Научная статья на тему 'Подготовка высококвалифицированных специалистов прикладного профиля в негосударственных вузах Китая: опыт Цзилиньского института иностранных языков «Хуацяо»'

Подготовка высококвалифицированных специалистов прикладного профиля в негосударственных вузах Китая: опыт Цзилиньского института иностранных языков «Хуацяо» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИКЛАДНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / NON-GOVERNMENTAL EDUCATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / APPLIED SPECIALTY / MANAGEMENT OF EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Вэй

В современном Китае, как и в других развитых странах, в вузах готовятся как научные работники, так и практические специалисты. Востребованность последних постоянно растет, и значительную роль в их подготовке играют негосударственные вузы. Формулируются основные требования к подготовке специалистов в негосударственных вузах: 1) студентам необходимо давать и обширные теоретические познания, и практический опыт работы в крупной компании; 2) особое внимание в подготовке необходимо уделять формированию умений решать актуальные проблемы; 3) при подготовке студентов вузы должны сотрудничать с предприятиями и учреждениями социальной сферы; 4) в учебном процессе нужно решать существующие проблемы: разрыв между теорией и практикой, монологический стиль подачи материала, недостаточный учет способностей и наклонностей студента, повышенное внимание при оценивании к баллам, а не к личным качествам и способностям. Описывается реализация этих принципов Цзилиньским институтом иностранных языков «Хуацяо». Благодаря описанным в статье мероприятиям институт «Хуацяо» добился значительных результатов. У студентов формируются не только фундаментальные знания, но и общая эрудиция. Лучший показатель эффективности деятельности вуза востребованность выпускников: пять лет подряд 95% из них находят работу. Цзилиньский институт иностранных языков вносит существенный вклад в развитие системы негосударственного высшего образования в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS IN APPLIED FIELDS OF KNOWLEDGE IN NON-GOVERNMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CHINA: EXPERIENCE OF JILIN HUAQIAO FOREIGN LANGUAGES INSTITUTE

Higher educational institutions of China, as well as other developed countries, train both scientific workers and practical specialists. The need for the latter has been constantly growing in recent years, and important role in their training belongs to non-governmental higher educational establishments. The article formulates the main requirements to the training of specialists in non-governmental higher educational institutions: 1) students should be given both deep theoretical knowledge and practical experience of work in a big company; 2) special attention in training should be paid to the formation of skills of urgent problems solution; 3) in training students higher educational institutions should cooperate with enterprises and agencies of the social sphere; 4) it is necessary to solve serious problems in the education process: gap between theory and practice, monologic style of material presentation, inadequate taking into account of abilities and aptitudes of students, overestimation of evaluation by scores and not by personal properties and abilities. The article describes the realization of these principles by the Jilin Huaqiao Foreign Languages Institute. As a result of measures described in the article the institute achieved rather significant favorable outcomes. The students do not only get fundamental knowledge but also develop their general erudition. The best indicator of the university’s success is constant demand of its graduates: for 5 years running 95% of them find employment. Jilin Huaqiao Foreign Languages Institute makes a considerable contribution to the development of the system of non-governmental higher education in China.

Текст научной работы на тему «Подготовка высококвалифицированных специалистов прикладного профиля в негосударственных вузах Китая: опыт Цзилиньского института иностранных языков «Хуацяо»»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 378.147(510)

ББК Ч448.4(5Кит) ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01

Чжан Вэй,

старший преподаватель, факультет русского языка, Цзилиньский (Гиринский) институт иностранных языков «Хуацяо»,

Чанчунь, Китай; Китай, провинция Цзилинь (Гирин), г. Чанчунь, ул. Цзин Юэ, д. 3658; 130117, China, Jilin, Changchun,

Jingyue Street, 3658; e-mail: 18222319@qq.com.

ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИКЛАДНОГО ПРОФИЛЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ КИТАЯ: ОПЫТ ЦЗИЛИНЬСКОГО ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ «ХУАЦЯО»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: негосударственное образование; высшее профессиональное образование; прикладная специальность; менеджмент образования; международное сотрудничество.

АННОТАЦИЯ. В современном Китае, как и в других развитых странах, в вузах готовятся как научные работники, так и практические специалисты. Востребованность последних постоянно растет, и значительную роль в их подготовке играют негосударственные вузы. Формулируются основные требования к подготовке специалистов в негосударственных вузах: 1) студентам необходимо давать и обширные теоретические познания, и практический опыт работы в крупной компании; 2) особое внимание в подготовке необходимо уделять формированию умений решать актуальные проблемы; 3) при подготовке студентов вузы должны сотрудничать с предприятиями и учреждениями социальной сферы; 4) в учебном процессе нужно решать существующие проблемы: разрыв между теорией и практикой, монологический стиль подачи материала, недостаточный учет способностей и наклонностей студента, повышенное внимание при оценивании к баллам, а не к личным качествам и способностям. Описывается реализация этих принципов Цзилиньским институтом иностранных языков «Хуацяо». Благодаря описанным в статье мероприятиям институт «Хуацяо» добился значительных результатов. У студентов формируются не только фундаментальные знания, но и общая эрудиция. Лучший показатель эффективности деятельности вуза - востребованность выпускников: пять лет подряд 95% из них находят работу. Цзилиньский институт иностранных языков вносит существенный вклад в развитие системы негосударственного высшего образования в Китае.

Zhang Wei,

Senior Lecturer, Faculty of Russian, Jilin Huaqiao Foreign Languages Institute, Changchun, China.

TRAINING HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS IN APPLIED FIELDS

OF KNOWLEDGE IN NON-GOVERNMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CHINA:

EXPERIENCE OF JILIN HUAQIAO FOREIGN LANGUAGES INSTITUTE

KEYWORDS: non-governmental education; higher professional education; applied specialty; management of education; international cooperation.

ABSTRACT. Higher educational institutions of China, as well as other developed countries, train both scientific workers and practical specialists. The need for the latter has been constantly growing in recent years, and important role in their training belongs to non-governmental higher educational establishments. The article formulates the main requirements to the training of specialists in non-governmental higher educational institutions: 1) students should be given both deep theoretical knowledge and practical experience of work in a big company; 2) special attention in training should be paid to the formation of skills of urgent problems solution; 3) in training students higher educational institutions should cooperate with enterprises and agencies of the social sphere; 4) it is necessary to solve serious problems in the education process: gap between theory and practice, monologic style of material presentation, inadequate taking into account of abilities and aptitudes of students, overestimation of evaluation by scores and not by personal properties and abilities. The article describes the realization of these principles by the Jilin Huaqiao Foreign Languages Institute. As a result of measures described in the article the institute achieved rather significant favorable outcomes. The students do not only get fundamental knowledge but also develop their general erudition. The best indicator of the university's success is constant demand of its graduates: for 5 years running 95% of them find employment. Jilin Huaqiao Foreign Languages Institute makes a considerable contribution to the development of the system of non-governmental higher education in China.

В

ысшее образование Китая стреми- тельная система негосударственных вузов.

тельно развивается, становится Всего их насчитывается 718 (в том числе 292

все более доступным и менее элитарным. автономных института в подчинении у го-

В этот процесс значительный вклад внесли сударственных вузов), в них обучается

негосударственные вузы. На сегодняшний 5 575 200 человек, что составляет 22,5% от

день в Китае создана достаточно внуши- общего числа студентов Китая [1].

© Чжан Вэй, 2016

В 2010 г. Минобразованием КНР была опубликована «Государственная программа реформы и развития народного образования на средне- и долгосрочную перспективу». В этом документе подчеркивается, что негосударственные вузы должны значительно развиться и стать важным элементом реформы народного образования, ставится цель в предстоящее десятилетие создать целый ряд негосударственных вузов высочайшего уровня, утверждается, что негосударственные вузы должны действовать параллельно с государственными [2]. Таким образом, заложены основы для развития системы негосударственного высшего образования, а перед негосударственными вузами поставлена важная задача достичь соответствия определенным принципам образования и стать учреждениями с собственной спецификой.

Совершенствование государства и социальное развитие диктуют необходимость в специалистах двух типов: ученых, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, и практических специалистов. Научные кадры занимаются изучением объективных закономерностей и законов, фундаментальной наукой, а практические специалисты непосредственно создают общественные блага.

С развитием экономики и распространением высшего образования растет как спрос на практических специалистов, так и требования к ним. В Китае осуществляется подготовка практических специалистов трех типов: простых технических работников готовят в высших профессионально-технических училищах; средних практических специалистов - в институтах и университетах прикладного типа; высших созидательных специалистов - в ведущих государственных университетах.

Классификация типов специалистов не обозначает уровень способностей. В любой сфере существуют простые и отличные специалисты. Подготовке специалистов практического типа мешает множество предрассудков. Считая уровень подготовки практических специалистов низким, некоторые институты копируют научно-исследовательскую часть учебной программы ведущих государственных университетов, вместо того чтобы разрабатывать собственные курсы подготовки и искать подходящую модель обучения [3].

Определенно можно сказать, что негосударственные вузы готовят практических специалистов второго типа, ориентируясь на рыночный спрос. При этом необходимо руководствоваться нижеследующими принципами.

1. Необходимо готовить преподавателей типа «шуан ши» (преподаватели

«двойного типа»), т. е. таких, у которых имеются не только обширные теоретические познания, но и практический опыт работы в какой-либо компании [4]. Подготовка высококлассных студентов прикладных специальностей должна опираться не только на знания, почерпнутые из книг, но и на практический опыт и умения преподавателей.

2. В нормативах подготовки необходимо обращать особое внимание на практические способности и навыки, а именно на умение решать актуальные проблемы путем планирования, организации, проектирования, производства, эксплуатации, управления и других методов.

3. Что касается способов подготовки студентов практического типа, то институты должны обучать студентов в тесно сотрудничестве с предприятиями и учреждениями социальной сферы, чтобы создать студентам благоприятные условия для прохождения практики, отработки формируемых навыков.

4. С точки зрения модели обучения надо углублять реформы, стремиться решить следующие проблемы:

- в содержании обучения необходимо преодолевать разрыв между теорией и практикой, приводить устаревшие учебные программы в соответствие с современным уровнем развития промышленности, смещать акцент с изучения теории узкой научной области на применение знаний практического типа;

- в методике обучения необходимо изменить традиционный однообразный монологический метод, чтобы добиться общения на изучаемом языке;

- в системе «студент - преподаватель» студенты должны стать полноправными субъектами учебной деятельности, оказаться в центре обучения. Центр тяжести в обучении перемещается с преподавателя (обучения) на студентов (учение, усвоение);

- при оценивании студентов необходимо акцентировать внимание на их способностях и личных качествах, а не только на количестве полученных на экзаменах баллов.

В последние годы китайские негосударственные вузы обновили свою педагогическую теорию, разработали новую модель подготовки специалистов, чтобы удовлетворить многоплановый спрос общества. В качестве примера рассмотрим опыт работы Цзилиньского института иностранных языков «Хуацяо».

Цзилиньский институт иностранных языков «Хуацяо» расположен в городе

Чанчунь на северо-востоке Китая. Институт был основан ректором Цинь Хэ в 1995 г. Институт занимает площадь 760 тыс. кв. м. В Институте учатся приблизительно 8 тыс. студентов-очников, работают 460 преподавателей, в том числе 50 иностранных специалистов. В состав Института входят 18 факультетов, современный образовательно-технический центр, исследовательский центр китайской и европейской культуры, научно-исследовательский институт, занимающийся изучением развития негосударственных высших учебных заведений. Институт ведет подготовку бакалавров по 25 специальностям, соответствующим 4 основным направлениям: гуманитарные науки, экономика, менеджмент, педагогика. В Институте обучают 11 языкам, в том числе китайскому языку как иностранному, русскому, английскому, японскому. В 2010 г. по решению Госсовета Институт стал единственным небюджетным экспериментальным учреждением среди негосударственных вузов Китая. В том же году была завершена проверка Института Минобразованием КНР, специалисты высоко оценили Институт, что вызвало всплеск внимания к нему. В 2011 г. по решению Департамента образования провинции Цзилинь в Институте открыли единственный в провинции исследовательский центр для подготовки высококвалифицированных специалистов практического типа. Институт уже вошел в число 20 отличных негосударственных вузов страны и 10 негосударственных вузов с хорошей репутацией.

В аспекте подготовки инновационных специалистов прикладного профиля Институт принял следующие меры.

1. Научная, целесообразная ориентация, отчетливое целостное планирование работы института

Базой высшего образования являются классификация специалистов и выбор соответствующих профессиональной ориентации типов подготовки. Руководствуясь законом о развитии негосударственного высшего образования, Институт не слепо перенимает опыт и практику государственных и зарубежных вузов, а твердо идет по пути развития негосударственного вуза со своей спецификой. Мы выбираем свою ориентацию в соответствии с общегосударственными тенденциями развития высшего образования. Исходя из наличных условий и своих преимуществ, Институт планирует свою работу с учетом ситуации в социуме как на локальном, так и на государственном уровне.

Тип подготовки - специалисты практического профиля.

Среди специальностей первостепенное значение придается иностранным языкам,

гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, педагогике.

В вузе сформирована система подготовки бакалавров, своевременно начата подготовка магистров.

С точки зрения критериев, предъявляемых к специалистам, вуз стремится подготовить социально ответственных специалистов, с широким кругозором, востребованных на глобальном рынке труда, с солидными знаниями и выдающимися способностями, с хорошим знанием иностранных языков и культуры поведения, т. е. специалистов широкого спектра прикладных профилей с прочными знаниями, позитивными личностными качествами и развитыми комплексными способностями.

Мы предполагаем, что наши выпускники будут работать в основном в нашей провинции, на северо-востоке Китая и по всей стране.

Институт также поставил перед собой цель за 30 лет стать негосударственным вузом первого разряда с мировым признанием, обеспечить демократизацию, законность и доступность образования, в конечном счете стать престижным негосударственным вузом на долгие столетия.

2. Углубление педагогической

реформы, обновление модели подготовки специалистов

Подготовка кадров - это первоочередная задача вузов. Создать первоклассный вуз -значит выработать узнаваемый имидж и развить свои преимущества. Появление негосударственных вузов в Китае - явление недавнего времени, поэтому еще не накоплен соответствующий опыт, нет эталонов для подражания. С самого основания нашего института ректор ориентировался на подготовку специалистов, востребованных рынком труда. В рамках данной стратегии Институт разработал комплексный подход к подготовке бакалавров, научно спланировал деятельность студентов на протяжении 4 лет бакалавриата с целью всестороннего развития обучающихся. Тем самым была изменена традиционная модель подготовки, в которой важнейшее место отводилось дисциплинам и предметам. Основной принцип Института - это «знания, способности и личность».

С точки зрения основополагающих подходов к обучению Институт переместил акцент с занятий на способности, с обучения на воспитание. Предлагаются такие модели подготовки специалистов, как «иностранный язык плюс специальность», «специальность плюс иностранный язык», «два иностранных языка». Предметы организованы по принципу «семи продолжений»: 1) на протяжении всего бакалавриата продолжаются идеологическое воспитание

и привитие норм этикета; 2) улучшение комплексных способностей; 3) практическое обучение; 4) воспитание качеств культурной личности; 5) сохранение и улучшение психологического здоровья; 6) практика по использованию компьютерных технологий и 7) руководство планированием профессиональной деятельности.

Модель обучения предполагает поэтапное обучение: обучение в бакалавриате разделено на 2 этапа - основной и продвинутый. На основном этапе акцент делается на передачу элементарных знаний по специальности, выработку необходимых для будущей профессии навыков и умений. Задачи продвинутого этапа обучения - расширение кругозора учащихся, совершенствование их комплексных способностей, развитие умений и навыков в соответствии с текущими потребностями общества.

Методика и средства обучения характеризуются использованием учебников нового поколения; применением лингвокуль-турологического подхода к обучению иностранным языкам; включением в учебные планы новых дисциплин практического типа; внедрением современных мультимедийных средств в обучение для оптимизации учебного процесса; эффективным сочетанием теории и практики.

3. Особое внимание к нравственному воспитанию, повышению качества подготовки специалистов

Нравственное воспитание является актуальной стратегической задачей образования нового времени. Актуальность этой задачи связана с поиском ответа на вопрос «Кого и как должны готовить вузы?». Цель нравственного воспитания - совершенствование граждан, главный пункт этого направления деятельности - воспитать в студентах чувство ответственности и дух новаторства. В целях всестороннего развития нравственного воспитания Институт разработал практическую систему воспитания комплексных качеств, включающую воспитание физических качеств, нравственно-этических норм поведения, психологических качеств, повышение квалификации и руководство планированием профессиональной деятельности и трудоустройством.

Институт привержен концепции «нравственное воспитание во главе, выращивание человека в корне», создает систему воспитания «семь единств», которая базируется на следующих принципах: 1) высоко поднять «один флаг» - небюджетное образование; 2) определить «одну цель» - всестороннее развитие знаний, способностей и личности; 3) установить «одну концепцию» -«нравственное воспитание во главе, выращивание человека в корне»; 4) оптими-

зировать «один проект» - проект формирования триединства знаний, способностей и личности; 5) создать «один режим» - сочетать идеологическое воспитание, психологическую консультацию и руководство студентами; 6) внедрить «одну модель» - контролировать все стороны жизни студентов в процессе институтского обучения; 7) выработать «один критерий» - комплексный критерий проверки самоуправления и самоконтроля студентов. В своей работе воспитатели серьезно следят за личностным ростом каждого студента, заботятся об учащихся, чтобы никто из них не отставал от групп, а также всячески стимулируют инициативу учащихся в учебе, превращают пассивную учебу в активную. Осуществление нашим институтом нравственного воспитания способствует повышению качества обучения и улучшению комплексных качеств студентов.

4. Организация внеаудиторной

деятельности студентов и осуществление сотрудничества с предприятиями

В целях формирования у студентов практических навыков мы организуем разнообразные внеаудиторные занятия, создаем клубы различной тематики, например: клуб драмы, клуб ораторского искусства, клуб песни, экономико-торговый клуб и др.

На базе нашего института открылся единственный в Китае учебный центр международной языковой культуры «Глобальная деревня», одобренный ЮНЕСКО. В этом центре есть 12 национальных комнат: США, Германии, Японии, России, Южной Кореи и т. д. «Глобальная деревня» использует Институт как базу для практической деятельности: здесь проводятся занятия по аудированию и страноведению, конкурсы по специальности, проходят заседания клубов русского языка, других клубов.

В июне каждого года институт «Хуацяо» проводит Международный фестиваль, в рамках которого студенческие клубы организуют разнообразные увлекательные мероприятия по своим направлениям: конкурс знаний о стране изучаемого языка, конкурс на лучшее исполнение песен, конкурс декламации и выступления и т. д. Победители награждаются почетным званием и дипломом.

Осуществляется сотрудничество с предприятиями, на них созданы практические базы. Институт отобрал дисциплины по специальности и разработал учебные программы в соответствии с требованиями предприятий, куда направляются студенты для прохождения практики и стажировки на каникулах и в седьмом семестре. Лучших предпринимателей мы приглашаем к себе читать студентам лекции.

5. Развитие сотрудничества с зарубежными вузами

Сотрудничество с зарубежными вузами - ключевой фактор повышения квалификации специалистов прикладного типа. Годами Институт активно использует зарубежные образовательные ресурсы, поощряет международный обмен и сотрудничество. В Институте придерживаются международных стандартов в области образования для подготовки экспортно ориентированных талантов международного класса, активно ведется деятельность по обмену специалистами и студентами с вузами других стран и международному сотрудничеству. С 2003 г. Институт провел официальные встречи более чем с 60 зарубежными институтами и подписал соглашения по обмену преподавателями и студентами. За это время Институт отправил учиться за границу более 600 студентов по обмену и принял более 400 студентов-иностранцев, было приглашено более 500 иностранных преподавателей. В 2011 г. наш институт от имени международного отдела Минобразования КНР успешно провел Международный форум ректоров Северо-Восточной Азии.

6. Повышение квалификации преподавателей, подготовка преподавателей типа «шуан ши»

Успешность учебного процесса во многом зависит от преподавателя. Наш институт прикладывает большие усилия для подготовки высококвалифицированных преподавателей типа «шуан ши» (преподаватели «двойного типа»). С одной стороны, каждый год в Институте проводится конкурс по участию в повышении квалификации для молодых преподавателей, и руководство Института стимулирует всех преподавате-

лей к участию в этом конкурсе. В Институте также стимулируется научно-исследовательская деятельность преподавателей, эффективное сочетание научных исследований и обучающей деятельности. Каждый месяц мы проводим симпозиум по методике преподавания, на котором преподаватели обмениваются новой информацией, делятся своими результатами и опытом; преподавателям предоставляется возможность обучения в аспирантуре и докторантуре с сохранением заработной платы. С другой стороны, у Института есть соглашение с зарубежными вузами, в рамках которого Институт ежегодно отправляет за рубеж преподавателей на стажировку. Для увеличения практического опыта и улучшения навыков Институт отправляет молодых преподавателей на предприятия для прохождения практики.

Таким образом, благодаря принятым мерам в последние годы институт «Хуацяо» добился значительных результатов. Студенты не только приобретают крепкие фундаментальные знания, но и отличаются развитыми комплексными способностями и широким кругозором. Работодатели также высоко оценивают наших выпускников. Пять лет подряд первично трудоустраиваются 95% выпускников. Этот самый красноречивый показатель, ведь можно сказать, что в современном обществе трудоустройство выпускников стало главным критерием оценки деятельности вузов. Подготовка высококачественных специалистов практического типа отвечает требованиям времени, и наш институт будет придерживаться этого принципа и вносить серьезный вклад в развитие системы негосударственных вузов по всей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чжоу Хайтао, Чжон Бинлинь. Годовой доклад о развитии негосударственных вузов на 2013 г. Пекин, 2013.

2. Государственная программа реформы и развития народного образования на средне- и долгосрочную перспективу. Пекин, 2010.

3. Редакция исследования негосударственного образования. Исследования негосударственного образования. Изд-во Центра изучения негосударственного образования. 2015. 1.

4. Сяо Фэнсян, Чжан Чи. Преподаватель типа «шуан ши» // Профессиональное образование Китая.

2012.

5. Чжэн Сюинь, Чжоу Чжиган. Преподаватель типа «шуан ши»: цель развития специализации преподавателей // Профессиональное образование Китая. 2010.

6. Ли Вэйминь. Исследования стратегии и переходного этапа развития негосударственных вузов. Шань Си. 2014. 12.

7. Ван Кан, У Чжихон. Негосударственное образование Китая (2004- 2005). Шанхай, 2005.

8. Ассоциация развития негосударственных вузов Китая. Новое исследование сферы негосударственного образования. Шанхай, 2013.

9. Программы и планы развития Цзилиньского института иностранных языков «Хуацяо» на период 2010- 2015 гг. Чанчунь, 2010.

10. Jilin Huaqiao University of Foreign Languages : official site. URL: http://www.hqwy.com/.

REFERENCES

1. Chzhou Khaytao, Chzhon Binlin'. Godovoy doklad o razvitii negosudarstvennykh vuzov na 2013 g. Pekin,

2013.

2. Gosudarstvennaya programma reformy i razvitiya narodnogo obrazovaniya na sredne- i dolgosrochnuyu perspektivu. Pekin, 2010.

3. Redaktsiya issledovaniya negosudarstvennogo obrazovaniya. Issledovaniya negosudarstvennogo obrazovaniya. Izd-vo Tsentra izucheniya negosudarstvennogo obrazovaniya. 2015. 1.

4. Cyao Fensyan, Chzhan Chi. Prepodavatel' tipa «shuan shi» // Professional'noe obrazovanie Kitaya. 2012.

5. Chzhen Syuin', Chzhou Chzhigan. Prepodavatel' tipa «shuan shi»: tsel' razvitiya spetsializatsii prepodavateley / / Professional'noe obrazovanie Kitaya. 2010.

6. Li Veymin'. Issledovaniya strategii i perekhodnogo etapa razvitiya negosudarstvennykh vuzov. Shan' Si. 2014. 12.

7. Van Kan, U Chzhikhon. Negosudarstvennoe obrazovanie Kitaya (2004- 2005). Shankhay, 2005.

8. Assotsiatsiya razvitiya negosudarstvennykh vuzov Kitaya. Novoe issledovanie sfery negosudarstvennogo obrazovaniya. Shankhay, 2013.

9. Programmy i plany razvitiya Tszilin'skogo instituta inostrannykh yazykov «Khuatsyao» na period 20102015 gg. Chanchun', 2010.

10. Jilin Huaqiao University of Foreign Languages : official site. URL: http://www.hqwy.com/.

Статью рекомендует канд. пед. наук Ли Минь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.