Научная статья на тему 'Подготовка журналистов цифровой эпохи'

Подготовка журналистов цифровой эпохи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
736
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКУМ / PRACTICAL WORK / МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODELING OF JOURNALISTIC ACTIVITY / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / DIGITALIZATION / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / ПЕЧАТЬ / PRINTING / ГАЗЕТЫ / NEWSPAPERS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / REGIONAL PRESS / ЖУРНАЛИСТСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОМОУШН / PROMOTION / ПРОМОУТОР / JOURNALISTIC COMPETENCES / PROMOTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черешнева Ю.Е.

В данной статье автор на основании собственного опыта обосновывает методику проведения практикумов как формы моделирования журналистской деятельности. Дается краткий анализ тематик практикумов, их корректировка в связи с цифровизацией или дигитализацией отрасли и вызванными этими технологическими нововведениями принципиально иными журналистскими компетенциями. Одной из них является умение сотрудника редакции разрабатывать стратегии выхода издания на рынок, т.е. промоушн. Это позволило автору сделать выводы о значимости данной формы подготовки специалистов, отвечающих запросам времени и отрасли, тем более, что именно региональная печать сегодня испытывает недостаток в таких специалистах промоутерах, так как только недавно начала активно осваивать виртуальный информационный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING JONRNALISTS DIGITALIZATION EPOCH

In this article, the author justifies the methodology for conducting workshops as a form of modeling journalistic activity. A brief analysis of the workshops topics, their adjustment in connection with digitalization of the industry and fundamentally different journalistic competences caused by these technological innovations are given. One of these competencies is the ability of the editorial staff to develop strategies for publishing the publication on the market, i.e. promotion. This enabled the author to draw conclusions about the importance of this form of training specialists meeting the needs of the time and industry. It is the regional press that currently lacks such specialists promoters, since only recently it began actively exploring the virtual information market.

Текст научной работы на тему «Подготовка журналистов цифровой эпохи»

УДК: 070

ББК: 72

Черешнева Ю.Е.

ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Chereshneva Ju.E.

TRAINING JONRNALISTS DIGITALIZATION EPOCH

Ключевые слова: практикум, моделирование журналистской деятельности, цифрови-зация, дигитализация, журналистика, печать, газеты, региональная печать, журналистские компетенции, промоушн, промоутор.

Keywords: practical work, modeling of journalistic activity, digitalization, digitalization, journalism, printing, newspapers, regional press, journalistic competences, promotion, promoter.

Аннотация: в данной статье автор на основании собственного опыта обосновывает методику проведения практикумов как формы моделирования журналистской деятельности. Дается краткий анализ тематик практикумов, их корректировка в связи с цифровиза-цией или дигитализацией отрасли и вызванными этими технологическими нововведениями принципиально иными журналистскими компетенциями. Одной из них является умение сотрудника редакции разрабатывать стратегии выхода издания на рынок, т.е. промоушн. Это позволило автору сделать выводы о значимости данной формы подготовки специалистов, отвечающих запросам времени и отрасли, тем более, что именно региональная печать сегодня испытывает недостаток в таких специалистах - промоутерах, так как только недавно начала активно осваивать виртуальный информационный рынок.

Abstract: in this article, the author justifies the methodology for conducting workshops as a form of modeling journalistic activity. A brief analysis of the workshops topics, their adjustment in connection with digitalization of the industry and fundamentally different journalistic competences caused by these technological innovations are given. One of these competencies is the ability of the editorial staff to develop strategies for publishing the publication on the market, i.e. promotion. This enabled the author to draw conclusions about the importance of this form of training specialists meeting the needs of the time and industry. It is the regional press that currently lacks such specialists - promoters, since only recently it began actively exploring the virtual information market.

Происшедшие глобальные изменения, связанные с цифровизацией или дигитализацией журналистской отрасли, являются сегодня признанным фактом. Профессор Е.Я Дугин утверждает, что «современные системы коммуникации действуют в условиях динамичного и всеобъемлющего развития Pax Technologia. Темпы развития технологии электронной коммуникации таковы, что одно и то же поколение людей может пережить 3-4 локальных научно-технических революций, несколько принципиальных модификаций персональных компьютеров, других средств создания, обработки, накопления и распространения информации»1.

По сути, это и есть современная основа

1 Дугин Е.Я. Телевидение в условиях мульти-медийности. - М. :Русника, 2013. - С. 10.

журналистской профессии. Но при разнообразии новых возможностей, которые журналисту дает постоянно обновляющаяся компьютерная техника, он постоянно должен учиться использовать те или иные опции и ее новые поколения в своей деятельности. Причем делать это постоянно, так как процесс обновления сокращен до минимума. Не проходит и месяца, чтобы не появились новые приложения, модификации уже используемых смартфонов, айпадов и т.д.

При этом следует учитывать, что технологическая составляющая профессии оказывает существенное влияние на всю информационно-коммуникативную сферу и ставит в повестку дня, по мнению профессора М.В. Шкондина, вопрос «целостности журналистики, средств массовой информа-

ции как системных объектов»1.

Так, он пишет далее: «Для выявления характера целостности журналистики, СМИ, медиасистемы можно попытаться соотнести эти понятия с понятием инфосфера (информационная сфера)»2. Это крайне важно, так как в паспорте специальности 10.01.10 -«Журналистика» понятие «инфосфера» уже значится официально. В нем отмечается, что объектами исследований в рамках данной специальности выступает информационная сфера, информационные процессы, обеспечение и управление информационной дея-

3

тельностью .

Тем самым, актуализируется значимость подготовки журналистов эпохи циф-ровизации, которые должны понимать, что представляет собой информационная сфера (инфосфера), знать ее структуру, уровни, связи основных компонентов инфосферы, закономерности ее функционировании. Без этого вряд ли возможно формирование информационного пространства страны, в котором весьма профессионально выполняют свои функции журналисты разных медиа.

Как показывает практика, система образования всегда несколько запаздывает в подготовке специалистов, которых требует время и та же инфосфера. Поэтому чрезвычайно важным становится обобщение опыта, практик, методик, которые апробирует высшая профессиональная школа. В связи с этим интерес представляет опыт факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который интенсивно разрабатывает новые подходы к обучению специалистов, отвечающих запросам инфосферы в условиях дигитализации отрасли. При этом он исходит из того, что, по мнению исследователей, «от журналиста изначально начинают требовать несколько иные профессиональные умения и навыки, которые до того не были востребованы»4.

1 Шкондин М.В. Медиасистема как фактор репрезентации публичности в процессе освоения мира социумом // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2017, №2, Т. 1. - С. 183.

2 Там же. - С. 183.

3 Htth: //teacode.com/ online/ vak/ p10-01-10. html

4 Дугин Е.Я., Горюнова Т.А., Коханова ЛА., Че-

решнева Ю.Е. Методы продвижения медиа. Научная

монография М., Академия медииндустрии. 2014. - С.6.

Как лекторы, так и преподаватели, ведущие семинарские занятия и практикумы по профильным курсам, стремятся сделать так, чтобы они способствовали вхождению студента в профессию журналиста. Поэтому моделирование профессиональной журналистской деятельности стало основным принципом построения семинарских занятий и практикумов на факультете. При этом мы исходили из того, как утверждает Л.А. Коханова, «обучение должно быть мотивирующим. Результатом такого обучения следует считать сформированные студентами умения и навыки использовать то новое, что они получили в процессе занятий уже во время практики в средствах массовой информации»5 .

Если семинарские занятия - это исторически сложившаяся форма обучения, то практикумы появились сравнительно недавно, поэтому потребность в обосновании методики его проведения испытывают не только молодые, но и уже умудренные опытом педагоги. Профессор Уральского государственного университета имени А.М. Горького В.Ф. Олешко пишет: «Сегодня задача любого научения в сфере массмедиа - подключить прежде всего мотивационную сферу, если хотите: этически просвещать и программировать поведение личности журналиста на истинно творческую деятельность в любой профессиональной или даже жизненной ситуации»6.

Первые практикумы, которые начали проводиться на факультете журналистики несколько лет назад, в основном по тематике были ситуативны. Разбиралась, да и разбирается в основном ситуация, о которой журналист должен писать в режиме реального времени. Как правило, это трагические происшествия, которые требуют от него наивысших профессиональных качеств как при сборе, так и, особенно, при отборе материала. Каждый из профессионалов оказывал-

5 Коханова Л.А. Теоретические основы и принципы мотивационного обучения (из опыта подготовки журналистов в Филиале МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе) // Гуманитарный вектор. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология», Чита - 2015. - № 1(41). С. 158.

6 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2003. - С. 6.

ся перед выбором: писать или не писать об том или ином факте, показывать или не показывать это в кадре. Каким образом составить новость, чтобы она максимально точно донесла информацию о случившемся. Вопросов много, и ответы на них студенты стараются получить в процессе прохождения такого практикума.

Но преподавательский опыт показывает, что студентов интересует не только, как зафиксировать картину мира, но и как организовать свою работу в редакции, чтобы она максимально полно отвечала его видению профессии и себя в ней. Поэтому необходимыми становятся практикумы анализа внутренней журналистской «кухни» - работы редакций и ее продвижения на информационном рынке. Ведь очевидно, что будущие журналисты хотят работать в престижных, преуспевающих и прибыльных изданиях. К тому же они готовы это делать и хотят этому научиться. Тем самым, как утверждает профессор М.В. Шкондин, «отвечая на вопрос о характере целостности журналистики, мы можем выявить, в чем заключается миссия журналистики как системного объекта»1.

Поэтому более подробно остановимся на проведении практикумов по поиску новой модели региональной газеты, которая является симбиозом традиционного и онлайного вариантов как единого целого. Это обусловлено тем, что по-прежнему актуальна тема продвижения печатных изданий на информационном рынке. Редакционная практика остро нуждается в исследовании закономерностей, разработке научно обоснованных методик, изучения современного опыта продвижения информационных продуктов на рынке. Другими словами, речь идет о промо-ушн, методами которого должны также овладевать студенты в процессе обучения.

Но каким образом это можно сделать на практикуме, который идет в течение дня? Оказывается, методика моделирования во многом этому способствует. Эта форма занятий особо показывает высокую эффективность во время проведения практикумов, на которых студенты работают в течение дня.

1 Шкондин М.В. Миссия журналистики: системные аспекты // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Филологические науки. -2017. - № 2 (23) в 2х томах, Т.1. - С. 147-155.

Они решают практические задачи, которые ставит перед ним преподаватель. Так как, по мнению исследователей, «любой теоретический курс, особенно по профильным дисциплинам, должен иметь практическое значение»2.

Но опыт показывает, что эти же занятия могут быть малопродуктивны, если к ним студент не будет подготовлен, т.е. не выполнить предварительную исследовательски-поисковую работу. Поэтому работа предполагает два этапа: первый - подготовительный и второй - непосредственно работа в течение практикума.

Что касается подготовительного этапа, то он начинается в группе буквально с начала семестра. Он может быть различным по форме и содержанию. Но наиболее продуктивен мониторинг средств массовой информации по данной теме, который осуществляется студентами при подготовке к очередному практикуму уже на протяжении нескольких лет. Условно это задание называется «СМИ о СМИ», которое в течение этого периода, что выполняют его студенты, оказывается продуктивным. Оно предполагает сбор материалов в сети по данной теме, их фиксацию и последующий анализ.

Так, например, на одном из последних практикумов студентами был представлен мониторинг прессы за 2017-2018 гг. и выявлены тенденции ее развития. Затем, уже на втором этапе работы, на основании собранного и проанализированного материала студенты разрабатывают стратегию выхода издания на рынок. При этом они разбираются на несколько рабочих-групп редакций, обосновывают свой выбор издания.

Как следствие, моделируя деятельность работы в редакции, каждая условно созданная редакция предлагает свои решения. Так, например, на одном из последних проведенных автором настоящей статьи практикумах обозначилось несколько групп. Каждая из них сформулировала свою основную идею разрабатываемой ими стратегии промоушн, которая и определяла их последующие действия.

Работа в группе - одно из обязатель-

2 Коханова Л.А. Обучая журналистике, мотивировать на профессию // Журналист. Социальные коммуникации, 2015, № 1- 2 . С. 194.

ных условий проведения практикума. «Это крайне важно, - считает профессор Л.А. Ко-ханова - временная характеристика сенси-тивности, которой должен обладать журналист, если он хочет состояться в профессии и долго в ней пребывать, т.е. быть бегуном на длительную дистанцию, ощущать себя в ней комфортно и создавать свое комфортное окружение надолго или на определенное время»1.

Именно создание необходимой обстановки позволило получить следующие результаты на выходе, т.е. презентации итоговых стратегий промоушн выбранных студентами редакций. Первая группа, работающая в практикуме, исходила в разработке своей концепции издания из того, что экономить на профессиональных талантливых журналистах не стоит. Но можно экономить на организации самого производства издания. Скажем, предложить работать дома, тогда не будет необходимости в больших офисных помещениях. При этом эта группа ссылалась на опыт журнала «Женское здоровье», который давно и успешно работает по этой модели.

Вторая группа сконцентрировала внимание на контенте газет и на их дизайне. Она посчитала эти параметры особенно значимыми для их продвижения на сегодняшний день. При этом она исходила из того, что, по мнению специалистов, «в провинциальных городах городские газеты несут важнейшую миссию сохранения журналистики, близкой к народу, его потребностям и нуждам, ориентированной на базовые российские ценности» .

Речь идет на самом деле об одном из нескольких возможных каналов доставки контента потребителю, то есть речь идет о дистрибьюции. При управлении проектом студенты делают упор на слове «газета». Они утверждают, что такой канал доставки контента налагает определенные ограничения на технологию его производства, но, тем не менее, ядром бизнеса является именно

1 Коханова Л.А., Сенситивный тренинг в контексте проектного обучения журналистов профессии // Журналист. Социальные коммуникации. - 2015. -№№ 3 - 4. - С. 75-76.

2 Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. Контент-аналитическое исследование. Колл. монография. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2016. - С.6.

контент.

Представляя результаты работы, Ксения С. сказала, что она остановилась на газетном контенте вполне осознанно. Так как, считает она, «в редакциях абсолютно не понимают, что это ядро бизнеса. Как следствие, большинство редакций неверно формулируют миссию своего продукта - газеты, соответственно, целевую аудиторию и другие фундаментальные для продвижения вещи».

Эту точку зрения разделила большая часть группы, мнение которой сформулировала Оксана Г. Она сказала: «Да, только в отношении контента можно говорить о сегментах рынка, целевых аудиториях, качестве продукта и прочих параметрах».

Именно это направление деятельности позволило данной группе спроектировать технологию производства контента, обладающего высокими читательско-пользова-тельскими свойствами. Студентка Алена С. считает, что «качество контента - это качество умов их креативной команды».

Тема «прочих параметров» оказалась значимой для студенческой аудитории, большая часть которых является пользователями сети. Но более четко ее сформулировала третья группа, которая посчитала, что идти нужно по этому пути. Именно в такой стратегии выхода на рынок будут правильно расставлены акценты. Участники практикума, работающие в этой группе, полагают, что издания должны в корне менять каналы подачи информации и все в большей степени уходить в сеть. Они исходили из того, что печатную версию газеты, в которой напечатаны вчерашние новости, вряд ли кто захочет покупать Студент Павел А. считает, что «в таком виде газета вряд ли будет существовать в будущем. Но она обязательно будет присутствовать в сети. Люди знают новости, даже если не очень утруждали себя для их получения, но они очень нуждаются в простых и понятных объяснениях. Это могут сделать только газеты».

Эта группа предложила развитие своего издания в сети. Более того, эта группа считает, что именно региональные издания сегодня более интенсивно осваивают сетевое пространство, кооперируя свою деятельность в ней. По мнению этой группы, корпоративные сайты региональной печати - одно

из перспективных направлений развития печати. Но это обуславливает и серьезные сложности борьбы за своего читателя-пользователя, поиска новых форм работы с ним.

Собственно, это подтверждают исследователи. Как утверждает А.Н. Козырев, «самым дефицитным ресурсом с какого-то момента становится внимание целевой аудитории. Все это не может не отражаться на характере отношений, возникающих вокруг создания, распространения и потребления продуктов»1.

Редакция онлайн-издания, как себя сразу определила четвертая группа, сосредоточила свою деятельность на его промоушн. В условиях виртуальной среды продвижение информационного продукта имеет свою специфику. Представляя свой проект, студент Артем К. от имени участников этой группы ссылался на опыт Facebook, который начал внедрять технологии газетного производства. Он уточняет, что речь «о производстве не как полиграфического процесса, а как действия по созданию контента». Другими словами, будущее за персональными газетами независимо от носителя информации.

Тем самым на основании собранного материала во время проведения практикума у преподавателя появляется возможность помочь студентам самостоятельно смоделировать ситуацию работы в редакции, целью которой является продвижение (промоушн) данного издания на информационном рынке. Для этого они на основании собранного и проанализированного материала всесторонне сумели исследовать основные функциональные и структурные элементы продвижения данного издания, выявили важнейшие закономерности и механизмы реализации промоушн в условиях становления нового вида деятельности в структуре редакции, условия и факторы эффективного его осуществления в современной редакционной практике.

Как видим, цель данной работы со студентами, которая осуществлялась как на практикумах, позволила решить следующие ее задачи:

1 Козырев А.Н. Цифровое будущее культуры: Измерение и прогнозы. М.: Издательские решения, 2016. - С. 8.

- выявить методологические предпосылки исследования механизмов продвижения изданий на информационном рынке в условиях цифровизации отрасли на примере выбранного ими издания в качестве модели;

- проанализировать основные составляющие промоушн российских периодических изданий на информационном рынке;

- провести сравнительный анализ основных приемов, средств и методов продвижения на рынке выбранных студентами изданий с учетом того, что они работают по группам и моделируют деятельность различных отечественных изданий;

- дать анализ газетно-журнальной рекламы как метода промоушн;

- разработать теоретическую концепцию продвижения выбранного ими издания с учетом основных типообразующих факторов: характера аудитории, тематики издания, его целевого назначения и т.д.;

- сформулировать формулу продвижения информационного товара или услуги (самого издания и его организационных мероприятий), дать ей характеристику и определить ее основные элементы;

- определить параметры новой специализации в редакционной деятельности -промоутр или менеджер по продвижению в структуре редакции.

Теоретическая и практическая значимость такой работы со студентами вполне ощутима, особенно, когда они активно работают во время практикумов. Они включены в процессы, происходящие в информационной сфере, знают имена ведущих журналистов, редакторов газет и журналов, могут рассказать о принадлежности того или иного издания к тому или иному холдингу, показать примеры его продвижения на отечественном информационном рынке.

Пожалуй, последнее и весьма главное положение при обращении к такой форме работы в студенческой среде - она дает начинающему профессионалу представление о научном исследовании. Собственно это и требует современный паспорт профессии. В соответствии с ним «информационная сфера (инфосфера)» является объектом научного исследования. Тем самым в процессе такой работы студенты овладевают понятиями информационного поля, его структу-

ры, свойств, информационного пространства, технологий, методов, перспектив развития информационного пространства России1 Это, безусловно, пригодится им на практике, какую бы специализацию они не

деятельности. Страна, в свою очередь, получает специалистов, профессионально работающих в цифровой среде и способствующих развитию ее иносферы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. Контент-аналитическое исследование: колл. монография. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2016.

2. Дугин, Е.Я. Телевидение в условиях мультимедийности. - М.: Русника, 2013.

3. Дугин, Е.Я., Горюнова, Т.А., Коханова, Л.А., Черешнева, Ю.Е. Методы продвижения медиа: научная монография. - М.: Академия медииндустрии, 2014.

4. Козырев, А.Н. Цифровое будущее культуры: Измерение и прогнозы. - М.: Издательские решения, 2016.

5. Коханова, Л.А. Теоретические основы и принципы мотивационного обучения (из опыта подготовки журналистов в филиале МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе) // Гуманитарный вектор. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология». - Чита, 2015. - № 1(41). - С. 158-166.

6. Коханова, Л.А. Обучая журналистике, мотивировать на профессию // Журналист. Социальные коммуникации. - 2015. - № 1- 2. - С. 182 -195.

7. Коханова, Л.А. Сенситивный тренинг в контексте проектного обучения журналистов профессии // Журналист. Социальные коммуникации. - 2015. - № 3 - 4. - С. 72 -80.

8. Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество. - М.: РИП- холдинг, 2003.

9. Черешнева, Ю.Е. Промоушн печатных СМИ. - М.: РИП- холдинг, 2006.

10. Шкондин, М.В. Медиасистема как фактор репрезентации публичности в процессе освоения мира социумом // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. -№2. Т.1. - С. 183 - 187.

11. Шкондин, М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. - Иркутск.: Издательство Байкальского государственного университета, 2018. - Том 7, № 1. - С. 177-186.

выбрали в будущей своей журналистской

1 ШЬ: //teacode.com/ online/ vak/ p10-01-10.

Мш!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.