Научная статья на тему 'Подходы к интерпретации результатов компьютерного моделирования институциональной модернизации'

Подходы к интерпретации результатов компьютерного моделирования институциональной модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАКТАЛ / КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / ИНСТИТУТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / FRACTAL / COMPUTER MODEL / INSTITUTES / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жуков Дмитрий Сергеевич

В статье излагаются подходы к построению фрактальной модели, которая имитирует трансформацию социополитических институтов. Рассматриваются некоторые базовые поня-тия интституционализма. В частности, излагаются существующие представления о соотно-шении формальных и неформальных, модернизированных и традиционных аспектов инсти-тутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO INTERPRETATION OF RESULTS OF COMPUTER MODELING OF INSTITUTIONAL MODERNIZATION

In article approaches to creation of fractal model which simulates transformation of soсio-political institutes are stated. Some base concepts of an institutionalism are considered. In par-ticular, existing ideas of a ratio of the formal and informal, mod-ernized and traditional aspects of institutes are stated.

Текст научной работы на тему «Подходы к интерпретации результатов компьютерного моделирования институциональной модернизации»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ1

Д. С. ЖУКОВ

В статье излагаются подходы к построению фрактальной модели, которая имитирует трансформацию социополитических институтов. Рассматриваются некоторые базовые понятия интституционализма. В частности, излагаются существующие представления о соотношении формальных и неформальных, модернизированных и традиционных аспектов институтов.

Ключевые слова: фрактал, компьютерная модель, институты, модернизация.

Синергетика и фрактальная геометрия как ответвления теории хаоса предоставляют в распоряжение исследователя-политолога хороший инструментарий для изучения нелинейных эффектов, в том числе и в социальной среде [2 - 5; 8; 19; 21]. С 2010 г. на базе Центра фрактального моделирования ТГУ имени Г. Р. Державина (www.inetemum.ru) осуществляется политологический проект «Форсированная модернизация политических институтов: компьютерное моделирование, прогнозирование результатов и нелинейных эффектов» [9 - 18]. Главной целью проекта является создание модели Модернофрактал, которая способна симулировать динамику основных параметров форсированной институциональной модернизации [33].

Теоретик институционализма, лауреат Нобелевской премии по экономике 1993 г. американский исследователь Д. Норт рассматривает институты как совокупность собственно людей и норм их взаимодействия («правил игры»). Причем, институты имманентно присущи человеческому обществу. Можно сказать, что они неизбежный способ самоорганизации [22].

Д. Норт обосновывает причины устойчивости институтов, выходящие за рамки «незыблемости» формальных регламентов и организационных структур, - институты самовоспроизво-дятся, поскольку являются наличными формами

1 Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг., проект «Форсированная модернизация политических институтов: компьютерное моделирование, прогнозирование результатов и нелинейных эффектов» (госконтракт № П930 от 26 мая 2010 г.).

взаимодействия различных факторов - людей, других институтов.

В рамках упомянутого проекта в качестве основной гипотезы для моделирования институциональной трансформации принята идея так называемой турбулентной модернизации. Представления о «турбулентной» институциональной модернизации развиваются в течение последнего десятилетия как попытка адаптировать теорию модернизации к теории хаоса. Потребность в реинтерпретации некоторых положений классической модернизационной парадигмы выражается исследователями весьма давно. Для изначальной линейной схемы модернизации был свойственен взгляд на этот процесс как исключительно эволюционный, нормативный, невариативный, детерминированный и в некотором смысле даже общеобязательный. Такая линейная модернизация метафорически представлялась как своего рода движение лавового потока - всеобъемлющий, плавный и неизбежный супер-процесс. Этот подход предусматривает наличие некоторых эталонов модернизированности. Обы -чно под этими эталонами подразумеваются современные западные (точнее - англо-саксонские) общества.

Пересматривая такое теоретико-философское наследие, множество современных исследователей трактуют сам модернизационный процесс как синергетический, поливариативный, содержащий фазовые переходы. Как следствие, сама теория модернизации теряет свой основной политический пафос: происходит отказ от подче-

ркнутой нормативности движения к априорному эталону и пр. [23 - 25].

Одна из ключевых проблем турбулентной институциональной модернизации - наличие оппозиции модернизированных формальных и традиционных (архаичных) неформальных институтов [29; 30].

Неформальные институты, полагает известный американский теоретик институционализма Д. Найт, не требуют формального внешнего принуждения, они «самопринудительны», поскольку даже для властных субъектов выгоднее подчиняться навязанным им институтам, чем отказываться от сотрудничества с ними [1].

Результатом контрадикции формальных и неформальных институтов являются препятствия для развития, которые хорошо описаны в трудах классиков системного анализа. Дж. Гараедаги -ученик и последователь Р. Акоффа - полагает, что подобного рода препятствия можно разделить на два уровня: первичные и вторичные (производные от воздействия на социум первичных препят-ствий). К первичным он относит дефицит или диспропорцию в распределении какой-либо из «пяти социальных функций» - «знаний, власти, богатства, ценностей и красоты». «Отчуждение, раскол общества, коррупция и терроризм относятся к социальным явлениям, получившим название вторичных препятствий (второго порядка)» [6].

Приведем ключевые характеристики, которые дал Дж. Гараедаги вторичным препятствиям: «Отчуждение. ... Из-за ряда добровольно налагаемых на себя ограничений и внешних преград недовольный участник не может покинуть систему и становится чужим в той среде, добровольным членом которой он должен был стать.

Коррупция - это .результат структурных дефектов в более чем одном аспекте социальной системы, включая создание и распространение власти, богатства и знания. Чтобы система могла выполнять свои жизненно важные функции, она должна быть организованной. От способа организации социальной системы зависит ее способность преодолевать всевозможные преграды на своем пути. В такой ситуации социальное отклонение возникает, когда препятствие для развития приносит выгоду тем, кто несет ответственность за его устранение. К сожалению, бюрократия представляет собой патологический способ организации, где организованные группы со своими узкими интересами наживаются за счет препятствий, ими же созданных. Учитывая обо-

значенные обстоятельства, вызвать изменения в системе способен лишь источник власти, находящийся за пределами бюрократического аппарата. Поэтому люди будут искать и поддерживать эти внешние источники власти. Со временем за оказание своей неоценимой поддержки могущественные покровители потребуют определенного вознаграждения. Такая структура поощрений позволяет коррупции пустить корни по всей системе и в конечном итоге становится оправдываемым образом жизни» [6].

Деструкция традиционных неформальных институтов представляет собой ключевую задачу социальной модернизации. Решение, даже частичное, этой задачи позволит существенно повы -сить вероятность положительного решения всех прочих модернизационных задач. Без решения проблемы деструкции ключевых архаичных неформальных институтов невозможен перевод модернизации в формат самоподдерживающего-ся процесса.

Мы исходим из известного представления о сохранении в патологическом виде традиционных форм социальных и политических институтов вследствие форсированного (усиленного импульсами «сверху» со стороны государства) характера российской модернизации в целом [7; 20; 26 -28; 31; 32]. Форсированный характер российской модернизации практически единодушно признается исследователями не только правильным, но и, с высокой долей вероятности, единственно возможным. Однако это не означает, что отсутствуют негативные побочные эффекты такого «усиления». Сжатие в историческом смысле мо-дернизационной трансформации приводит к разного рода турбулентным эффектам, многие из которых известны из литературы и некоторые показаны в компьютерных экспериментах с Мо-дернофракталом.

Приведем наиболее пагубные эффекты сохранения традиционалистских структур, продем-нстрированные в ходе симуляций в виртуальной среде Модернофрактала.

В процессе модернизации старые нормы, социальные структуры и административно-политические институты могут не отмирать, а адаптироваться, вживаясь в новые, трансформируясь и трансформируя модернизационные новации. Так возникает (пользуясь терминологией американского историка А. Рибера) осадочное общество, где законсервированы, но не изолированы старые институты [31].

Осадочные структуры (или традиционное институциональное наследие), несмотря на все

восхищения любителей лубочных картинок, утратив свое прежнее функциональное значение, превращаются в паталогические явления нашей жизни. Общинное сознание оправдывает общак и криминал. Взаимовыручка порождает круговую поруку. Патриархальность порождает непотизм, семейное насилие и т. п. Так проявляется эффект, который мы назвали «трупными ядами традиционализма».

Для турбулентной модернизации характерны «противотечения» - образование традиционных сегментов, которые являются устойчивыми при увеличении модернизационного давления и даже имеют выраженную тенденцию к архаизации. Институт, будучи не полностью интегрированным в модернизированную экономико-политическую систему, деградирует до уровня феодального сегмента, используемого для хищнического извлечения ресурсов и не имеющего никакого будущего. Иначе говоря, в ходе модернизации в некоторых областях, которые недостаточно включены в модернизационные процессы, образуются своего рода цисты традиционного общества.

В ряде экспериментов показано, что даже при высоком модернизационном давлении традиционные сектора могут экстенсивно расширяться за счет модернизированных (если они имелись в системе изначально).

Очевидно, это имеет простое объяснение: архаичные институты стремятся адаптироваться (а чужеродная внешняя среда может стимулировать адаптацию) к новой модернизированной среде способом, присущим людям, а не растениям: если растения изменяются сами, то люди изменяют среду. Это означает, что адаптация к модернизированным условиям не всегда и не для всех подразумевает собственно модернизацион-ное преобразование. Этот турбулентный эффект можно было бы назвать «раковой опухолью». Суть этих явлений метафорически подобна. Здоровые клетки организма не имеют иммунитета к раковым только потому, что идентифицируют их как «свои». Поэтому раковые клетки, размножающиеся намного быстрее обычных, получают питание от системы организма наравне с прочими. Если традиционные слои пользуются равным статусам и всеми выгодами модернизированного обществ на правах «своих», не обязаны при этом действительно становится «своими», т. е. модернизироваться, то они сохраняют свою традиционность и в более благоприятным условиях не только размножаются быстрее, но и традициона-лизируют близлежащие сегменты модернизиро-

ванного общества. Так, в ответ на примат личных связей, криминогенность, открытость к насилию, формально-правовой нигилизм традиционалистских страт и модернизированные структуры вынуждены адаптироваться к ним и принимать эти черты. В данном случае речь идет о своего рода вывернутой адаптации, когда традиционные системы преоб-разуют модернизированные «под себя». (Строго говоря, именно такой тип эволюции - адаптация не к среде, а адаптация среды под себя - характерен для человека.) Возможно, причина подобного явления -отсутствие сегрегации иных форм социальности, агрессивных по отношению к доминирующей. Отсутствие такой сегрегации создает угрозу всему организму. Сами по себе подобные явления широко известны и представляют собой одну из самых дискуссионных тем в социальных дисциплинах.

Традиционные институты, находящиеся под модернизационным прессингом, способны к поведению, которое мы бы назвали мимикрией, внешней имитацией модернизированных свойств. Более того, посредством образования псев-доморфозов традиционные институты способны замещать модернизированные и встраиваться в общегосударственные формально модернизированные институциональные мегаструктуры.

Сделаем несколько пояснений. Известно, что многие насекомые (и не только насекомые) в процессе эволюции приобрели способность к мимикрии - имитируют облик и(или) поведение других более адаптированных и успешных видов. В минералогии известно явление, когда некоторая внешняя форма, образованная кристаллами некоторого минерала (или даже органической тканью), может целиком замещаться минералом, который данных конкретных форм сам по себе не образует. Это явление и получило название псевдоморфоза (замещение одного минерала другим без изменения внешнего облика замещаемого кристалла).

Иначе говоря, институт по всем признакам может быть модернизированным формальным, а на самом деле он всецело (подчеркнем - всецело) является традиционным неформальным. Департаменты и отделы могут быть крепостническими вотчинами или рабовладельческими хозяйствами; племенные дружины формализуются как армейские соединения и т. п.

Институциональная мозаичность (сочетание модернизированных и «недомодернизирован-ных» элементов), которая в любых теориях объясняется несинхронностью и незавершенностью

процесса институциональной модернизации, имеет первостепенное значение для выработки технологий и анализа перспектив модернизации как таковой и административно-политических преобразований в частности.

Литература

1. Айвазова С. Г., Панов П. В., Патрушев С. В.,

Хлопин А. Д. Доклад на заседании исследовательского комитета РАПН (11.02.05) «Институционализм и политическая трансформация России». URL: http://

www.rapn.ru

2. Бородкин Л. И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики и методология исторических исследований // Новая и новейшая история. 2003. № 2.

3. Бородкин Л. И. Бифуркации в процессах эволюции природы и общества: общее и особенное в оценке И. Пригожина // История и компьютер. 2002. № 29.

4. Бородкин Л. И. Методология анализа неустойчивых состояний в политико-исторических процессах // Международные процессы. 2005. № 1.

5. Бородкин Л. И. Синергетика в изучении неустойчивых историко-политических процессов: от «равновесия ужаса» к «ужасу неравновесия» // Крынщаз-науства i спецыяльныя пстарычныя дысцыплшы: на-вук. зб. Мшск, 2007. Вып. 3. С. 118 - 128.

6. Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Мн., 2010.

7. Головашина О. В. Модернизация - незавершенный проект или традиционная ментальность в современной России // Ineternum. 2011. № 2.

8. Гринин Л. Е., Коротаев А. В., Марков А. В. Макроэволюция в живой природе и обществе. М., 2008.

9. Жуков Д. С., Канищев В. В., Лямин С. К. Фрактальное моделирование: технология и эвристическая продуктивность // История и компьютер. 2010. № 36.

10. Жуков Д. С., Лямин С. К. Варианты использования методов фрактальной геометрии в социальных и политических исследованиях // Ineternum. 2010. № 2.

11. Жуков Д. С., Лямин С. К. Виртуальные сценарии форсированной институциональной модернизации: условия, результаты и интерпретации компьютерных экспериментов в программе Модернофрак-тал // Fractal simulation. 2011.

12. Жуков Д. С., Лямин С. К. Институциона-льная

модернизация: генезис представлений и теорети-

ческий контекст // Ineternum. 2011. № 2.

13. Жуков Д. С., Лямин С. К. Моделирование исторических явлений и процессов средствами фрактальной геометрии // История и компьютер. 2006. № 34.

14. Жуков Д. С., Лямин С. К. Модель политикоинституциональной модернизации - Модернофрактал // Ineternum. 2Q11. № 1.

15. Жуков Д. С., Лямин С. К. Подходы к построению фрактальной модели трансформации административно-политических институтов // Fractal simulation. 2Q11. № 1.

16. Жуков Д. С., Лямин С. К. Программа-фракталопосроитель для реализации модели «ОФМП» применительно к социально-политическим феноменам // В мире научных открытий. Серия «Математика. Механика. Информатика». 2Q11. № S.

17. Жуков Д. С., Лямин С. К. Фрактальное моделирование социально-политических феноменов и процессов // Pro nunc. Современные политические процессы. 2Q11. № 1Q.

18. Зудов Н. Е. Центр фрактального моделирования социальных и политических процессов // Fractal Simulation. 2Q11. № 1.

19. Канищев В. В., Кончаков Р. Б., Костовска С. К. Пространственное моделирование экологических процессов в истории // Fractal Simulation. 2Q11. № 1.

20. Ледяев В. Г. Политика и власть // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СевероЗападном федеральном округе. 2010. № 1. С. 57-70.

21. Нефёдов С. А. История России. Факторный анализ. М., 2Q11. Т. 2.

22. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

23. Пантин В. И., Лапкин В. В. Волны политической модернизации в истории России (к обсуждению гипотезы) // Полис. 199S. № 2.

24. Поляков Л. В. Идентичность и модерни-зация: российский опыт // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. № 4, 2011.

25. Поляков Л. В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М., 199S.

26. Сельцер Д. Г. Конкурирующие элиты и выборы в контексте политической истории России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2QQ7. № 2.

27. Сельцер Д. Г. Конкурирующие элиты и выборы: историко-политический подход // Pro nunc. Современные политические процессы. 2QQ5. Т. 3. № 1.

28. Чирикова А. Е., Лапина Н. Ю. Обновление политической элиты: изучение проблемы в рамках компаративного исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2QQ9. № 11. С. 23-34.

29. Boesen N. Governance and Accountability - How Do The Formal and Informal Interplay and Change? // International Seminar on Informal Institutions «What do we know, what can we do?» URL: http://www.oecd.org

30. Helmke G., Levitsky S. Informal Institutions and Comparative Politics: A Research Agenda // Perspectives on Politics. 2004. Vol. 2. №. 4.

31. Rieber A. Chapter 21, The Sedimentary Society // Between Tsar and People, Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton Univ. Press, 1991.

32. Seltser D. G. Who Governs? The Transfor-mation of Sub-Regional Political Regimes in Russia (1991-2009) // Russian Analytical Digest. № 67 (9 November 2009). P. 5-9.

33. Zhukov D., Lyamin S. Computer Modeling of Historical Processes by Means of Fractal Geometry // Historical Social Research = Historische Sozialforschung. 2010. № 3.

* * *

APPROACHES TO INTERPRETATION OF RESULTS OF COMPUTER MODELING OF INSTITUTIONAL MODERNIZATION

D. S. Zhukov

In article approaches to creation of fractal model which simulates transformation of socio-political institutes are stated. Some base concepts of an institutionalism are considered. In particular, existing ideas of a ratio of the formal and informal, modernized and traditional aspects of institutes are stated.

Key words: fractal, computer model, institutes, modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.