Научная статья на тему 'Подходы к освоению особенностей сатирической публицистики'

Подходы к освоению особенностей сатирической публицистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
843
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТИРА / ПУБЛИЦИСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / КОРИФЕИ САТИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ / SATIRE / SOCIAL AND POLITICAL JOURNALISM / EXPRESSIVE MEANS / CORYPHAEI OF SATIRICAL PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Толутанова Ю. Н.

Спецкурс «Специфика сатирической публицистики» в Московском государственном университете печати предлагается в качестве вспомогательной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». Возрождение отечественной сатирической публицистики немыслимо без серьезных усилий исследователей СМИ по выявлению причин спада и активного участия системы журналистского образования в создании мотивации у будущих журналистов к сатирическому творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At Moscow State University of Press there is a specially designed course "Special features of satiric prose" that is offered to students majoring in Journalism. Revival of our native satiric prose is impossible without serious efforts of mass media researchers in order to find out the reasons of the current recession, as well as an active participation of the system of journalism education in creating high student motivation to satiric writing.

Текст научной работы на тему «Подходы к освоению особенностей сатирической публицистики»

Ю.Н.Толутанова

Подходы к освоению особенностей сатирической публицистики

Спецкурс «Специфика сатирической публицистики» в Московском государственном университете печати предлагается в качестве вспомогательной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». Возрождение отечественной сатирической публицистики немыслимо без серьезных усилий исследователей СМИ по выявлению причин спада и активного участия системы журналистского образования в создании мотивации у будущих журналистов к сатирическому творчеству.

Ключевые слова: сатира, публицистика, художественно-выразительные средства, корифеи сатирических жанров.

В Х1Х-ХХ веках газетные и журнальные сатирические публикации были ярчайшей составляющей отечественной журналистики. Благодаря иронии и сатире выступления талантливых публицистов вызывали огромный общественный резонанс. Имена их авторов (М. Кольцов, М. Зощенко, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров и др.) были широко известны, массовый читатель видел в них смелых борцов с социальными пороками, а власть предержащая смотрела на них с опаской и многих преследовала.

Сегодняшняя сатирическая публицистика, к сожалению, во многом уступает своей предшественнице. Очень мало появляется на страницах современных газет памфлетов, практически исчез фельетон.

Отчасти это связано с такой тенденцией современной журналистики, как усиление ее информационного начала. На смену ярким оценочным текстам публицистов прошлого пришли суховатые творения новостий-щиков, репортеров и комментаторов. Классические сатирические жанры уступили место немногочисленным юмористическим рассказам, в которых, за редким исключением, отсутствует авторский стиль, да и рассчитаны они на невзыскательного читателя, взращенного на недалеких и пошловатых шутках «мастеров телевизионного юмора».

Представляется, что возрождение отечественной сатирической публицистики немыслимо без серьезных усилий исследователей СМИ по выявлению причин спада и активного участия системы журналистского образования в создании мотивации у будущих журналистов к сатирическому творчеству. Принято считать, что публицистами не становятся, а рождаются. Однако опыт советского прошлого по подготовке журналистских

кадров частично убеждает в обратном. Надо полагать, возрождение | качественных сатирических материалов в лучших традициях жанров | требует более обстоятельного обращения в рамках учебных программ к деятельности корифеев сатиры, к раскрытию основных законов и особенностей сатирических жанров, их огромной социальной значимости и действенности.

Цель спецкурса, который читается у нас, - знакомство будущих журналистов с возможностями газетной и журнальной сатирической публицистики, формирование у них основных навыков создания фельетона, памфлета и прочих сатирических жанров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстам такого рода, и правилами использования художественно-выразительных средств, создающих неповторимое своеобразие языка и стиля сатиры.

Спецкурс предполагает сочетание лекционных и практических занятий, причем практике уделяется особенно пристальное внимание. В ходе семинаров студенты по предложенной преподавателем схеме анализируют тексты корифеев сатирических жанров, сопоставляют их с произведениями современных публицистов, обсуждают - словом, учатся на лучших образцах работать в сатирических жанрах. Итогом такой подготовки становится самостоятельное написание фельетонов, сатирических миниатюр, памфлетов.

Работа строится по следующим направлениям:

- анализ текстов мастеров сатирических жанров с точки зрения темы и идеи произведения, композиции, авторских приемов выразительности, в том числе языковых;

- сопоставление текстов корифеев сатирических жанров с произведениями современных публицистов, выявление сходства и различия, поиск причин, вызывающих сегодня отсутствие сатирических жанров в «чистом» виде;

- самостоятельное написание фельетонов, памфлетов, сатирических миниатюр, анализ написанного, рекомендации авторам. Содержание спецкурса включает в себя семь тематических разделов.

В первом речь идет о специфике сатирической публицистики и ее особой роли, рассматривается фельетон как основной сатирический жанр.

Студентам предлагается познакомиться с формами комического, уяснить для себя понятие сатиры. Далее вводится термин «сатирическая публицистика» и характеризуются ее особенности. Принципиально важно, что на занятии проводятся параллели между литературой и публицистикой. Дается определение фельетону как основному жанру сатирической публицистики и разбираются социальные функции фельетона, его цели,

задачи и возможности. Проводится мысль о необходимости возрождения ш х газетного и журнального фельетона в современной жизни в силу актуаль- ¡5 ^ ности задач данного жанра и его высокой эффективности. £

Вторая тема занятий посвящается рассмотрению жанровых особеннос- § тей фельетона в сравнении с прочими сатирическими жанрами. Детально © анализируются жанровые требования к фельетону. Изучаются его жанровые разновидности. Фельетон сопоставляется с другими литературными и публицистическими жанрами (юмористическим и сатирическим рассказом, памфлетом, пародией, сатирическим комментарием, сатирической миниатюрой). Разбираются его художественно-изобразительные средства.

После данного занятия уместно конспектирование теоретических работ, рекомендаций практикующих публицистов по фельетону. Такое домашнее задание и дается студентам. На следующей встрече конспекты обсуждаются.

Третье занятие предлагает студентам знакомство с историей фелье-тонистики. Они узнают о зарождении, становлении и эволюции жанра «фельетон», о многочисленных спорах, связанных с его существованием (о степени беллетризации и фактической достоверности, о разнице между фельетоном и сатирическим рассказом и др.). Рассматривается роль личности фельетониста в истории. Даются сведения о фельетонистах XIX века и советской школе фельетона. Анализируется вклад в сатирическую публицистику корифеев жанра (М. Зощенко, М. Кольцова, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Зорича и др.). Делается попытка определить причины упадка жанра в современную эпоху, в связи с чем затрагивается важная проблема - фельетон и время. Обсуждаются «вечные» проблемы фельетонистики.

Четвертая тема - составляющие мастерства корифеев сатирических жанров. В центре внимания - фельетонное наследие М. Зощенко и уникальный творческий дуэт - соавторство И. Ильфа и Е. Петрова. Зачитываются вслух и анализируются их сатирические миниатюры и фельетоны, проводится классификация выступлений, рассматриваются проблематика и художественно-языковое своеобразие.

А на следующем занятии дается характеристика структурно-композиционных особенностей разных сатирических жанров: фельетон, памфлет, сатирическая миниатюра обнаруживают свое сходство и различия с точки зрения выражения мысли сатирика. Рассматривается, как в том или ином случае строится сюжет, как создаются образы персонажей. Отдельно поднимается вопрос о герое и авторе сатирического произведения. В обсуждении затрагиваются основные образы фельетона, памфлета

J „

а и сатирическои миниатюры, акцентируется внимание на их отличии от | образов сатирического рассказа, сравнивается назначение собирательно-| го и конкретного образов. Анализируются функции заголовка в произведениях сатирических жанров и функции художественной детали. С особым интересом студенты обсуждают соотношение вымысла и реальности в сатирических материалах. С этой точки зрения оказывается очень полезным упражнение, ориентированное на глубинный «творческий контакт» студента с корифеем. К примеру, предлагается такое задание.

«Прослушайте внимательно фрагмент фельетона И. Ильфа и Е. Петрова. Напишите продолжение текста в соответствии с авторской манерой и логикой построения материала». Далее читается фельетон:

ЖУРНАЛИСТ ОШЕЙНИКОВ

Поздно ночью журналист Ошейников сидел за столом и сочинял художественный очерк.

Тут, конечно, удобно было бы порадовать читателя экстренным сообщением о том, что мягкий свет штепсельной лампы бросал причудливые блики на лицо пишущего, что в доме было тихо, и лишь поскрипывали половицы, да где-то (далеко-далеко) брехала собака.

Но к чему все эти красивые литературные детали? Современники все равно не оценят, а потомки проклянут.

В силу этого будем кратки.

Тема попалась Ошейникову суховатая - надо было написать о каком-то юбилейном заседании. Развернуться на таком материале было трудно. Но Ошейников не пал духом, не растерялся.

«Ничего, - думал он, - возьму голой техникой. Я, слава богу, набил руку на очерках».

Первые строчки Ошейников написал не думая. Помогали голая техника и знание вкусов редактора.

«Необъятный зал городского драматического театра, вместимостью в двести пятьдесят человек, кипел морем голов. Представители общественности выплескивались из амфитеатра в партер, наполняя волнами радостного гула наше гигантское театральное вместилище».

Ошейников попросил у жены чаю и продолжал писать:

«Но вот море голов утихает. На эстраде появляется знакомая всем собравшимся могучая, как бы изваянная из чего-то фигура Антона Николаевича Гусилина. Зал разражается океаном бесчисленных аплодисментов».

Еще десять подобных строчек легко выпорхнули из-под пера журналиста. Дальше стало труднее, потому что надо описать новую фигуру -председателя исполкома тов. Чихаева.

Фигура была новая, а выражения только старые. Но и здесь Ошейни- ш х ков, как говорится, выкрутился. ¡5 ^

«За столом президиума юбилейного собрания энергичной походкой £ появляется лицо тов. Чихаева. Зал взрывается рокочущим прибоем § несмолкаемых рукоплесканий. Но вот клокочущее море присутствую- © щих, пенясь и клубясь бурливой радостью, входит в берега сосредоточенного внимания».

Ошейников задумался.

«Входит-то оно входит, а дальше что?»

Он встал из-за стола и принялся нервно прогуливаться по комнате. Это иногда помогает, некоторым образом заменяет вдохновение.

«Так, так, - думал он, - этого Чихаева я описал неплохо. И фигура Гусилина тоже получилась у меня довольно яркая. Но вот чувствуется нехватка чисто художественных подробностей».

Мысли Ошейникова разбредались.

«Черт знает что, - размышлял он, - второй год обещают квартиру в новом доме и все не дают. Илюшке Качурину дали, этому бандиту Фиалкину дали, а мне...»

Вдруг лицо Ошейникова озарилось нежной детской улыбкой. Он подошел к столу и быстро написал:

«По правую руку от председателя собрания появилась уверенная, плотная, крепкая бритая фигура нашего заботливого заведующего жилищным отделом Ф.3. Грудастого. Снова вскипает шум аплодисментов».

- Ах, если бы две комнаты дал! - страстно зашептал автор художественного очерка. - Вдруг не даст? Нет, даст. Теперь должен дать.

Для полного душевного спокойствия он все-таки вместо слов «шум аплодисментов» записал «грохот оваций» и щедро добавил:

«Тов. Грудастый спокойным взглядом выдающегося хозяйственника обводит настороженно притихшие лица первых рядов, как бы выражающие общее мнение: «Уж наш т. Грудастый не подкачает, уж он уверенно доведет до конца стройку и справедливо распределит квартиры среди достойнейших».

Ошейников перечел все написанное. Очерк выглядел недурно, однако художественных подробностей было еще маловато.

И он погрузился в творческое раздумье. Скоро наступит лето, засверкает солнышко, запоют пташки, зашелестит мурава... Ах, природа, вечно юная природа... Лежишь в собственном гамаке на собственной даче...

Ошейников очнулся от грез.

«Эх, и мне бы дачку!» - подумал он, жмурясь.

Тут же из-под пера журналиста вылились новые вдохновенные строки:

«Из группы членов президиума выделяется умный, как бы освещен-| ный весенним солнцем, работоспособный профиль руководителя дачного | подотдела тов. Куликова, этого неукротимого деятеля, кующего нам летний, здоровый, культурный, бодрый, радостный, ликующий отдых. Невольно думается, что дачное дело - в верных руках».

Муки художественного творчества избороздили лоб Ошейникова глубокими морщинами.

В комнату вошла жена.

- Ты знаешь, - сказала она, - меня беспокоит наш Миша.

- А что такое?

- Да вот все неуды стал из школы приносить. Как бы его не оставили на второй год.

- Стоп, стоп, - неожиданно сказал журналист. - Это очень ценная художественная деталь. Сейчас, сейчас...»

Здесь преподаватель заканчивает чтение, студенты пытаются дописать фельетон. Потом зачитываются варианты, обсуждаются аудиторией, а в конце озвучивается авторский вариант. Конечно, в таком творческом соревновании авторы оказываются победителями, но это только добавляет студентам азарта.

Следующая тема выводит аудиторию на осмысление сущности комического и закономерностей его отражения в разных сатирических жанрах. Студенты узнают об основных формах комического в публицистических произведениях, обсуждают роль смеха, вместе с преподавателем анализируют средства создания комического. Вводятся понятия конкретности и иносказательности в сатирической публицистике. Рассматривается ирония как главное оружие сатирика. Идет речь и о других приемах сатирической публицистики.

В качестве упражнения аудитории предлагается провести сравнительный анализ аналитического и сатирического комментария. Полезным оказывается и решение такой задачи: проанализировать текст, обладающий некоторыми чертами фельетона, с целью определить: что же помешало ему стать полноценным фельетоном?

Последняя тема, рассматриваемая в спецкурсе, сосредотачивает внимание студентов на выразительных средствах языка сатирической публицистики. Здесь главная задача - осмыслить средства создания выразительности и образности в произведениях сатирических жанров. Изучаются особенности тропов (эпитетов, аллегорий, метафор и др.). Рассматривается специфика и мера разговорной речи в произведении, намеренное искажение языка автором. Уделяется внимание словесной

111

игре в фельетоне и сатирической миниатюре (оксимороны, каламбуры), ш х а также стилевому контрасту в произведениях как умелому сочетанию S «а разностильной лексики. Анализируются синтаксические средства переда- S чи комического (комическое употребление союзов, вводных слов и встав- § ных конструкций, неполных предложений, повторы грамматических © и смысловых конструкций).

На этом этапе работы уместны следующие упражнения:

а) редактирование текстов современных фельетонистов, их улучшение (при необходимости - переписывание);

б) продумывание и формулировка тем, которые сегодня подошли бы для написания фельетона; поиск «фельетонных фактов» в современной действительности;

в) написание собственных фельетонов (лучше всего давать в качестве домашнего задания);

г) круглый стол по обсуждению написанных фельетонов. Предлагаемая методика прошла успешную апробацию, в дальнейшем

она будет дополняться и уточняться. Спецкурс не претендует на стопроцентную подготовку будущих фельетонистов и памфлетистов, поскольку для работы в данных жанрах требуется наличие острого ума и особых способностей, можно даже сказать - таланта. Но хочется надеяться, что занятия этой дисциплиной по меньшей мере разовьют у будущих журналистов критическое мышление и вкус к острому слову, сформируют способность емко и афористично излагать свои суждения.

Библиографический список

1. Борев Ю. О комическом. М., 1957.

2. Виленский М.Э. Как написать фельетон. М., 1982.

3. Вспоминая Михаила Зощенко: Сборник / Сост. Ю.В. Томашевский. Л., 1990.

4. Вулис А.З. И. Ильф, Е. Петров. Очерк творчества. М., 1960.

5. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и сатирическая проза 20-40-х годов. Л., 1973.

6. Журбина Е.И. Искусство фельетона. М., 1965.

7. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.

8. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.

9. Новиков В.И. Книга о пародии. М., 1989.

10. Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. Ростов-на-Дону, 1976.

11. Стрельцов Б.В. Фельетон: Теория и практика жанра. Минск, 1983.

12. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Советская сатирическая печать. 1917-1963. М., 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.