ББК Щ100 + 4.481.355 + Щ103(2)
ПОДЛИННОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА:
К ФОРМИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТСКОГО И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ Г.С. Трифонова
ORIGINAL ART IN SPACE OF HIGH SCHOOL: TO FORMATION OF THE CONCEPT OF COOPERATION UNIVERSITY AND THE STATE ART MUSEUMS
G.S. Trifonova
В статье описан и проанализирован уникальный опыт университета по организации деятельности Зала искусств как выставочного пространства, в котором в экспонируются выставки классического искусства из государственных художественных музеев Урала и столичных музеев. Особое внимание уделено обобщению опыта использования Зала искусств в качестве научно-исследовательской и учебной лаборатории кафедры искусствоведения и культурологии. Проанализированы пути осуществления образовательного процесса по воспитанию будущих специалистов-искусствоведов. Отмечается и поступательное воплощение следующего этапа — открытия университетского музея, в котором будут представлены подлинные памятники истории и искусства Южного Урала от археологических древностей до современных произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-при-кладного искусства.
Ключевые слова: университетский художественный музей, основные направления деятельности, проблемы методики выставочной, образовательной и просветительной работы.
In article unique experience of university on the organization of activity of the Hall of arts as exhibition space in which exhibitions of classical art from the state art museums of Ural and capital museums are on display is described and analyzed. The special attention is given to generalization of experience of use of the Hall of arts as research and educational laboratory of faculty of art criticism and cultural science. Ways of realization of educational process on education of the future experts-critics are analyzed. The forward embodiment of the following stage — opening of a university museum is marked. In this museum the original monuments of a history and art of Southern Ural from archeological antiquities before modern products of painting graphical, sculptures and crafts will be submitted.
Keywords: a university art museum, the basic directions of activity, a problem of a technique of exhibition, educational and educational work.
Открывшаяся в Южно-Уральском госуниверси-тете специальность «Искусствоведение» не могла развиваться в отрыве от общения студентов с подлинными произведениями искусства, от живого художественного процесса. С целью объединения учебного процесса по изучению искусствоведческих наук с практикой общения в непосредственном контакте с оригиналами родился совместный проект сотрудничества университета и Челябинской областной картинной галереи (с 2005 г. — Челябинского областного государственного музея искусств) в сфере выставочной и образовательной деятельности. Идея этого сотрудничества горячо была под-
держана ректором ЮУрГУ Г.П. Вяткиным и директором галереи К.Н. Сидоровым, а затем продолжала осуществляться при новых руководителях—ректоре университета А.Л. Шестакове и директоре музея С.О. Ткаченко.
В Челябинской областном музее искусств (ЧОМИ) в постоянной экспозиции представлены произведения старинного европейского и отечественного искусства, при этом отсутствует постоянно действующий раздел, представляющий развитие отечественного изобразительного искусства в течение прошедшего XX века, что было бы логическим продолжением экспозиции иконописи и рус-
Г. С. Трифонова
ской классической живописи XVIII—XIX вв. Между тем, в собрании ЧОМИ, в запасниках, находится большая числом и ценная художественным качеством, постоянно пополняющаяся коллекция отечественного искусства XX века и современного, в том числе произведений уральских художников. Целостное сознание и мировоззрение нуждаются в полноте и историзме явлений и процессов. ЧОМИ и ЮУрГУ объединили усилия, чтобы в университетском Зале искусств развернуть серию выставок из собрания художественного музея, на которых будут опубликованы выдающиеся произведения, составляющие золотой фонд отечественного национального наследия. Открытие Зала искусств как части формирующегося университетского художественного музея для посещения студентов технических и гуманитарных специальностей ЮУрГУ, других вузов способствует позитивным изменениям в общекультурной среде города, в воспитании понимания и любви к пластическим искусствам.
По прошествии пяти лет Зал искусств ЮУрГУ, активно экспонирующий выставки разнообразного содержания и профиля, стал органичной и неотъемлемой частью культурной жизни университета и города. Дальнейшие разработки и конкретизация выставочной программы Зала искусств дали многообразие экспозиций, рождавшихся из различных источников, благодаря контактам и взаимодействию с музеями, культурными представительствами, художниками, коллекционерами, представителями общественности, отечественными и зарубежными. Многообразие выразилось в тематике, составе выставок, различии выставленных произведений по видам искусства, характеру и целям их экспонирования.
В обширной программе выставок хочется остановиться на тех, которые несут в себе высокое художественное качество, несомненно обогащают духовную жизнь преподавателей вуза и студентов, познакомившихся с их экспозициями, и, что особенно важно, активно встроились в процесс изучения истории и теории искусства и послужили внутреннему росту будущих искусствоведов.
Это прежде всего выставка «Шедевры искусства XX века» из собрания Челябинской картинной галереи, включавшая 27 произведений живописи классиков искусства прошлого столетия: К. Богаевского, П. Петровичева, Н. Кузнецова, И. Бродского,
A. Пластова, А. Гончарова, В. Бялыницкого-Биру-ля, М. Сарьяна, Е. Моисеенко, Б. Берзиньша, а также уральских мастеров Н. Русакова, И. Вандышева, М. Брусиловского, А. Григоряна, Р. Габриэляна, Л. Костиной, В. Мишина, С. Черкашина, Н. Аникина,
B. Качалова, П. Ходаева, 3. Латфулина. Эта первая экспозиция, открывшая деятельность Зала искусств, мощно заявила о единстве искусства страны и региона в XX веке, о высоком качестве произведений знаменитых на всю страну и известных только на Южном Урале живописцев, не уступающих подчас
классикам, останавливающих чуткого и думающего зрителя у своих произведений, исполненных глубины чувств, образов и пластических решений. Важно отметить, что открытие Зала состоялось в канун большого всенародного праздника — Дня Победы, и это прозвучало символично, особенно в пространстве вуза, основанного в годы войны.
Чтобы дать ощущение исторического и пространственного масштаба, вскоре была устроена выставка иконописи, рукописной и старопечатной книги из собрания картинной галереи, которая дала измерение времени: от XX века вглубь древнерусского искусства, в пучину средневековья, исторгшего из себя могучее и высокое искусство, пронизанное верой в добро и красоту человека и Божьего мира. Язык средневекового искусства, его пластическая система потребовали большого духовного труда от университетской зрительской аудитории. Особо потрудившимся открылись таинства и законы канона, иконографии, специфического иконного построения пространства, сакральное наполнение образов.
Выставка одной картины родилась в музейной выставочной практике как способ и условие огромного сосредоточения на одном объекте, пристального вглядывания, всматривания, глубокого личного контакта один на один с произведением, из которого на определенном этапе постижения рождается диалог с картиной. В практике Зала искусств это произошло дважды. Многие университетские зрители с удивлением для себя обнаружили, что в Челябинской картинной галерее есть три картины всемирно известного мариниста И.К. Айвазовского. И одно из трех его полотен «Прощание» (1869 г.) предстало в экспозиции Зала искусств. Оказывается, многие жили и не подозревали о присутствии таких сокровищ, и не в столицах, а рядом, через несколько кварталов от университета! Зал искусств — концентрированное пространство различного рода и масштаба открытий для многих посетителей.
Осуществление идеи выставки одной картины было счастливо продолжено благодаря грандиозному проекту Государственного Русского музея, осознавшего, что Европа и Америка достаточно часто принимают у себя прекрасные выставки классического искусства из России, а зрители родной страны с начала перестройки оказались лишены этой возможности. Так Русский музей начал вывозить свои сокровища в регионы России. Выставка «Спасибо, Урал!» в год 65-летия Великой Победы над фашизмом, разместившаяся в Челябинском музее искусств, потрясла челябинцев. Одно из масштабных полотен этой выставки — «Горное озеро на Урале» А.М. Васнецова — экспонировалось в Зале искусств ЮУрГУ. Органичной частью выставки здесь стали произведения современников А.М. Васнецова — мастеров русской школы живописи В.М. Васнецова, М.К. Клодта, К.В. Лебедева, В. Д. Поленова, С.Ю. Жуковского из собрания Челябинского музея ис-
Искусствоведение
кусств. В результате осуществления общероссийского проекта ЮУрГУ стал также филиалом виртуального музея ГРМ, который так гостеприимно открывает свое виртуальное пространство искусств для всех учащихся города и области, но прежде всего включен в систему образовательного процесса университета, в особенности — кафедры искусствоведения и культурологии.
В пространстве Зала искусств ЮУрГУ состоялся ряд персональных экспозиций южноуральских художников различных поколений. Целый ряд экспозиций наших современников — мастеров искусств — высветили творчество художников, во многом определивших искусство Урала. Крупнейшая творческая личность, оказавшая влияние на современников и, прежде всего, на уральских художников — Геннадий Сидорович Мосин (1930— 1982), в чьем творчестве концентрируются важнейшие художественные процессы в искусстве страны и Урала второй половины XX века. Познакомить с его творчеством наших молодых современников удалось благодаря объединению собраний живописи и графики замечательного художника двух уральских музеев, которые особенно ценил художник при жизни — Челябинской картинной галереи и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Уральская мифология, преломление в творческом мире и мировоззрении живописца образов природы, истории, духа Урала открывались в созерцании произведений, в общении с художниками — учениками Г.С. Мосина, с сыном художника — уральским ученым-историком А.Г. Мосиным. В такой среде возникала атмосфера подлинности соприкосновения с творческой личностью художника и его созданиями.
В ряду выставок, на которых публикуется наследие уже ушедших художников, так много сделавших в искусстве и оставивших своего рода завет на дальнейшее развитие искусства, художественной культуры, можно назвать последние в этом славном пятилетии Зала искусств — выставки произведений В.А. Неясова (1926—1984) и С.И. Петрова (1918—2006). Оба связаны с Челябинском: В.А. Неясов смолоду до последнего часа своей недолгой жизни — своим самостоятельным творчеством, развернувшемся так мощно и щедро, разносторонне и плодотворно; С.И. Петров — рождением. Петров с отъездом в отроческом возрасте в Болгарию, на родину своего отца, состоялся и работал как художник в Болгарии, в Софии, всем сердцем тянулся на Родину и возвратился незадолго до своего ухода из жизни великолепным даром своих произведений Челябинскому музею искусств, ставшим самой большой персональной коллекцией в собрании южноуральского художественного музея. Это — около 400 произведений!
Хочется особо подчеркнуть два аспекта извлеченного будущими искусствоведами опыта, полученного в процессе знакомства с выставками: во-
первых, общение с художниками-авторами создает особо заряженную среду передачи специфической эмоционально-эстетической информации, заражающей своей энергией и усиливающей процесс постижения и усвоения в непосредственном контакте с автором и его произведениями; во-вторых, визуально-чувственный контакт с произведениями различных видов искусства, жанров, техник; их фактура и пластический язык позволяют получить собственный неповторимый и незаменимый для становления будущего специалиста опыт анализа структуры художественного произведения во всей его универсальной сложности.
Вот на этой обучающей и дидактической стороне постижения искусства в Зале искусств ЮУрГУ, ставшем учебной и экспериментальной лабораторией, хотелось бы остановиться — на примере выставки «В.А. Неясов. Воссоединение волжских народов с Россией. История ненаписанной картины. 1948— 1983», состоявшейся в феврале 2008 г. Проект выставки был предложен студентам выпускного пятого курса специальности «Искусствоведение» в качестве составной части производственной практики под руководством доцента кафедры искусствоведения и культурологии Г.С. Трифоновой. Идея выставки — показать процесс работы над картиной, который был пройден живописцем Василием Андреевичем Неясо-вым от точки зарождения замысла через десятилетия размышлений, штудий, изучение архивного и исторического материала, накопление натурного материала: зарисовок, акварелей, живописный этюдов портретов, пейзажей, поисков композиционных решений, наконец выход на картон — проработку всей композиции в рисунке, в колорите. Творческий процесс созревания картины, протянувшийся сквозь период творческой жизни живописца, вышел на создание не менее четырех вариантов картона. Окончательный вариант, выверенный и готовый к переводу на холст, явился венцом многолетнего творчества мастера. Осуществить его на холсте художнику не удалось: на 58-м году жизни сердце художника остановилось.
История ненаписанной картины, творчество художника, его личность открылись студентам в период знакомства с его наследием в доме-мастерс-кой В.А. Неясова, построенном художником своими руками, в знакомстве с его дочерью О.В. Неясо-вой-Гладышевой, художником-педагогом, последовавшей по стопам отца. Просмотр рисунков, эскизов, этюдов, самостоятельных живописных произведений, картонов, рассказ о художнике, нахождение в мастерской, где атмосфера подлинности и свидетельства о жизни и творчестве крупного уральского живописца XX века, выходца с Волги — все это явилось мощным творческим облучением огромной силы воздействия и полного погружения в материал в период подготовки выставки. Все дальнейшие этапы студенты проходили совершенно осоз-
Г. С. Трифонова
нанно и участвовали в них творчески. Выход в пространство экспозиции, в котором нужно было решить построение экспозиционного ряда, сопроводить аннотациями и этикетажем, привести в соответствие с экспозицией оформление с учетом имеющихся материальных возможностей, написание методического материала для каталога выставки — все это и многое другое последовательно было осуществлено студентами в полном взаимопонимании и соответствии с замыслом руководителя и теми задачами, которые стояли перед ними. События, связанные с передачей накопленной информации, интерпретацией ее: вернисаж, вечер, посвященный памяти В.А. Неясова, освоение методики и проведение экскурсий, — дали объемное представление о специфике и характере профессиональной деятельности искусствоведа в различных направлениях, от практического изучения материала искусства до научно-теоретического исследования, а также о выставке как синтетической форме публикации результатов исследования, вынесения материала на всеобщее обозрение.
Таким образом, на конкретном примере, участвуя от начала до конца в создании данной выставки и осуществлении проекта, студенты получили незабываемый опыт претворения профессионального труда в служение более высокого порядка: обществу и его культуре, искусству, исторической памяти, гражданскому воспитанию, опыту высшего жертвенного служения людям и творчеству на примере личности художника В.А. Неясова. Проходя последовательно все поля и слои работы с художественным материалом и его осмыслением, студенты-ис-кусствоведы прочувствовали в творческом процессе прочный сплав практической, теоретической деятельности и творческой природы профессии, в процессе осуществления которой открываются сущности и смыслы искусства. В.А. Неясов, следуя традиции русской живописи старых мастеров в осуществлении последовательности развернутых этапов создания произведения — большой народной эпической картины, являет пример отечественной художественной школы, и постижение его творчества становится школой для профессионального формирования искусствоведов. Ведь художественная культура, искусство не могут полноценно развиваться без одного из звеньев — нужны художники, нужны и критики, историки и теоретики искусства, выставочные залы, музеи и, прежде всего, система художественного образования.
Художественная культура Южного Урала, ее исторические этапы, стилевые явления, направления и течения, творчество отдельных творческих объединений, союзов и художников — часть мирового процесса. Исследовать региональное искусство предстоит прежде всего нам, живущим и работающим в пространстве художественной культуры региона, не дожидаясь, когда искусство края станет
объектом внимания маститых отечественных и зарубежных исследователей. Музеи и университеты регионов страны являются теми институциями, которые и к этой миссии готовят новые творческие силы для ее осуществления. Закономерно, что создание Зала искусств имело под собой дальний прицел: созревание идеи университетского художественного музея и подготовки ее реализации. Именно университетский музей — первая в истории музейного дела нового времени музейная институция, возникшая в конце XVII века в Англии (Музей Аш-мола в Оксфорде) -— дает идеальное соединение подлинного искусства, процесса его сохранения и музеефикации, изучения и публикации.
Все эти смысловые составляющие включаются в обучение искусствоведа, осваивающего в образовательном процессе внутри университетского музея модель многообразия форм будущей деятельности по окончании университета: музейные профессии по документированию (учету), хранению произведений различных видов искусства и материалов, основ консервации реставрации, музейной климатологии, собирательской (коллекционной) деятельности, систематизации и классификации коллекций, различных систем описания и каталогизации, организации музейных экспозиций; формирования выставочной программы и организации выставок. Знакомство с издательской, просветительной деятельностью, системой организации зрителя, основами менеджмента и маркетинга и другими направлениями и формами профессиональной деятельности также происходит в период учебы, особенно во время прохождения музейной практики. Деятельность в качестве теоретиков искусства, художественных критиков, историков искусства, журналистов по избранному предмету-искусству также может быть развита как практическая часть образовательного процесса в университете по одной или комплексе названных специальностей.
Констатируя круг проблем и направлений университетской жизни, в которые включен Зал искусств, напомним еще об одной сложившейся в его практике традиции — закладке кафедрой искусствоведения и культурологии собрания произведений изобразительного искусства, которые дарят кафедре художники, чьи выставки состоялись в Зале искусств. С самого начала работы Зала имелся ввиду дальний адрес — создание университетской музейной институции —художественного музея или отдела музея, который отразит в своем собрании исторические этапы и важнейшие художественные явления региона, будет строиться на пожертвованиях, дарениях художников и интеллигенции города, области, региона, любых других источников поступлений—отечественных и зарубежных, результатом которых будет прирастание художественных коллекций университетского музея ЮУрГУ (с проектом музея автор выступила на университетской конференции 2006 г.1).
Искусствоведение
Осмысливая сегодня цели, ради которых в университете был открыт Зал искусств, и их последовательное осуществление в течение прошедших пяти лет, нельзя не заметить поступательного воплощения идеи, к которой в результате деятельности Зала искусств мы приблизились. Современное общество испытывает потребность в гармонизации жизненной среды и полноценном развитии материальной и духовной сферы. В крупном индустриальном центре, каковым является Челябинск, где много вузов и многочисленна студенческая молодежь, которой предстоит в будущем развивать страну, чрезвычайно важно формировать среду, ориентированную на гармоническое бытие его граждан различных поколений. Развитие музейного пространства во многом является таким гармонизирующим фактором. Объединение пространств вуза и музея видится идеальным воплощением перспективного моделирования гуманистической среды.
Очевидно, что Южно-Уральский госуниверситет стоит на пороге открытия университетского музея, в котором будут представлены подлинные памятники истории и искусства Южного Урала от археологических древностей — произведений искусства найденных университетскими археологами—до современных произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание музея откроет университету новые реальные возможности воспитания исторического, регионального самосознания студенческой молодежи. Принимая во внимание масштаб образовательных процессов в ЮУрГУ и число включенных в них представителей молодого поколения, проектируемый на перспективу положительный результат гуманизации сознания молодежи
очевиден. Последствия этих процессов не замедлят отразиться на общем состоянии региона, различных областей его жизни. Что касается профессионального искусствоведческого образования, то университетский музей открывает широкие горизонты осуществления воспитания и образования достойных специалистов в области художественной культуры и искусства. Созданные в университетском музее структурные музейные образования позволят получить профессиональные навыки осуществления всех этапов работы с музейным предметом, в непосредственном контакте постичь его материально-духовную природу и раскрыть всю полноту и богатство заключенной в произведении искусства информации. Создание музея поможет выпускающей кафедре искусствоведения и культурологии воспитать будущих специалистов — искусствоведов, которые с полной ответственностью, знанием дела, горячим сердцем, любовью, основательными знаниями и системным опытом, полученным в творческих лабораториях университетского музея ЮУрГУ, посвятят свою профессиональную деятельность и свое служение будущему искусства, которое является воплощением высочайшего дара и творения человеческой природы.
Примечания
1. См.: Трифонова, Г.С. Университетский музей науки и искусства: традиции, место и роль в современном культурно-образовательном пространстве вуза/Г.С. Трифонова // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сборник материалов Третьей Южно-Уральской межвузовской научно-практической конференции / науч. ред. Н.П. Парфентьев. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2006, —С. 62—69.
Поступила в редакцию 20 января 2009 г.
Трифонова Галина Семеновна, доцент кафедры искусствоведения и культурологии, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Челябинского областного государственного музея искусств, член Союза художников России. Окончила в 1976 г. Уральский государственный университет имени A.M. Горького. Область научных интересов — отечественное искусство, художественная культура и творчество художников Южного Урала, музееведение. Автор монографий, каталогов, альбомов, научных статей по указанной проблематике. E-mail: [email protected]
TVifonova Galina Semenovna, the senior lecturer of faculty of art criticism and cultural science, the candidate of historical sciences, the conducting the scientific employee of the Chelyabinsk regional state museum of arts, a member of the Union of artists of Russia. Has ended in 1976. The Ural state university of a name of A.M. Gor’kogo. Area of scientific interests — domestic art, art culture and creativity of artists of Southern Ural, museology. The author of monographies, catalogues, albums, scientific articles on the specified problematics. E-mail: [email protected]