросы, / Тебя прославили в веках» [2, л. 15]. Образ солнца хорошо соответствовал широко распространённым представлениям о Севастополе как о ярком, южном, солнечном в прямом смысле этого слова городе, городе, в котором живут радостные, весёлые, солнечные люди, неразрывно связанные с морем. С точки зрения автора стихотворения, что само по себе очень показательно, славу этого города создали «простые русские матросы». Для Севастополя, на территории которого с момента возникновения города проживали представители различных этнических групп, «русская тема» имела особое значение. С одной стороны, стремление подчеркнуть особую роль русских матросов в первой обороне города, на наш взгляд, соответствует общей стратегической линии го -сударства, которое активно использовало «русскую тему» как инструмент консолидации социума в предвоенные и особенно в военные годы. Ф. Л. Синицын пишет: «Ориентация советского руководства сместилась на признание государствообразую-щей роли русского народа и всемерное использование русского национального фактора» [3, с. 26].

Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что эпитет «русские» и в данном поэтическом произведении, и в политических практиках 40-х гг. ХХ в. в СССР имел очень широкое толкование, которое позволяло использовать его для характеристики самых разных этнических групп.

Обращает на себя внимание скорее эпитет «простые», который несколько меняет образ первой обороны Севастополя, формировавшийся в первой половине ХХ в. через

такие инструменты, как литературные произведения или музейные экспозиции. Конечно, желание «удалить» со страниц «большой литературы» или «большой истории» представителей царской администрации или адмиралов царского флота, которое очень ясно проявилось в 20-е гг. ХХ в. в Советской России (см.: [4; 5] и др.), привело к трансформации представлений о событиях 1854-1855 гг. у разных групп населения.

Возможно, краснофлотец К. Кузнецов относился именно к той группе населения, для которой образ первой обороны Севастополя уже никак не был связан с образами П. С. Нахимова или В. А. Корнилова. Но, возможно, его стремление подчеркнуть роль «простых русских матросов» было связано уже с событиями 1941 г. Тем более, что в следующих строчках стихотворения возникает тема преемственности исторического подвига защитников Севастополя. «И мы их подвиг продолжаем, / Бьём оккупантов-кровопийц, / Мы те, в ком мужество без края, / Любовь к отчизне - без границ», - писал К. Кузнецов.

К. Кузнецов в своём стихотворении дополнил традиционный для отечественной литературы образ Севастополя как города-крепости другим: «Ты город - меч, ты город - крепость, / Глядишь опасности в глаза. / Нам не страшна огня свирепость, / Войны свинцовая гроза» [2, л. 15]. Безусловно, образ меча - это очень сложный литературно-исторический образ, имеющий глубокие мифологические коннотации. Возможно, что в данном случае своеобразным первоисточником этого образа для К. Кузнецова мог стать знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», который вышел на экраны в 1938 г. и заглавный герой которого произнёс очень эмоциональную, яркую и значимую с философско-исторической точки зрения фразу: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Удивительно, но сам Александр Невский к этой фразе, согласно текстам средневековых летописей, никакого отношения не имеет. Она впервые появилась в сценарии фильма, который создал писатель П. А. Павленко. Часть исследователей полагает, что в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение «Взявшие меч, мечом погибнут» [6, с. 380-381].

Уверенность К. Кузнецова в том, что Севастополь станет для врагов страны тем самым «гибельным» мечом, отражает глубокий исторический оптимизм автора стихотворения, созданного в условиях тяжелейшей осады города.

Пытаясь закрепить это удивительное ощущение оптимизма, К. Кузнецов в следующих строчках своего стихотворения вновь обратился к историческому прошлому Севастополя. Он, в частности, писал: «И на Малахо-вом кургане, / Как девяносто лет назад, / Будя в сердцах воспоминанья, / Всё так же тополя шумят». Лирический образ шумевших на Ма-лаховом кургане тополей сменяется другим, который вновь возвращает читателя к событиям почти столетней давности и связывает обе обороны Севастополя в некую общую конструкцию. «Мы снова вырыли окопы, / Соорудили блиндажи, / Дела былые, Севастополь, / В народной памяти свежи» [2, л. 15].

Конечно, автор стихотворения не отождествляет эти две обороны, подчёркивая: «Иные дни, иное время, / Но вновь родные берега, / Отчизны молодое племя, / Оберегает от врага». На наш взгляд, особенно показательны последние строчки стихотворения К. Кузнецова, которые свидетельствуют о том, что автор уже понимает масштаб тех проблем, с которыми столкнулись защитники города: «Давно ты отдыха не знаешь, / Но в трудный и суровый час, / Ты легендарный, вдохновляешь / На смертный бой и подвиг нас». Образ легендарного города, вдохновляющего его защитников на подвиг и смертный бой, - это особый образ, воплощающий в себе не только военный аспект противостояния с врагом. Очевидно, что для многих защитников Севастополя этот город был символическим воплощением Родины, а его оборона воспринималась как священный долг, а готовность погибнуть при выполнении этого долга становилась важным элементом восприятия происходивших событий.

Н. Воликов, другой краснофлотец, в своём стихотворении, также напечатанном в сборнике «В боях рождённое», рассказывая о своих товарищах, которые воевали под командованием капитана Жигачева, утверждал: «По вершинам горным, по долинам, / Краснофлотцы на чеку стоят. / Севастополь город свой любимый, / Жигачевцы грудью отстоят»

[2, л. 18]. О любви к Севастополю писали и другие авторы сборника, создавая на его страницах несколько непривычный для суровых будней войны образ любимого города, который в чём-то очень похож на образ любимого человека.

Конечно, в условиях войны, особенно на первом её этапе, юмористическое восприятие действительности носило далеко не массовый характер. Тем не менее составители сборника подобрали несколько произведений сатирической направленности, сам факт появления которых свидетельствует об особой сложной атмосфере, что сложилась в ходе обороны Севастополя в 1941-1942 гг. в частях Красной Армии и Черноморского флота. Одно из таких произведений принадлежало краснофлотцу Н. Демидову и было написано в очень популярном жанре частушек: «Мой милёночек во флоте - / Вот пошёл четвёртый год, / Охраняет Севастополь, / Фрицам ходу не даёт» [2, л. 51].

В самом Севастополе моряки в это время часто исполняли стихи на мотив дореволюционной песни «Раскинулось море широко». Авторы таких стихов чаще всего оставались неизвестными, но композиции, тем не менее, были очень популярны. «Раскинулось Чёрное море, / У крымских родных берегов / Стоит Севастополь в дозоре, / Громя ненавистных врагов» [7, с. 25].

В том же 1942 г. севастопольский Дом военно-морского Черноморского флота имени лейтенанта Шмидта выпустил сборник «Песни черноморцев», в который вошли музыкальные произведения, с точки зрения составителей сборника популярные у моряков Черноморского флота. Сборник был отпечатан уже в Тбилиси. Содержание этого сборника хорошо показывает ту удивительную атмосферу, которая сложилась в стране в 1942 г. Сборник открывался композицией «К победе нас Сталин ведёт». Музыку этой песни на слова Ждановича написал старшина 2-й статьи И. Урбанович. «И в битвах священных, суровых, / Сквозь бури и шторм огневой, / Нам Сталина мудрое слово, / Горит путеводной звездой!» [8, с. 6]. Очевидно, что эту песню защитники Севастополя не исполняли в условиях боевых действий, но посчитали необходимым включить в текст сборника его составители.

Поэтические и музыкальные образы, рождённые на фронтах Великой Отечественной войны.

Следующая композиция называлась «За честь и славу советского флота». Её тоже очень трудно отнести к «народному» музыкальному творчеству, хотя музыку этой песни на стихи В. Лебедева-Кумача написал мичман Н. Кучинский. Третья песня, включённая в сборник, также носила «полупрофессиональный характер». Автором слов песни «Гвардейцы» был известный поэт А. Сурков, а музыку написал старшина 1-й статьи А. Платонов. И лишь для четвёртой песни сборника, которая называлась «Гармонь», и слова, и музыку написали непрофессиональные поэт младший политрук Гейденрих и музыкант краснофлотец Г. Пелецкий. Тот же Г. Пелецкий написал музыку на слова, которые составители сборника определили как «народные», а сама песня получила название «Ах, ты, зимушка, зима». Обе песни носили абсолютно неполитический, а лирический характер. Город Севастополь в этих композициях, как и в предшествующих песнях, не упоминался. Среди других известных авторов песен черноморцев следует назвать А. Жарова, на его стихи музыку написал старшина 1-й статьи А. Платонов, и песня получила название «Краснофлотцы уходят в дозор», а также песню на стихи К. Симонова «Жди меня», музыку к которой сочинил техинтендант 2-го ранга М. Родин. Единственной композицией, включённой в состав сборника, где упоминался город Севастополь, оказались «Краснофлотские частушки», автором слов которых был старшина 2-й статьи С. Борматов, а автором музыки - краснофлотец В. Кравченко. «Вшивый Фриц с голодным Гансом, / Плакали под тополем, / Ой как рёбра поломали, / Нам под Севастополем» [8, с. 23].

Справедливости ради стоит заметить, что в 1942 г. уже появились первые музыкальные произведения, написанные профессиональными поэтами и музыкантами, например песня «Девиз черноморцев - победа!». Автором слов для этой песни были поэты А. Стоврацкий и В. Крахт, а музыку написал К. Листов. «Герой Севастополь... Малахов курган... / Волынский редут. Бастионы. / Над ними опять загремел ураган, / И вновь они стали заслоном» [9]. Примечательно, что профессиональные поэты и музыканты в своих первых произведениях, по-

свящённых Севастополю, так же как и непрофессиональные авторы, обратились в первую очередь к образам, имевшим ярко выраженную историческую составляющую.

Захват гитлеровскими войсками Севастополя летом 1942 г. получил своеобразное отражение в целом ряде «народных» поэтических и музыкальных произведений. Широкую популярность в Крыму получила так называемая «Песня севастопольцев», опубликованная на страницах одной из крымских газет. От произведений, включённых в сборник «Песни черноморцев», её отличает особый подлинно трагический образ войны и образ Севастополя. «Мы долгие месяцы дрались в кольце, / За свой Севастополь сражались. / Дома эти, улицы, камни его, / Недёшево гадам достались». Военное поражение, которое советские войска потерпели под Севастополем летом 1942 г., необходимо было объяснить не только на уровне заявлений Совинформбюро и немногочисленных выступлений высших руководителей страны. Потребность в понимании причин произошедшей трагедии ощущали как участники героической обороны Севастополя, так и многие жители страны, внимательно наблюдавшие за этим многомесячным военным противостоянием на Крымском полуострове. Не случайно «Песня севастополь-цев» получила распространение и за пределами полуострова. «Прощай, Севастополь, наш город-боец, / Прощайте, орлята-ребята, / Патронам в обойме приходит конец, / Одна лишь осталась граната». Образ города-бойца, который сделал всё возможное для того, чтобы решить стоявшую перед ним военную задачу, разительно отличался от того образа города-победителя, который первоначально сформировался и закрепился в сознании многих участников обороны Севастополя. Очень важен последний куплет «Песни севастопольцев», где впервые в музыкально-поэтической форме ставился очень важный и сложный для всех защитников города вопрос о том, что же будет дальше с Севастополем. «Так яркое солнце нельзя потушить, / Так шторм успокоить нет силы, / Не будут враги в Севастополе жить, / Он станет им только могилой» - так ответили на этот вопрос неизвестные авторы песни [10]. Показательно, что «Песня севасто-

польцев» тоже исполнялась на мотив песни «Раскинулось море широко.».

После падения Севастополя летом 1942 г. актуальность сборников «В боях рождённое» и «Песни черноморцев» на время была утрачена. Ни одно из включённых в сборники произведений не получило широкой известности и общесоюзной популярности. Но авторы этих стихов и песен и не претендовали на мировую славу. Они лишь выразили те чувства, эмоции, настроения, которые проявились в рядах защитников города на самом трудном этапе его обороны. Именно поэтому данные произведения могут служить важным источником для изучения многих проблем и сюжетов истории Севастополя в частности и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеенко И. А. Символ и художественный образ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 1. - С. 15-18.

2. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 1885. Оп. 1. Д. 93.

Информация о статье

Дата поступления 23 сентября 2017 г.

Дата принятия в печать 30 октября 2017 г.

Сведения об авторе

Сибиряков Игорь Вячеславович - д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории Южно-Уральского государственного университета (Челябинск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 76 E-mail: kafedra2008.85@mail.ru

Для цитирования

Сибиряков И. В. Поэтические и музыкальные образы, рождённые на фронтах Великой Отечественной войны. Севастополь глазами защитников города в 1941-1942 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 147-152. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.147-152.

3. Синицын Л. Ф. Национальная политика СССР в предвоенный период (1938-1941 гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2014. -№ 1. - С. 25-34.

4. Акимченков В. В. В борьбе за советский патриотизм: Севастопольское музейное объединение (1928-1940). - М. : Симферополь, 2015. - 244 с.

5. Алтанбаева Е. Б. Марш энтузиастов: Севастополь в 1920-1930 гг. - Севастополь, 2008. -384 с.

6. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений : более 4000 ст. / авт.-сост. В. Серов. - 2-е изд. - М. : Локид-Пресс, -2005. - 880 с.

7. Сибиряков И. В. Образы Севастополя в музыкальных произведениях советских авторов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2015. - № 3. - С. 25-32.

8. Песни черноморцев. - Тбилиси, 1942.- 24 с.

9. Севастополь.ws. - URL: http://www.sevastopol.ws /Forums/?file=viewtopic&t=4173&postdays=0&p ostorder=asc&start=45 (дата обращения: 25.08.2017).

10. Песня севастопольцев. - URL: http://a-pesni.org /ww2/folk/psevast.htm (дата обращения: 25.08.2017).

Article info

Received

September 23, 2017

Accepted October 30, 2017

About the author

Sibiryakov Igor Vyacheslavovich - Doctor of Historical sciences, Professor of the Department of Russian and Foreign History of the South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)

Postal address: 76, Lenina pr., Chelyabinsk, 454080, Russia

E-mail: kafedra2008.85@mail.ru For citations

Sibiryakov I. V. Poetic and Musical Images Born in the Fronts of the Great Patriotic War. Sevastopol by the Eyes of the City Defenders in 19411942. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 4 (16), pp. 147-152. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.147-152 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.