Научная статья на тему 'Подросток в условиях социальной изоляции'

Подросток в условиях социальной изоляции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2026
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подросток в условиях социальной изоляции»

ское и примитивное начало (14). Социальный контроль в сознании личности тесно связан с понятиями «ответственность», «социальная ответственность». На роль ответственности в поведении людей указывают криминологи Э. Бухгольц, Дж. Лекшас, Р. Хартман: «...главное отношение между обществом и индивидом определяется понятием ответственность. Ответственность - основополагающая категория, выражающая отношения между обществом и его членами и коллекги-вами. Тем самым она оказывается связанной с отношениями или действиями людей в обществе» (2, 229). Однако ответственность сама собой в группах и индивидах не формируется. Это происходит в результате длительного периода социализации личности, осознания и психической идентификации своей личности, группы, к которой принадлежит, с социальными эталонами, субъективно значимыми для каждой конкретной личности. Главную роль в социализации личности играет окружающая среда, конкретная жизненная ситуация. Нормы и требования социальной среды интериоризируются в сознании личности, приобретая при этом личностный смысл. Рассматривая бытовое насилие в социально-психологическом и криминологическом аспектах, необходимо учитывать, что «проблема преступного насилия порождена не только социальными условиями, но и отсутствием искренности, прежде всего в семейных отношениях, двойственной системой ценностей, приводящей к атмосфере лжи и лицемерия. Именно в семье замыкается круг насилия» (9). Желание автора «втиснуть» причины насилия в сферу бытовых отношений не в полной мере соответствует действительности. Современный период характеризуется различными видами лицемерия, двойной морали, различными ценностными системами, атмосферой лжи и непонимания. Это из большого социума были перенесены в семью элементы общественных отношений. Бытовой насильник, принимая решение о насильственном действии и прогнозируя возможную перспективу своих действий, обязательно должен быть уверен, что определенная группа лиц, находящаяся вне семейно-бытовых отношений, одобрит его действия. Значит, психическая идентификация со своими единомышленниками, находящимися вне семейно-бытовых отношений, чрезвычайно важна при формировании отношений насилия в быту.

Не менее важной и сложной при анализе бытового насилия является психологическая совместимость участников семейно-бытовых отношений и прежде всего супружеская совместимость. Психологическая характеристика совместимости является одной из самых сложных проблем социально-пси-хологической науки. Бытовое насилие можно рассматривать в контексте психологической проблемы межличностной совместимости, что должно дать качественный рост знаний о криминологическом механизме бытового насилия. В заключение отметим, что несколько рассмотренных нами аспектов соци-ально-психологического подхода к криминологическому анализу явления «бытовое насилие» возможно использовать в дальнейших исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978.

2. Бухгольц Э., Лекшас Дж., Хартман Р. Социалистическая криминология, - М.: Прогресс, 1975.

3. Горшков И. В., Зулкарнеев Р. М. Тяжкие преступления в семье, - М.: ВНИИ МВД России, 1997.

4. Иващенко А. В., Марцев А. И. Методология правового исследования насилия // Социально-правовые проблемы борьбы с насилием: Мсжвуз. сб. науч. тр- Омск: ЮИ МВД России, 1996.

5. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Сост. М. Н. Колмакова и В. С. Суров; под ред. М. И. Кондакова, А. В. Вишнякова. - М.: Политиздат, 1984.

6. Краткий политический словарь / Сост. и ред. Л. А. Они-кова и Н. В. Шишлина. - М.: Политиздат, 1980.

7. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржсва, Н. Ф. Наумова. - М.: Политиздат, 1988.

8. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983.

9. Петин И. А. Криминологические аспекты механизма преступного насилия: Авторсф. дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002.

10. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

11. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. Н. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990.

12. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - М.: Политиздат, 1990.

13. Социально-правовые проблемы борьбы с насилием: Сб. науч. тр - Омск: ЮИ МВД России, 1996.

14. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошсвский. - М.: Просвещение, 1989.

ПОДРОСТОК Б УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

А. Н. Плотникова, преподаватель

Специализированный межрегиональный учебный центр ГУФСИН России по Новосибирской области

Мир внутри пенитенциарных заведений для подростков имеет свою специфику. В зависимости от того, каких «законов» и правил придерживаются те или иные подростковоюношеские группировки, в их субкультуре выделяются свои направления. Имеется, например, традиционная группировка под управлением «вора в законе». Как правило, в нее входят подростки из семей с устойчивым криминальным стереотипом поведения (семьи бывших заключенных, отбывавших наказание до начала 90-х гг.). Есть спонтанные преступные группировки, у которых нет четких правил и «законов» межличностного и межгруппового взаимодействия. Зачастую соседствуют правила молодежной субкультуры того или иного региона и отдельные «воровские» законы. Существуют и в последнее время получают все большее развитие именно в молодежно-подростковой среде группировки преступников-«беспредельщиков», т. е. не имеющих какой-либо строгой регламентации межличностных и межгрупповых взаимодействий. Вся жизнедеятельность таких группировок основывается на праве силы.

Главной отличительной чертой субкультуры мест социальной изоляции подростков является жесткость именно неформальной структуры власти. В первую очередь, достаточно жестко закреплены правила, регламентирующие жизнь высшего тюремного сословия - «воров в законе». В местах лишения свободы для подростков эта проблема осложняется тем, что в роли авторитетов, как правило, выступают осужденные старше 18 лет. В соответствии с УПК РФ они могут оставаться в воспитательных колониях до достижения 21 года, поэтому их «авторитет» в среде несовершеннолетних преступников - проблема не только личностных свойств, но и возраста и срока пребывания в колонии. Как правило, молодые люди старше 18 лет сильнее физически, имеют больший «стаж» нахождения в условиях изоляции. Они лучше адаптированы, у них налажены связи с «волей» и т. д., поэтому они имеют больше возможностей для манипулирования вновь поступающими членами тюремного сообщества.

Юношеский максимализм, стремление к поиску виновника в своих неудачах вне себя, возрастная подростковая агрессивность, усиленная и аккумулированная тяжестью социальной изоляции, приводят к высокой напряженности во взаимоотношениях. Для разрядки напряженности, как правило, используются представители «низших каст», возникающих в

соответствии со специфической иерархией. Насилие часто носит ярко выраженный сексуальный характер - от грубого изнасилования до принуждения к действиям сексуального характера. Это объясняется как повышенной сексуальностью подростков, так и поиском половой идентификации.

Из всего многообразия норм, традиций, правил и атрибутов криминальной субкультуры в среде подростков оказались наиболее устойчивыми те, которые воспринимаются ими как обряд. Причем это характерно, в первую очередь, для молодежной и подростковой субкультур в целом и отмечено не только в среде преступной молодежи, но и в среде вполне благополучной, а также в армейских коллективах, учебных учреждениях и т. д. Например, особые условия и порядок приема новичков в уголовной среде получили название «прописки». Она имеет функции изучения новичка, выяснения его слабых и сильных сторон, компрометирующих его обстоятельств и в соответствии с этим определения его статуса в группе, его прав и обязанностей. В ходе «прописки» «высокостатусные» подростки стремятся всеми способами унизить новичков, подчинить их своему влиянию, занизить их статус и подвергнуть суровой эксплуатации, поэтому «прописка» оказывается очень жестокой процедурой. У новичков реквизируются все ценные вещи и продукты. Они вынуждены терпеть голод в течение нескольких дней, у них отнимают еду. Таким образом, существенным элементом «прописки» является испытание физической выносливости, поскольку в подростковой среде физическая выносливость служит главным показателем обоснованности притязаний на высокое положение в неформальной иерархии.

Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением в той или иной мере характеризуются и специфическими особенностями личности, и неблагоприятной микросредовой ситуацией. Они вынуждены инициироваться в том обществе, в котором живут, а оно как раз и оказывается криминальным. Данные факторы, взятые по отдельности, вне контекста жизни несовершеннолетних, не объясняют механизмов нарушения поведения. В наиболее целостном виде данная проблема предстает только при анализе жизненного пути человека, когда все перечисленные факторы приобретают системный характер.

Наибольшую озабоченность в развитии криминальной субкультуры подростков вызывает ее всепроникающий характер. Представление большинства ее особенностей в качестве обряда инициации делает ее привлекательной не только для подростков-правонарушителей, но и для большинства подростков и юношей с нормативным поведением.

Черты субкультуры подростков в закрытых учреждениях, а именно ее криминализованный характер, архаические элементы иерархии и социальной карьеры, а также специфика подросткового и юношеского периодов развития человека обусловливают и особенности межличностных отношений. Многие внутригрупповые процессы либо вообще отсутствуют, либо протекают в деформированном виде. В закрытых учреждениях отмечена альтернатива в межличностных отношениях: либо высочайшая просоциальность, вызванная совместным содержанием особого контингента, либо возникновение преступных группировок, направленных на подавление и защиту от остальных заключенных. Первая из позиций поставлена на службу основной цели воспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей - это различные подростковые организации, созданные под контролем администрации. В противовес этому в среде подростков (и не только правонарушителей) создаются отрицательно направленные группы, являющиеся примером корпоративного сообщества. Таким образом, большинство самоорганизующихся сообществ в этой среде носит отрицательный характер, и единственный результат их существования - закрепление в сознании их членов дезадаптивного, с точки зрения правового гражданского общества, поведения. Этот стереотип поведения выполняет адаптирующую функцию в условиях закрытых подростковых учреждений.

Естественно, что характер личнос тных качеств, приписываемых тем или иным подросткам, зависит от статуса объекта межличностного восприятия. «Высокостатусиые» подростки практически не способны к видовому, индивидуальному различению «низкостатусных», оценивают их с помощью родовых, внешних характеристик.

Таким образом, от особенностей субкультуры, избранной подростками, зависят особенности межличностного восприятия, и это необходимо учитывать в работе психолога в таких учреждениях, иначе возможны серьезные просчеты, иногда приводящие к трагедиям. Важно понимать, что подавляющее большинство межличностных конфликтов, возникающих в местах лишения свободы, являются «конфликтами статуса», когда кто-то стремится занять более высокое положение в неформальной иерархической структуре, создавая угрозу тем, кто его уже занимает.

Психические состояния и реакции подростка в условиях социальной изоляции имеют ряд особенностей. Во-первых, он приобретает особый правовой статус: даже в колонии он формально является не «заключенным», а «воспитанником». Тем не менее он ограничен в своих основных правах. На него накладываются специфические обязанности, за невыполнение которых предусмотрены санкции. Поэтому подросток, помещенный в воспитательную колонию, спецшколу или спецПТУ, приобретает в глазах окружающих статус преступника.

Во-вторых, на его личность в условиях социальной изоляции начинают воздействовать разного рода психогенные факторы, которые приводят к разнообразным невротическим реакциям, суицидальной активности, совершению суицидальных актов и попыток, различного рода самоповрежде-ниям, психическим расстройствам и т. д. Существенным моментом, формирующим невротические реакции подростков в условиях социальной изоляции, является принудительное включение в новые для них социальные отношения и изменение привычного образа жизни. Особенно важным является увеличение обязанностей (формальных и неформальных) при одновременном снижении количества прав. Возникает вопрос и о субъективном восприятии содеянного подростком, признании своей вины или ее полном или частичном отрицании. Наблюдения показывают, что подростки, которые признают свою вину, понимают, что совершили преступление и несут за него положенное наказание, гораздо легче переносят режим изоляции.

В-третьих, подросток попадает в весьма специфическую среду общения и жизни, характеризующуюся крайне высоким уровнем агрессивности. Как уже было сказано, подростки более жестко придерживаются «воровского закона», который, как правило, сами же и формулируют. Господствующие в среде воспитанников колоний и следственных изоляторов для несовершеннолетних нормы мало напоминают «воровские традиции», сложившиеся в «зонах» на территории бывшего Советского Союза. Скорее, это набор мер физического воздействия, при помощи которых небольшая группа физически сильных воспитанников подавляет окружение. Любые отступления от этих норм караются гораздо более жестоко, чем в среде взрослых преступников, поэтому подростки постоянно находятся в состоянии рефлексии своего поведения относительно этих уголовных норм. На психику подростков, находящихся в местах лишения свободы, воздействуют те же психогенные факторы, которые действуют и на взрослого заключенного, только они переносят их более болезненно. В силу своих возрастных особенностей подросток не имеет таких резервов психики и опыта разрешения актуальных конфликтов, которые есть у взрослого человека, поэтому и реакции на действие этих факторов у него более острые.

Наиболее типичная реакция подростков на ситуацию ареста или помещения в условия социальной изоляции - фрустрация, связанная с блокированием ведущих психологических и многих физиологических потребностей растущего организма. Он вынужден пересмотреть свои жизненные планы, пер-

спективы и направить максимум сил на адаптацию именно к местам лишения свободы.

Постоянная публичность и невозможность уединиться -тяжелый бич для человека, находящегося в закрытом учреждении. Подростки вынуждены постоянно общаться друг с другом. Соответственно, такое положение вызывает острые конфликты, которые разрешаются физическим воздействием на другого либо причинением вреда самому себе. Такое давление принудительного общения существенно меняет мотивационную и поведенческую сферы подростка.

Монотонность вызывает также острые аффективные реакции у большинства подростков. Ограничение двигательной активности в период физического становления приводит к формированию апатии либо повышенной агрессивности и развитию астении и мышечной слабости. Фактически он теряет возможность контролировать свои действия, особенно агрессивные импульсы.

Подростковый возраст - время поиска значимой для дальнейшего развития личности информации. Особый интерес представляют ответы на экзистенциальные вопросы существования человека: «Кто я?», «Каково мое будущее?». В спецучреждении подросток весьма ограничен в поступлении любой информации, длительное отсутствие известий из дома, от родных или друзей, отсутствие рядом значимого взрослого человека и невозможность получить адекватные ответы на многие важные вопросы вызывают ощущение заброшенности, приводят порой к суициду. Часто подростки прибегают и к демонстративным суицидальным попыткам, с тем чтобы привлечь к себе внимание, чтобы с ним поговорил представитель администрации учреждения, которому он мог бы задать интересующие его вопросы. Хроническая фрустрирован-ность, давление агрессивной среды и «принудительного общения», психическая травматизация приводят к тому, что даже самый тихий человек идет на нарушение режима содержания, чтобы вырваться из надоевшего общества. В этом случае его могут поместить в штрафной (дисциплинарный) изолятор, где он будет находиться некоторое время в одиночестве, поэтому такая форма наказания, несмотря на все ограничения, установленные законом, часто воспринимается подростками как форма отдыха от надоевшего общения. За многими попытками побега, беспорядками, нападениями на персонал, совершенными несовершеннолетними в местах социальной изоляции, стоит именно реакция ухода от конфликта, избегания его.

Членовредительство, или самоповреждеиие, - это аутоагрессивный акт, опасный по своим последствиям для здоровья. Самоповреждения могут производиться с использованием разных предметов, наиболее распространены из них следующие: заглатывание инородных неизвлекаемых предметов; резаные и колотые раны, наносимые на предплечье или живот; заглатывание «якорей» - особым образом скрепленных кусков проволоки; самоповешение.

Причины возникновения актов суицидального поведения можно связать с условиями пребывания в изоляции, которые сами по себе предполагают высокий уровень раздражительности воспитанников. Непривычность обстановки, грубость во взаимоотношениях давят на отдельную личность, ведут к страху, дискомфорту. Появляется жгучее стремление любыми способами уйти от окружающих проблем.

Необходимо также иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из мелких, по мнению взрослых, неурядиц. Однако максимализм в оценках подростков, эгоцентризм, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать свою жизнь, отсутствие жизненного опыта создают ощущение безвыходности, неразрешимости конфликта, порождают чувства отчаяния и одиночества. Именно поэтому ряд исследователей считают, что все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия, - М.: Ап-рель-Прссс, 1999.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1993.

3. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. -Минск: Беларусь, 1988.

4. Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992.

ОСОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЦОМ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ХИЩЕНИЙ

А. А. Кузнецов, адъюнкт Омская академия МВД России

Использование служебного положения как квалифицирующее обстоятельство хищения предусмотрено в главе 21 Уголовного кодекса Российской Федерации в двух статьях: ч. 3 ст. 159 УК (мошенничество) и ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата). В соответствии с принципом субъективного вменения привлечение к уголовной ответственности возможно лишь при условии, что виной субъекта охватываются все обстоятельства, образующие в своей совокупности состав данного преступления. Это касается не только обстоятельств основного состава преступления (чч. 1 ст. ст. 159,160 УК РФ), но и квалифицирующих обстоятельств (7, 163).

Классическое понимание содержания вины стало основой для выделения двух главных компонентов: интеллектуального и волевого. Общепризнанными составляющими интеллектуального компонента являются сознание и предвидение.

Уголовный кодекс Российской Федерации относит хищения к умышленным преступлениям. Данный вывод базируется на положениях уголовного закона. В соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ, «деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части» (8). Поскольку в статьях о хищениях нет прямого указания на неосторожную форму вины, можно сделать вывод о том, что все хищения - преступления умышленные. При конструировании уголовно-правовых норм о видах умышленной вины (чч. 2 и 3 ст. 25 УК РФ) законодатель использует термин «осознание». Несмотря на терминологическое сходство данного термина с термином «сознание», между ними существуют определенные отличия. По мнению В. Д. Филимонова, «осознание лицом объективной действительности означает возникновение в его сознании того или иного представления о сложившихся в данных условиях общественных отношениях, т. е. представления о социальном содержании объективной действительности» (10, 101). Иными словами, осознание предполагает обязательное формирование собственного ценностного отношения к тем или иным явлениям или событиям, возникающего на фоне устоявшихся идеалов и признаваемых субъектом норм поведения. «Человек осознает то, что воспринимает, когда понимает смысл воспринятого в контексте реальных событий, когда он учитывает возможные последствия своих поступков» (9, 83).

Принимая во внимание, что субъект любого преступления должен привлекаться к уголовной ответственности лишь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.