Научная статья на тему 'Подход к определению предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем'

Подход к определению предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минченкова Наталья Владимировна, Овечкина Ирина Викторовна

При определении пригодности к определенному виду спорта чаще всего руководствуются антропометрическими показателями, но становление спортсмена не всегда зависит только от физического развития. По нашему мнению, одним из ведущих направлений отбора должен быть учет типологических особенностей нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минченкова Наталья Владимировна, Овечкина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к определению предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем»

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ...

УДК 378.042.2:796.966

Минчвнкова Наталья Владимировна

Учебный мастер I категории Кузбасской государственной педагогической академии, т in chnv@m ail. г и Нов окузнецк

Овечкина Ирина Викторовна

Учебный мастер I категории Кузбасской государственной педагогической академии, minchnv@mail.ru Новокузнецк

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ СПОРТСМЕНА К ЗАНЯТИЯМ ХОККЕЕМ

Minchenkova Natalia Vladimirovna

Educational master of the 1st category of the Kuzbass State Pedagogical Academy, minchnv'aj, mail.ru Novokuznetsk

Ovechkina Irina Viktorovna

Educational master of the 1st category of the Kuzbass State Pedagogical Academy, minchnv% mail.ru Novokuznetsk

APPROACH TO DEFINING THE ATHLETE’S PREDISPOSITION

TO HOCKEY PLAYING

В настоящее время остается неизменным интерес к вопросам отбора и ориентации в различные виды спорта с целью сохранения и укрепления здоровья.

Проблема сохранения здоровья имеет для спорта особое значение, так как оказывает непосредственное влияние на сохранение правильной интегративной реакции организма на физические нагрузки, а тем самым и на спортивные результаты.

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения во многом зависят от соответствия индивидуальных особенностей человека и специфики того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, а значит и сохраняющим здоровье - составляет сущность спортивной ориентации.

Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе - человека для конкретного вида спорта.

Проблема отбора была и остается одной из самых важных для каждого вида спорта. Правильное ее решение обеспечивает развитие вида спорта и успехи спортсменов. Наиболее эффективный путь отбора - это изучение

не феноменологических показателей (проявляющихся внешне, например, сила, быстрота и т. п.), а реальных характеристик и механизмов, определяющих индивидуальные различия.

Спортивный отбор осуществляется по строго устоявшимся в педагогической практике правилам, так в Российской Федерации разработана и внедрена система спортивного отбора, в которой критериями являются рекомендации учителя физкультуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. Спортивная практика свидетельствует о том, что далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих данные показатели, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. При определении пригодности к определенному виду спорта чаще всего руководствуются антропометрическими показателями, но становление спортсмена не всегда зависит только от физического развития. Ошибка на этом этапе может стать основной причиной многочисленных неудач и несостоятельности спортсмена и в дальнейшем привести к очень серьезным проблемам не только в его спортивной жизни, но и отрицательно сказаться на здоровье.

По нашему мнению, одним из ведущих направлений отбора должен быть учет типологических особенностей нервной системы.

Типологические особенности нервной системы, такие как сила, подвижность и уравновешенность генетически обусловлены и мало и с большим трудом изменяются, то в тех видах спорта, в которых то или иное свойство нервной системы имеет определяющее значение, оно может быть достаточно надежным при определении спортивной пригодности [1, с. 28].

Изучение типологических особенностей нервной системы спортсменов и учет их при отборе помогают тренеру ориентировать спортсменов на тот вид спорта, оптимально соответствующий их способностям.

В конкретной спортивной специализации встречаются представители разных типологических групп, все же высших достижений добиваются спортсмены с определенными свойствами нервной системы. Малопред-почительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде спорта. Иногда спортсмен сразу находит подходящий для него вид спорта, иногда ему приходится сменить несколько секций и тренеров, нередко и тренер (разумеется, в интересах самого спортсмена) рекомендует ему заняться другим видом, или совсем оставить спорт.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей нервной системы юношей, занимающихся хоккеем, по показателям силы, возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов, как показатели при определении спортивной пригодности. На основании этого исследования нами была зарегистрирована заявка на изобретение № 2009127944.

Обследованы юноши, занимающиеся в хоккейном клубе «Металлург» г. Новокузнецка и имеющие стаж спортивной специализации в хоккее более 10 лет (18 человек) и имеющие спортивные разряды и юноши того же воз-

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ...

раста, не имеющие спортивной специализации (18 человек), обучающиеся в Кузбасской государственной педагогической академии;

Спортсменов тестировали с помощью автономного устройства психофизиологического тестирования УГІФТ-1/30 — «Психофизиолог» с оценкой сложной зрительно-моторной реакции.

Определены (выбраны критерии) оценки конкретно для хоккеистов, такие как сила, возбуждение и торможение, подвижность нервных процессов.

При среднем времени реакции процессов возбуждения 432,64—478,16 мс, при среднем времени реакции процессов торможения 391,52—429,54 мс, подвижности нервных процессов 466,12-510,64 мс, количестве допущенных ошибок по процессу возбуждения 1,09-1,69, количестве допущенных ошибок по процессу торможения 0,46-0,98 спортсмену рекомендуют заниматься хоккеем. Совокупность существенных признаков предлагаемого способа позволяет быстро, точно, объективно оценить и выбрать спортсменов для занятий хоккеем (табл. 1).

Таблица I

Показатели среднего времени реакции процессов возбуждения и торможения

Г руппы Среднее время реакции процесса ИПЧЙУЯС пения Среднее время реакции процесса торможения

Без спортивной специализации 387,49 + 12,6 368,89 ± 13,6

Занимающиеся хоккеем 455,4 ± 22,76 410,53 ± 19,01

Сила (и, соответственно, слабость - как другой полюс этого свойства) выражается в степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. Сила нервных процессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности и возбудимости. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Чем сильнее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее улучшает испытуемый свои результаты в спорте, и чем слабее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее ухудшаются его спортивные результаты. Такое явление объясняется тем, что эмоциональное воздействие соревновательных условий для слабой нервной системы служит сильным раздражителем, вызывающим охранительное торможение и даже убывание качества.

Для спортсмена успешность в занятии хоккеем зависит от типа нервной системы, в которых проявляется подвижность его нервных процессов (табл. 2).

Таблица 2

Средние показатели подвижности нервных процессов

Г руппы Подвижность нервных процессов, мс

Без спортивной специализации 430,88+ 22,48

Занимающиеся хоккеем 488,38+ 22,26

Подвижность нервных процессов - это возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе - инертность) определяется тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители. По-видимому, данное свойство нервной системы является одной из главных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения.

Так, лица с сильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность при выполнении быстрых динамических упражнений, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности. Качества выполнения упражнений к концу тренировки не снижается. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью; одно и тоже упражнение способен выполнять не более 3-5 раз. К концу тренировочного занятия качество выполнения упражнений заметно снижается, и нередко такой спортсмен досрочно прекращает занятие.

Средние показатели количества допущенных ошибок представлены в табл. 3,

Таблица 3

Средние показатели количества допущенных ошибок

Г рупны Возбуждение Торможение

Без спортивной специализации 6 ±0,9 1,75 ±0,31

Занимающиеся хоккеем 1,39 + 0,3 0,72 ± 0,26

Чем выше среднее время процесса возбуждения, тем меньше количество допущенных ошибок и чем выше подвижность нервных процессов, тем меньше ошибок они допускают.

При проведении корреляционного анализа, проведенного между показателями среднего времени реакции процессов возбуждения и торможения, подвижностью нервных процессов и суммарным количеством допущенных ошибок наиболее статистически значимые зависимости установлены у хоккеистов между средним временем процесса возбуждения и количеством допущенных ошибок (г= -0,47), а также между подвижностью и количеством допущенных ошибок (г= -0,469), так как для такого количества студентов (18) г=0,468 при р< 0,05.

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ...

Для достижения спортивного результата в избранном виде спорта первостепенное значение имеют и способности занимающихся, и дифференцированный подход тренера, основанный на учете их индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.

Следовательно, подход к определению предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем основывается на учете параметров свойств нервной системы, таких как среднее время реакции процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов и количества допущенных ошибок по процессам возбуждения и торможения. .

В целом исследования показали, что особенности нервной системы у хоккеистов (по показателям силы, возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов) являются прогностическими маркерами их спортивной деятельности.

При среднем времени реакции процессов возбуждения 432,64 - 478,16 мс, при среднем времени реакции процессов торможения 391,52 - 429,54 мс, подвижности нервных процессов 466,12 - 510,64 мс, количестве допущенных ошибок по процессу возбуждения 1,09 - 1,69, количестве допущенных ошибок по процессу торможения 0,46 - 0,98 спортсмену рекомендуют заниматься хоккеем.

Спортсмены, предрасположенные к занятиям хоккеем отличаются одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, могут в значительной степени напрягать и даже перенапрягать свои силы в ответственные периоды спортивных соревнований безо всякого ущерба для здоровья.

Предложенный способ используется с 2008 г. в хоккейном клубе «Металлург» г. Новокузнецка и эффективен для более объективного, точного, достоверного способа определения предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем.

Библиографический список

1. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты: учебно-методическое пособие [Текст] / Л. А. Семенов - М.: Советский спорт, 2005. -- 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.