Научная статья на тему 'Подводные средства буксирования боевых пловцов'

Подводные средства буксирования боевых пловцов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
5361
816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВОДНЫЙ БУКСИРОВЩИК / ТРАНСПОРТИРОВКА / БУКСИРОВЩИК ВОДОЛАЗА / SUBMARINE TOWING / TRANSPORTATION / PROPULSION VEHICLE DIVER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Матыцин Олег Владимирович, Кузнецов Сергей Александрович

Подводный буксировщик, обладающий необходимыми характеристиками для ориентирования и перемещения водолаза под водой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERWATER EQUIPMENT OF TOWING MILITARY SWIMMERS

Underwater towing with the necessary characteristics intended for deposits and move diver under water.

Текст научной работы на тему «Подводные средства буксирования боевых пловцов»

ПОДВОДНЫЕ СРЕДСТВА БУКСИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ

Олег Владимирович Матыцин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры специальных устройств и технологий, тел. (383)361-07-31

Сергей Александрович Кузнецов

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студент СГГА, группа ОИ-51, тел. (383)361-07-31

Подводный буксировщик, обладающий необходимыми характеристиками для ориентирования и перемещения водолаза под водой.

Ключевые слова: подводный буксировщик, транспортировка, буксировщик

водолаза.

UNDERWATER EQUIPMENT OF TOWING MILITARY SWIMMERS

Oleg V. Matytsin

Siberian state geodetic Academy, 630108, Russia, Novosibirsk, ul. Plahotnogo, 10, senior teacher of the Department of special devices and technologies, tel. (383)361-07-31

Sergey А. Kuznetsov

Siberian state geodetic Academy, 630108, Russia, Novosibirsk, ul. Plahotnogo, 10, tel. (383)361-07-31

Underwater towing with the necessary characteristics intended for deposits and move diver under water.

Key words: submarine towing, transportation, propulsion vehicle diver.

В ходе ведения войн и вооруженных конфликтов развивались пути и способы доставки личного состава, вооружения и военной техники, как в тыл противника, так и в прифронтовые районы. Существует три пути вывода войск: воздушный, наземный, морской (водный). Наиболее часто для вывода используются воздушный и наземный способы вывода. Но за последние два десятка лет прогресс, в сфере оборонно-защитного комплекса совершил огромный скачек.

Буксировщики отечественного производства

Подводные средства движения предназначены для транспортировки, передвижения легководолазов в подводном или надводном положении, а также для транспортировки различных грузов, оружия, снаряжения в корпусе ПСД или ГК, выполнении осмотра подводной части кораблей, пирсов, проведении противодиверсионных мероприятий, охране водных районов.

Классификация ПСД осуществляется по ряду признаков и характеристик, а именно: водоизмещению, классу плавсредств,

предназначению, автономности и т.д. Классификация по предназначению

наиболее полно отражает и характеризует ПСД, подчеркивается их тактико-техническими характеристиками.

Подводные средства движения подразделяются на:

а) СМПЛ

б) Групповые носители водолазов.

в) Групповые буксировщики водолазов.

г) Индивидуальные буксировщики водолазов.

д) Буксировщики индивидуальные подводника (БИП, БВПИ)

Носитель водолазов "Сирена - УМ”.

Носитель водолазов "Сирена - УМ" предназначен для передвижения двух легководолазов в подводном или надводном положениях к месту выполнения задачи, а также для транспортирования различных грузов и снаряжения в грузовом контейнере. Носитель оборудован системой СТП - 4. Носитель водолазов «Сирена-УМ» включает в себя:

- головное отделение,

- проточное отделение,

- кормовое отделение с хвостовой частью,

- грузовой контейнер,

- аккумуляторную батарею,

- ЗИП одиночный,

- формуляр,

- съемные приборы навигации, связи, СТП.

Индивидуальный буксировщик водолаза "Протон".

ИБВ "Протон" предназначен для транспортировки легководолаза в подводном и надводном положении в воде с диапазоном солёности от 0 до 30 промилей и температурой от -2 до + 30 С. Буксировщик обеспечивает транспортировку легководолаза и одновременную буксировку другого легководолаза или грузового контейнера.

Устройство буксировщика водолазов.

Буксировщик состоит из: корпуса;

двигательно-движительного комплекса; аккумуляторных батарей;

устройство крепления водолаза к буксировщику (плечевые и задний упоры);

кабели электродвигателя (и два кабельных ввода); выключатель;

предохранительный клапан; продувочный клапан; бугель для буксировки (КТМ);

крышка аккумуляторного отсека с резиновым кольцом; пенопластовые прокладки (при использовании АКБ 6-БАМ-3П); груза:

а) грузы № 1 закреплены гайкой-барашком на оси крышки, которая вворачивается в горизонтальную шахту прочного корпуса;

б) грузы № 2 закреплены на планках проницаемого отсека винтами;

в) грузы № 3 закреплены винтами на дне аккумуляторного отсека.

Буксировщик водолаза «Протон» крепится на груди водолаза при

помощи упоров. Подпружинивание плечевых упоров обеспечивает прижатие буксировщика к водолазу, оставляя, в то же время, некоторую свободу движения. Подгонка по росту осуществляется перестановкой заднего упора.

При выключении двигателя буксировщик с водолазом плавает в воде с дифферентом на корму, за счет соответственного расположения центра тяжести и центра водоизмещения.

При включенном электродвигателе, буксировщик водолаза осуществляет равномерное перемещение водолаза под водой. При переводе ДДК в нижнее положение, плавание осуществляется по поверхности. Управление ходом буксировщика по курсу и глубине осуществляется изменением положения тела, рук и ног водолаза.

Индивидуальные буксировщики «Протей-5М», «Протей-5МУ».

Буксировщики типа «Протей-5М», «Протей-5МУ» предназначены для транспортировки водолаза в подводном и надводном положении в воде с диапазоном солёности от 0 до 30 промилей и температурой от 0 до + 30 С. Буксировщик обеспечивает транспортировку водолаза и одновременную буксировку другого водолаза или грузового контейнера.

Буксировщик для туризма и исследований «Сом».

Буксировщики «Протей» и «Протон» предназначались в основном для профессионалов. В них реализовано стремление постоянного повышения тактико-технических характеристик. Поэтому увеличивались их масса и стоимость. Они требовали от человека все более и более высокой квалификации.

В период перестройки в 1998 году П. В. Трошин с коллективом ОКБ создал конверсионный вариант буксировщика. Шифр «Сом».

При его создании решались следующие проблемы:

— Снизить требования к квалификации аквалангиста.

— Снизить скорость плавания до безопасного уровня.

— Обеспечить приемлемый уровень стоимости изделия.

— Обеспечить транспортировку неподготовленного пассажира.

— Обеспечить полную безопасность плавания

— Создать новый вид услуги в дайвинге — катание начинающих на расстояния, недоступные при плавании на ластах.

Размещение. Человек располагается на ложементе с опорой на задний упор, удерживаясь за дугу бампера в любом удобном для него месте. Аппарат пригоден для аквалангиста любого росторазмера.

Работа. Буксировщик при любой солености воды может вывешен специальными грузами до нулевой или небольшой положительной плавучести (около 0,5 кг). Буксировщик вывешивается с небольшим дифферентом на корму.

Заняв исходное положение, водитель, придерживаясь за дугу бампера, включает двигатель и начинает движение по поверхности. Затем, придав буксировщику дифферент на нос, плавно погружается под воду.

Управление по курсу и глубине осуществляется изменением положения тела относительно буксировщика. При правильной вывеске навыки управления буксировщиком вырабатываются за несколько минут.

Конструкция. По своей архитектуре «Сом» напоминает «Протон-У», но без защитного колпака и рулевого устройства. Корпус представляет собой герметичную сварную конструкцию обтекаемой формы, выполненную из алюминиево-магниевого сплава.

Буксировщик разобщается на три основных блока:

— Крышка с ложементом и бампером.

— Собственно корпус с закрепленным на нем ДДК.

— Аккумуляторная батарея в контейнере.

Батарея закрепляется в корпусе, к которому при помощи разъемного хомута крепится крышка с ложементом и бампером. На корпусе имеются продувочный и предохранительные клапаны.

Аккумуляторная батарея. В буксировщике использована современная стандартная необслуживаемая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Предусмотрена возможность буксировки контейнера с дополнительными источниками тока. Это позволит увеличить дистанцию плавания в несколько раз.

Электрическая схема. Электрическая схема двухпроводная. Для включения и выключения и защиты двигателя от перегрузок по току, так же как в изделии «Протон», применен автомат защиты. Он расположен в герметичной коробке, размещенной на торцевом конце ложемента.

Для подсоединения кабель-троса, или подзарядки аккумуляторной батареи без вскрытия корпуса в нем имеется штепсельный разъем с герметизирующей заглушкой.

Буксировщик может быть оснащен счетчиком ампер-часов.

Двигатель и движитель. На буксировщике может быть установлен электродвигатель ДПК и ДПК-2М с соответствующим улучшением характеристик.

Электродвигатель своим неподвижным валом крепится непосредственно на кормовом торце корпуса. К нему же крепится профильная насадка на гребной винт. Она так же, как и в других буксировщиках, служит защитой для винта и повышения его КПД.

Транспортировка второго аквалангиста. При транспортировке второго человека сверху на корпусе устанавливается дополнительный откидной упор. Пассажир ложится на корпус, упирается в задний упор и удерживается руками за водителя. Такая схема несколько проигрывает в гидродинамическом отношении, но обеспечивает непосредственный контакт между водителем и пассажиром. Инструктор имеет возможность мгновенно реагировать на нештатное поведение пассажира.

Разделение обязанностей между членами экипажа существенно улучшает условия проведения поисковых работ и различных визуальных и аппаратурных исследований.

Буксировка грузов. Мощность двигателя обеспечивает буксировку значительного количества груза. В буксируемом контейнере может также располагаться дополнительная аккумуляторная батарея.

Буксировщики иностранных армий.

Основываясь на опыте использования подразделений боевых пловцов (подводных диверсантов) в период второй мировой войны и в локальных войнах, зарубежные военные специалисты считают, что и в современных условиях такие подразделения способны эффективно действовать против кораблей, средств противодесантной обороны, портовых и береговых объектов противника. Руководство ВМС ряда стран НАТО оснащают подразделения боевых пловцов специальными средствами доставки, легководолазным снаряжением, подводным оружием, гидроакустической, навигационной и другой аппаратурой.

Подводные средства движения (ПСД) служат для транспортировки боевых пловцов, а также мин, подрывных зарядов к объектам диверсий. Тактико-технические характеристики основных подводных средств движения ВМС капиталистических государств приведены в таблице.

Таблица

Т актико-технические характеристики

Тип ПСД. Параметры. —Си Хорс-2” (Италия) —Дарт” (США) “Минисаб” Мк VII (США) CE2F/X60 (Италия) “Сабкэт” (Англия)

Экипаж, чел. 2 2 2 2 2-3

Дальность плавания, км 28 50(3.3 уз.) 50( 4 уз.)

Скорость хода, уз. 3 8 5 4.5 5

Автономность, ч 3 3.5

Г лубина погружения, м 30 60 200

Масса, кг 360 440 2400 750

Длина, м 4.5 4.27 7 3.1

Ширина, м 1.2 2.15 0.8 1.63

Мощность энергосиловой установки, кВт 1.32 3.9

Значительно усовершенствованы конструкции различных подводных аппаратов, в том числе СМПЛ и других технических средств, для подводных диверсий.

ПСД типов CE2F/X30 и CE2F/X60, выпускаемые в Италии, в настоящее время считаются за рубежом одними из наиболее современных средств подобного назначения. Эти ПСД, имея практически одинаковые ТТХ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отличаются величиной глубины погружения и степенью оснащенности навигационной аппаратурой.

Корпус носителя выполнен из стали и имеет в кормовой и носовой оконечностях цилиндрическую форму. Он разделен на четыре отсека: носовой, центральный и два кормовых (носовой и кормовые - герметичны, центральный - проницаемый). В герметичном носовом отсеке размещена группа АБ, закреплённая на каретке, способной перемещаться в продольном направлении, чем достигается дифферентовка носителя в подводном положении. Над носовым отсеком раскреплен контейнер с контрольноизмерительными приборами, защищенный обтекателем из стеклопластика. Центральный отсек предназначен для размещения двух водолазов в снаряжении, его верхняя часть закрыта трехсекционным колпаком, выполненным из оргстекла. Передняя и задняя секции колпака могут двигаться в продольном направлении, обеспечивая доступ водолаза в отсек. В центральном отсеке размещены дифферентный насос, уравнительная и балластная цистерны, баллон воздуха высокого давления, единая рукоятка управления движением, эхолот, лаг и магнитный компас.

Прочная кормовая часть носителя разделена переборкой на два отсека. В передней части расположены АБ и два воздушных баллона бортовой систем жизнеобеспечения, хранящимся перед каждым водолазом, что позволяет последним не тратить запасы воздуха из своих дыхательных аппаратов. В задней части кормовой секции размещены гребной двигатель мощностью 4 кВт с редуктором. Гребной винт трехлопастной. Вертикальные и горизонтальные рули раскреплены на кронштейнах, приваренных к кормовому отсеку; перекладка рулей осуществляется с помощью тросовых тяг из передней кабины водолаза. Иногда в обтекателе над кормовым отсеком размещается стеклопластиковый контейнер с запасными дыхательными аппаратами и минами-присосками.

Для регулирования плавучести предусмотрена уравнительная цистерна, выполненная из нержавеющей стали, размещенная в нижней части центрального отсека между двумя кабинами водолазов; заполнение и осушение ее проводится дифферентным насосом. Система погружения-всплытия включает балластную цистерну, два баллона со сжатым воздухом, трубопровод с арматурой. Балластная цистерна размещена над уравнительной цистерной. Выполнена из стеклопластика и снабжена клапанами вентиляции; заполнение ее производится самотеком, осушение -сжатым воздухом. При продутой балластной цистерне носитель способен осуществлять движение в надводном положении, при этом водолазы могут дышать атмосферным воздухом.

В герметичном, стеклопластиковом контейнере, расположенном перед водолазом, размещены: магнитный компас, дифферентомер, глубиномер, лаг, эхолот, часы, амперметр, дифферентный насос, воздушный манометр, термометр, переключатель станций управления энергоустановкой.

Вывод: Из описанной технологии видно, что подводный буксировщик, обладающий необходимыми характеристиками можно изготовить

самостоятельно в подразделении. При этом, все материалы, используемые для его изготовления имеются в свободной продаже, их поиск не составляет труда. Обслуживание этого подводного буксировщика не является затратным и под силу любому водолазу. При этом он легко обслуживается и ремонтируется в полевых условиях. Буксировщик будет обладать небольшой массой и размерами, прост в эксплуатации. Его конструкция позволит размещать на нем необходимое дополнительное оборудование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванов С. Н. Матыцин О. В. Подводные средства движения: учебное пособие. -Новосибирск, 2005.

2. МЧС России, Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд. Лекции По водолазной подготовке. Водолазное снаряжение и оборудование Средства подводного наблюдения, поиска и обследования. Транспортировщики водолазов 2009 год.

© О. В. Матыцин, С. А. Кузнецов, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.