Научная статья на тему 'Подход к эффекту хлыста со стороны логистики'

Подход к эффекту хлыста со стороны логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к эффекту хлыста со стороны логистики»

Федченко Д.А., Тупикова O.A. ПОДХОД К ЭФФЕКТУ ХЛЫСТА СО СТОРОНЫ логистики

В поисках все более и более изощренных приемов прогнозирования специалисты часто упускают из виду тот факт, что столь нежелательные колебания спроса могут иметь не только естественную, но и искусственную природу, а значит - поддаваться коррекции. В традиционных системах управления производством и логистикой все предприятия рассматриваются как изолированные элементы, самостоятельно планирующие свои потребности и закупки. При этом возникают существенные отклонения и колебания во всей логистической цепи. Локальная оптимизация, несогласованность действий участников логистической цепи и недостаточный информационный обмен приводят к так называемому Bullwhip-эффекту (эффект хлыста).

Эффект этот представляет собой ситуацию, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников логистической цепи (субподрядчиков, поставщиков и т. д) При возникновении Bullwhip-эффекта нарушается бесперебойное движение материальных и информационных потоков в логистической цепи, вызывая тем самым риск невыполнения заказа клиента. Колебания объема заказов растут по мере продвижения вверх по цепи поставок. Это явление было названо эффектом хлыста (Bullwhip-эффект). Была выдвинута гипотеза, что данный эффект обусловлен иррациональным принятием решений о пополнении и формировании запасов. То есть, сталкиваясь с резким всплеском входящих заказов, менеджеры склонны перестраховываться и в свою очередь размещать такой заказ, чтобы он позволил удовлетворить повышенный спрос с некоторым запасом. Когда же такой завышенный заказ прибывает (естественно, спустя некоторое время), всплеск интереса к товару, как правило, уже уступает месго спаду, и на складе образуется избыток товара. Следовательно, следующий заказ будет либо отложен до расходования запаса, либо ощутимо сокращен в объеме. Поставщик товара, получая такие неравномерные заказы, в свою очередь строит прогнозы с еще большим разбросом значений и озадачивает своего поставщика компонентов еще большими скачками. Однако более пристальный взгляд на проблему показал, что дело не только в поведенческих особенностях лиц, отвечающих за определение потребности. У Bullwhip-эффекта обнаружился ряд объективных причин, среди которых можно выделить:

- ошибки в прогнозировании спроса;

- создание предприятиями дополнительных страховых запасов;

- произвольное увеличение размеров партий поставок;

- колебания цен;

- запаздывания в получении необходимой информации о потребностях;

- отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок.

Bullwhip-эффект крайне негативно сказывается на эффективности операций участников цепи поставок в первую очередь потому, что он провоцирует накопление чрезмерных страховых запасов у каждого участника цепи. Поэтому разработка мер по сглаживанию этого эффекта на сегодняшний день является одной из актуальных задач логистики. Можно выделить несколько подходов к ее решению. В основе этого подхода лежит сложное информационное взаимодействие между участниками цепи поставок, которое позволяет проводить автоматизированный анализ конечного спроса. Например, если производитель будет иметь доступ к данным о продажах своей продукции непосредственно из торговых залов, то для него не составит труда спрогнозировать, какой объем он должен отгрузить в распределительный центр, снабжающий эту розничную сеть. Такая технология реализована компанией WalMart.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миротин Л.Б., Некрасов А Г., "Логистика интегрированных цепочек поставок": «Экзамен», 2003, —256 с

2. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Касенов А Г., "Логистика: обслуживание потребителей", Москва, Инфра-М, 2002, 189 с.

3. Официальный сайт компании WalMart: www.walmart.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.