Научная статья на тему 'Поэма А. Ахматовой "Реквием" в школьном курсе литературы: историко-культурный аспект'

Поэма А. Ахматовой "Реквием" в школьном курсе литературы: историко-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11913
854
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ФОЛЬКЛОР / ПОЭМА / АНАЛИЗ / ПЛАЧ / КОЛЫБЕЛЬНАЯ / ТРАДИЦИЯ / GENRE / FOLKLORE / POEM / ANALYSIS / PLAINT / LULLABY / TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камалова Лера Ахтямовна

Статья посвящена методике изучения поэмы А.Ахматовой "Реквием" в историко-культурном аспекте, что позволяет увидеть универсальные художественные связи между фольклорными источниками (жанры колыбельной песни и похоронного причета) и литературным произведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POEM "REQUIEM" BY ANNA AKHMATOVA IN THE 11TH SCHOOL FORM

This article is devoted to the way the poem by Anna Akhmatova is studied in the 11th form. At this level of historical and cultural comprehension of the material the analysis of the poem allows one to see the relationship between the folk sources and the literary work.

Текст научной работы на тему «Поэма А. Ахматовой "Реквием" в школьном курсе литературы: историко-культурный аспект»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

УДК 372

ПОЭМА А.АХМАТОВОЙ "РЕКВИЕМ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

© Л.А.Камалова

Статья посвящена методике изучения поэмы А.Ахматовой "Реквием" в историко-культурном аспекте, что позволяет увидеть универсальные художественные связи между фольклорными источниками (жанры колыбельной песни и похоронного причета) и литературным произведением.

Ключевые слова: жанр, фольклор, поэма, анализ, плач, колыбельная, традиция.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" определяет основные базовые национальные ценности, то есть те источники нравственности и человечности, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-этическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию таких личностных качеств, как духовность, доброта, свобода, толерантность, творчество. Именно эти качества соответствуют национальным и общечеловеческим ценностям

Особую значимость приобретает обучение литературе в старших классах средней школы, когда завершается важный этап литературного образования, связанный с формированием мировоззрения, развитием творческого мышления учащихся, воспитания нравственных качеств личности. Представляется, что высокий уровень читательской и литературоведческой компетенции старшеклассников может быть достигнут при условии изучения фольклорных традиций в художественном произведении. Для целостного постижения курса литературы в 11 классе важно формировать у учащихся навыки контекстуального рассмотрения литературных явлений. Это позволяет "воспринимать историко-литературный процесс в совокупности его "вертикальных" и "горизонтальных" связей, в многообразных проявлениях его художественно-коммуникативной сущности" [1: 4].

Изучение поэмы А.А.Ахматовой "Реквием" в контексте фольклорных традиций отвечает задачам современного литературного образования. Выявление в тексте поэмы "Реквием" традиций устного народного творчества способствует более глубокому прочтению и пониманию идейно-

го содержания поэмы, авторской концепции мира и человека, нацеливает старшеклассников на размышления о жизни, о любви, о долге и ответственности, о необходимости осуществлять правильный нравственный выбор в своей жизни.

Исследование поэтики русского фольклора, используемой в поэме, дает возможность обобщить и углубить сведения учащихся по теории литературы, по вопросам преемственности и традиций.

Урок по изучению поэмы А.Ахматовой "Реквием" в 11 классе проведен в рамках опытноэкспериментальной работы на базе МОУ "Нур-латская средняя образовательная школа" Зеленодольского муниципального района РТ.

Цели данного урока: 1) проанализировать поэму А.Ахматовой "Реквием", проследить, в какой мере использованы в поэме жанры народного причета и колыбельной песни, как это повлияло на идейно-художественное содержание произведения, его поэтику; 2) развивать навыки сопоставительного анализа произведений фольклора и литературы, исследовательские компетенции старшеклассников; 3) формировать творческое мышление учащихся, воспитывать духовнонравственные качества личности старшеклассников.

Урок по изучению поэмы А.Ахматовой "Реквием" в 11 классе учитель начнет с вступительного слова об эпосе и специфике жанра поэмы. Эпос - один из трех родов художественной литературы. Л.И.Тимофеев на первый план выдвигает в эпосе "развернутое изображение человеческих характеров, повествовательность, сюжетность, многогранность образов" [2: 347]. Поэма как поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический, генетически содержит в себе ряд "наследственных" черт: историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность. В современной поэме эпическое требование "зримой" событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом. Обращаясь к поэме А.Ахматовой "Рек-

вием", учитель рассказывает историю ее создания, акцентируя внимание учащихся на фактах личной биографии Ахматовой, на грузе пережитого ею за время сталинских репрессий, расскажет об аресте сына, его судьбе. Все пережитое автором и страной отразилось в поэме "Реквием", которая явилась своеобразным слиянием эпоса и лирики.

При изучении поэмы "Реквием" в 11 классе необходимо остановиться на идейно-художественном своеобразии произведения Ахматовой. Учитель обращается к старшеклассникам с вопросами: Какие события изображены в поэме? Почему автор обратился к теме сталинских репрессий? Насколько это важно для автора и для лирической героини, для народа?

Опираясь на текст поэмы Ахматовой, учащиеся говорят, что в этом произведении отражены важные для всего народа события 30-х годов прошлого столетия. Это время вошло в нашу историю как период сталинских репрессий. Из исторических материалов, а также прочитанных ранее произведений художественной литературы учащиеся знают, что 30-е годы - время трудное, жестокое, настоящее испытание для человека на порядочность, человечность и доброту. Учащиеся подтверждают эту мысль словами пятой главки поэмы: "Все перепуталось навек,/ И мне не разобрать/ Теперь, кто зверь, кто человек,/ И долго ль казни ждать".

Учитель напомнит учащимся о зависимости жанрового своеобразия от культурных установок автора. Он скажет о том, что А. Ахматова реконструирует в поэме ритуально-обрядовую жанровую традицию: темы и мотивы реквиема как "заупокойного католического богослужения", как "музыкального произведения траурного характера" [3: 599] отчетливо слышны в поэме. Название "Реквием" неслучайно. Оно указывает на основную идею поэмы (поминовение) и на форму ее воплощения (траурная торжественная музыка).

Комментирование новых слов из текста поэмы поможет учащимся глубже понять эмоционально-образный строй поэмы Ахматовой. Знакомство с непонятными для учащихся словами учитель проводит по "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, разбираются слова: блаженный, кадить, клинопись, корчиться, маруся, навзничь, обедня, осатанелый, помянуть, стрелец [4].

Эвристическая беседа учителя с учащимися направлена на углубление содержания произведения, в частности, на углубление образа лирической героини. Учитель останавливает внимание учащихся на следующих вопросах: 1. В каких фрагментах поэмы образ лирической героини

наделен автобиографическими чертами? 2. В каких эпизодах он наделен фольклорными чертами? 3. Где он смыкается с образом Богоматери? 4. Каков смысл такого сближения?

Учитель дает задание учащимся найти в поэме те эпизоды, где говорится о развитии образа лирической героини. Старшеклассники, анализируя текст поэмы "Реквием", отмечают, что переживания лирической героини нарастают по мере авторского повествования. Учащиеся приводят в качестве примера строки из "Вступления", характеризующие трагедию миллионов невинно осужденных: "...И безвинная корчилась Русь/ Под кровавыми сапогами / И под шинами черных марусь".

Учащиеся говорят, что в первой главке появляются мотивы плача: "Уводили тебя на рассвете,/ За тобой, как на выносе, шла,/ В темной горнице плакали дети,/ У божницы свеча оплыла". В четвертой главке образ лирической героини приобретает серьезность и монументальность: "Как трехсотая с передачею,/ Под Крестами будешь стоять/ И своею слезою горячею/ Новогодний лед прожигать". В пятой главке, отмечают старшеклассники, безутешное горе матери приобретает характер типического обобщения: "Семнадцать месяцев кричу,/ Зову тебя домой,/ Кидалась в ноги палачу,/ Ты сын и ужас мой". Уже в седьмой главке идет речь о нравственной смерти при сохранении физической плоти, о том, как трудно жить матери, когда сын приговорен к смерти или тюремному заключению: "У меня сегодня много дела:/ Надо память до конца убить,/ Надо, чтоб душа осиротела,/ Надо снова научиться жить". В "Эпилоге" личное горе перерастает в общенародное, лирическая героиня выступает от имени всех, "кто там стоял со мною", и молится обо всех невинно осужденных: "И я молюсь не о себе одной,/А обо всех, кто там стоял со мною,/ И в лютый холод, и в июльский зной, /Под красною ослепшею стеною".

Учащиеся делают вывод, что у героини Ахматовой разные облики, они не противоречат, а дополняют друг друга, так, что скорбящая героиня становится выразительницей общенародного горя.

Обобщая ответы учащихся, учитель делает акцент на том, что в образе лирической героини соединяются два полюса: автобиографический, связанный с судьбой самой поэтессы, и общенародный, общечеловеческий. Эти разные полюса не исключают, а дополняют друг друга, создавая образ огромной эмоциональной силы, жизненной убедительности и трагичности. Поскольку жанр поэмы предполагает изображение в ней исторических событий, важных для судьбы целого по-

коления, Ахматова показывает движение героини от личного материнского горя в "Посвящении" к общенародному в "Эпилоге".

Учитель обращается к учащимся с вопросами: Почему Ахматова жанр "Реквиема" определила как поэму? Как это связано с образом лирической героини произведения? Какую роль это играет в соотнесении автобиографического плана с общенациональным и общечеловеческим контекстом?

Старшеклассники знакомы со многими поэмами, изученными в курсе средней школы: произведением М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова", поэмами Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо", М.И.Цветаевой "Царь-Девица". Опираясь на ранее полученные знания, учащиеся говорят о том, что поэма обладает большей спаянностью частей, чем обычный стихотворный цикл. Несмотря на то, что разные части поэмы "Реквием" создавались в разное время, произведение обладает высочайшей степенью единства. Это относится в первую очередь к образу лирической героини, а также к мотивно-образной структуре, проблематике, лирическому сюжету, обрамленному эпиграфом, предисловием, посвящением, вступлением и эпилогом.

Заключительным этапом урока является работа по выявлению народнопоэтических традиций в поэме "Реквием". Учитель дает задание учащимся назвать средства, приемы использования фольклорных традиций в поэме "Реквием".

Старшеклассники говорят о своеобразном использовании А.Ахматовой в поэме "Реквием" колыбельной песни и плача. В ходе изучения поэмы Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос" в восьмом классе учащиеся уже получили первоначальные знания о жанре плача, причитания. На уроке литературы в 11 классе это понятие углубляется, наполняясь новым содержанием. Тесно связанный с обрядом поминовения, жанр причитания или плача, причета включает в свою функционально-жанровую установку не только поминовение, но и оплакивание.

Учитель сообщает старшеклассникам, что жанр причитания оказался той самой поэтической формой, которая могла помочь Ахматовой выплакать боль и горе. Кроме того, что особенно важно, именно плач, причитание, обладая определенными семантическими ресурсами, "памятью жанра", по определению М.М.Бахтина, мог дать Ахматовой возможность выразить гораздо больше, чем могло быть вообще сказано в то время. Учитель напомнит учащимся, что плач -"старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках и свадьбе" [4: 137]. В стиле,

близком народному плачу, написаны многие произведения Ахматовой.

Далее с сообщением "Различные виды плача в поэме "Реквием" выступает учащийся. В сообщении ученика прозвучит мысль о творческом использовании жанра плача в поэме А.Ахматовой. Особенности преломления в тексте "Реквиема" жанра русского фольклора, особенности реализации семантического потенциала плача помогают окончательно определить жанровое своеобразие произведения Ахматовой. Показательной в этом плане является уже сама последовательность плачей в поэме, образующая своеобразный сюжет "Реквиема". На это указывает

Н.Л.Лейдерман: "Ахматова вовсе не уходит от фольклорного канона. Она не пропускает ни одной фазы похоронного обряда: у нее есть и плач-оповещание <...>, и плач при выносе <...>, есть плач при опускании гроба <...>, есть и поминальный плач" [3: 20l].

Старшеклассник приводит примеры строк из главок первой, второй, пятой, девятой. В тексте "Реквиема" часто встречаются слова, близкие по значению к слову "плач": "кричу", "кричит", "не рыдай", "рыдала", "выла", "выть". Ученик акцентирует внимание на глаголе "выть", который встречается в этой маленькой поэме дважды и несет особенную эмоциональную нагрузку. По мнению Д.С.Лихачева, "особое значение в причитаниях имеют "вневременные" мотивы: описания доли-судьбы, описания горя, смерти, разлуки

- самих по себе, как некоторых явлений, стоящих над жизнью и над временем" [5: 2l2]. Учащийся заключает, что "Реквием" написан в жанровых рамках фольклорного канона и полностью ему соответствует.

Второй учащийся выступает с сообщением об использовании А.Ахматовой в поэме жанра колыбельной песни. Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Предполагается, что древние колыбельные обходились вообще без рифм, - "баюшная" песня держалась плавной ритмикой, мелодикой, повторами.

Учащийся говорит о том, что А. Ахматова преобразовывает колыбельную песню в соответствии со спецификой жанра лиро-эпической поэмы. В "Реквиеме" есть главка, в которой сосуществуют жанры колыбельной и причитания: содержательные и стилистические черты похоронного причета соединены в ней с интонацией и приемами колыбельной песни. В грандиозную поминальную молитву вплетается "песенка", очень напоминающая по своему складу колыбельную: "Тихо льется тихий Дон, / Желтый ме-

сяц входит в дом. / Входит в шапке набекрень - / Видит желтый месяц тень".

Старшеклассник отмечает в своем выступлении, что в "Реквиеме" обнаруживается и еще одна явная стилизация под колыбельную. Это шестая главка поэмы: "Легкие летят недели, / Что случилось, не пойму. / Как тебе, сынок, в тюрьму / Ночи белые глядели...". Соединение форм колыбельной и причитания осуществляется здесь по знакомому уже принципу: удивительно легкая, даже воздушная мелодика, проникновенно лирическая, очень светлая интонация служит для выражения трагического содержания, для передачи темы смерти. Смерть ассоциируется со сном, а умерший - со спящим ребенком: "Аль спишь ты крепко, что не проснешься / И не пробудишься?". "Такого рода стилизация нередко включается в состав материнского причета" [5: 201].

После прослушанных сообщений звучит заключительное слово учителя. Колыбельные в "Реквиеме" лишь по своей форме являются колыбельными, на самом деле они имеют функциональную установку другого жанра - причета. Это дало возможность А.Архангельскому назвать "песенку" второй главки "Тихо льется Тихий Дон" "вывернутой наизнанку" колыбельной [6: 51], а Р.Тименчик назвать ее "полуколыбель-ной" [7: 215]. Исследователь Е.Г.Эткинд подчеркивает характер восхождения такой песни "к песням колыбельного склада" [8: 348].

Учитель отмечает, что колыбельные "Реквиема" - это своего рода плачи. Именно поэтому появление в поэме о смерти колыбельных песен не является неожиданным или случайным. Эти "песенки" органично вписываются в жанровые рамки поэмы, не нарушая общей тональности, а максимально выявляя, гротескно подчеркивая трагическое. Трансформация народного причета и колыбельной песни в поэме А.Ахматовой обусловлены идеей произведения. Переход колыбельной песни в причет необходим автору для воссоздания пространства социального зла -пространства смерти. Так, в поэме Ахматовой соединяются темы смерти и памяти. Во второй главке "Эпилога" возникает тема памяти, которая связана с темой смерти и страдания.

Особое внимание на уроке по поэме "Реквием" обращено на функции фольклора в литературном произведении. На завершающем этапе урока учитель остановит внимание старшеклассников на последнем вопросе: С какой целью А. Ахматова использует в поэме "Реквием" фольклорные традиции? Для чего это нужно автору?

Учащиеся 11 класса делают вывод, что использование фольклорных традиций в поэме "Реквием" направлено на углубление идейнохудожественного содержания поэмы, на усиление образа лирической героини. Скорбящая героиня в поэме становится выразительницей общенародного горя, ее страдания ярко отображают трагедию миллионов невинно осужденных: ". И безвинная корчилась Русь/ Под кровавыми сапогами/ И под шинами черных марусь". Учащиеся отмечают, что творческая интерпретация колыбельной песни и похоронного причета в "Реквиеме" помогает читателю понять не только умом, но и сердцем горе матери, горе женщины, многих наших сограждан, кто пережил подобную трагедию.

Учитель обобщит ответы учащихся. В заключительном слове он скажет о том, что образный строй поэмы "Реквием", творческое использование Ахматовой жанра колыбельной песни и похоронного плача способствуют более глубокому пониманию идейно-художественного своеобразия произведения, создают условия для нравственного и эмоционального воздействия на читателей.

Урок завершается выразительным чтением старшеклассниками отдельных главок поэмы "Реквием": "Посвящение", "Вступление", 2, 4, 5, 6 и 7 главки, "Эпилог". В качестве домашнего задания учащиеся получают задание написать тезисы по теме "Народнопоэтические традиции в поэме А.Ахматовой "Реквием". Индивидуальным заданием учащимся будет составление таблицы "Сравнительная характеристика использования фольклорных традиций в поэмах М.Цветаевой "Царь-Девица" и А.Ахматовой "Реквием".

1. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. - М.: ТИД "Русское слово - РС", 2004. - 240 с.

2. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1976 - 448 с.

3. Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби ("Реквием" в контексте творческого пути Анны Ахматовой) // Русская литературная классика ХХ века. Монографические очерки. - Екатеринбург: Урал. гос. пед ун-т, 1996. - С.199-214.

4. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - 4-е изд. доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 994 с.

5. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы.

- 2-е изд. - Л.: Худ. лит., 1971. - 414 с.

6. Архангельский А. Час мужества // Лит. обозрение.

- 1988. - №1. - С.48-51.

7. Тименчик Р. К генезису ахматовского "Реквиема" // Новое литературное обозрение. - 1994. - №8. -С.215-216.

8. Эткинд Е.Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны о русской поэзии ХХ века. - СПб.: Максима,

Ахматовой "Реквием" // Эткинд Е.Г. Там, внутри: 1997. - С.342-358.

POEM "REQUIEM" BY ANNA AKHMATOVA IN THE 11TH SCHOOL FORM

L.A.Kamalova

This article is devoted to the way the poem by Anna Akhmatova is studied in the 11th form. At this level of historical and cultural comprehension of the material the analysis of the poem allows one to see the relationship between the folk sources and the literary work.

Key words: genre, folklore, poem, analysis, plaint, lullaby, tradition.

Камалова Лера Ахтямовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: leraax57@mail.ru

Поступила в редакцию 15.10.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.