Научная статья на тему 'Подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике'

Подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1205
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / HUMAN RESOURCES / HUMAN POTENTIAL / HUMAN CAPITAL / FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND ECONOMIC GROWTH / POSTINDUSTRIAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова Л. Ш.

В статье раскрываются основные подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике. Автором обобщены теоретико-методологические основы анализа человеческого потенциала как фактора экономического развития в постиндустриальной экономике и выявлены основные направления его активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ANALYSIS OF HUMAN POTENTIAL IN POSTINDUSTRIAL ECONOMY

The article deals with the basic approaches to the analysis of human potential in postindustrial economy. The author summarizes theoretical and methodological grounds for the analysis of human potential as a factor of economic development in postindustrial economy and reveals main tendencies in its development.

Текст научной работы на тему «Подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

удк 330.14 Л.Ш. Алимова

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье раскрываются основные подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике. Автором обобщены теоретико-методологические основы анализа человеческого потенциала как фактора экономического развития в постиндустриальной экономике и выявлены основные направления его активизации.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, человеческий потенциал, человеческий капитал, факторы экономического развития и экономического роста, постиндустриальная экономика.

L.S. Alimova

SOME APPROACHES TO THE ANALYSIS OF HUMAN POTENTIAL IN POSTINDUSTRIAL ECONOMY

The article deals with the basic approaches to the analysis of human potential in postindustrial economy. The author summarizes theoretical and methodological grounds for the analysis of human potential as a factor of economic development in postindustrial economy and reveals main tendencies in its development.

The key words: human resources, human potential, human capital, factors of economic development and economic growth, postindustrial economy.

Предпосылки к разработке концепции человеческого потенциала заложены трудами классиков экономической науки. Идеи, лежавшие в основе исследования роли человека в экономической системе, принадлежат У Петти, который включал в состав богатства и его источников не только землю и приносимую ею ренту, капитал и прибыль на него, но и людей, труд которых в зависимости от квалификации и здоровья работников создает им и нации доход.

К. Маркс исследовал комплекс проблем, связанных с анализом социально-экономической роли человека в системе капиталистического производства. К. Маркс, как и А. Смит, считал производительные способности людей главным накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда. Он называет их также «действительным богатством», «главной производительной силой общества».

В работах Ф. Кене, К. Маркса, В. Парето, У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, Й.Шумпетера была определена методология анализа человеческих взаимодействий через рационально-утилитарные категории, разработана концепция «человека экономического» как автономного, рационального и компетентного субъекта.

На рубеже XIX - XX вв. сформировался ряд направлений и школ, для которых характерен широкий спектр научных взглядов на природу человека и его производительных способностей. Наиболее солидным и популярным стало течение, которое трактовало человека или его способности как капитал. Основателями теории человеческого капитала являются представители чикагской школы неоклассического направления Г. Беккер и Т. Шульц. Продолжили теоретические изыскания во второй половине XX в. И. Бен-Порэт, У. Боуэн, Ё. Туроу которые исследовали существование человеческого капитала как функционирующей и возрастающей ценности, анализируя возможности его производства на уровне индивида на основе математического аппарата.

Большинство ученых объявили капиталом самого человека (Ё. Вальрас, Дж.М. Кларк, Г.Д. Маклеод, Дж. Мак-Куллох, Й. Тюнен, И. Фишер, У Фарр, Т. Уитш-тейн и др.). Н. Сениор, Ф. Ёист и Дж. Уолш отстаивали позицию о том, что капиталом является не сам человек, а унаследованные и приобретенные им качества и способности. А.Маршалл ввел в научный оборот понятие «персональный капитал» по аналогии с вещественным, поскольку и тот и другой приносят доход.

♦--------------------------------------------------

В работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля дан глубокий и всесторонний теоретико-методологический анализ человеческих и антропологических факторов, определяющих сущность экономических процессов, проведена критика узкоэкономического подхода к развитию человека. Авторы феминистских теорий также доказывают необходимость рассмотрения развития человека через анализ методологических аспектов его взаимосвязи со всем окружающим миром, через все разнообразие его социально-экономических отношений, сквозь призму социокультурной обусловленности.

Мировоззренческая направленность проблематики человеческого потенциала прослеживается в концепциях авторов Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз, Д. Форрестер). С. Киркегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, М. Вебер, Г. Зиммель акцентируют внимание на методологии исследования этических и социальных параметров человеческого развития. Концептуальным вкладом в разработку условий человеческого развития в постиндустриальных обществах явились идеи и методы П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского.

Во второй половине XX в. Д. Бегг, Ф. Махлуп, С. Фишер, П. Xейне сравнивали человеческий капитал с материальными активами, уделяя внимание оценке его эффективности. Глубоким анализом формирования, функционирования и оценкой эффективности инвестиций в человеческий потенциал (капитал) характеризуются работы отечественных представителей науки: Ю. Быченко, Н. Воловской, А. Добрынина, С. Дятлова, Г. Журавлевой, М. Критского, С. Курганского, О. Нова-ковской. В сферу исследования включены проблемы управления человеческим потенциалом (капиталом), вопросы воспроизводства и движения человеческого капитала по стадиям оборота, специфика существования и инвестирования в человеческий потенциал (капитал) на макро- и микроуровнях и проблемы его развития.

В настоящее время российской экономической наукой явно недостаточно изучены новые тенденции экономического развития и самоорганизации населения, динамика развития человеческого потенциала. В частности, существует определенная противоречивость в методологическом и концептуальном обосновании и интерпретации понятия человеческого потенциала; находится на стадии разработки система показателей оценки качества человеческого потенциала как комплексного показателя уровня социально-экономического развития; не проработаны теоретические основы стратегии развития человеческого потенциала, ее принципы и направления.

Под экономическим развитием следует понимать целенаправленное, прогрессивное изменение состава, взаиморасположения и взаимодействия элементов, уровня и качества функционирования производственной системы, повышающее ее эффективность. Экономическое развитие предполагает оценку направленности экономического процесса, определение цели, мотивов, средств достижения и сопровождается значительными институциональными изменениями.

Все факторы экономического роста и развития можно разбить на ряд групп: ресурсные, производственные, мотивационные, структурные, рыночные и институциональные. Между этими факторами существуют сложные связи и взаимозависимости, часть из них является вза-

имозаменяемыми в определенных размерах и при определенных условиях. От производственных и мотивационных факторов зависит эффективность использования ресурсных факторов, а структурные и институциональные факторы влияют на вовлечение ресурсных, производственных и мотивационных. Использование различных групп факторов для повышения темпов экономического роста зависит от субъектов: например, степень влияния производственных факторов - от руководителей, специалистов и трудовых коллективов предприятий, тогда как значимость мотивационных и институциональных определяется экономической политикой государства.

Влияние факторов на экономическое развитие непостоянно и меняется в зависимости от варианта сочетания различных условий и конкретной экономической ситуации. Преодоление диспропорциональности, вызванной недостаточным обеспечением тем или иным фактором, сопровождается повышением положительного влияния данного фактора на темпы экономического роста при его изменении в сторону достижения сбалансированности всех элементов производства.

В постиндустриальной экономике в механизме экономического развития осуществляются следующие важные изменения: происходит эволюция статуса человека в экономической системе общества от его трактовки как простого фактора производства до возведения его в ранг основного критерия развития; изменяется содержание и соотношение понятий «рабочая сила» и «капитал», происходит рост значимости творческой составляющей, изменение структуры и факторов производства, инновационная переориентация экономики и т.д.

Все эти изменения приводят к тому, что человеческий ресурс в настоящее время отражает не просто новое восприятие человеческого фактора в экономике, он сам по себе гораздо более значим, поскольку представляет и движущую силу, и объект воздействия. Имея двойственную природу, соединяя социальное и материальное, он обладает рядом неоспоримых преимуществ перед материально-вещественными ресурсами, позволяющими выделить его в качестве важнейшего фактора экономического развития. Он входит в состав ресурсных, производственных, мотивационных и институциональных факторов.

Работник является носителем инновационных знаний и способен активно влиять на совершенствование техники и технологий, располагает возможностями ускорить экономическое развитие через повышение общественной производительности труда: привлечение инвестиций и инновационное развитие.

Понятие «человеческий потенциал» близко по смыслу понятию «человеческие ресурсы». Человеческие ресурсы - это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный определенный уровень знаний, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства и чье формирование требует затрат индивида, фирмы и общества. Человеческий потенциал представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к определенному месту и времени. Таким образом, эти

понятия отличаются уровнем абстракции: понятие «человеческий потенциал» более конкретно.

В рамках расширительной трактовки человеческого капитала понятия «капитал» и «потенциал» отождествляются: к капиталу относят не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутреннюю мотивацию работника. Такое отождествление понятий представляется неоправданным.

Человеческий потенциал может рассматриваться в узком (на уровне индивида) и в широком смысле (на уровне территориальной общности). При характеристике личностного потенциала существенную роль играют права, способности и возможности, стиль и образ жизни как совокупность условий и механизм накопления и реализации человеческого потенциала.

На уровне предприятия человеческий потенциал предстает как оплачиваемый труд наемных работников, создаваемая оплачиваемым трудом персонала интеллектуальная собственность, создаваемая, но не оплачиваемая из средств предприятия и не отражаемая в балансе интеллектуальная собственность в виде бизнес-идеи предприятия, деловые связи и личный имидж сотрудников, организационная культура предприятия.

В общем виде человеческий потенциал - это совокупность основополагающих компетенций, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность общественного воспроизводства. В состав человеческого потенциала входит потенциал здоровья, образовательный потенциал, культурный потенциал, интеллектуальный потенциал, трудовой потенциал, социальный потенциал. Мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого потенциала носил полностью завершенный характер.

Реализуется человеческий потенциал в процессе функционирования человеческого капитала и человеческих ресурсов. Нереализованные человеческие способности, дарования, знания и навыки рассматриваются как особая форма человеческого потенциала: они являются неотъемлемым личным достоянием и богатством человека, в перспективе могут обеспечить своему обладателю получение более высокого дохода, их формирование требует от индивида, фирм и общества значительных затрат.

Таким образом, можно выделить уровни человеческого потенциала: базовый (накопленный) и деятельностный (реализуемый). Соотношение между накопленным и реализуемым потенциалом может быть различным: от полного тождества (в идеале) до сильного расхождения (когда имеющийся потенциал в силу разных обстоятельств остается нереализованным).

Для эффективного функционирования человеческого потенциала на любом уровне все его составляющие элементы должны соответствовать друг другу по количественным и по качественным характеристикам. Диспропорции между накопленным и реализуемым уровнями человеческого потенциала могут порождать сбои экономического развития на более высоких уровнях.

Анализ накопленного человеческого потенциала России позволяет сделать вывод о несоответствии базового и деятельностного уровней человеческого потенциала. Существование данной тенденции подтверждает увеличение числа занятых в экономике Российской Федерации людей с высшим образованием. Так, если в 2005 г высшее профессиональное образование имели 24,3% занятых, то в 2007 г - 26,5%. При этом наблюдаются явные диспропорции в структуре выпускников: на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов и юристов и не хватает выпускников с техническим и естественным образованием. Кроме того, несмотря на в целом высокий уровень образования в России, у большинства занятых в экономике отсутствуют стимулы к инновационному поведению. Именно поэтому актуализируется проблема активизации человеческого потенциала, сокращения разрыва между базовым и деятельностным уровнями человеческого потенциала.

Согласно концепции человеческого потенциала развитие человека происходит через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. «Индекс развития человеческого потенциала» содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями. К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся: продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономический рост; равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользовании благами; устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям; расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -это индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей развития страны. ИРЧП отражает уровень достижений в рамках трех основных возможностей в области развития человека: возможность жить долго, возможность получать знания, возможность иметь адекватный уровень жизни.

Интегральный индекс можно назвать индексом развития общества и рассчитывать его как среднеарифметическую величину всех частных индексов. В будущем можно перейти к расчету индекса развития общества как средневзвешенной величины с учетом коэффициента значимости каждого из включенных в него показателей.

Таким образом, индекс развития человеческого потенциала представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для наблюдения за развитием основных социальноэкономических процессов.

Между темпами экономического роста и степенью развитости человеческого потенциала существуют прямые и обратные связи: устойчивые стабильные темпы экономического роста сочетаются со стабильным увеличением ИРЧП, развитие человеческого потенциала создает мультипликационный эффект экономического роста. Такие составляющие человеческого потенциала, как образование, здоровье и культура, кроме индивидуальной полезности для личности имеют отложен-

♦-------------------------------------------------

ный во времени вторичный эффект в виде интеллектуального развития населения и качественного улучшения общественной среды. Общество сознательно в соответствии со своими целевыми установками поощряет личные инвестиции в здоровье и образование и дополняет их государственными инвестициями. Таким образом, государство призвано и способно улучшить распределение ресурсов и активизировать человеческий потенциал.

Индивидуализированными способами накопления и активизации человеческого потенциала являются качество, стиль и образ жизни. Качество человеческого потенциала - это мера его развития, отвечающая потребностям общества и личности и проявляющаяся в различных контекстах. Это интегральная (качественноколичественная, объективная и субъективная) характеристика физического, духовно-нравственного и социально-профессионального развития людей, раскрывающая потенциальные возможности и способности их участия в производстве, социокультурной и общественной жизни.

Принципиальное значение для обеспечения экономического развития имеет реализация направлений активизации человеческого потенциала как фактора экономического развития: инвестирование в человеческий потенциал на нано-, микро- и макроуровне; развитие новой системы мотивов и стимулов деятельности (смена экономических, направленных на повышение производительности труда, постэкономическими, касающимися творческой и интеллектуальной деятельности); повышение степени социальной ответственности бизнеса.

Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Рассматривая инвестирование в человеческий потенциал как фактор его активизации, следует выделять инвестиции на нано-, микро- и макроуровне. Инвестиции в развитие человеческого потенциала детей являются как основой их собственного развития, так и базой для формирования совокупного человеческого потенциала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого потенциала, создаются базовые психофизиологические, умственные способности, формируется личность.

Повышение уровня знаний, профессионализма, квалификации ведет к росту доходов работника - через повышение его оклада, смену работы, самозанятость. Возможность окупить сделанные вложения и получить дополнительные доходы значительно повышает инвестиции и служит реальной мотивацией для населения. Превращение человеческого фактора в ведущую и определяющую производительную силу по отношению к вещественному фактору происходит потому, что изменился в обратную сторону «временной лаг», т.е. разрыв в количестве лет, необходимых для смены технологий и подготовки кадров для них. Требование обновления диктуется не столько физическим износом, сколько моральным.

Эффективность производства в решающей мере зависит от инициативы и творческого отношения к делу со стороны всех его участников. Каждый должен быть не только квалифицированным пользователем непрерывно обновляющихся технических устройств и техно-

логий, но и постоянно заниматься их совершенствованием, искать принципиально новые, более плодотворные технические, организационные, экономические и социальные решения. Особое значение приобретает формирование так называемых «сквозных» или пронизывающих компетенций - возможности быстро переориентироваться на использование более современных технологий. Компетенции становятся управляющей инстанцией по отношению к объему знаний, навыкам, привычкам, способностям. Важно не только то, что человек делает в данный момент на данном рабочем месте, а то, какими способностями он обладает, как быстро сможет сориентироваться при изменении технологии, стиля управления, инвестиций и инноваций.

В создании активов человеческого потенциала весома роль отдельных компаний. Они способны создать самый эффективный «фон» для развития человеческого потенциала, поскольку имеют условия для осуществления подготовки персонала, соответствующие текущим потребностям, обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Для современных компаний предлагается ряд подходов для оценки их человеческого потенциала: метод расчета прямых затрат на персонал, метод конкурентной оценки стоимости человеческого потенциала, метод перспективной стоимости человеческого потенциала, оценка стоимости человеческого потенциала на основе испытаний в среде бизнеса, оценка человеческого капитала на основе системы актуализированных знаний по менеджменту, экономике и маркетингу на базе высоких информационных технологий.

Чем масштабнее вложения предприятий в человеческий потенциал, способствующие повышению профессионально-квалификационных характеристик работников, тем полнее этот потенциал используется, тем быстрее растут объемы выпускаемой продукции. В связи с этим изменяется роль государства в активизации человеческого потенциала. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам. К принудительным относятся обязательное формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия. Правительство располагает действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: влияние на доходы через систему налогов и субсидий, регулирование цены используемых ресурсов (в частности, рабочей силы и креативных способностей). Необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. Для этого требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений.

Обеспечить стабильное экономическое развитие означает не только обрести самых креативных и наиболее организованных создателей технических средств современного производства, но и эффективно простимулировать их. При невысокой оплате труда фирма может себе позволить низкую производительность, те. нанимать дополнительных работников и в том случае, когда они дают малый продукт Выручка от продажи

продукта будет ниже издержек производства, формируемых низкой оплатой труда, и обеспечит рост прибыли. Так подрывается заинтересованность в техническом перевооружении производства и возрастании его эффективности. Дешевизна рабочей силы, препятствуя обновлению средств производства, сдерживает рост производительности труда, а низкая производительность не создает экономических предпосылок повышения оплаты труда.

Рост заработной платы повышает планку производительности труда, экономически ограничивая возможности фирмы в привлечении дополнительной рабочей силы, побуждает руководителей предприятий к более эффективному использованию живого труда. Увеличение заработков усилит мотивацию работников к повышению результативности, а руководство фирмы - к замене живого труда техникой, что обеспечит дальнейший рост производительности всех ресурсов.

Главный ресурс инновационной экономики - в ра-ботниках-новаторах. Очевидна внутренняя закономерность инновационного инвестиционного цикла: чем выше творческий потенциал работников сферы развития, тем эффективнее очередное поколение технического оснащения рабочих мест, тем значимей и продук-

тивней инновации, тем выше общественная производительность труда и выведение ресурсов для создания техники и технологий очередного поколения. В этой связи необходимо заранее искать оптимальные системы стимулирования работников сферы развития.

Условия трансформации трудящихся в субъектов инновационной экономики обеспечиваются передачей полных экономических результатов каждого индивидуального повышения производительности (те. основной части созданной на рабочем месте динамической ренты) соответственному работнику на условиях его индивидуальной собственности.

В настоящее время корпорация из частнособственнического института превратилась в социальную силу, которая не может быть свободной от социальной ответственности. Очевидно, что в краткосрочной перспективе расходы по реализации социальной ответственности могут вступить в противоречие с основополагающими целями корпорации - максимизацией прибыли вследствие минимизации издержек производства. Но в долгосрочной перспективе эти расходы окупаются ростом престижа и легитимности корпорации в глазах общественности, что не может не сказаться на стабильности ее положения и эффективности деятельности.

УДК 330.1 н.Г. Барашов,

А.В. Латков ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НИКЛА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье раскрывается взаимосвязь рентоориентированного поведения и политических факторов делового цикла. Значительное внимание уделяется теоретическим моделям рентоориентированного поведения и делового цикла. Рассматривается функционирование системы «политик - избиратель».

Ключевые слова: рентоориентированное поведение, квазирента, политические факторы, деловой цикл, партийный политический цикл.

Ы.й. ВагавМоу, А.М. Latkov

POLITICAL FACTORS OF BUSINESS ACTIVITY CYCLE IN RENT-SEEKING BEHAVIOR

The article deals with the correlation of rent-seeking behavior and political factors of business cycle. Significant attention is paid to the theoretical models of rent-seeking behavior and business cycle. The authors consider functioning of the “politician - voter” system.

The key words: rent-seeking behavior, quazi-rent, political factors, business cycle, political party cycle.

В последние десятилетия в понятие экономической ренты стали включать все виды ограничений в экономической деятельности: лицензирование, квотирование, ограничительные действия чиновников и т.п., что привело к появлению термина «рентоориентированное поведение».

Термин «рентоориентированное поведение» определяет действия экономических агентов, направленные на присвоение ренты, либо на использование монопольного положения, либо на получение доступа к правительственным субсидиям, в отличие от стремления в

рыночной экономике к получению прибыли в процессе конкуренции.

Категория «рентоориентированное поведение» («поиск ренты») характеризует поведения экономических агентов в условиях институциональной трансформации, когда индивидуальные усилия по максимизации стоимости порождают потери общества, а не выгоду для него. В настоящее время положение о том, что затраты ресурсов на поиск и присвоение рентных доходов представляют собой чистые потери общества, является общепринятым в экономическом анализе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.