Научная статья на тему 'Подходы к классификации предприятий розничной торговли'

Подходы к классификации предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2563
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАГАЗИН / ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ / ПОКУПАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Т.А., Мироседи С.А., Несерин А.М.

В работе была произведена характеристика торгового предприятия и особенности его деятельности. Выявлены достоинства и недостатки существующих подходов к классификации предприятий розничной торговли с точки зрения выделения определенных видов, позволяющих выявить влияние факторов, определившихся новой ситуацией, сформировавшейся в связи с формированием рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к классификации предприятий розничной торговли»

УДК: 658.85

Филиппова Т. А.

к. э. н., доцент, кафедра «Экономика и менеджмент» Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет

Мироседи С. А.

к. э. н., доцент, кафедра «Экономика и менеджмент» Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет

Несерин А. М.

студент, кафедра «Экономика и менеджмент» Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В работе была произведена характеристика торгового предприятия и особенности его деятельности. Выявлены достоинства и недостатки существующих подходов к классификации предприятий розничной торговли с точки зрения выделения определенных видов, позволяющих выявить влияние факторов, определившихся новой ситуацией, сформировавшейся в связи с формированием рыночных отношений.

Ключевые слова: торговое предприятие, магазин, торговая площадь, покупатели.

Формирование новой системы рыночных отношений породило множество новых форм, типов и видов торговых предприятий, новых функций, выполняемых ими, особенных характеристик, разобраться в которых бывает достаточно сложно.

Решению данной проблемы помогает классификация. Обычно устанавливают определенные критерии, позволяющие выделить из общего массива исследуемых объектов группу, имеющую наиболее характерных черты. Это способствует тщательному и логически последовательному изучению различных типов торговых предприятий, направленному на выявление наиболее важных факторов взаимодействия с окружающей средой и достоинств, и недостатков исследуемого вида или типа.

Поскольку торговые предприятия в структуре валовой добавленной стоимости России имеют самую значительную долю — более 17% в 2016 году, то исследования в этой области носят актуальный характер, что определило цель исследования: — выявить характерные черты различных типов предприятий розничной торговли и подходы к их классификации.

Исследования в области организации и управления розничной торговлей нашли отражение в работах таких зарубежных авторов как: Ферни Джон, Тони Кент, Оджени Омар, М. Леви, Б. А. Вейтц и др., а также российских авторов как В. Ф. Егоров, И. А. Бланк, М. И. Баканов, В. И. Иваницкий, А. И. Левин, В. Г. Бурмистров, В. П. Воронин, Б. А. Соловьев, В. Данненбург, Т. К. Серегина, Л. B. Зырянов, Ф. Г. Панкратов, В. И. Набоков, Л. В. Осипова, И. М. Синяева, В. А. Новиков, Д. Л. Щур, Л. В. Труханович и другие.

Понятие торгового предприятия трактуется действующим ныне ГОСТом Р 513032013 «Торговля. Термины и определения» от 28.08.2013 (с изменением №1 от 29.03.2016, №222-ст) который гласит, что торговое предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли [1].

Отличие от трактовки предыдущего ГОСТа Р 51303-99 «Торговля. Термины и

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе № 5 (22) — май 2017

определения» от 11.08.1999 №242-ст заключается в том, что имущественный комплекс, в настоящее время может использоваться как торговой организацией, так и индивидуальными предпринимателями для осуществления купли-продажи товаров и оказания услуг торговли [2]. Эта трактовка открыла широкие возможности для развития малого и индивидуального предпринимательства в сфере торговли. Подходы к классификации предприятий торговли отражены в ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» от 15.12.2009 №771-ст, где представлены признаки, в соответствие с которыми выделены классификационные группы, представленные в таблице 1 [3]. Таблица 1 . — Классификация предприятий торговли

Классификационный признак Группы предприятий

Форма собственности частные; государственные; муниципальные; унитарные; кооперативные и др.

Вид торговли оптовой торговли; розничной торговли

Специализация торговой деятельности универсальные; специализированные; неспециализированные: - с комбинированным ассортиментом; - со смешанным ассортиментом

Способ организации торговой деятельности сетевые; автономные; фирменные и др.

Форма торгового обслуживания с полным самообслуживанием; с частичным самообслуживанием; с обслуживанием по предварительным заказам; с обслуживанием по образцам; с обслуживанием по каталогам и др.

Условия реализации товаров магазины; объекты мелкорозничной сети

Типы предприятий Гипермаркет; супермаркет; минимаркет; универмаг; магазин-склад; центр оптовой и мелкооптовой торговли; универсам; гастроном; специализированный склад; торговый дом; павильон; комиссионный магазин; стоковый магазин; магазин салон; магазин «Бутик» и др.

В настоящее время, наряду с перечисленными в стандарте, появляются и новые типы торговых предприятий, такие как торговая сеть, дискаунтер, дисконт, экспресс-магазин и ряд других. Рассмотрим наиболее распространенные типы и дадим их краткую характеристику.

Торговая сеть — это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые могут использоваться под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Магазин — это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также

помещениями для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже — складами [4].

Сейчас многие магазины устанавливают у себя POS-терминалы в целях использования безналичных расчетов по оплате реализуемых товаров, чтобы удерживать своих покупателей. В магазинах, как правило, нет самообслуживания, как в универсамах и супермаркетах. Все магазины, реализующие продукты питания, товары бытовой и парфюмерной группы могут быть разделены между собой по формату магазина, а именно торговой форме, площади магазина, ценовой политики, ассортименту и др.

По форме обслуживания, размерам торговой площади, ассортименту и ценовой политике магазины делят на:

- гипермаркет — осуществляется самообслуживание покупателей, торговая площадь — более 3 000 кв.м. (Ашан, Метро, Лента). Самый большой ассортимент предлагаемой продукции. Данные магазины находятся, как правило, удаленно от спальных районов, закупать продукты туда ездят на автомобилях и на длительный срок. Цены значительно ниже, чем в магазинах других форматов;

- супермаркет — осуществляется самообслуживание покупателей, торговая площадь — от 600 кв.м. до 3000 кв.м. (Магнит, Радеж, Пятерочка), широкий ассортимент, товары реализуются по доступным ценам;

- универсам — осуществляется самообслуживание покупателей, торговая площадь от 500 кв.м., находится, как правило, в жилых кварталах;

- универмаг — это, как правило, многоэтажное здание, где группы товаров распределены по этажам, торговое предприятие с широким ассортиментом непродовольственных товаров, имеющее торговую площадь не менее 850 кв. м, с использованием части торговой площади для продажи некоторых продовольственных товаров повседневной потребности;

- минимаркет или «магазин у дома» — осуществляется самообслуживание покупателей, торговая площадь — до 600 м.кв.;

- дискаунтер — магазин, торгующий товарами по сниженным ценам, где осуществляется самообслуживание покупателей, торговая площадь от 300 до 1 000 м. кв. (Холди);

- дисконт — это магазин, торгующий товарами по сниженным ценам, где осуществляется самообслуживание покупателей, торговая площадь от 18 кв.м. до 200 кв.м. (Фикс прайс), цена, как правило, самая низкая из магазинов всех представленных форматов;

- гастроном или продуктовый магазин — обслуживание покупателей осуществляется через прилавок, торговая площадь от 50 до 300 м.кв., возможно использование до 4-х касс;

- экспресс-магазин — это небольшой магазин, обслуживание покупателей осуществляется через прилавок, торговая площадь которого около 150 кв. м. Они обычно находятся на станциях метро, вокзалах, портах.

- бутик — небольшой магазин, где продаются редкие и дорогие товары, обслуживание покупателей осуществляется через прилавок, торговая площадь от 5 до 50 м.кв. Ассортимент товаров сильно ограничен. Цены на товары устанавливает самостоятельно, исходя из спроса и конкуренции;

- павильон — обслуживание покупателей осуществляется через прилавок, торговая площадь до 50 м.кв., возможно использование до 4-х касс. Отдельно стоящее сооружение. Узкий ассортимент предлагаемой продукции;

- специализированный магазин — обслуживание покупателей осуществляется через прилавок, торговая площадь до 50 м.кв. Пример, алкогольный магазин. Торгует в основном алкоголем. Другая продукция в минимальном количестве. Цены устанавливает самостоятельно, исходя из спроса и конкуренции.

- киоск или палатка — обслуживание покупателей осуществляется через окно,

возможно использование 1 кассы. Строение не имеет торгового зала и склада, рассчитано на одно рабочее место. Ассортимент товаров очень ограничен товарами первой необходимости.

Ассортимент товаров, предлагаемых покупателям в универсаме, гастрономе, торговом павильоне схож с ассортиментом товаров, реализуемых в супермаркете и минимаркете.

Таким образом, перечисленные выше форматы магазинов имеют свои достоинства и недостатки, однако существование любого из перечисленных выше форматов магазинов необходимо для того чтобы у каждого покупателя было право выбора, где, когда и какой именно товар ему покупать.

Литература

1. ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» от 28.08.2013 (с изменением №1 от 29.03.2016, приказ №222-ст) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата доступа 24.04.2017.)

2. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» от 11.08.1999 г. №242-ст [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата доступа 24.04.2017.)

3. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51773-2009 (дата доступа 24.04.2017.)

4. Официальный сайт Википедия Магазин [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Магазин (дата доступа 24.04.2017.)

5. Ерохина, Л. Магазин у дома: наука выживания /Л. Ерохина [Электронный ресурс].

— URL: https://www.retail.ru/articles/18375/ (дата доступа 24.04.2017.)

6. Мироседи, С. А. Использование инструментов управленческого учета в маркетинге /С.А. Мироседи, А. В. Королева // Современные аспекты экономики. — 2016. — № 4 (224).

— СПб. — С. 123-126.

7. Филиппова, Т. А. Маркетинговые исследования деятельности ОАО «СКБ-банк» как путь повышения его конкурентоспособности / Т.А. Филиппова, К.Ю. Клещева // Наука и экономика. — 2011. — №1-5. — С. 54-56.

8. Филиппова, Т. А. Исследование маркетинговой среды торгового предприятия — объективная необходимость / Т.А. Филиппова, С.А. Мироседи, О.В. Лазырина // Гуманитарные научные исследования. — 2017. — № 4 (Апрель). — [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23615 (дата обращения: 26.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.