Научная статья на тему 'Подростки и медийное насилие: причины и последствия'

Подростки и медийное насилие: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1977
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНОЕ НАСИЛИЕ / ПОДРОСТКИ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ВЛИЯНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышева И. В.

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия современной подростковой аудитории со средствами массовой коммуникации. Автором исследуется особенности воздействия экранного насилия на подростковую аудиторию, возможности медиаобразования для преодоления негативных последствий насилия на экране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подростки и медийное насилие: причины и последствия»

ПОДРОСТКИ И МЕДИЙНОЕ НАСИЛИЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ *

И. В .Челышева, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия современной подростковой аудитории со средствами массовой коммуникации. Автором исследуется особенности воздействия экранного насилия на подростковую аудиторию, возможности медиаобразования для преодоления негативных последствий насилия на экране.

Ключевые слова. Медийное насилие, подростки, медиакультура, влияние, медиаобразование.

Teenagers and media violence: reasons and consequences

Dr. Irina Chelysheva

Docent of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute

(Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education

Abstract. This is the article about the problems of interaction between modern teenage audience and media. The author wrote about the impact of violence on the screen at the teenage audience, the possibilities of media education to overcome the negative effects of violence on the screen.

Keywords: media culture, media influence, children, media education, violence on the screen.

Современные произведения медиакультуры то и дело знакомят зрителей и читателей со случаями проявления агрессивности, насилия и жестокости среди школьников, вспышками криминальной активности в детской и подростковой среде. Многочисленные сцены насилия и жестокости ребенок практически ежедневно видит на экране телевизора, узнает о нем из криминальной хроники (которая, кстати, занимает второе место по количеству эфирного времен после рекламы). Здесь порой «острые конфликты

непрерывно изобретаются и множатся, а физическое насилие является приоритетным способом их разрешения. Отступление от правды жизни неизбежно отражается на содержании той картины мира, которую реально видит на «большом экране» типичный кинозритель» [Тарасов, 2005, с. 173]. Учитывая, что «после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/ видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (практически

* Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-46-93005к - «Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания». Научный руководитель проекта -И.В.Челышева.

без соблюдения официально принятых возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих сцены насилия» [Федоров, 2004, с.8], доступность подобных произведений для подростковой аудитории практически ничем не ограничена.

Известно, что опыт любого насилия в детстве чреват серьезными негативными последствиями для психологического самочувствия и общего развития ребенка: расстройствами эмоциональной сферы, необоснованными сменами настроения, тревожностью, депрессиями и т.д. Вследствие недоверия к миру у школьника появляются замкнутость, наблюдаются вспышки агрессии, которые могут возникать и в случае ощущения своей незащищенности, брошенности, чувства одиночества, быть следствием утомления, перенапряжения, а также как ответная реакция на угрожающие действия или оскорбления со стороны сверстников или взрослых. Наиболее часто подобные состояния возникают в так называемом «переходном» возрасте.

Психологи утверждают, что важность подросткового периода определяется закладывающимися основами формирования моральных и социальных установок личности. Подростки наиболее восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. В подростковом возрасте ребенок находится в поиске пути своего места в обществе, происходит его активное проникновение в общественную жизнь взрослых людей. В связи с этим в подростковом возрасте зна-

чительно активизируется социальная активность ребенка, обладающего большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

В этот период жизни интенсивно происходят сложные и важные процессы развития, связанные с переходом ребенка от детства к взрослости - физические, умственные, нравственные, социальные и т.д. Половое созревание ведет к развитию интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, глубоким переживаниям. С подростковым периодом связаны трудности, возникающие как у самого подростка, так и у взрослых, которые с ним общаются. Родителям порой бывает очень нелегко сладить с подростком, который становится неуравновешенным, раздражительным, вспыльчивым. Взрослые авторитеты, еще недавно имевшие большое значение для него заменяются стремлением приобрести собственный авторитет среди сверстников. В такой ситуации самые заботливые родители и педагоги нередко оказываются беспомощными. Как следствие - возникают конфликтные отношения в семье и в школе, усугубляемые зачастую непоследовательными воспитательными действиями со стороны взрослых: строгие запреты чередуются с потаканием, требования, поставленные ранее, не контролируются родителями и т.п. В этом случае у подростков формируется высокая тревожность, неуверенность в себе и т.д.

На одно из первых по значимости мест в жизни подростка выходит

общение, но именно в этой сфере многие школьники испытывают значительные трудности, связанные с неприятием в коллективе, классе, дворовой компании. Если такого рода трудность постигла ребенка (особенно в подростковом возрасте), то она превращается для него в настоящую проблему которая тяжело переживается им, а в будущем может иметь весьма негативные последствия для всей последующей жизни. Неприятие ребенка в коллективе (в классе, во дворе и т.д.), отсутствие интереса к нему наносит жестокий удар по самолюбию, особенно в подростковом возрасте. Вот почему подросток так бурно реагирует на случаи нетактичного замечания со стороны взрослого, или, чего хуже, унижения его достоинства в глазах сверстников. Ведь потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь - драма для подростка. Здесь, в своем стремлении к самоутверждению в глазах сверстников он может зайти достаточно далеко, невзирая на нормы и правила поведения. Нередко за наносным равнодушием к окружающим и показной «взрослостью» скрывается очень ранимая душа: подросток очень чувствителен, его эмоции не всегда устойчивы, он чрезвычайно впечатлителен, болезненно ощущает любую несправедливость в окружающем мире.

Вообще, представление подростков о себе во многом зависит от того, как его оценивают другие: у него ярко выражена потребность в высокой оценке и хорошем отношении окружающих. Подросток во что бы то ни стало стремится выделиться среди других, стать лучшим, и если ему удается стать признанным, оказать-

ся победителем или знаменитостью (хотя бы в пределах собственной компании или школы), радости его нет предела. В основе неуверенности в своих силах, робости, стеснительности подростка часто лежит боязнь показать свое неумение, незнание в той области, в которой без труда разбираются другие, иными словами, его преследует страх поражения. Именно поэтому школьники в подростковом возрасте очень чувствительны к оценкам собственных качеств и возможностей, к успеху и неуспеху стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно тех людей, отношение и мнение которых имеет для него большое значение. Это так называемое «самоутверждение» подростка может проявляться в самых разнообразных формах - от стремления победить в спортивных соревнованиях, до срыва занятий в школе.

Общение со сверстниками - с теми, кто обладает такими же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку посмотреть на себя по-новому, а дружба с ними становится одной из самых значимых жизненных ценностей. Благодаря дружбе (если, конечно, она настоящая, а не основана на какой-нибудь выгоде для одной из сторон), подросток начинает осознавать, что такое сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка. Именно в этот период еще, в сущности, маленький человек начинает понимать, как глубоко ранит измена, чем измеряется непонимание, как нелегко быть одиноким и обманутым. Эти переживания знакомы каждому, они становятся школой жизни, основой для построения взаимоотношений человека во

взрослой жизни. И одним из самых суровых «уроков» становится неприятие подростка в его ближайшем окружении. Отвержение в среде сверстников часто приводит к формированию негативных сторон характера, комплексов. «Отверженный» в коллективе подросток постепенно теряет уверенность к себе и своим способностям, вырабатывает особую стратегию поведения, позволяющую ему избегать общения, замыкается в себе, а иногда и наоборот, становится агрессивным, стараясь привлечь к себе внимание, завоевать авторитет при помощи физической силы и т.д. Часто трудности в общении со сверстниками не ограничиваются лишь отвержением и неприятием, а сопровождаются насильственными действиями, имеющих в детских и подростковых группах и коллективах самые разные формы: от обидной клички, прозвища, оскорбительного взгляда до причинения тяжких телесных повреждений и даже до убийства.

Самостоятельно преодолеть проблему трудностей в общении со сверстниками подростку бывает чрезвычайно сложно, так как у него нет еще достаточного опыта, твердой жизненной позиции. Не будучи еще способным глубоко и объективно оценивать самого себя, подросток не чувствует в себе достаточно сил, чтобы в одиночестве предстать перед миром людей как уникальность, которой он стремится стать. Зачастую для того, чтобы сверстники «приняли» его в свою группу, обратили на него внимание и общались на равных, ему приходится подчиниться воле большинства или стать похожим на тех, кто находится рядом с

ним в поведении, словах, поступках. Если же этого не происходит, общения «на равных» так и не получается, иногда разные позиции сторон перерастают в конфликт, и ребенок становится изгоем. В знаменитом фильме РБыкова «Чучело» показана подобная история, и хотя эта картина вышла на экраны около двадцати лет назад, проблема преодоления детской жестокости так и осталась нерешенной, а культ физического или психологического превосходства большинства над меньшинством продолжает иметь место в и в нашей жизни, и в жизни наших детей.

Для внутреннего мира подростка характерно обостренное эмоциональное восприятие, причем он одинаково эмоционально переживает как собственные удачи, так и ошибки, часто неадекватно оценивает себя и свои способности, проявляет повышенную критичность к своей внешности, поведению и т.д. Изменения, происходящие с ребенком в переходный период, являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (преимущественно, на основе представления о своем внешнем сходстве с взрослыми).

Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка «взрослым» в собственных глазах, и, как ему кажется, в глазах окружающих. В связи с этим у школьника возникает потребность, чтобы окружающие считались с ним, как с взрослым. Подростки стараются осознать, какие поступки мешают им занять желаемое «взрослое» место в семье или обществе друзей, поэтому часто они не поддаются предъявляемым требованиям

родителей, проявляя непослушание, сопротивление и протест, иногда переходящие в упрямство, грубость, негативизм, строптивость и т.д. Иными словами, подросток начинает сопротивляться требованиям, которые ранее не вызывали у него протеста: обижается и протестует, когда взрослые ограничивают его самостоятельность, свободу, не допускает опеки, контроля со стороны родителей; требует, чтобы окружающие считались с его интересами, мнением и т.п. У подростка проявляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность.

Знакомство с миром происходит у подростков не только при непосредственном общении с этим миром и наблюдениях за ним, но и посред -ством общения с произведениями массовой культуры (фильмами, компьютерными играми, популярной музыкой и т.д.). Как известно, в произведениях медиакультуры (кинофильмах, статьях в газетах и журналах, телепередачах, компьютерных играх и сайтах и т.д.) находят свое отражение все социальные, моральные, культурные процессы, происходящие в обществе. И это отражение касается не только происходящих событий, но и чувств, мыслей, переживаемых каждым зрителем, читателем, пользователем.

В фильмах, компьютерных играх и телевизионных программах подросткам чаще всего импонируют герои близкого с ними возраста. Очень часто образцом для подражания для подростка становятся телевизионные или киногерои, из-

вестные певцы и т.д. Школьники не только стремятся подражать внешнему имиджу своих кумиров, но и копируют их манеру говорить, держаться, двигаться, действовать в различных ситуациях. В случае если такой кумир являет собой негативный образ, бросающий вызов обществу, то и поведение подростка может также негативно влиять на его взаимоотношения, прежде всего с взрослыми людьми.

В произведениях массовой медиакультуры, в том числе - адресованных подростковой аудитории, обычно предлагаются определенные положительные или отрицательные стереотипы героев. Как правило, в экранных медиапроиз-ведениях положительно изображаются материально благополучные, примерные, уверенные в себе или талантливые подростки, упорно добивающиеся успехов в школе, в спорте, в технике, искусстве, моде и т. п. К числу отрицательных стереотипных героев чаще всего относятся юные наркоманы, преступники, беспризорники и т.д. Получается, что обыкновенному школьнику не ставшему ни «звездой» ни преступником, ведущему обычную жизнь часто трудно найти близких по духу единомышленников в экранном мире. Тогда и здесь - у экрана, подросток чувствует себя одиноким, оставаясь один на один со своими проблемами и трудностями...

Между тем, современные исследователи отмечают, что у многих школьников (в том числе - и у подростков) отношение к экранным искусствам носит потребительский характер: герои фильмов, к примеру воспринимаются ими весьма повер-

хностно, в основном, симпатии или антипатии к ним основаны на мнении других людей, пользующихся авторитетом у подростков - сверстников или взрослых. А что касается популярности многих фильмов, программ или компьютерных игр, то она чаще всего объясняется веянием «моды» или присутствием захватывающего сюжета, при помощи просмотра которого можно хорошо отдохнуть, расслабиться или посмеяться от души...

Поэтому так называемое «экранное насилие» может оказывать значительное влияние на ребенка, воспринимающего кино как историю, близкую к реальной жизни. В кинофильмах, например, криминального жанра, обилие постоянно демонстрируемого экранного насилия приводит к постепенному привыканию юной аудитории к демонстрации преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. «Здесь и сейчас» - этот девиз принимает порой чудовищные формы в сознании некоторых юных зрителей и понимается ими как вседозволенность и призыв к любым действиям, в том числе - и криминальным, за которыми не последует наказания. Тем самым в обыденном сознании подрастающего поколения снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений. Постепенно стремление решать все возникающие конфликты при помощи силы или численного превосходства становится жизненной позицией, одним из принципов выживания в жестоком мире, убежде-

нием, что «побеждает сильнейший», и «жизнь - это джунгли, где каждый - за себя».

Подобная жизненная позиция находит свое отражение и в виртуальном мире. Что касается насилия и жестокости в компьютерных играх, то здесь ситуация такова: только 17 % компьютерных игр, наиболее популярных среди подростков, не содержат сцен насилия. Преимущественно это игры спортивной тематики [Федоров, 2004, с. 67]. Остальные же игры содержат насилие и жестокость, представленную в виртуальной реальности в разной степени. Безусловно, мы согласны с мнением, что «играть в компьютерные игры с элементами насилия и совершать насилие в жизни - разные вещи . Однако, несомненно, что интерактивное включение в процесс насилия вызывает неизбежное привыкание к нему притупление чув -ства сострадания, сопереживания и т.д. Ведь в виртуальном мире ничего не стоит выстрелить в человека из пистолета или автомата. Взорвать его гранатой, разрезать электропилой, разнести на части бомбой и т.д.» [Федоров, 2004, с. 70; Федоров, 2010; РеСогоч 2010].

Между тем, данными научных исследований было подтверждено, что механизмы воздействия экранных медиапроизведений (в том числе - и содержащих сцены насилия) могут вызывать неоднозначную реакцию у подростковой аудитории. С одной стороны, страшные сцены, увиденные в фильме или телевизионной передаче, могут вызвать у одной части юной аудитории чувство страха перед агрессией и насилием, или даже привести к психологичес-

кому шоку С другой - эти же сцены способны стать своеобразным стимулятором агрессивного поведения и проявления насилия и жестокости у другой части зрителей. Неоднозначная реакция на сцены экранного насилия обусловлена целым рядом факторов, среди которых наиболее значимыми является возраст аудитории, степень восприимчивости (чем больше восприимчивость, например, подростка, тем более сильное негативное влияние на его эмоциональное состояние может оказать на него определенная сцена). Среди иных важных факторов -стремление подражать сильному герою (особенно, если он совершает насилие во имя победы добра над злом) - здесь проявление насилия может быть легко оправдано тем, что «зло должно быть наказано». Еще один фактор, оказывающий наиболее значительное влияние на восприятие сцен экранного насилия и жестокости - присутствие в фильме популярных и известных актеров. И, конечно, притягательность сцен насилия связана с возможностью развлечься: ведь что может быть интереснее для подростка, чем, скажем, интересный боевик или детектив с драками, погонями, перестрелками, поисками убийцы и т.п.

В то же время экранное насилие и жестокость, постоянно присутствующее в фильмах, программах, компьютерных играх и т.п. могут действовать как «прививка» аудитории. Такая «прививка» имеет долгосрочное и довольно эффективное действие: снижает порог чувствительности по отношению к проявлению насилия окружающими людьми, превращает насилие в

привычное дело для зрителя. Словом, она способна надолго вселить в человека чувство равнодушия и безразличия к жертвам насилия.

Последствия показа сцен насилия и жестокости по телевидению, в кино, в компьютерных играх описываются психологами, педагогами, социологами, криминалистами. К ним относится и рост подростковой преступности, и агрессия в молодежной среде, и подражание увиденным сценам и т.д. Например, психологи отмечают, что по данным проведенных ими опросов учителей средних школ, современные дети стали меньше играть и больше драться, причем очень жестоко, агрессивность детей заметно возросла. Исследования, проведенные Н. Брушлинской, показали, что регулярный просмотр экранных сцен насилия и жестокости приводит к тому что у 43,3 % опрошенных отмечается снижение порога чувствительности к жестокости; у 43 % - стимулирование агрессивно-насильственного поведения самого телезрителя; 42,4 % - обесценивание человеческой жизни и нравственных ценностей [Брушлинская, 2002, с. 54].

В современном обществе, где, к сожалению, насилие и агрессия представляется иногда панацеей при решении конфликтов и сложных проблем, на первый план выходят вопросы, касающиеся воспитания подрастающего поколения, находящегося под постоянным воздействием медийного потока, поколения, которому через несколько лет предстоит самостоятельно ориентироваться не только в виртуальной, но и в реальной жизни, научиться отличать доброго человека от злого, а

миролюбивого - от агрессивного и кровожадного. И в этой жизни новому поколению придется делать свой осознанный выбор между миром и войной, любовью и ненавистью, добросердечием и злобой.

«Медианасилие все сильнее проникает в российское общество, где на практике не существует ни эффективной системы возрастных рейтингов для просмотра и продажи аудиовизуальной продукции, ни системы контроля по отношению к демонстрации сцен насилия на экране» [Федоров, 2004, с. 139; РеСогоч 2010]. К тому же сегодня очень трудно представить себе ситуацию, при которой эффективно работали бы запреты на просмотр детьми и подростками фильмов, программ или продажа компьютерных игр с компонентами насилия и жестокости, поскольку любой фильм, сайт или компьютерная игра, как правило, без них не обходятся. В связи с этим вряд ли можно утверждать, что, запретив школьникам и молодежи смотреть на экранах сцены насилия, дабы «оградить их неокрепшую психику», мы сможем вырастить гуманистов, неспособных на насилие по отношению к окружающим людям, природе и т.д. К тому же такие запреты весьма проблематичны, учитывая все возрастающий интерес молодежной аудитории к масс-медиа.

Наиболее действенным путем решения проблемы может стать развитие умения школьников самостоятельно, критически оценивать различные медиатексты (телепередачи, фильмы, интернетные сайты и т.д.); пробуждение их способности к восприятию и аргументированной

оценке получаемой информации. Обучение «грамотному» чтению ме-диатекстов и их критическому осмыслению может способствовать адекватной оценке сцен насилия, свидетелями которых являются школьники на экране и в жизни, развитию их медийной культуры.

Умение критически оценивать медийную информацию предоставляет юной аудитории возможность получить новые знания о механизмах интеллектуального освоения мира и его основных закономерностях, развить мыслительные умения высокого уровня, передает чрезвычайно значимые для современного человека и общества ценности, такие, как открытость, ответственность, честность, толерантность и многие другие. Особое значение развитие критического осмысления экранных медиатекстов приобретает в подростковом возрасте, так как именно на данном возрастном этапе значительно активизируется интерес ребенка к различным средствам массовой информации, возникает необходимость в их самостоятельном осмыслении, связанным с выработкой собственной позиции и определения ценностного содержания увиденного и услышанного на экране. В этом и состоят основные задачи медиаобразования, призванного развивать у подрастающего поколения способность мыслить критически, воспринимая ту или иную информацию, побуждать школьников сравнивать и оценивать медийные сообщения, совершенствовать творческие, коммуникативные способности, умения интерпретировать медиатексты и самостоятельно оценивать их.

Литература

Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни // Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С.54.

Тарасов К.А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры. М., 2005.

Федоров А.В. Дети и медийное насилие: проблемы и тенденции. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2010. 376 с.

Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.

Челышева И.В. Проблема насилия в жизни общества и на экране // Меди-аобразование. 2006. № 3. С.124-125.

Fedorov, A. (2010). Children and Media Violence: Comparative Analysis. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 164 p.

References

Brushlinskaya N. (2006). Violence on Television and in Life. The Russian Federation Today. № 6, p.54.

Chelysheva I.V. (2006). The problem of violence in society and on the screen. Media Education. № 3, p.124-125.

Fedorov A.V. (2004). Children Rights and the Problems of Violence in the Russian Screen. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2004.

Fedorov, A. (2010). Children and Media Violence: Comparative Analysis. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 164 p.

Tarasov, K.A. (2005). Violence in the Mirror of Audiovisual Culture. Moscow, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.