Научная статья на тему 'Подходы к использованию информационных технологий при моделировании организационных структур предприятия'

Подходы к использованию информационных технологий при моделировании организационных структур предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанов Михаил Анатольевич

В данной статье раскрываются особенности проблемной области на современном этапе, задачи ее описания и проектирования, приводятся подходы к моделированию организационных структур предприятий, проводится анализ существующих программных комплексов, использующих элементы организационного проектирования, определяются направления совершенствования информационных систем предприятий, связанных с моделированием организационных структур предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рязанов Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to using the information technologies at modeling of organizing structures of enterprise

In the given article are revealled particularities of problem area on the modern stage, problems of its description and designing, happen to approaches to modeling of organizing structures of enterprises, is conducted analysis of existing programme complexes, using organizing designing elements, are defined directions of improvement of information enterprise systems, in accordance with modeling of organizing structures of enterprise.

Текст научной работы на тему «Подходы к использованию информационных технологий при моделировании организационных структур предприятия»

УДК 658.314

М.А. Рязанов

Подходы к использованию информационных технологий при моделировании организационных структур предприятия (анализ современного состояния проблемы)

Целью моделирования организационных структур предприятия является создание таких структур, которые бы обеспечивали надежное функционирования предприятия с заданными параметрами. Основными задачами моделирования являются:

- формирование общей структурной схемы;

- разработка состава основных подразделений и связей между ними;

- регламентация организационной структуры [1; 3].

Задача формирования общей структурной схемы имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

Главное на этапе разработки состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач и операций между ними и построения внутриорганиза-ционных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; рас-

пределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

На сегодняшний момент различают несколько подходов к проектированию организационных структур, рассмотрим некоторые из них.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения [3].

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от

чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок стати-стико-математическими методами.

К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.

Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качест-

венную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

- разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;

- экспертный анализ разрабатывает варианты организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

- составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать) [2].

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей: математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств; графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигывать» варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных,

денежных потоков совместно с управленческими действиями; натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты - заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты - искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры - действия практических работников; математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур.

Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

В последнее время появилось новый подход к проектированию и управлению предприятием - реинжиниринг бизнес процессов.

Толчком к появлению данного подхода зарубежном явился труд М. Хаммера и Дж. Чампи, в РФ основоположниками явились Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. В своей монографии «Реинжиниринг бизнеса» они изложили адаптированную модели реинжиниринга бизнес-процессов для предприятий России. По их мнению, «реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности предприятия, таких как стоимость, качество, сервис и темпы» [1].

Ключевыми понятиями проектирования организационной структуры по принципу ренижиниринга являются: фундаментальный, радикальный, резкий. Таким образом подчеркивается, что реинжиниринг не переменим в тех случаях, когда необходимо получить улучшение либо увеличение некоторых показателей деятельности предприятия. Проведение реинжиниринга целесообразно только в тех случаях, когда требуетсядо-стичь резкого улучшения показателей деятельности компании путем замены старых методов управления на новые [4].

С реинжинирингом связано еще одно важное понятие как «бизнес-процес». По мнению Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова «бизнес процесс - это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одно-

го или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Под клиентом они понимают не только действительного клиента, но и другой процесс, протекающий во внешнем окружении компании, например у партнеров или субподрядчиков».

Использование методов и подходов реинжиниринга дало толчок к созданию высококачественных информационных систем таких как, CASE-технологии, инжинирия знаний, имитационное моделирование и др.

Однако, с точки зрения использования информационных технологий, практически всю совокупность представленных на рынке компаний можно разделить на четыре категории, в которых:

- в процессе развития внедрены различные, не связанные между собой системы для учета и управления предприятием по отдельным направлениям деятельности, таким, как продажи, закупки, склад, бухгалтерия, персонал и т.д.;

- внедрена интегрированная информационная система, разработанная «под заказ» и включающая в себя компоненты из перечисленного списка возможных модулей, но не соответствующая современному уровню и требованиям постоянно появляющихся новых стандартов;

- практически не используются информационные технологии (за исключением бухгалтерии) в управлении процессами и ресурсами;

- была предпринята попытка внедрить промышленную систему, характеристики которой соответствуют требованиям одного из принятых стандартов (MRP, MRPII, ERP и т.д.), но результат внедрения - неудовлетворительный.

Есть еще две категории, но представляющие их компании, скорее всего, уже не являются потенциальными потребителями новых решений. Одни из них - это те, которые уже сделали свой выбор и находятся в процессе его реализации, другие - в которых успешно внедрена какая либо из известных ERP-систем (следует отметить, что таких компаний в России практически нет).

Особо стоит подчеркнуть, что даже внедренные и хорошо зарекомендовавшие ИС присутствующие на рынке России обходят стороной важную проблему моделирования

организационной структуры предприятия, и в частности задачу, связанную с распределе-

нием работ (операций) по работникам и работников по структурным подразделениям.

Литература

1. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifestofor Business Revolution. New York: HarperCollins, 1993.

2. Гибсон Дж., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации: Поведение, структура, про-

цессы. М.: Инфра-М, 2000.

3. Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.

4. Мильнер Б. Теория организации. М.: Ин-фра-М, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.