ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕН ИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Работа представлена кафедрой методики обучения математике, физике и информатике Смоленского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. Е. Сенъкина
В статье рассмотрено новое понятие в педагогической науке - «копинг-поведение», приведены его определения, сформулированные разными учеными, а также представлены классификации копинг-стратегнй поведения подростков.
The article describes the пей concept of the pedagogy - «coping-behavior», provides its definitions formulated b\ different scholars as well as classifies the coping-strategies of teenagers' behavior.
Процессы преодоления подростком трудных жизненных событий в современной педагогической науке принято обозначать как совладающее. или копинг-поведение.
Понятие «копинг» в педагогической литературе является молодым и представляет собой целое направление новых исследований в педагогической науке как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых.
Пр облема копинга начала разрабатываться еще в 1940-1950-х гг.
Педагогический контекст копинга, а именно специфика и особенности события, с которыми взаимодействует подросток в процессе преодоления.способны влиять на процесс совладания. Значение ситуационных детерминант подчеркивается в ряде работ .
Так, например. С. К. Нартова-Бочавер в своих исследованиях отмечает, что «...ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за
2 тл
результат его поступка» . Из анализа литературы мы видим, что X. Хекхаузен пишет о том, что «особенности ситуации... в большей степени детерминируют поведение, чем диспозиции субъекта» .
Стрессовая ситуация оказывает на подростка значительное влияние.
А. О. Прохоров подчеркивает ее значимость для появления новых личностных образований в подростковом возрасте, таких как появление новых ценностей, изменение отношения к людям, появление ос-
4
мысленности жизни и пр. Н. В. Волкова отмечает значимость критических ситуаций в условиях реализации «базовых» ценностей для подростка.
Мы видим, что учет специфики ситуации и основных ее характеристик играет' важную роль в ситуационном подходе к копингу.
По мнению Л. И. Дементий, существует ряд методологически важных положений при исследовании копинга в педагогиче-
ской науке. Одно из них связано с тем, что эффективность преодоления во многом зависит от разницы в объективных параметрах стрессора и их субъективной оценки .
Л. И. Анцыферова в своих исследованиях указывает на то, что поведение подростка во многом детерминировано не объективно заданной ситуацией, а ее субъективной оценкой и восприятием, однако нельзя недоучитывать и объективные показатели ситуации, которые отражаются в субъективной репрезентации детей подростково-
6
го возраста .
Несмотря на то что копинг-поведение направлено на повышение адаптации подростка к среде, данный процесс может быть неконструктивным и неэффективным и приводить к дезадаптации и даже к ухудшению функционирования подростка в социуме.
Вопрос об эффективном и неэффективном копинг-поведения подростка напрямую связан с понятием копинг-стратегий. Под понятием «копинг-стратегии» в педагогической науке понимают приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания у подростков.
В настоящее время существуют две равно принятые модели (ни одна из них не считается достаточно подтвержденной эмпирически). Согласно первой, становление, развитие личности или индивидуация делают копинг-поведение более успешным, совершенствуя его стратегии.
Другая - феноменологическая, ситуационная модель - утверждает, что не бывает «хороших, зрелых» или «плохих, незрелых» копинг-стратегий. Они должны оцениваться исходя из контекста и требований стрессовой ситуации. Возраст может влиять на оценку стресса личностью и выбор копинг-стратегии, но взросление не является главной детерминантой адаптивного поведения и эффективного совладания со стрессом. Методология исследования копинг-поведе-
ния в рамках первой модели считает продуктивным сравнивать группы испытуемых, принадлежащих разным поколениям. Обсуждается влияние так называемого эффекта когорты. Индивиды, принадлежащие к одной возрастной группе (когорте), имеют много общих черт вследствие воспитания в одном и том же педагогическом пространстве, переживания одних и тех же трудностей, влияющих на их эмоциональные и физические ресурсы. Согласно «эффекту когорты», представители разных поколений должны выбирать разные стратегии совладания.
Известно, что копинг-поведение включает в себя все преднамеренные попытки личности справиться со стрессом, изменить ситуацию к лучшему, а не только успешные усилия. Две основные функции копинга заключаются в следующем:
1) решение проблемы, создающей стресс, или попытки изменить стрессор, например поиск информации (проблемно-фокусиро-ванный копинг);
2) регулирование эмоций, прежде всего негативных, вызываемых стрессором, например дистанцирование или самоконтроль (эмоционально-фокусированный копинг).
Копинг обладает качествами приближения к стрессору (агрессия, поиск информации, решение проблемы) либо избегания стрессора (игнорирование, отвлечение, уход), проявляющимися на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Эти качества лежат в основе различных стратегий копинг-поведения.
В педагогической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии поведения подростков как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно как планируемые поведенческие стратегии подростка, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать
контроль в ситуациях, когда он подверга-
7
ется угрозе .
Интересной, на наш взгляд, представляется расширенная классификация копинга,
которую предложили американский иссле-
8
дователь К. Гарвер и его сотрудники . Из анализируемой литературы мы видим, что, по их мнению, наиболее адаптивными ко-пинг-стратегиями подростка являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие:
1) «активный копинг» - активные действия по устранению источника стресса;
2) «планирование» - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;
3) «поиск активной общественной поддержки» - поиск помощи, совета у своего социального окружения;
4) «положительное истолкование и рост» - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;
5) «принятие» - признание реальности
9
ситуации .
Другой блок копинг-стратегий, по мнению изучаемых нами авторов, также может способствовать адаптации подростка в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким стратегиям совладеющего поведения подростка в педагогической науке относятся:
1) «поиск эмоциональной общественной поддержки» - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;
2) «подавление конкурирующей деятельности» - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;
3) «сдерживание» - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации.
Третью группу копинг-стратегий подростка составляют те, которые не являются адаптивными, однако в некоторых случаях помогают подростку адаптироваться к
стрессовой ситуации и справиться с ней. К ним отнесли:
1) «фокус на эмоциях и их выражение» -эмоциональное реагирование в проблемной ситуации:
2) «отрицание» - отрицание стрессового события:
3) «ментальное отстранение» - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.;
4)«поведенческое отстранение» - отказ от разрешения ситуации.
Достаточно подробной является классификация П. Тойса. опирающаяся на комплексную модель копинг-поведения.
П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные.
Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы:
1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.
2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).
3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис: сдерживание и контроль чувств.
Когнитивные стратегии также делятся на три группы:
1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию: принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.
2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.
3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: пере-интерпретация существующих чувств.
К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия
10
ожидания .
В то же время мы видим, что некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинго-вые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга подростка. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные ко-пинг-стили «избегающим копингом». Так, например, Фрайденберг" предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще), непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Как видно, копинг-страте-гия в категории «Обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности - неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить еще одно измерение - «социальная активность», которое, с точки зрения исследователей, не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.
Похожая классификация предлагается 12
Хобфоллом . В своей СОЯ-теории «Теория сохранения ресурсов» он предлагает рассматривать в копинг-поведении шесть осей: просоциальная - антисоциальная направленность, прямое - непрямое поведение и пассивное - активное поведение.
Подходы к классификации копннг-поведения в научной литературе
Из анализа некоторых классификаций копинг-стратегий подростка мы увидели, что внутренний ресурс подростков, помогающий успешно справляться с жизненными трудностями, связан с гибкостью мышления, поведения, эмоционального реагирования. Это проявляется в быстром освоении новых стандартов, овладении навыками, переключением внимания с одной ситуации на другую, в эмоциональной гибкости, защитной работе воображения. Однако нельзя переоценивать значение внутренних ресурсов ребенка. Значение внешних факторов совладания с трудными жизненными ситуациями для детей гораздо больше, чем внутренних. Также именно педагогическая и эмоциональная поддержка значимых людей являются важным фактором в преодолении трудных ситуаций в подростковом возрасте, несмотря на возможность развития в этом возрасте таких внут-
ренних ресурсов, как мудрость, обращение к духовно-религиозному опыту.
Таким образом, мы считаем, что неопределенность события для человека может являться следствием как объективно заданных параметров ситуации (ее изменчивость и высокая динамика), так и его субъективной интерпретации, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием опыта или навыков в решении данного типа жизненных событий. На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах педагогической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в неопределенных условиях жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.
2 Там же. С. 20.
3
Хекхаузен X. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер. 2001. С. 58-91.
4
Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, законо-мерн ости. М.: ПЕР СЭ. 2005.
Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведе-ния// Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 20-25.
Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 3-16.
Lopez D. F., Little Т. D. Children's action-control beliefs and emotional regulation in the social domain //Developmental Psychology. 1996. Vol. 32. P. 299-312.
s Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach //Journal of Personality and Social Psychology. 1989. V. 56. P. 267-283.
' Дементий Л. И. Указ. соч. С. 20-25.
'"Там же. С. 15.
" Frydenberg £., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom?//American Educational Research Journal, Fall. 2000. Vol. 37. No. 3. P. 727-745.
" Hobfoll S. E. Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co., 1996.